7


  • Учителю
  • 'РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ'

'РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

В истории нашей страны век железа делится на 2 периода: ранний железный век охватывает период с VIII в. до н.э. по Ш в. до н.э.. а поздний железный век - с III в. до н.э. по VI в. н.э. На территории Казахстана можно отметить три региона, сильно отличавшихся между собой. Саки, уйсуны и кангюи жили в Южном Казахстане. Здесь они наряду со скотоводством занимались поливным земледелием. Западный Казахстан был населен сарматами. Природные условия здесь не позволяли заниматься земледелием. В Северном, Восточном, Центральном Казахстане жили аргиппеи, исседоны и аримаспы. Этот регион отличался крайне суровой зимой.Исторически эти три региона составили позднее основу для образования трех казахских жузов. На территории Жетысу и Южного Казахстана возникает Старший жуз, на землях Северного, Восточного и Центрального Казахстана - Средний жуз, а в Западном Казахстане образовался Младший жуз.

Центральный Казахстан

В трудах Геродота упоминаются аргиппеи и исседоны. На северо-западе Сарыарки жилиаргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». Они играли роль маяка в степи и определяют стороны света. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинскойкультуре (по местности Тасмола в Павлодарской области, где впервые был раскопан курган). В ню имеются два захоронения: в большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. Ввосточном направлении отходят 2 ответвления из камней - «усов» (от 10 до 30 метров) АрхеологК.Л.Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам Курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане.

Северный Казахстан

Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота Древнегреческий историкГеродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганыБирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Восточный Казахстан.

По сообщению Геродота, восточнее аргиппеев жили исседоны и дальше в горах аримаспы, «стерегущие золото». В Восточном Казахстане имеются грандиозные царские курганы, место наибольшего их скопления - Шиликтинская долина где обнаружен 51 курган. В 1960 году был исследован самый большой из них - «Золотой курган», возведенный в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят - «царские». Самое древнее на земле Казахстана царское погребение VIII века до н.э.,находится в кургане Шиликтинском №1. Он был открыт профессором А.Т.Толеубаевым. Эта археологическая сенсация была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана. Его захоронили в одежде, украшенной 4325 пластинами из золота в виде фигурок зверей. Самая интересная находка - пятиугольная золотая звезда с лучами из лазурита - символ власти. В Шиликтинском кургане № 5 было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы. Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. Название связано с Берельским могильником в Катон-Карагайском районе из 40 курганов. В Большом Берельском кургае кроме захоронения человека, найдены останки 16 лошадей. В малых курганах Береля найдены захоронения людей в деревянных саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры - большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом.

Антропологический облик древних людей

Историческая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М.Герасимов сделал реконструкцию внешнего вида андроновцев. Саки были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Внешний облик сарматов в Западном Казахстан сходен с обликом уйсунов Жетысу.М.М.Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать монголоидные черты, причем у сакских женщин они были более заметны, чем у мужчин. В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Средними веками называют период с VI века до конца XVII века. История Казахстана средних веков делится на три периода. Первый - VI-IX вв., второй - X-XIV вв., третий - XV-XVIII вв.

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА (VI-IX ВВ.)

Тюркский каганат (553-603 гг.)

На территории от Алтая до Каспийского моря возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат. Население составляли тюркокоязычные племена теле (общее название тюркских племен), в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны. Судя по китайским летописям, от «теле» произошло название «тюрк». Первое упоминание этнонима «тюрк» - в542 г. в китайских источниках. Основатель тюркского каганата - Бумыньчсаган. Тюрки зависели от Жужанского каганата и платили дань железом. Заключив союз с китайцами, в 552 году Бумыньразгромил жужаней (авар). Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». При тюркском кагане Мукане в 553 году жужани потерпели сокрушительное поражение, тюрки стал единоличными властителями восточной части Великой степи. Правители Северного Китая платили дань кагану Мукану, ежегодно 100 тюков шелковой ткани. Это свидетельствует о политическое влиянии Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы. Покорив соседние племена на востоке, тюрки начали завоевательные походы на запад. Младший брат БумыняИштеми возглавил поход 10 тюркских туменов на запад Великой степи, покорил согдийцев. К 555году тюрки захватили земли до Аральского моря. Только эфталиты в Средней Азии оказали упорное сопротивление, они были покорены лишь в 563-567 годах. В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Тюркский каганат достиг господства во второй половине VI века на огромной территории Азиатского континента и стал в ряд таких государств, как Китай, Иран и Византия. В 568 г. Тюркский каганат и Византия заключили союз против Ирана (Персии). Основным видом хозяйства было полукочевое и кочевое скотоводство.историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения о городские поселениях. В Жетысу и Южном Казахстане найдены остатки постоянных жилищ. Особенно много зимовок - кентов обнаружено близ города Тараз. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что связано с культом огня, с VIII века - хоронили. Византийского посла Земарха, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что доказывает культ огня. Тюркский каганат не был централизованным государством. Борьба за власть и восстания покоренных народов ослабляли его. В 581 году начались междоусобные войны, Китай совершал походы против тюрков. Тюркский каганат распался на отдельные улусы владения. В 603 году он разделился на две части - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

Западнотюркский каганат (603-704 гг.)

Западнотюркский каганат занимал территорию от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги на северо-западе, от Иртыша до Амударьи. Столицей каганата и зимней ставкой кагана был городСуяб на реке Чу, летней ставкой - Мынбулак в Жамбылской области. Этнопо логический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун». состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Первым правителем был Тардуш (Даго). Он напал на племена теле на Алтае подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления кагане Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.).Шегу расширил границы каганата на востоке до Алтая, на западе - до Памира. Тонреформировал систему правления, назначал из числа местных жителей сборщиков налогов в должности «селиф». Каган Тон важную роль во внешней политике отводил отношениям с Ираном и Византией. Пристолкновений между ними каган принимал сторону Византии. В 627году он направил свои войска в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западнотюркского каганата. В 630 году племена каганата начали борьбу за господствующее положение. В 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении имелось десять туменов (10 тысяч воинов). Слово «будун» означает «страна, народ». В Илийской и Чуйской долинах борьба за власть между племенами дулу и нушеби длилась с 640 по 657 гг. Воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 году китайские войска вторглись в Семиречье. Каган Ешбар погиб, каганат потерял независимость. Лишь в конце VII - начале VIII веков вождь тюргешей Ушликсовершил удачные походы против Танской империи. Эти победы закрепили господствующую роль тюргешей. В результате войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления Кутлука Елтериса и Капагана каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Бильге-каган и Культегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Культегина,военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге-кагана и Культегина. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. В 744 году образовался Уйгурский каганат (744-840 гг.). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, елтебер.А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки.Простых общинников-скотоводов называли кара будун - чернь. Повинность «кровного долга» -обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. В начале VII века тюрки массою стали переходить к оседлости. Росту городов способствовали отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка.

Тюргешский каганат (704-756 гг.)

В 704 году племена тюргешей создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата - Жетысу. Административным центром был город Суяб. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. С VI века тюргеши населяли Чу-Илийское междуречье. Основатель тюргешской династии Ушлик-кагшразделил племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в Суябе, а ставка Малой орды - в городе Кунгит на берегу реки Или. Тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара), велась постоянная борьба за власть. Каганат был разделен на 20 владений, каждое из которых выставляло 7000 воинов. После смерти Угилыка в 706 году в борьбе за власть с восточнотюркским каганом. Капаганом к власти пришел каган Сулу (715-738 гг.).каганат стал усиливаться, в междоусобной борьбе победу одержали черные тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). Кагану Сулу пришлось вести борьбу на трех направлениях. На западе - арабы, с востока-Китай, и Восточнотюркскии каганат. Сулу в 717 году посетил Тайскую империю, женил своего сына на дочери восточно-тюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над арабами. Кагана Сулу арабы называли «бодающимся», или «рогатым», почти во всех сражениях он принимал участие и часто одерживал победу. Полководец Кули Шорв 720-721 годах изгнал арабов с территории Согдианы. После гибели Сулу каганом стал его сынТукарсан Kyrmuap. Из-за двадцатилетней борьбы между желтыми и черными тюргешами каганат ослаб В 748 году китайцы захватили город Суяб и Шаш (Ташкент). Сын эмира Шаша запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанеслипоражение китайскому войску. В 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть, междоусобная борьба усилилась. Вожди карлукских племен в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть. Хозяйство тюргешей было основано на кочевом и полукочевом скотоводству. Пастбищными лугами и водными источниками владели представители знати. Заметно развитие получила торговля, через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Тюргешские монеты чеканились в 704-766 годах в Таразе. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках. Ученый востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось.Согдийцы - это ираноязычная народность Средней Азии и Южного Казахстана. В V-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата Китайский путешественник Сюань Цзянь.посетивший в начале VII века Жетысу, писал, что половина жителей Согда занимается земледелием, другая - торговлей. Переселение согдийцев оставило заметны след в истории развития земледельческой и городской культуры Жетысу.

Карлукский каганат (756-940 гг.)

Сведения окар луках встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. А китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками. Тюркский историк аль-Марвази (XII в.) насчитывает в составе карлукского племенного союза 9 племен. Основные места расселения карлуков - предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Письмена Культегинасвидетельствуют о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин переселения в Жетысу явилось поражение от Уйгурского каганата. Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году создали свое государство. Столицей был город Суяб. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию. расширив свои границы на восток. В начале IX века карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата Борьба длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После победы Бильге Кул Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом. С целью распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб и Тараз, где была построена мечеть. Каган Огулшак временно перебрался в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун. Руководили борьбой с Саманидами сыновья кагана Бильге Кул Кадыр-хана - Базар Арслан и Огулшак. Сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана Сагпук Богра-хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое принятие кар луками ислама Богра-хан является основателем государства Караханидов. Существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался. Неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия». Большое влияние на материальную культуру карлуков оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата У карлуков широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния - балбалы на могилах предков. Найденные на Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются «Наставления кагана Бумыня» Иолыг-тегина «Письмена Культегина» и «Тоньюкок», свидетельствуют, что в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский. А временем появления и начала распространения древней тюркской письменности является V в. до н.э., что подтверждается чашей с надписью из Иссыкского кургана. Письмена Иолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (КОНЕЦ IX - НАЧАЛО XI вв.)

В среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей был город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи. В VII веке огузские племена входили в состав Тюркского каганата. В середине VIII века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами, в результате огузы были вытеснены из Семиречья. После создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. Огузы встретили ожесточенное сопротивление племен канглы и печенегов. Потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад. В состав огузов входили индоевропейские и финно-угорские племена, перенявшие тюркскую культуру и язык. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази упоминает, что количество племен снизилось до 12. Верховных правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались наставники - атабеки. Жены джабгу принимали участие в управлении государством, носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. Важную роль играли начальники - сюбаши. У Джабгу были и советники - коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати - канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Огузы делились на три основные группы племен: бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уруги -родовые и семейные кланы. Джабгу делил свои владения на 12 аймаков. Огузское государство подчинило печенегов между Волгой и Уралом. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, разгромлен Хазарский каганат. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против волжских булгар в Поволжье. Во внешней политике огузские правители преследовали две цели: захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье. Мангистау и Устюрт. Многолетние войны, возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен в период правления хана Али в конце X - начале XI вв. Огузский город Дженд захватил сельджуки. Расцвет Огузского государства начался в период правленияШахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. После гибели Шахмалика под Хорезмом, начались распри в борьбе за власть. Огузское государство пало под ударами кыпчаков. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века. Огузское государство перестало существовать. Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. Ибн Хаукаль писал о разведении огузами каракульских овец. Животноводческая продукция использовалась для торговли со Средней Азией и Китаем. Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи.

Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)

По китайским летописям, племена кимаков проживали в начале VII века в севере западной Монголии. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству Сыма Цяня, среди кимаков жили и кыпчаки. Персидский историк XI века Гардизиписал, что в состав кимакского союза входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны был кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII -начале IX кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. В конце IX века был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь. Вся полнота власти находилась в руках кагана. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Наследственный характер носили и титулы представителей знати. Владения всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству.На две ступени ниже кагана был титул джабгу. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати. Титулы имак байгу или кимак джабгуносили вожди группы племен. Вождь племени имел титул шал-тутик. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен. Второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать Караханиды. В XI веке набеги участились. Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Кимаки были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. У кимаков бытовали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам. В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. О наличии у кимаков письменности свидетельствует арабский путешественник Абу Дулаф (X в.). Бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями относятся к IX-X векам.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал