- Учителю
- План-конспект урока по теме ' Греция в древнейшее время' (5 класс)
План-конспект урока по теме ' Греция в древнейшее время' (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Греция в древнейшее время
__________________________________________
(Тема урока)
ФИО (полностью):
Сударева Наталья Михайловна
Место работы:
МБОУ СОШ с. Барнуковка Балтайского района Саратовской области
Должность:
учитель истории и обществознания
Предмет:
история
Класс:
5
Тема и номер урока в теме:
Тема 3: «Древняя Греция», № 19
Базовый учебник:
Вигасин А.А. и др., История древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», М. 2014 г..
-
Цель урока: - формирование целостного представления у учащихся об истории Древней Греции;
- развитие коммуникативных умений и навыков при работе в группах;
- воспитание толерантного отношения учащихся к культуре и истории Древней Греции.
9. Задачи: учебные: - активизировать познавательный интерес учащихся к истории;
- повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Древняя Греция»;
развивающие: - формировать умения работать с исторической картой и дополнительной литературой;
- развивать коммуникативные умения и навыки при работе в группах;
- высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению своих товарищей;
воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к античной истории как важнейшей составной всемирной истории.
-
Ожидаемые результаты: предметные результаты: - давать определение понятиям: Древняя Греция, полис, Аттика, лабиринт, стратег, Эллада, драхма, греческая фаланга, ареопаг, демократия и др.;
- назвать не менее 10-ти древнегреческих богов;
- знать не менее 5-ти древнегреческих героев;
- назвать не менее 3-х сражений греко-персидских войн;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
- анализировать и обобщать факты;
- решать творческие задачи;
- представлять результаты своей и групповой деятельности в форме рисунка, сообщения, кроссворда, устного развернутого ответа;
- уметь сотрудничать с одноклассниками, коллективно работать;
личностные результаты: - уважать мнение товарищей;
- занимать позицию по обсуждаемому вопросу;
- понимать культурное многообразие мира;
- уважать культуру своего и других народов.
11. Тип урока: Урок контроля знаний и умений
12. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
13. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, карта « Древняя Греция», картины, таблица ( исторические личности ), дидактический материал, портреты исторических деятелей, монеты, лавровые венки, оливки, оливковое масло, меч.
14. План: 1. Защита проекта « Герб », «Кроссворд»
2. Чайндат
3. Найдите ошибки в текстах
4. Конкурс стратегов
5. « Найти и отметить»
6. « Кто есть кто ?»
7. « Крылатые выражения»
8. « Наведи порядок»
15.Структура и ход урока:
1.Организационный момент
2.Мотивационный блок
3. Постановка проблемы
4.Аналитический блок
5. Физминутка
6.Аналитический блок
7. Заключительный блок
а) Подведение итогов
б) Оценивание
в) Рефлексия
Ход итогового урока-игры
-
Организационный момент.
Здравствуйте ребята ! ( дети сидят по 5 человек в команде за двумя столами )
2.Учитель: Совсем недавно мы завершили изучение темы « Древняя Греция». Сегодня мы с вами повторим и закрепим знания по этой теме. А вам самим было бы интересно знать, насколько прочны ваши знания ? Проверим ? А вы знаете, что древние греки делали, когда им было необходимо что не будь вспомнить? Они обращались за помощью к богине памяти Мнемозине. А чтобы хватило сил и смелости олимпийские атлеты приносили жертву богу Зевсу. Давайте и мы обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить все, что мы знаем. И хором произнесем следующие слова : « О богиня Мнемозина, помоги нам!» А на наш алтарь возложим дары богу Зевсу, чтобы помог выиграть лавровый венок победителя.( Приложение №1)
3.Учитель: И так, мы расположили богиню Мнемозину и бога Зевса к себе и теперь можем начать игру - состязание по Древней Греции. У нас присутствует 2 команды: Команда « Афины» и Команда « Спарта». Мы пройдем с вами следующие этапы, обратите внимание на доску : 1 этап « Домашнее задание», 2 этап « Чайндат», 3 этап «Найдите ошибки в текстах», 4 этап « Конкурс стратегов», 5 этап « Найди и отметь», 6 этап « Кто есть кто», 7 этап « Крылатые выражения» , 8 этап « Наведи порядок»,
4. У каждой команды было домашнее задание : 1. Нарисовать свой герб и его защитить. 2. Составить кроссворд.
Слово предоставляется команде « Афины». Их герб учитель крепит на доску, 1 ученик говорит защиту: « На нашем гербе мы изобразили три главных символа города Афины - это лоза винограда , ветка оливкового дерева, шлем богини Афины. Оливы - вечнозеленые небольшие деревья, которые живут 250 лет, а плодоносят только на 16, 18 -ый год, давали плоды оливки. Из них давят лучшие сорта оливкового масла. Из винограда делаем вино высокого качество. А богиня Афина покровительствует нам до сих пор. Поэтому на алтарь мы положили оливки, виноград.»
Учитель: Слово предоставляется команде « Спарта» . Их герб учитель закрепляет на доске..
Ученик : « На нашем гербе мы изобразили война - спартанца. Мы спартанцы не занимаемся ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом, ни искусством . Мы преуспели только в одном - в военном деле. Главная наша задача - держать в повиновении илотов, победоносные войны. Поэтому на алтарь мы положили меч, чтобы Зевс укрепил наши силы.
Учитель: Молодцы ребята! Каждая команда получает по драхме.
А сейчас давайте обменяемся кроссвордами и отгадаем их.( Приложение №3)
Время работы 2 минуты. Давайте вновь обменяемся кроссвордами и каждая команда прокомментирует правильно ли ваши соперники выполнили задание. Команды получают драхмы в зависимости от отгаданных слов.
Учитель: Следующий этап нашей игры ( план на доске) Чайндат ( Приложение №4).
Вы должны не только вспомнить даты но и расположить их в правильном хронологическом порядке, записав их в нужные квадраты. Время ответа 2-3 мин.
Кто первый выполняет задание поднимает руку. Стратеги выбирайте задание?
Учитель проецирует через проектор ответы на доску, а рядом открывает проверочное задание с ответами. В ходе совместной прочерки выясняют, кто верно выполнил задание. Драхмы вручаются в зависимости от количества правильных ответов.
Учитель : Следующий 3 этап нашей игры - « Найдите ошибки в текстах».( Приложение №5) Стратеги выбирают задание.
Совместно вы должны найти ошибки в трех текстах и вставить правильные слова или предложения и прокомментировать правильные ответы. Команды работают 2 - 3 мин. По каждому тексту выступает 1 ученик. Драхмы вручаются за каждый правильный текст.
Учитель : Переходим к 4 этапу - « Конкурс стратегов» ( Приложение №6). Пожалуйста, уважаемые стратеги выходите к доске. Сейчас вы будете отстаивать честь своего полиса и поочередно отвечать на заданные мною вопросы.
Вопросы « Спарте» : 1. Покажите на карте , где находится г. Афины.
2.Что такое ареопаг?
-
Как называли правителей в Афинах?
Вопросы « Афинам» : 1. Покажите на карте , где находится полис Спарта.
2. Что такое демократия?
-
Назовите автора поэм « Илиада» и « Одиссея»?
Молодцы капитаны! Вы зарабатываете по драхме в копилку своей команды.
5. А сейчас давайте отдохнем и проведем разминку - физминутку под речевку « Мы спартанцы, олимпийцы!»
6. Переходим к 5 этапу нашей игры « Найти и отметить» ( Приложение №7). Команда совместно отвечает на вопросы и отмечает ответы на контурной карте. Каждой команде дается контурная карта и цветные карандаши. Кто выполняет задание поднимает руку. Карты проецируются через проектор на доску. Обучающиеся и учитель комментируют работу. Драхмы вручаются за каждый правильно определенный объект.
Учитель: Приступаем к 6 этапу - « Кто есть кто ?». Каждая команда должна определить древнегреческого персонажа по портрету, фактам и высказываниям, принадлежащим им. На выполнение задания 2 минуты. Кто выполняет задание поднимает руку. Проверим правильно ли вы ответили. Прикрепляем листы с выполненными заданиями на доску, рядом открываем имена исторических деятелей.
Учитель: Продолжаем нашу игру, переходим к 7 этапу - « Крылатые выражения» ( Приложение № 8)
Каждая команда должна объяснить, что обозначают крылатые выражения и какова история их возникновения.
Бог виноделия
Учитель : Следующий этап нашей игры называется - « Наведи порядок» ( Приложение № 9). Приведите в соответствие имена богов и сферу их деятельности. От каждой команды по 1 ученику вызывается к доске, где находится материал с именами и деятельностью богов, они должны соединить бога и сферу его деятельности.7.
А) Учитель просит уч-ся выделить главное и основное данного урока; что понравилось на уроке? что вызвало трудности?
комментирует итоги.
Б) Учитель и обучающиеся определяют критерии оценивания работы каждой команды: - кто на протяжении всего урока набрал больше драхм ( 1 драхма - 1 балл) и выполнял все задания правильно - оценка «5»; - кто допускал ошибки, набрал меньше драхм, но сам их исправлял - оценка «4».
В) Учитель предлагает заполнить таблицу каждому уч-ся( Приложение № 12)
Объявляются победитель-команда и победитель- ученик, вручаются призы - лавровые венки, грамоты.
Литература:
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна. М., 2000.
Вигасин А.А., Годер., История Древнего мира. М., 2010.
Волубев О.В., Шестаков А. В., История Древнего мира в художественно - исторических образах. М., 1998.
Мультимедийное учебное пособие нового образца: « История. 5 класс.» Издательство « Просвещение» .
Хрестоматия по истории древнего мира.