7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности 'Тайны и загадки истории' 4 класс

Программа по внеурочной деятельности 'Тайны и загадки истории' 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Согласовано директор МКОУ" Утверждаю Утверждаю

зам. директора по УР директор МКОУ «Борятинская СОШ»

_________ Л.А. Цибикова __________________ Л.С. Сергеева

«____» ________ 20__ г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Борятинская средняя общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности.

Направление: научно-познавательное

Тема: «Тайны и загадки истории»

4 класс



Курс рассчитан на 34 часа.

Реализация курса: 2015-2016 учебный год.

Разработала: Цибикова Л.А.

Руководитель: Цибикова Л.А.



Принята на заседании педагогического совета

Протокол от « » 2015г. №__



Борятино, 2015г.

Пояснительная записка

1. Статус программы.


Программа по внеурочной деятельности «Тайны и загадки истории» построена в соответствии с документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;

4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) разработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


2.Общая характеристика курса.

Актуальность курса «Загадки Древнего мира» (мировая художественная культура) определяется тем, что все большее значение приобретает идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка и создаёт представление о школьных предметах как определённой системе. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Курс разработан в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.


3.Цель курса

- погружение в мир художественной культуры, пробуждение у школьников интереса к искусству, к восприятию мира через гуманитарное знание; развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры.

  • На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров.

  • Познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира.

  • Показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира.

  • Развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий, исследовательских работ.

4.Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

5. Ожидаемые результаты

В результате изучения программы по внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» учащиеся должны получить следующие знания и умения:

1.Знать:

- основные этапы в художественном развитии человечества;

- эстетические идеалы народов Древнего мира;

- основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства Древнего Египта, Древнего Рима, Древней Греции, Древней Руси;

- основные художественные музеи мира.

2. Уметь:

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

- сформулировать свое оценочное суждение;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.

Образовательный курс «Загадки Древнего мира» способствует развитию у учащихся ключевых образовательных компетенций, таких, как информационная, коммуникативная, интегративная и общекультурная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности.

Образовательный результат курса состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в развитии навыков рисования по памяти, по представлению, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения.

Основное содержание.



Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Что такое история и какие тайны она хранит.

История человечества и духовно-практическая деятельность в первобытном обществе. Земной шар - арена действия первобытного человека. Очаги первобытной культуры на территории современной Франции, Испании, Англии, России и других современных государств.

Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи).
Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Синкретический характер магического воздействия на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды.
Начало художественного освоения мира - величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи.
Мегалитические постройки первобытного человека - менгиры, дольмены, кромлехи. Обозначение менгирами памятных мест проявления магических сил природы. Религиозное и культовое назначение дольменов (погребальные культовые строения). Обобщение полученных знаний о природе в кромлехах. Особенности их построения, связь с культом Солнца и его движением вокруг Земли.

Религиозное содержание Стоунхеджа: культ смерти (ритуальное кремирование) и культ плодородия (чередование столпообразных и ромбовидных валунов). Геометрическая модель Вселенной в архитектурной конструкции Стоунхенджа. Равноправие в конструкции Стоунхеджа каменных столбов, земляного рва, воды, воздуха, солнца, их грандиозность и величественность.

Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи.

Географические, климатические и природные контрасты Центральной Америки. Древнеиндейские племена (ацтеки, инки и майя) и их роль в освоении местности и развитии цивилизации.

Пирамида в мифологии древних индейцев. Пирамида солнца в Теотиуакане, храм с нишами в Тахине, пирамида надписей в Паленке. Культовое значение и конструктивные особенности этих сооружений (многоступенчатость, ориентация в пространстве, ложные своды, обилие скульптурных украшений). Календарь ацтеков - «Солнечный камень».

Культура Древней Индии, Древнего Китая, Древней Японии.

Географическое положение Древнего Египта. Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.
Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный - цвет плодородной почвы, красный - жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян.
Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).

Особенности изображения человека и формирование стилистических признаков искусства Древнего Египта. Передача пространственных отношений с помощью сочетания различных точек зрения (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, изображение одного предмета над другим) и отсутствие взаимосвязанности предметов единым пространством.

Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов - аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма.

Два типа древнеегипетской колонны - связка папируса, цветок лотоса.

Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны.

Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека. Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян - пирамиды и скальные гробницы. Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности». Типы погребальных сооружений: надземные (пирамиды), подземные (скальные гробницы).

Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Определённые канонические требования в искусстве Древнего Египта: фигуры выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу (голова и ноги фигуры показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь - в фас).



Источники изучения древнегреческой цивилизации (мифология, литературные произведения, архитектура, скульптура). Особенности крито-микенской культуры. Дворцовый комплекс в Кноссе: колонные залы, лабиринт, фресковая живопись.

Греческие вазы - важнейший источник знаний о культуре Древней Греции. Бытовые, религиозные, мифологические сюжеты росписей древнегреческих ваз.

Тема освоения земли и моря в древнегреческих мифах о Геракле, Тесее, Ясоне, Одиссее. Образцы краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз.

Установление Зевсом мирового космического порядка и распределение сфер влияния между богами (Зевс - небо и земля, Посейдон - океан и море, Аид - подземное царство). Формирование олимпийского пантеона главнейших богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Аполлон, Артемида, Гестия, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес). Их функции, родственные связи и атрибуты. Олимп - место обитания богов и географическая точка на карте Древней Греции.

Дионис и Аполлон - два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека. Аполлон и девять муз (Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Калиопа). Представление наук и искусств музами, их функции и атрибутика. Рождение древнегреческого театра, особенности театрализованного действия.

Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени - «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства.

Олимпийские игры: возникновение, система проведения.

Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни. Храмовый ансамбль Афинского Акрополя. История создания Парфенона.

Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток - боги живые, запад - герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше).

Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Художественная культура греков и римлян, сходство их мифологических представлений. Трансформация имен древнегреческих богов в римские. Своеобразие римской религии: включение не только олимпийского пантеона, но и новых божеств (Гении, Лары, Пенаты, Янус).

Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Рождение лозунга «Хлеба и зрелищ!» и его значение в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, карнавал.

Архитектурные памятники Древнего Рима. Создание новой конструктивной системы: арочно-сводчатые конструкции (аркады, акведуки, амфитеатры, триумфальные арки). Остатки римских форумов. Пантеон - «храм всех богов». Архитектурные достижения Пантеона в Риме. Применение новых технологий: кирпичные постройки, использование бетона.

Амфитеатр Флавиев «Колизей», его конструкция, особенности художественного образа и современное состояние.

Извержение Везувия и судьба римских городов Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи: фресковая живопись.

Нравы, традиции, обряды восточных славян. Славянская мифология. Система мифологических представлений древних славян. Четыре основных пласта древнейших мифологических понятий: боги, земля, отвлеченные понятия, существа низшего круга. Антропоморфизм как тип отношения к окружающей действительности. Представление о Мировом древе.

Домовой: этимология имени, функции домового, отношения с человеком. Обряды, связанные с домовым (заговоры, обряд задабривания). Кикимора: этимология имени, функции, отношения с человеком. Обряды и жанры фольклора, связанные с Кикиморой (обряд изгнания кикиморы, поговорки).

Сказка Алексея Ремизова «Кикимора»: отражение мифологических представлений о персонаже. Авторское отношение к Кикиморе, отразившееся в оценочных суффиксах, интонационной окрашенности текста. Речь как средство характеристики персонажа.

Одухотворение воды, растительности, животных, неживых предметов. Водяной, болотный, русалки. Характеры духов воды, отношения с человеком. Обряды и поверья, связанные с водой и духами, живущими в ней.

Сказка А. Толстого «Водяной». Народная сказка о водяном. Стихотворения А. Блока из цикла «Пузыри земли»: отражение представлений древних в творчестве поэта - символиста. Поэтизация народной веры. Луговик (полевик, межевик, кудельница), полуденницы: этимология имен, характеры, функции. Сказка А. Толстого «Полевик»: отражение народных поверий.

Леший - хозяин леса. Представления славян о жизни лешего, характер мифологического существа, правила поведения в лесу. Обряды и ритуалы, связанные с лешим.

Перун - один из главных богов славянского пантеона. Трансформация образа во времени и в различных культурах. Народные легенды о Велесе, Даждьбоге, Световиде, Макоши. Слияние языческого божества (Даждьбога) с фольклорным образом солнца.

Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества, связанные с богиней Ладо - песни, заклички.

Отражение языческих божеств (Купало, Ярило, Кострома) в народных праздниках, обрядах и поверьях.

Язычество и христианство в славянской мифологии. Почитание славянами своих предков. Календарные праздники и обряды (летние, осенние, зимние, весенние). Народные приметы. Семейно-бытовые обряды.

Первые каменные храмы (Киев, Новгород, Владимир). Мотивы белокаменной резьбы. Русский север - сокровищница деревянного зодчества. Ансамбль Кижского погоста - символ красоты русской души. Православный храм и его устройство. Иконопись на Руси.

Народные игрушки: глиняные, деревянные.

Древнерусские города. Интересные факты из их истории.

Учебно-тематический план.



п/п

Темы занятий

всего часов

в том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Что такое история и какие тайны она хранит.

1

1


2

Художественная культура древнейших цивилизаций. Культовые постройки древнего человека.

1

3

Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Творческий практикум «Создание «наскального» рисунка»

1


1

4

Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании. Тайны океанских глубин. Марианская впадина. Тайны Бермудского треугольника.

1

1


5

Клады и кладоискатели. Острова сокровищ.

Творческий практикум «Поиски клада по карте»

1


1

6

Искусство Древней Америки. Загадки древнеамериканской культуры (пирамиды в Мексике, Перу). Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.

1

1


7

Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы. Искусство Древней Японии.

Творческий практикум «Церемония китайского чаепития»

1


1

8

Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология.

1

1


9

Становление египетского стиля. Каноны в изобразительном искусстве Древнего Египта.

Творческий практикум «Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов»

1


1

10

Древнеегипетский храм и его роль в религиозной жизни. Символика художественного образа древнеегипетского храма.

Творческий практикум «Виртуальное путешествие в страну пирамид»

1


1

11

Религиозные представления древних египтян о сущности человека. Обряд мумификации. Пирамиды - погребальные комплексы древних египтян. Фрески погребальных камер. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта.

1

1


12

Древнейшие города мира. Виртуальное путешествие.

1


1

13

Художественная культура античного мира. Древняя Греция. Дворцовый комплекс в Кноссе. Мифология Древней Греции. Сотворение мира. Образ главного божества Олимпа (Зевс). Аид и Посейдон.

Творческий практикум-игра

Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта.

1

0,5

0,5

14

Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах. Аполлон. Миф о рождении Аполлона. Музы Аполлона.

Творческий практикум

По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню.

1


1

15

Древнегреческая архитектура, скульптура и керамика. Достижения греческой архитектуры.

Стили древнегреческой керамики.

Творческий практикум

Создание древнегреческой вазы в разных техниках: граттаж, аппликация.

1


1

16

Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.

Творческий практикум

Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия.

1

0,5

0,5

17

Архитектура и скульптура Древнего Рима. Изобразительное искусство. Знаменитые памятники древнеримской архитектуры.

Подземный город в Каппадоккии. Римские карнавалы.

1

1


18

Творческий практикум

Создание карнавальной маски из бумаги в технике «Аппликация».

Работа с пластилином: создание мини-скульптуры.

1


1

19

Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов.

Творческий практикум.

Я на арене Колизея.

1

0,5

0,5

20

История одной картины. К.Брюллов «Последний день Помпеи». Извержение Везувия и судьба римских городов.

Творческий практикум

Словесное рисование: образы горожан на картине К.Брюллова.

1

0,5

0,5

21

Чудеса света в древности.

Творческий практикум

Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света.

1

0,5

0,5

22

Современные чудеса света.

Творческий практикум

Составить путеводитель по семи чудесам света.

1

0,5

0,5

23

Диалог с античностью. Конкурс знатоков (интерактивная игра)

1


1

24

Древняя Русь. Славянская мифология.

1

1


25

Славянская мифология.

Творческий практикум

«Узнай героя» - узнать славянского бога по описанию.

1


1

26

Существа, составляющие близкое окружение человека (водяной, леший, домовой, кикимора). Обряды, связанные с ними.

1

1


27

Творческий практикум

Обрядовый фольклор: загадки, былички, предания. Конкурс на лучшего рассказчика.

1


1

28

Тайны древнерусских городов.

1

1


29

Экскурсия в краеведческий музей п. Волово

1


1

30

Экскурсия в краеведческий музей п. Волово

1


1

31

Экскурсия в краеведческий музей п. Волово

1


1

32

Экскурсия в краеведческий музей п. Волово

1


1

33

Выставка нашей фантазии.

1


1

34

Итоговое занятие. Что мы узнали из тайн истории.

1

1



Список литературы:

1. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение,2014. - 111с. - (Стандарты второго поколения)

2. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.

3. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -- М.: Просвещение, 2008.

5. Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.

6. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.

7. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ. - Обнинск: Титул, 1998.

8. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

9. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М., 1994.

10. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972.

11. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.

12. Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб.. 1995.

13. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 1971.

14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.

15. Шмелёв И.П. Феномен Древнего Египта. - Минск, 1993.

Литература для учащихся

1. Энциклопедия школьника. Древний мир и античность. М.: ООО «Белый город», «Издательство: ИДДК, 2007.

2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Издательство «Терра - Книжный клуб», 2009.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 1995. 480с.

4.Лихачев В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. - Л., 1971.

4. Парандовский Ян. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. М., 1971.

5. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М.: Наука, 1991.

6. - сайт «Древний Мир». Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии. Подборки материалов по Древней истории и культуре по странам: Египет, Индия, Греция, Персия, Китай, Рим.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал