7


  • Учителю
  • Учебно-методическое пособие 'Поурочные разработки по истории Тувы. 9 класс'

Учебно-методическое пособие 'Поурочные разработки по истории Тувы. 9 класс'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:     Одной из актуальнейших проблем современной общеобразовательной школы является проблема изучения истории родного края. Перед учителем встает задача изучения путей и специфики исторического пути тувинского народа . Основная цель – дать учащимся достоверное и целос
предварительный просмотр материала

Урок 1. Предмет, задачи изучения курса истории Тувы. Начало заселения территории Тувы

Задачи урока:

Учащиеся должны уяснить реальное состояние социально-экономическое развитие древней Тувы?

2.Расскажите о позднепалеолитических каменных орудиях труда древних тувинцев?

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Территория Тувы

2.Климат флора и фауна

3.Позднепалеолитические каменные орудия.

Объяснения учителя

В конце позднего палеолита с окончанием ледникового периода произошел переход к неолиту, т. е. новокаменному веку (6 - 5 тыс. лет тому назад). Это последний важнейший историко-культурный этап каменного века. Неолит Тувы изучен недостаточно. Однако за последние годы обнаружены несколько десятков неолитических стоянок, в которых собрано значительное количество каменных орудий, позволяющих в общих чертах восстановить общую картину хозяйственной деятельности и жизни ее древнейших обитателей. В настоящее время неолитические памятники обнаружены на территориях, примыкающих к Улуг-Хему и в таежной Тодже. Другие районы Тувы еще недостаточно изучены. Среди собранных на этих стоянках каменных орудий часто встречаются микропластинки, наконечники стрел и др.

Неолитические племена Тувы достигли крупных успехов в своем хозяйственно-культурном развитии. В это время произошло серьезное изменение в производстве каменных орудий.

Неолитические племена Тувы стали делать не только более совершенные каменные орудия (появилась техника полировки, сверления, ретуши), но и лук, и стрелы. Изобретение лука со стрелой, несомненно, способствовало успешной охоте и улучшению материальной жизни населения Тувы того времени. Лук и стрелы позволяли поражать добычу с большей убойной силой на большом расстоянии.

Не менее крупным событием в материальном производстве неолитических людей было изготовление и применение глиняных сосудов, которые намного улучшили приготовление и хранение домашней пищи. На неолитических стоянках Тувы найдены обломки разнообразных глиняных плоскодонных сосудов. Многие из них были украшены красивыми геометрическими узорами, которые оттискивали в сырой глине специальными штампами, а потом обжигали сосуды в кострах.

Неолитические обитатели Тувы охотились не только на диких животных, но и на водоплавающую птицу, ловили сетями рыбу. Жили они оседло, в землянках и шалашах. Если неолитические племена Тоджи были охотниками и рыболовами, то жители степных районов Тувы, по-видимо-му, занимались не только охотой, собирательством, но и скотоводством. Об этом свидетельствует наличие костей домашних животных (овцы, козы, лошади и коровы) в культурном слое стоянки Хадынныг-1 в Улуг-Хемском районе.

В этот период произошли серьезные сдвиги не только в общественно-хозяйственном укладе жизни древнейших жителей Тувы, но и в его составе и численности. Тогда шел процесс освоения ранее не тронутых новых территорий.

Работа с учебником: прочитать стр 8-9, ответить на вопросы: В каких территориях Тувы были найдены неолетические памятники?

Групповая работа учащихся: класс делиться на две группы, работа с дополнительным материалом (карточки)

Домашнее задание: прочитать записи в тетрадях

Урок 3. Бронзовый век.

Учащиеся должны уяснить особенности бронзового века. Должны уметь различать века

Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.начало освоения первого металла (меди)

2.Древние рудники

3.охота рыболовства, собирательство

Объяснения учителя

На смену каменному веку пришел бронзовый (конец III тысячелетия - IX в. до н. э.). Эпоха бронзы ознаменовалась коренными изменениями, происходившими в хозяйственной и культурной жизни древних жителей Тувы. Они перешли к скотоводству, которое было оседлым и сочеталось с примитивным земледелием. Кроме того, племена Тувы по-прежнему занимались охотой, рыболовством и собирательством.

Для раннего этапа эпохи бронзы Тувы характерны немногочисленные памятники афанасьевской культуры (вторая половина III - начало II тысячелетия до н. э.), широко распространенной на территории Минусинской котловины. В этот период местные племена ознакомились спрослежены культурные слои этой культуры. В это время племена Тувы добывали медную руду и переплавляли ее в примитивных печах-ямах с помощью древесного угля, причем воздух для раздувания огня подавался кожаными мехами через глиняные сопла. Древние рудники и медеплавильные печи этого времени найдены в районе Хову-Аксы, в верховьях Бурен-Хема, в долине р. Бай-СютКаа-Хемского района и других местах. Из бронзы весьма искусно отливали ножи, кинжалы, тесла, наконечники для стрел, украшения. Изготовляли сосуды из камня, глины и дерева. Занимались резьбой по дереву, кости, прядением и выделкой кожи из шкур. Освоили верховую езду на лошади. Для передвижения стали использовать повозки.

Женщины занимались изготовлением одежды, посуды, прядением, ткачеством и воспитанием детей. В обязанности мужчин входило: уход за скотом, охота, производство металлических изделий.

В эпоху бронзы местные племена поддерживали связь с соседними племенами.

Домашнее задание: нарисовать изделия Эпохи из бронзы

Урок 4. Начало производства железных орудий

Задачи урока:Познакомить с хозяйством племен Тувы Развивать мышление и речь

Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Скифское время

2. Уюкская культура.

3. Уровень развития Хозяйственной деятельности в жизни племен Тувы.

4.Переход к кочевому скотоводств

5. Развитие горного дела, металлургии, ремесла

К концу бронзового века, примерно с VIII в. до II в. до н. э., существовал ранний железный век. Этот период в исторической литературе условно называется также скифским временем. Археологическая культура этого времени получила название уюкской культуры (названо по р. Уюк, где расположены грандиозные курганы этого времени, в том числе курганы Аржан I и И).

Этот период в истории племен Тувы ознаменовался такими крупными достижениями социально-экономического порядка, как переход от оседлых пастушеско-земле-дельческих форм хозяйства к новой, более прогрессивной


Домашнее задание:Составить вопросы для викторины

Урок 5:

Общественный строй. Искусство Племена Тувы.


Задачи урока: Воспитать к бережному отношению к истории своего края и к истории других народов

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Разложение первобытнообщинных отношений и вызревание предпосылок классового общества.

2.Своеобразное и самобытное искусство племен Тувы.

3.Роль племен Тувы в создании оригинального скифо-сибирского искусства( звериный стиль)

Объяснение учителя


Общественный строй племен Тувы в этот период, исходя из анализа археологических материалов, находился на грани разложения первобытнообщинных отношений. С переходом к кочевому скотоводству у населения Тувы в то время не только стали складываться новые формы хозяйства, но и произошли серьезные изменения в социальных отношениях. С увеличением стад скота, развитием металлургии и земледелия и утверждением отцовского права наследования богатства начинают скапливаться в руках отдельных аристократических семей.

Наряду с рядовыми погребениями с бедным инвентарем появляются богатые погребения, принадлежавшие племенным вождям и главам патриархальных семейств. Об этом свидетельствуют грандиозные земляные и каменные курганы с пышным погребальным инвентарем, содержавшим многие драгоценные вещи, в том числе золотые украшения, Например, исследованный в 1971 - 1974 гг. М. X. Маннай-оолом и М. П. Грязновым курган Аржан (VIII - III вв. до н. э.) на территории совхоза "Уюк" Пий-Хемского район имел высоту около 4 м, диаметр 120 м. В нем были найдены погребения: вождя племенных союзов Тувы того времени, его жены и приближенных, всего - 17 человек, а такя скелеты более 160 коней. Ни в одном из курганов это времени не встречалось такого большого числа людей коней, погребенных с племенным вождем. В этом уникальном кургане были обнаружены очень ценные находки бронзовый кинжал, многочисленные удила и другие предм ты конского снаряжения, различные украшения из бронз* золота, драгоценного камня, рога, остатки одежды из со, линых шкур и многоцветных шерстяных тканей.

Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце параграфа с-20

Урок 6. Хозяйство и общественные отношения

Задачи урока: Познакомить учащихся с основными этапами , ключевыми событиями истории Тувы

Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Образование государства гунну.

2 Кочевое скотоводство. Земледелие. Охота и собирательство.

3.Развитие металлургии. Изменение облика материальной культуры и антропологического типа населения Тувы.

Племена Тувы в то время создали яркую и самобытну материальную культуру, великолепную бронзовую метал лургию, высокоразвитое прикладное искусство"ПО том, ч в рассматриваемое время население Тувы имело культур

Археологическая культура этого времени в исторической литературе получила условное название шурмакской (так названа по месту раскопок курганов этого времени на реке Шурмак). Шурмакская культура подразделяется на два этапа: первый (ранний) этап охватывает период со II в. до н. э. по I в. н. э., второй этап - со II по V в. н. э.

В конце III в. до н. э. в Центральной Азии племена хунну создали военно-племенной союз во главе с шаньюем (правителем) Модэ, который просуществовал вплоть до I в. н. э. Модэ был исключительно жестоким человеком: ради власти он убил отца, жену и мачеху с младшим братом.

Население Тувы в конце III - начале II в. до н. э. смешивалось с пришлыми племенами, которых в Туву оттеснили хунну, господствовавшие в то время в Центральной Азии. По данным письменных источников, территория Тувы, а затем Хакасии подвергалась завоеванию хунну. Все это хорошо подтверждается археологическими материалами из раскопок курганов указанного времени в Туве.

С нашествием хунну не только меняется облик материальной культуры, но также изменяется антропологический тип населения Тувы, приведший его в конечном счете к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы.

В конце I в. н. э. племенной союз хунну распался под ударами племен сяньби, живших в Центральной Азии. Однако господство сяньбийцев было непродолжительным. В начале III в. (235 г.) государство их также распалось. С конца IV в. (391 г.) до начала VI в. в Центральной Азии господствовали кочевники жуань-жуане или жужане. В те периоды, как и во время хунну, племена Тувы также находились в зависимости от этих кратковременных племенных объединений. В связи с этими политическими событиями произошли большие перемещения племен и народностей.

Основой хозяйства местных племен являлось кочевое скотоводство в сочетании с земледелием и Охотой. Оно в тот период получило значительное развитие. В ту пору вки, чашки, сосуды, блюда, ложки) из курганов указанного времени находят в себе некоторые общие черты сходства в традиционной материальной культуре современных тувинцев.


Домашнее задание:Вопросы и задания к главам I и II

Урок 7. Тува в составе тюркского каганата

Хозяйство. Быт и культура. Общественные отношения

Обмен и торговля. Религия Письменность

Тува в составе уйгурского каганата . Города уйгуров



Задачи урока:Познакомить учащихся с выдающимся деятелями истории Тувы , работать хронологией

Познакомить с культурой тюркского каганата

Воспитать бережное отношение к историческим памятникам

Развивать логическое мышление

Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Образование тюркского каганата

2.Формирование раннефеодальных отношений. Культура и быт. Пища.

3.Орхоно-енисейская руническая письменность тюрков- высшее достижение их культуры

4.Создание уйгурского каганата Разгром тюрков уйгурами .Уйгурские городища и крепости.

Объяснение учителя

Древние тюрки являются одним из древнейших племен Центральной Азии. Первое упоминание о них встречается в письменных источниках III в.

В 460 г. одно из племен хунну-Ашина попало под власть жужан и переселилось из Восточного Туркестана на Алтай, где образовался союз племен, принявший название "тюрки".

В середине VI в. тюрки-тугю разгромили государство жужаней и создали свое государство - тюркский каганат. Период с VI до середины VIII в. в истории Тувы называется древнетюркским временем, так как она находилась тогда в составе тюркского каганата - древнего государства тюркоязычных племен Алтая и Центральной Азии.

В 581 г. тюркский каганат, распространивший свои владения на огромной территории от Черного до Каспийского морей на западе, до Маньчжурии на востоке, от Саянских гор на севере до Великой Китайской стены на юге и заселенный многочисленными племенами, был разделен на западный и восточный. В состав восточно-тюркского каганата входили территории Алтая, Тувы, Монголии и Забайкалья, где обитали в основном тюркоязычные и мон-голоязычные племена. Так дальнейшее развитие истории тюрок пошло по двум направлениям.

Население Тувы в этот период, как и тюрки-тугю, имело в основном комплексное хозяйство. Основным занятием его было кочевое скотоводство с круглогодичным выпасом животных. В это время в Туве, как и раньше, разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот, верблюдов, но в составе стада все-таки преобладали овцы и лошади. Это видно по костным материалам из раскопанных погребений курганов этого времени. Овцы и лошади - самые ценные и неприхотливые животные в отношении кормов. Известно, что баранина была излюбленным кушаньем степных кочевников, а овечья шерсть шла на изготовление одежды, выделку шерстяных тканей и войлока.

Лошадь использовали в первую очередь для верховой езды, а также для упряжки в качестве тягловой силы. На лошадях не только ездили за скотом, но воевали и охотились на зверей. В одной из летописей говорится: "Лошади тюкю (тюрков - автор) обладают чрезвычайными способностями и соразмерным телосложением; они выносят длительные переезды и не имеют равных для охоты". Консвовал вплоть до конца XIV в. Среди вещей, найденных в древнетюркских курганах, имеются вещи, аналогичные современным тувинским. К ним относятся предметы конского убора, железные ножи, тесла, каменные жернова и др. В современной народной топонимике Тувы встречаются древнетюркские названия, известные по надписям енисейской письменности. Например, Отюкен, Алтай, Ак, Казанак, Оок (Уюк), Тарлаг и многие другие. Таким образом, древние тюрки являются одними из ближайших исторических предков современных тувинцев.


Домашнее задание: Сделать реферат


Урок 8.Хозяйство и общественные отношения. Культура

Тува в составе государства древних кыргызов. Хозяйство

Задачи урока: Познакомить с культурой уйгурского каганата. Познакомить с культурой древних кыргызов. Воспитать бережное отношение к историческим памятникам

Развивать логическое мышление

Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Уйгурские городища и крепости , как центр оседлости, земледелия ремесла и торговли. Хозяйство.

2.Общественные отношения, культура и быт. Роль уйгуров в формировании тувинского народа .

3.Территория древнекыргызского государства. Развитие кочевого скотоводства и земледелия. Ирригационные сооружения.

4. Кузнечное , гончарное и литейное дело

Объяснение учителя.

В середине VIII в. на историческую арену Центральной Азии вышли уйгуры, которые разбили государство древних тюрков и создали новое государство - уйгурский каганат, существовавший с 745 по 840 гг. В это время история Тувы связана с историей уйгуров, одного из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. В результате разгрома тюркского каганата в 750 - 751 гг. Тува была завоевана уйгурами. Так начался уйгурский период в истории Тувы (750 - 840 гг.).

Археологические раскопки показывают, что для закрепления завоеванных территорий уйгуры в Туве сооружали целую систему крепостей, соединенных между собой оборонительными укреплениями и валами. Эти городища (укрепленные поселения) представляли собой монументальные сооружения, окруженные стенами. Городища были центрами оседлости, земледелия, ремесла и торговли. На случай военной опасности они служили убежищами.

В настоящее время в Туве известны 17 городищ и один наблюдательный опорный пункт, сооруженные уйгурами. Городища расположены цепочкой в долинах рек Хемчика и Чадана, в устье Ак-Суга и Элегеста, на левобережье Улуг-Хема, между его притоками - Чаа-Холь и Барык, на озере


Уйгурское городище.

Тере-Холь. Почти все городища расположены к югу от оборонительного вала, тянувшегося от Элегеста до верховьев Хемчика. Вдоль северной стороны оборонительного вала был сооружен земляной ров. Вал представляет собой мощное оборонительное сооружение, возведенное на случай возможного нападения противника с севера. Таким северным противником для уйгуров в то время были древние кыргызы Минусинской котловины.

Открытие и исследование этих городищ, несомненно, свидетельствуют о существовании оседлой цивилизации в Туве. В результате раскопок найдены остатки дворцов, обломки глиняных сосудов, железные шлаки, пряслица от веретен, каменные жернова, зернотерки и др.

Основой хозяйства местных племен по-прежнему являлись кочевое скотоводство и земледелие. Разводили лошадей, коров, овец и коз.

Домашнее задание: Сделать опорный конспект

Общественный строй

Урок 7. Население и его культура


Задачи урока: Развивать коммуникативную речь.Развивать умение описывать исторические события, памятники культуры.



Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Общественные отношения

2.Население его культура и быт.

3. Роль кыргызов в формировании тувинского народа

Объяснение учителя


Древнекыргызское государство в VI - IX вв. занимало территорию Минусинской котловины. В 840 г. древние кыргызы, поддерживаемые племенами Алтая и Тувы, разбили уйгуров. Тува оказалась в составе государства древних кыргызов и находилась в нем до начала XIII в., т. е. вплоть до нашествия войск Чингисхана. Все города и оседлые поселения уйгуров, построенные на территории Тувы, были разграблены и сожжены. Что касается уйгуров, то они в основной массе переселились в Восточный Туркестан и Среднюю Азию, а часть их осталась в Туве, составляя один из компонентов тувинского народа.

Основным занятием древних кыргызов было кочевое скотоводство и плужное развитое земледелие. Сеяли просо, ячмень, пшеницу и другие культуры. Для вспашки зерновых культур применяли сложные плуги с чугунными отвалами, а для уборки урожая - железные кованые серпы. В качестве тягловой силы при пахоте использовались быки и лошади. В этот период земледелие получает свое дальнейшее развитие, сооружается значительное количество оросительных каналов, остатки которых до сих пор сохранились. В Туве найдены также втульчатыелемехи от плугов, железные серпы, относящиеся к этому же периоду. Древние кыргызы, как и местное население Тувы, разводили коров, овец, а также верблюдов. Как свидетельствуют письменные источники, древние кыргызы выводили разные породы лошадей. Наряду с малорослыми лошадками были и высокорослые быстроногие скакуны. Охота, собирательство имели подсобный характер.

Местные племена были хорошо знакомы с горным делом и металлургией. Они добывали и выплавляли в плавильных горнах железо, золото, серебро, олово и другие металлы. Были развиты кузнечное, литейное, гончарное и ювелирно-декоративное ремесла. Как показывают материалы археологических раскопок, из железа кузнецы- мастера изготовляли сошники, серпы, топорики, ножи, наконечники для стрел, удила, стремена, косы-горбуши, а из серебра и золота - различные предметы украшения.

В одной летописи говорится, что у кыргызов "...есть золото, железо, олово. Делают оружие крайне острое". Многие предметы покрывались красивым орнаментом. Мастера гончарного дела лепили сосуды руками и на гончарном круге со сложными орнаментальными мотивами. Среди ремесленников были также строители, шорники, плотники, камнетесы и резчики по камню, кости, дереву и др.

В древнекыргызском государстве усилился процесс классообразования, и продолжали складываться феодальные производственные отношения, которые зародились у местного населения Тувы еще в VI - VIII вв. Во главе феодальной аристократии стоял каган, имеющий безграничную деспотическую власть. Во владении аристократической верхушки военно-феодальной знати (беги, тарханы, батуры и огланы) находились государственные и частные землевладения, т. е. пашни, пастбища, завоеванные территории. Таким образом, основой феодальных отношений в Туве в древнекыргызское время, а равно до последнего, была феодальная собственность на землю, как на главное средство производства.

Степные территории Тувы после их завоевания также были разделены кыргызскими феодалами на шесть багов (уделов), население которых было кыштымами, т. е. зависимыми данниками древнекыргызской знати. В руках этой аристократии находились также многочисленные стада, предметы роскоши и драгоценности.

Основная масса населения и все подвластные племена (кыштымы) находились в полной зависимости от кагана, бегов, батуров и платили им дань. Так, с дальнейшим развитием феодальных производственных отношений усиливается имущественно социальная дифференциация 335в древнекыргызском обществе. "Законы их, - говорится в летописях, - строги. Произведший замешательство перед сражением, не выполнивший посольской должности, подавший неблагоразумный совет государю, так и за воровство, приговаривается к отсечению головы".

Древние кыргызы имели торговые связи не только со своими соседями, но и отдельными странами: со Средней Азией, Восточным Туркестаном и Китаем. Кыргызы обменивали меха ценных пушных зверей (соболей, бобров, лисиц, куниц, белок и др.), лошадей, клыки ископаемых мамонтов, древесину на шерстяные, шелковые ткани, украшения и другие предметы роскоши.



Домашнее задание: КонспектироватьПараграф 26Ответить на вопросы в конце параграфа


Урок 11.Тува под игом монгольских феодалов . Хозяйство и культура населения Тувы

Задачи урока:



Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Образование раннемонгольского государства.

2. Тува в составе монгольской империи. Правление Чингисхана.

3.Города и военные поселения- центры земледелия

Объснение учителя

Монголы до XI - XII вв. еще не представляли единого целого. В этот период происходит упорная борьба за власть между монгольскими ханами. Среди боровшихся между собой представителей степной аристократии выделялся Темучин (1162 - 1227 гг.).

В начале XIII в. ему удалось объединить различные монголоязычные племена, племенные союзы и ханства в единое раннемонгольское государство. В 1206 г. на курултае (съезде), созванном на р. Онон, он был провозглашен великим ханом и ему было присвоено имя Чингисхан. С первых же годов правления Чингисхан начал свои завоевательные войны, продолжавшиеся и при его приемниках.

В 1207 г. в числе первых были покорены племена Тувы монгольскими войсками под командованием старшего сына Чингисхана Джучи. Тувинские племена, в частности туматы, отчаянно сопротивлялись, отстаивая свою свободу и независимость.

В одном источнике упоминаются среди покоренных монголами племен Южной Сибири такие родоплеменные группы, как дубасы, туматы, киргизы, теолосы и др.

С тех пор вплоть до распада Монгольской империи Тува находилась в даннической зависимости от монгольских феодалов. В 1368 г. монгольские феодалы были изгнаны из Китая. В 1380 г. Куликовская битва положила начало свержению монгольского ига на Руси. В конце XIV в. великая Монгольская империя перестала существовать, началась эпоха феодальной раздробленности.

Завоевание монгольскими феодалами лесных и других племен Тувы, как и всего Саяно-Алтая, привело к глубоким и необратимым последствиям в их верованиях тувинцев отразилось бессилие перед стихийными силами природы и тяжестью социального гнета.

В ходе завоевательных походов монгольских поработителей происходит сильное перемещение племен не только в Центральной Азии, но и в верховьях Енисея. В рассматриваемый период в Туве жили различные тувинские племена, родовые имена которых сохранились в Туве вплоть до начала нашего столетия. В частности, к ним относятся туматы, салчаки, теле, монгуши, кыргызы и другие. Тогда они еще не составляли единой народности и не имели общего самоназвания. Однако в это время они имели единую территорию и общий язык с разными диалектами. По данным письменных источников, в начале XIII в. население Тувы упоминается под именем "кэм-кэмджиутов" и "тубасов". Этноним "дубасы", или "дубо", позднее стал самоназванием всех тувинцев - "тыва улус".

В связи с нашествием войск Чингисхана в Туву проникло значительное количество монголоязычных и иных племен.

Словом, население Тувы в XIII - XIV вв. было пестрым как по своему этническому составу, так и по религиозной принадлежности. Культура населения Тувы слагалась из культур местных тюркоязычных кочевников и переселенцев. Несомненно, абсолютное большинство этих монго-лоязычных племен осталось жить в Туве и постепенно смешалось с местным населением, восприняв их язык. Начиная с этого времени, в дальнейшем ходе исторического развития происходил беспрерывный процесс этнического сближения и смешения тюркоязычных элементов с монго-лоязычными племенами, оставившими свои следы в этногенезе тувинцев. Ассимиляция местного тюрко^зычного населения с монгольскими этническими группами способствовала также формированию того центральноазиатского физического типа, который характерен для современных тувинцев. 42В конце XIV в. после распада монгольской империи и отъезда насильственно переселенных сюда ремесленников военно-пахотные поселения распались.

В период с конца XIV в. по XVI в. население Тувы было независимым от монгольских феодалов и жило на своих исконных территориях.

Рассказ о походе монгольских войск

в земли племен Саяно-Алтая (из Монгольской хроники 1240 г.)

В год Зайца (1207) Чжочи (старший сын Чингисхана - автор) был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всего явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки со своими Тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочи. Проводил его к своим Тумен-ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Ур-сутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен- киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизскиенайоныЕди, Ина, Алдиер и Олебе-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречатами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас, Вачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом своими белыми кречатами, да белыми же меринами, да белыми же соболями. За то, что Ойратский Худука- беки первый вышел навстречу Чжочи с выражением покорности вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген. Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Алаха-беки отдал в замужество к Онгудцам. Милостиво обратись к Чжочи, Чингисхан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успел и выйти из дому, как ъ добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство". И повелел так.

Борохул уже был послан против Хори-Туматского племени (племена туматов вошли в состав тувинцев - автор). Хори-Тума-тами правила после смерти своего мужа Дайдухул-сохораБотохой- Толстая. Достигнув их пределов, Борохул-нойон с тремя людьми пошел вперед своего войска. Когда он поздно вечером пробирался по невообразимо трудной лесной тропинке, Туматские дозорные в тылу у него устроили засаду на этой самой тропе, захватили его и убили. Узнав об убийстве Борохула, Чингисхан очень разгневался и стал сам собираться в поход на Туматов. Насилу его отговорили Боорчу с Мухалием. Тогда он послал ДорбетскогоДорбо-Докшина и наказал ему: "В строгости держи войско и попробуй, молясь Вечному Небу, покорить Туматскоеплемя". Дорбо отрядил часть войска к той самой охранявшейся Туматским караулом тропе, по которой хотел пройти перед тем отряд Борохула, и, обманув неприятеля этим ложным движением, сам направил войска по тропе, проложенной дикими буйволами. Когда же и лучшие из ратников стали колебаться, он приказал отборным ратникам нести наготове по десяти прутьев для понукания отстающих. Вооружив ратников топорами, тесаками, пилами и долотами и всяким потребным инструментом, он приказал прорубать просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно Туматов и полонил их.

(Из книги С. А. Козина. Сокровенное сказание. Монгольская хроника, 1240 г. Под названием Юань чаоби-ши. М. - Л., 1941).

Домашнее задание:

Урок 12. Население Тувы

Задачи урока: Познакомить учащихся с религией тувинцев


Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1 Хозяйство и распад монгольской империи.

2.Культура и быт. Декоративно- прикладное искусство.

3. Шаманизм тувинцев



Объяснение учителя:



В XVII - XVIII вв. на территории Тувы жили все основные группы тувинцев, известные в начале XX в. К ним относятся маады, соян, тумат, чооду, иргит, салчак, монгуш, хертек, уйгур, кужугет и многие другие. В это время шел процесс сложения различных групп населения в единый народ.

В этот период тувинские племена, несмотря на зависимое положение от монгольских феодалов, имели общую территорию, культуру и жили более или менее компактно.

Кочевья тувинских племен в XVII в. и в первой половине XVIII в. охватывали огромную территорию. Они кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, до г. Кобдо, и восточнее, до озера Косогол. Некоторые тувинские племена кочевали по северную сторону Западного Саяна через Алтай и Минусинскую котловину до верховья р. Урунгу - Черного Иртыша и г. Томска.

Тувинские племена, находившиеся в составе государств Алтын-ханов и Джунгарии, управлялись своими князьями, но они во всем были зависимы от их правителей - монгольских князей и феодалов. Тувинские управители собирали со своих подданных для них дань, обеспечивали выполнение всех распоряжений и указаний. Тувинцы, платившие ясак русским, находились в более независимом положении. Поэтому многие тувинские йнязья стремились лучше состоять в русском подданстве, чем подчиняться монгольским феодалам.

Основным занятием тувинцев в этот период, как и в прошлом, являлось кочевое скотоводство в сочетании с земледелием и охотой. Разводили овец, коз, коров, лошадей, а также сарлыков (яков), верблюдов. А жители горнотаежнойТоджи разводили оленей. Круглый год за своими стадами перекочевывали тувинские племена с пастбища на пастбище, меняя их в зависимости от времени года. В одном документе 60-х годов XVII в. говорится, что "ясачные... тувинские люди кочевные, а не сидячие, на одних местах не живут, кочуют, переходя у речек и по лесам в диких дальних местах на Мунгальских камнях и на степях, а не близ острогу". Содержали скот в течение всего года на подножном корму. Феодалы и баи (богачи) имели по несколько сотен и тысяч голов скота, беднейшие части населения имели небольшое количество скота. Очень нес- 46 ложными были орудия труда по уходу за скотом: кожаные уздечки, кожаные арканы, волосяные веревки, путы, верховое, вьючное седло и др. Сено заготавливали в очень малом количестве примитивным способом, главным образом, для подкормки молодняка.

Земледелие в хозяйстве имело подсобное значение, было как бы дополнением к скотоводству. Сеяли в небольшом количестве просо и ячмень. Свои небольшие наделы земли они обрабатывали деревянной сохой, запряженной волами или лошадьми. Сев и уборку хлеба тувинцы, как и другие скотоводческие народы, производили ручным способом. Молотили зерно на примитивных токах - прогоняли быков или лошадей по колосьям, разложенным на утрамбованном грунте. Земля обрабатывалась такими примитивными орудиями, как деревянная соха. Известную роль в хозяйстве тувинцев играли охота и собирательство. Промышляли как мясного (диких оленей, маралов, лосей, косуль, горных баранов и козлов, медведей и др.) и пушного (соболей, белок, лисиц, волков, рысей, горностаев и др.) зверя, так и птиц. Занимались сбором съедобных корней и диких растений, которые также употреблялись в пищу.

Тувинские ремесла в основном имели домашний характер. В каждой семье умели выделывать войлок, обрабатывать кожи и шкуры домашних и диких животных, шить одежду и изготовлять домашнюю утварь. Лишь кузнечным, столярным, литейным и ювелирным делами занимались специалисты - народные мастера.

Нойоны, феодалы разных степеней составляли эксплуататорскую верхушку тувинского общества, владели землей (пастбищами, пашнями), огромным количеством скота. Однако в условиях кочевого скотоводства собственность на землю у тувинцев не приняла тех классических феодальных форм, характерных для оседлых земледельческих народов. Беднейшие группы населения пасли скот, обрабатывали продукты скотоводства. Жизнь тувинцев была тяжелой. Они были зависимы не только от монгольских князей, но и от своих феодалов.

Домашнее задание: Ответить на 1,2,3,4 вопросы



Урок 13Тува в составе монгольских государств Алтын-Ханов и Джунгарии

Задачи урока:Познакомить учащихся с Ойротским ханством. Познакомить учащихся с хозяйством Монголии

Ход урока:

1. Вводная беседа

2. Изучения нового материала

План урока:

1.Хозяйство промыслы и ремесла. Общественные отношения

2.Русские землепроходцы. Культура и быт. Декоративно-прикладное

Объяснение учителя

Против маньчжурских захватчиков в 1755 - 1758 гг. в Джунгарии развернулось социально-освободительное движение под предводительством ойратского князя Амур- саны (1722 - 1757), в котором принимали активное участие и тувинцы. Но вследствие неорганизованности это восстание было жестоко подавлено. Маньчжуро-китайские захватчики уничтожили Джунгарское государство, истребив при этом более полумиллиона его населения.

В 1758 году в результате покорения Джунгарии Тува стала колониальной окраиной Маньчжурской, или Цинс- кой, империи Китая. С этого времени начался самый тяжелый колониальный период в истории тувинского народа, длившийся до 1912 года, когда тувинцы освободились от ига чужеземных захватчиков.

В целях своего господства и для управления тувинцами маньчжурская династия создала в Туве военно-феодальный и административный аппарат и распространила свои законы. Тува в административном отношении делилась на 6 хошу- нов: Салчакский (Хемгольский), Тоджинский (Тоджинурс- кий), Оюннарский (Тесингольский), Хасутский (Хубсугульс- кий), Бээзи хошун, Даа хошун. Каждый хошун управлялся своими наследственными правителями - нойонами, утверждаемыми в должности маньчжурскими властями. Хошуны делились в свою очередь на сумоны, а сумоны - на арбаны. Маньчжурские завоеватели присваивали звания, титулы тувинским и монгольским князьям, преданно служившим их интереса



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал