- Учителю
- Урок истории в 6 классе 'Культура Средневековья'
Урок истории в 6 классе 'Культура Средневековья'
Образование
( сл. ) Редкий человек в средние века мог похвастаться тем, что он в детстве ходил в школу. Сначала существовали только монастырские и церковные школы. В конце раннего средневековья появились школы при: больших соборах, городских советах, крупных ремесленных цехах. Образование было платным.
Учиться было нелегко, почти все нужно было учить наизусть.
Палка или розга были в глазах учителя основным средством заставить детей прилежно заниматься. Родители учеников специально вносили деньги на покупку розог.
( сл. ) Лучшие продолжали учиться дальше, приступая к освоению доставшихся от античности «путей» к знанию. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил, это был международный язык образованных людей В XI в. появились новые школы для тех, кто хотел посвятить себя праву, медицине или богословию они получили название университеты. В середине XII в. в итальянском городе Болонья местные студенты объединились для защиты своих интересов. Чуть позже в Париже преподаватели нескольких школ поступили точно так же.
Университеты предъявляли жесткие требования к студентам. Не все могли окончить полный курс обучения, обучение было платным. Многие студенты бросали учёбу из-за отсутствия денег
( сл. ) Обучение в университете: на артистическом факультете (лат. «артес» -искусство) - продолжалось 6 лет, обучали семи свободным искусствам (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия), 5-6 лет учились на медицинском или юридическом факультете, 15 лет на богословском факультете.
( 2 слайда. ) Крупнейшие университеты Европы : Болонский (Италия, юридический), Салерно (Италия, медицинский), Оксфордский (Англия, физико-математический), Парижский (Франция, богословский).
( сл. ) Преподаватели и студенты избирали главу университета-ректора. Преподаватели создавали объединения по предметам- факультеты, возглавлявшиеся деканами. Занятия вели преподаватели: магистры и профессора они читали выдержки из книг и объясняли непонятные места, а студенты -записывали лекции.
( сл. ) Лекции дополнялись диспутами, то есть словесными поединками. Это было состязанием знаний и красноречия. Главная цель диспута- выявить в рассуждениях противника противоречия, иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались тотасовками.
( сл.) Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом- в него надо верить. Ученые 11-13 века уже не хотели слепо верить. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника.
( сл.) Так родилась схоластика -религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.( иначе схоластику называют учение о мнении авторитетов Известные философы-схоласты Пьер Абеляр, Фома Аквинский и Роджер Бэкон.
Литература.
( сл.) Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым. Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел.
Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни - сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
( сл. ) В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже -горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными и не остались безымянными.
( сл. ) Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, ухаживать за женщинами.
( сл. ) В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже») Любовь здесь выступает как великое благо, которого достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. В рыцарской поэзии проявился интерес к душевным переживаниям, утверждались духовные и земные радости.
( сл. ) В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами.
( сл. ) В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды - один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.
( сл. ) В XII веке начался расцвет нового жанра городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жадных монахов.
( сл. ) С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII-XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.
( сл. 10) Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.
( сл. ) Данте считают самым великим поэтом Средневековья. Данте Алигери (1265- 1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.
Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы.
( сл. ) Другим жанром были героические народные сказания в них рассказывалось о подвигах великих людей, новым жанром стала крестьянская литература, в которой высмеивались пороки людей.
Архитектура.
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.
( сл. 16) Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI- XII веков называют романскими (от «Рома» - Рим). Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором.
( сл. )В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершавшаяся пирамидой. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми.
( сл. ) Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.
( сл. ) Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению, к сосредоточенной молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое.
Готические
( сл. ) С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических.
( сл. ) Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
( сл. ) Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - все создает впечатление стремительного порыва ввысь.
( сл. ) Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.
( сл. ) Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров: каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.
( сл. ) - Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.
Дополнительный материал. 2 команда
Задание: назовите жанр средневековой литературы
1. «Песни о Роланде»
Готовятся на бой полки неверных:
доспехи сарацинские надели
и сарагосские надели шлемы
у них у всех мечи из стали вьеннской
а копья - валенсийкого железа.
Взвились знамена - алы, сини, белы.
День ясный, и сияет солнца свет,
в его лучах горят огнем доспехи.
И сотни труб военных загремели,
Их грозный звук до франков долетел.
********
2.Ф. Петрарка «На жизнь Луары» ,
И мира нет - и нет нигде врагов;
Страшусь - надеюсь, стыну - и пылаю;
В пыли влачусь - и в небесах витаю;
У неё в плену неволи я не знаю.
********
3.Трувер, «Альба» ,
Боярышник в саду листвою поник,
Где с дамой рыцарь ловит каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик.
*********
4. Виллон, «Баллада о перевернутых истинах»
Лишь для забот нам отдых нужен,
Лишь от врага придет покой,
Лишь ворох сена - лучший ужин,
Лишь спящий - верный часовой.
*******
5. Народная песня
Юный хлопец, ты невесту не ищи себе на глаз.
Уши, думаю, здесь к месту и помогут в самый раз.
Пусть бела и пусть румяна панна ангельским лицом,
Но беда, коль эта панна с очень длинным языком
Игра «Архитектор»
Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме
Германия, XI-XIIвека
Церковь Сен-Шапель в Париже (XIII век)
Собор Парижской Богоматери.
XII-нач.XIV века.
Вид с юго-востока
«Эрудит» Решите кроссворд
По горизонтали:
-
Факультет, на котором учились 15 лет.
-
Наука, основанная на мнении авторитетов
По вертикали:
-
Глава университета
-
Ученик университета
-
Сколько свободных искусств изучали на артистическом факультете.
-
Продолжите кроссворд, придумав 1-2 задания.
По горизонтали:
-
Факультет, на котором учились 15 лет.
-
Наука, основанная на мнении авторитетов
По вертикали:
-
Глава университета
-
Ученик университета
-
Сколько свободных искусств изучали на артистическом факультете
-
Продолжите кроссворд, придумав 1-2 задания