7


  • Учителю
  • Урок «Холокост – беспрецедентная трагедия человечества»

Урок «Холокост – беспрецедентная трагедия человечества»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Учитель: Морозов Александр Владимирович АНО ЦО «Знак»

Предмет: история

Класс: 10 - 11 класс.

Название темы: «Холокост - беспрецедентная трагедия человечества»

Место урока в системе уроков: Четвёртый урок в теме Великая Отчечественная война. На предыдущих уроках рассматривались темы: Основные события на фронтах 1941-1945 гг., тыл в годы войны.

Список материально - технического оборудования: -Мультимедиа для презентации, интернет- ресурсы: «История РФ. Холокост. Трагедия еврейского народа». URL:

Виртуальное посещение музея толерантности URL:

- Фильм «Список Шиндлера»,

- Раздаточный материал: воспоминания, документы, таблицы, (Хрестоматия по истории Германии ХХ век), фотографии по теме урока.

Характеристика образовательной ситуации с точки зрения развития субъектной позиции: Субъект собственного действия.

Уровень субъектности: субъект деятельности

Роль ценностей - образец

Ценность- жизнь человека

Используемая образовательная модель -образовательная ситуация, построенная на ценностном образце

Педагогическая цель- создание условий для освоения образца, понимания связи учебного материала с ценностями:

выяснение ценности человеческой жизни для современной цивилизации на примере исторических событий связанных с «Холокостом»


Учебная цель для учащихся - выяснение причин возникновения Холокоста и опасности возрождением идей фашизма, антисемитизма, ксенофобии в современном мире.



Задачи урока

  1. Изучить основные события, связанные с Холокостом.

  2. Развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения

  3. Продолжить формирование понятие ценности человеческой жизни, необходимости терпения и терпимости по отношению к другим

людям

  1. Формировать личное отношение учащихся к проявлениям фашизма и ксенофобии, сострадание к жертвам Холокоста.

  2. Установить связи между событиями Холокоста и событиями в современном мире.



Проведение урока:


Этапы образовательной ситуации

Этап урока

Сценарий


Проблематизация


2-3 мин


Постановка проблемы деятельности


Определение ценностной стороны проблемы


(организационный этап)

27 января - день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвиц (Освенцим) войсками 1-го Украинского фронта. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста - уничтожения 6 миллионов европейских евреев.

К сожалению, заповедь «Не убий» нарушается слишком часто сейчас, да и раньше тоже. На протяжении всей человеческой истории люди истребляли друг друга ради богатства, власти и славы.

Но убивать людей нельзя! Убивая живых людей, человек убивает частичку своей души. Жизнь это высшая ценность, которую Бог дал людям.

На дом учащимся была дана ссылка на фильм о судьбе Малки Розенталь (о событиях на территории Западной Украины в годы войны, когда шло уничтожение еврейского населения). По итогам просмотра фильма учащиеся должны были отнести основных героев фильма к: жертвам, палачам, сочувствующим и безразличным.

Учитель: Я прошу Вас поделиться впечатлениями от просмотра фильма.

Какие чувства у Вас вызывают люди, выступившие против евреев? Какие чувства вы испытываете к семье Малки?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учитель: уничтожение еврейского населения вошло в историю под названием «Холокост».

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? Кто разрушил жизнь семьи Малки? На эти вопросы мы попытаемся с Вами найти ответ.



Целеполагание


8 мин


Постановка цели

(актуализация личного опыта и имеющихся знаний)


Перед подростком поставлена конкретная цель


Попытайтесь сформулировать тему урока, используя наиболее правильные, по вашему мнению слова (приведены на доске: трагедия, горе, Холокост, народ, евреи, человечество).

Какие задачи нам надо решить для этого?

(записывает на доске варианты - задачи, предложенные учениками, совместная коррекция задач).

Как Вы думаете, что надо сделать, чтобы решить поставленные нами задачи (выходят на план урока).



10-12 мин







Определение ценностного образца толерантности

Просмотрим фильм «Холокост. Трагедия еврейского народа» (на сайте «История РФ.) URL: (8 мин).

Учитель и ученики обсуждают сюжет фильма.

Побуждающий диалог:

1. Какое впечатление у Вас вызвал фрагмент этого фильма?

2. Какими словами Вы можете описать действия фашистов в отношении евреев?

3. Представьте, что вы находитесь в лагере, как заключённый, какие бы чувства вы испытали к заключённым, охране лагеря, палачам?

4. Почему многие люди потеряли человеческое достоинство?



Планирование

7-8 мин


Определение шагов достижения цели и критериев оценки результативности


Подростку предлагается продумать свою деятельность с ценностной точки зрения и задать к ней необходимые ценностные требования на понятийном языке


Об отношении к евреям в этот исторический отрезок времени красноречиво говорят конкретные исторические источники (распечатаны, лежат на столе у каждого), где прослеживается вся политика фашистской Германии в отношении еврейского населения.

Класс делится на 2 группы.

1.группа анализирует события, которые были в Германии до войны (приложение 1-5: стихотворение, воспоминания очевидцев, таблица изменение численности еврейского населения в странах Европы до 1939 г.).

2.группа анализирует политику фашистского правительства во время войны (приложение 6-7: таблица убыли еврейского населения, воспоминания очевидцев)

Группы работают по следующему плану.

1-ая группа готовят ответы на вопросы:

а) почему началось преследование евреев в Германии;

б) на какие категории можно было разделить немцев (палачи, безразличные и сочувствующие); приводят конкретные примеры из текста;

в) чем обусловлено изменение численности еврейского населения (анализ таблицы).

2-ая группа:

а) как изменилась численность еврейского населения в годы Второй мировой войны? (прил. 6)

б) какие чувства вызывают воспоминания оберштурмфюрера СС Курта Герштейна (прил. 7).

в) кто виноват в том, что случилась такая страшная трагедия «Холокост»? Народ или власть?



Реализация плана


20 - 25 мин.



Совершение действия и контроль на соответствие цели


Подросток осуществляет деятельность (планирует, действует, контролирует)


Ценностный контроль совершаемых действий на соответствие образцу


Представитель каждой группы приводит конкретные сведения всему классу.

Учитель: попытайтесь теперь сами сформулировать понятие «фашизм» на основании проанализированных материалов? (работа в парах) - 2 мин- затем- в четверках-2 мин- корректировка- составление одного определения на 4 учеников.

Ученики: дают определение термину «фашизм» (обсуждение).

Ученики сопоставляют своё определение с определением, которое учитель демонстрирует на слайде презентации: Фашизм - это политическая идеология, основанная на расовом признаке превосходства и исключительности одной нации над другой. Учитель: приведите примеры из современной истории, когда явно видно проявление идей фашизма и национализма. Почему это происходит? Как на это нам реагировать? Сталкивались ли ваши родственники, знакомые с подобными проявлениями? Что вы чувствовали при этом?

Ученики: размышляют о событиях в Украине.

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что любое силовое вмешательство, является злом, от которого страдают мирные люди. И забвение страшных событий ХХ века, может привести к новой непоправимой трагедии.



Оценивание результата


4 мин

Оценивание с точки зрения достижения результата


Подросток формулирует критерии для ценностной оценки деятельности и сам осуществляет ее оценку


Подведем первые итоги. Ученики читают притчу:

«И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!»

Учитель. Ребята скажите, как связана эта притча с нашей темой урока?

В процессе обсуждения учитель приводит учащихся к пониманию того, что Бог дал людям жизнь и прекрасный мир (виноградник), но они стали творить страшное преступление - убийство! Убийство ни в чём не повинных людей, а это грех вопиёт к отмщению.


Вернёмся к началу урока и ответим на вопрос:

Какие же события привели к Холокосту? Кто в нём повинен? Кто разрушил жизнь семьи Малки?

Ученики в процессе ответов приходят к пониманию, что безразличие и эгоизм порождают ненависть к людям, а это к уничтожению людьми друг друга.




Рефлексия деятельности


5-6 мин


Рефлексия способов достижения результата и ценностная рефлексия


Вместе с педагогом подросток рефлексирует как процесс собственной деятельности, так и саму ценностную ситуацию, ее структуру

А- Ответьте письменно:

Я узнал, что…..

Самым важным для меня сегодня на уроке стало…

Сегодня я испытала чувства….

Мне хотелось ещё узнать подробнее о…. Зачитывают по желанию

Б (устно) - Что оказалось сложным?

Зачем это мне нужно знать о Холокосте?

Что я понял?

Какие идеи появились?

Как изменилось ваше отношение к событиям Холокоста?

Продолжите высказывание: Толерантность - это……


Оценивание устных ответов учащихся, умения анализировать материал, вести дискуссию, работать в группе, составлять устные монологические высказывания и приводить убедительные доказательства.


2-3 мин

Информация о ДЗ


1. для более слабых учащихся найти информацию о людях, которые спасали евреев в годы войны.

2. эссе учащихся - по фильму «список Шиндлера» или по высказыванию М.Я. Гефтера: «Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда против всех».

Рекомендованная дополнительная литература:

1. Плоткин А. С. Подвигов не совершал (Записки партизана). Отв. редактор: И. А. Альтман, М.: «Холокост», 2000

2. Рашке Р. Побег из Собибора = Escape from Sobibor / Пер. с англ. А. Свердлова. - М.: Полимед, 2010.

3. Фрида Михельсон. "Я пережила Румбулу". М, 2011

Спасибо за урок.



Приложения к уроку


Приложение 1

Стихотворение о евреях немецкого поэта.

Как возвещают рупоры режима-

в бедах всех в странах у нас евреи виноваты.

Поскольку очень уж вожди мудры-

Они-то сами говорят,-

причиною всё множащихся бед

евреи только могут быть, хоть и числом они все меньше.

хоть крупные земледельцы вконец изнемогают на полях,

и хоть магнатам Рура перепадают только крохи со столов рабочих.

И лишь еврей скрывается за тем, что

для них нет пшеницы, ведь военным

для их ученья и казарм досталось земли так много, что целой области она равна

А раз евреи - народное несчастье, то в этом может без труда народ еврея распознать…

Всяк знает, что режим - несчастье для народа,

А если всякое несчастье - от народа, то от евреев и режим.

Ведь это очевидно!

А приложение 2?






Приложение 2

О еврейских погромах

«Утром 10 ноября одна новость обгоняла другую. На улицах Берлина разверзся ад. Вооруженные топорами, колунам и дубинками штурмовики ночью 9 ноября разбили все витрины еврейских магазинов, которые благодаря своим обозначениям нетрудно было отличить от других витрин… В пустых оконных проемах трепетали на ветру обрывки платьев. А уж мародеры на свой лад дополнили эту картину разрушения и насилия. Внутри магазинов валялись вывороченные ящики, разбросанное белье, поломанная мебель, разбитый и растоптанный фарфор, смятые шляпы.

Мы хотели собственными глазами убедиться в том, что рассказали нам по телефону друзья, а потому и вышли на улицу с утра пораньше. Мои родители, словно окаменев, созерцали страшную картину. Вдруг какой-то парикмахер, который стоял в белом халате перед дверью своего заведения и, вероятно, наблюдал за нами, крикнул отцу: «Еврейская морда!» Его жирная, осклабившаяся физиономия выражала явное злорадство».

Вспоминания Эдвина Ландау о бойкоте еврейских магазинов

«Немецкая молодёжь с плакатами «Евреи - это наша беда» отговаривала людей заходить в магазины евреев. А ведь когда то, пишет автор воспоминаний, не только немцы, но и евреи сражались за свою Родину - Германию. Но гитлеровская пропаганда сыграла свою роль, настроив молодёжь против евреев»

Приложение 3

Вспоминания Элизабет Фройнд о бойкоте еврейских магазинов

«Уже неделю мы носим еврейскую звезду…. Кто - то рассказал мне один случай в городской электричке. Мать увидела, что её маленькая девочка сидит рядом с евреем, сказала: «Лисхнет, пересядь на другое место, нехорошо сидеть рядом с евреем». Тогда встал один рабочий - ариец: «А мне нехорошо сидеть рядом с Лисхнет!»

Приложение 4

Таблица 1

Доля евреев в составе населения Германии

год

Численность евреев

Количество евреев в процентах от общего населения Германии

1871

512153

1,25


1885

563172

1,2


1900

586833

1,04


1910

615021

0,95

1925

564379

0,9


1933

502799

0,76


1939

213930

0,31




Приложение 5

Таблица 2

Геноцид евреев фашистами

Страна проживания евреев

Численность евреев до преследования

Потери (минимум)

тыс. человек

Потери (максимум)

тыс. человек

% потерь

Польша

3300

2350

2900

88

СССР

2100

700

1000

48

Румыния

850

200

420

49

Чехословакия

360

233

300

83

Германия

240

160

200

83

Венгрия

403

180

200

50

Франция

300

60

130

43

Голландия

150

104

120

80

Югославия

75

57

60

80

Австрия

60

-

40

67

Бельгия

100

25

40

40










Приложение 6


Из сообщения оберштурмфюрера СС Курта Герштейна о посещении лагеря смерти Белжец в августе 1942 года


На следующее утро незадолго до семи часов мне объяснили: через несколько минут прибывает первый поезд. Действительно, через десять минут прибыл первый поезд из Лемберга (Львова). 45 вагонов, 6700 лиц, из которых 1450 уже мертвы по прибытию. Из маленьких зарешёченных колючей проволокой окошками были видны жёлтые, испуганные дети, мужчины и женщины.

Затем через большой динамик людям было приказано прямо под открытым небом - некоторым также в бараке - снять всю одежду, а также протезы и очки. Небольшим кусочком шпагата, который подавал маленький четырёхлетний еврейский мальчик, надлежало связать ботинки. Все ценные вещи и все деньги следовало сдать в окошко для «ценных вещей» - без выдачи каких - либо удостоверений и квитанций. Затем женщины и девушки должны были следовать к парикмахеру, где им одним - двумя движениями сбривали волосы, исчезавшие в больших мешках из-под картофеля.

Мужчины, женщины, дети, грудные младенцы, инвалиды без ног- все голые, абсолютно голые, - проходят мимо нас. В одном углу стоит эсесовец, который елейным голосом объясняет этим бедолагам: ничего даже самого незначительного с вами не произойдёт. Вы должны только глубоко дышать, это укрепляет лёгкие. На вопрос об их участи он объясняет им: мужчины, конечно, должны будут работать - строить улицы и дома. Женщины могут им помогать, работать на кухне. У некоторых из них ещё раз вспыхивает маленький огонёк надежды, которого хватает на то, чтобы заставить их без сопротивления идти в лагеря смерти. Но большинство в курсе, запах выдаёт им их участь! Затем они поднимаются по маленькой лестнице и видят правду. Кормящие матери с младенцами у груди, нагие, много детей разного возраста, нагих; они медлят, однако, входят в камеру смерти, большинство молча, подталкиваемые следующими, подгоняемые кнутом эсэсовцев.

Через 2 часа 49 минут - секундомер зарегистрировал всё - запускается дизель… Через 32 минуты, наконец, все мертвы. Еврейские рабочие открывают деревянные двери с другой стороны. Им пообещали - за их страшную работу - свободу и несколько процентов от ценностей и найденных денег. Мертвецы ещё стоят, прямо, как базальтовые колонны, так как крошечное пространство не даёт им упасть. Среди мертвецов ещё можно даже распознать семьи: они все ещё держаться за руки.

Две дюжинных рабочих заняты ртами, которые они открывают с помощью железных крюков: «золото налево, без золота направо!» - Зубные врачи с помощью молотков выбивают золотые зубы, мосты, колонки….

Затем обнаженные трупы сбрасывают в большие ямы - приблизительно 100*20*12 метров, - которые находились недалеко от камеры смерти.

Литература

  1. Плоткин А. С. Подвигов не совершал…(Записки партизана). Отв. редактор: И. А. Альтман, М.: «Холокост», 2000

  2. Рашке Р. Побег из Собибора = Escape from Sobibor / Пер. с англ. А. Свердлова. - М.: Полимед, 2010.

  3. Фрида Михельсон. "Я пережила Румбулу". М, 2011

  4. Хрестоматия по истории Германии.

Интернет ресурсы

Сайт Центр - фонд Холокост http://www.holocf.ru/

Сайт Музея толерантности

Сайт «История РФ. Холокост. Трагедия еврейского народа»

Ланцов, С. А. Террор и террористы. Словарь. / С. А. Ланцов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - 187 с



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал