7


  • Учителю
  • Презентация и технологическая карта урока 'Древняя Спарта' (5 класс)

Презентация и технологическая карта урока 'Древняя Спарта' (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Технологическая карта урока № 36. Древняя Спарта.

История Древнего мира. 5 класс.

Дата проведения:

План:

Факт:

Тема урока:

Древняя Спарта.

Цель:

Изучить географическое положение Спарты, рассказать об особенностях государственного устройства, быта, навах, системе воспитания спартанцев.

Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Технологии:

Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков

Решаемые проблемы:

Почему спартанцам была необходима отлично организованная армия? В чем заключалась цель спартанского воспитания? Можно сказать что система управления в Спарте была справедливой?

Планируемые результаты:

- предметные: Продолжить формирование умений работы с картой, историческими понятиями, охарактеризовать политический строй Спарты; дать характеристику войскам и системе воспитания.

- метапредметные:

Регулятивные: организовывать свою деятельность на уроке; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Познавательные: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации, работы с учебником, картой.

- личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование у учащихся интереса к истории и наследию древних народов.

Основное содержание темы:

География, природа и ландшафт Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартанцев. Спартанское воспитание. «Детский способ» голосования.

Понятия

Лаконичная речь, илот.

Образовательные ресурсы:

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015. - 303 с.

Презентация PowerPoint «Спарта».

Домашнее задание:

§ 31, записи в тетради, карта с. 115, словарь, термины.

  1. Синквейн «Спарта»

  2. Рассказ жизнь простого спартанца.

Организационная структура урока

№п/п

Этап урока

Формы, метод. приемы

Действия учителя

Действия ученика

Методический комментарий

1.

Организационный

Слово учителя.

Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Регулятивные:

Эмоционально-положительный настрой.

2.

Актуализация знаний

Фронтальная. Беседа, Работа с картой, работа со слайдом

«Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?»

Для этого вспомни:

- Кем был Солон?

- Как он поступил с должниками?

- Как изменились права демоса?

- Что такое Народное собрание?

- Что обозначает понятие «демократия»?

Отвечают на вопросы. Проводят взаимопроверку и взаимоконтроль.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


3.

Целеполагание, версии Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

- Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: «Наша родина Эллада как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство».

Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи

Отвечают на вопросы, определяют тему урока, формулируют проблему, выдвигают гипотезу, проговаривают источники информации.

Регулятивные: ученики определяют тему урока, формулируют цель составляют план.

Познавательные: воспроизводят ранее полученную информацию (определение государство, полис выделяют его признаки)


Планирование

Определение пунктов плана

План:

1.Геоографическое положение Спарты, основные занятия населения.

2.Спартанцы и илоты

3.Спарта - военный лагерь

4. Спартанское воспитание

Постановка учебных задач.

Регулятивные: ученики определяют задачи урока по намеченному плану.


Физкультминутка


А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело!

4

Открытие нового знания (Изучение нового материала)


1.Геоографическое положение Спарты, основные занятия населения.


Работа с учебником, картой с. 140. Беседа Образное повествование.

Расскажите о местоположении, природных условиях Спарты, истории ее заселения. Организует беседу по вопросам Покажите на карте город Спарту и области, подвластные спартанцам. Определите словами их местоположение.

- Кто такие спартанцы и илоты?

- Докажите, что спартанцам необходимо было государство. Вспомните, что такое государство, при каких условиях оно возникает.

Находят на карте Южную Грецию, Лаканию. Беседа по вопросам

Регулятивные: учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: умение давать ответы на вопросы, приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения.


2.Спартанцы и илоты

Словесный, практический. Работа с текстом, картой, беседа

Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были три главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов) и периэков (о них учитель кратко рассказывает сам). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев.

Объясняют значения терминов, составляют схему, работа с текстом учебника, в тетради.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, составляют схемы.

Коммуникативные: умение давать ответы на вопросы, приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения.


3.Спарта - военный лагерь


Фронтальная работа со слайдом, беседа. Конспектив. повествование.

Работа со схемой

Рассказывают о политическом устройстве, сравнивают с Афинами, запись в тетрадь

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, выстраивают цепь логических рассуждений.


4. Спартанское воспитание

Работа с учебником, составление вопросов, беседа Взаимопроверка.

Дополнительный материал, Работа с учебником с. 149

Работа с учебником. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Коммуникативные: выстраивают цепь логических рассуждений, формулируют и отвечают на вопросы.

Регулятивные: проводят взаимопроверку и взаимоконтроль.

5.

Закрепление нового материала

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Беседа

Почему государство Спарта напоминала военный лагерь? Почему спартанцы должны были спать и кушать не выпуская оружия из рук?

Что общего в системе управления Афин и Спарты? Чем отличаются эти полисы?

Отвечают на вопросы, составляют рассказ.

Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера; проводят сравнение; делают выводы

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

6.

Итог урока,

Рефлексия


Фронтальная. Словесный. Беседа

- Какие цели, задачи стояли перед
нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

- А что воспринималось легко?

- Попробуйте дать оценку уроку.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

7.

Д/з


§ 31, записи в тетради, карта с. 115, словарь, термины.

1.Синквейн «Спарта»

2.Рассказ жизнь простого спартанца.

3. Раскрыть понятие «Спартанское воспитание», «Спартанские условия»

Работа с дневником



Дополнительный материал.

Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев.

Документ. Плутарх. Ликург, XVI

Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии… Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 135-136.


Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До своего совершеннолетия, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться.

Женщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и нередко соревновались в общегреческих играх, посвященных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только мужчины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей - до семилетнего возраста, когда мальчики переселялись в лагерь.

Граждане Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастеров-оружейников); их земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого.

Смирное С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994, С. 66.


Спарта, славная мужами

Из трех государств, основанных дорянами в Пелопоннесе, самым сильным оказалось одно - лаконская Спарта. Его сила была в его организации. Это было государство, устроенное как военный лагерь.

В Спарте было три сословия - три класса: спартанцы, периэки, илоты. Спартанцы были потомками завоевателейдорян, периэки и илоты - завоеванных ахейцев. Спартанцы правили и воевали, периэки ковали оружие и платили подать, илоты пахали и собирали жатву. Спартанцев было девять тысяч семейств: вся земля Лаконии была разделена для них на девять тысяч равных наделов - ведь на войне все равны. Илотов, государственных рабов, никто не считал, но их было вдесятеро больше. Спартанцев они ненавидели смертной ненавистью. Если бы спартанцы хоть на день забыли, что они на войне, Спарта была бы стерта с лица земли. Спартанцы этого не забывали. Они ели и спали с копьем с руке. Все статуи богов в Спарте были с копьями в руке - даже статуя Афродиты.

На войне люди живут только войною. Спартанцам было запрещено заниматься чем бы то ни было, кроме военного дела. Труд - дело периэков и илотов. Однажды Спарта созывала союзников для похода. Союзники роптали, что Спарта берет с них больше воинов, чем дает сама. «Это не так», - сказал спартанский царь. Он посадил спартанское войско справа от себя, союзные - слева, потом приказал: «Медники, встаньте!» Среди союзников некоторые встали, среди спартанцев - никто. «Горшечники, встаньте! Плотники, встаньте!» Под конец союзники стояли почти все, спартанцы сидели, как сидели. «Вот видите, - сказал царь, - настоящих воинов выставляем мы одни».

На войне нет места богатству и наживе. Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. Спартанцы не копили денег.

Нет денег - нет роскоши. Крыша дома должна быть сделана только топором, дверь - только пилой. В богатом Коринфе спартанцы впервые увидели штучные потолки. Они спросили: «Неужели у вас растут квадратные деревья?»

Ничего лишнего в жилье - ничего лишнего в еде. Спартанцы обедали не дома, а в казармах: каждый отряд вместе. Главным кушаньем была черная кровяная похлебка из свинины с чечевицей, уксусом и солью. Она была невероятно питательна и невероятно противна на вкус. Спартанцы ею гордились. Персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, попробовал и сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

На войне и говорить полагалось повоенному: точно и кратко. Это умение называлось и до сих пор называется «лаконизм» - по имени области Лаконии. Кто отвлекался, того обрывали, даже если он говорил умные вещи: «Ты говоришь дело, но не к делу».

Самым знаменитым было лаконическое изречение спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: «С ним или на нем!» Со щитом возвращались победители, на щите приносили павших.

Спартанец пришел послом к македонскому царю. «Ты - один?» - удивился царь, привыкший к пышным и многолюдным посольствам. «К одному», - ответил спартанец.

Македонский царь послал сказать спартанцам: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили одним словом: «Если!»

В Спарту пришли послы с острова Самоса - просить помощи. Они произнесли длинную и красивую речь. Спартанцы сказали: «Дослушав до конца, мы забыли начало, а забыв начало, не поняли конца». Самосцы оказались догадливы. На следующий день они пришли в собрание с пустым мешком и сказали только четыре слова: «Мешок есть, муки нет». Спартанцы их пожурили - достаточно было двух слов: «муки нет», - но были довольны такой сообразительностью и обещали помочь.

На войне спартанец был в своей стихии. Он шел на бой, как на пир, разодевшись, намазав маслом и расчесав длинные волосы. (Полководцы говорили: «Заботьтесь о прическе: она делает красивых грозными, а некрасивых страшными».) Одевались в красное - чтобы было страшнее и чтобы не видно было ран. Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы - под мерный свист свирели: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять.

Спартанцы первые научились биться строем, фалангой, а не каждый сам за себя: покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или от врага, было одинаковым преступлением. Дисциплина была превыше всего. Спартанец Леоним в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды». Мальчик Исад убежал на войну и храбро бился - ему дали венок за храбрость и высекли розгами за нарушение дисциплины.

Спартанцу предложили в подарок боевых петухов: «Они дерутся до смерти». Спартанец ответил: «Подари мне тех, которые дерутся до победы».

Хромой спартанец шел на войну. «Зачем ты идешь?» - «Я иду не бежать, а биться». Слепой спартанец шел на войну. «Зачем ты идешь?» - «Чтобы притупить собою меч врага». Старый спартанец шел на войну. «Зачем ты идешь?» - «Заслонить молодых».

«Мой клинок короток», - сказал спартанец. «Подступи к врагу на шаг ближе», - ответил ему начальник. Перед сражением спартанцы приносили жертву не богам войны, а мирным Музам. «Почему?» - спрашивали их. «Потому что мы молимся не о победе, а о певцах, достойных этой победы». После сражения приносили в жертву богам петуха. «Почему?» - «Потому что в Спарте не хватило бы быков для наших побед».


Спартанское воспитание

Женщины в воинском государстве были под стать мужьям: мужественные, сильные, закаленные. Они не жили затворниками, как в остальной Греции: с ними считались. «Только в Спарте мужья слушаются жен», - сказали спартанке. «Потому что только в Спарте жены рожают настоящих мужей», - ответила спартанка.

Спартанка послала в бой пятерых сыновей и ждала вестей у ворот. Появился гонец. «Как дела?» - «Все пятеро убиты», - ответил гонец. «Я не о том спрашиваю: кто победил?» - «Мы». - «Тогда я счастлива, что они погибли», - сказала мать.

Новорожденного ребенка спартанец приносил в совет старейшин. Его осматривали. Если ребенок был хилым или больным, ребенка убивали: бросали в черную расщелину невдалеке от Спарты. В Спарте должны были расти только сильные и здоровые дети.

В семь лет ребенок покидал дом и поселялся со сверстниками в казармах. Здесь учились жить поспартански. Ели впроголодь, ходили круглый год в одном плаще, спали на жестком тростнике, нарванном голыми руками. Раз в году всех наперечет секли розгами на алтаре Артемиды, где когдато приносили человеческие жертвы. Надо было вынести порку без единого стона. Некоторые умирали под розгами.

Чтобы уметь добывать пропитание на войне, подростки учились воровать. Кто приходил ни с чем, того били, кто был пойман с поличным, того тоже били. Один мальчик украл лисенка. К нему подошли, он спрятал лисенка под плащ. Лисенок вгрызся ему в живот. Мальчик стоял твердо и говорил спокойным голосом. Его не заподозрили. Лисенок прогрыз ему внутренности. Мальчик умер. О его поступке рассказывали детям, как о подвиге.

Учились прежде всего бою и борьбе. Борцовучителей не было: спартанец должен побеждать не хитрыми приемами, а силой и храбростью. В олимпийских и других спортивных состязаниях спартанцам участвовать запрещалось: «Спарте нужны не атлеты, а воины».

Учились презирать и ненавидеть илотов. Чтобы молодежь не приучалась к вину, поили допьяна илота и водили мимо обеденных столов - один вид его вызывал отвращение. Чтобы молодежь приучалась к войне и в мирное время, устраивали тайные ночные походы на беззащитные селения илотов. Походы были настоящие, с кровопролитием: убивали тех, кого слишком ненавидели или боялись.

Учились почитать стариков. На Олимпийских играх один старик искал себе места среди зрителей. Он пробирался между скамьями, но места не было. Он дошел до скамей, где сидели спартанские юноши, - все как один вскочили перед ним, уступая место. Стадион разразился рукоплесканиями. Старик воскликнул: «Все греки знают, что такое хорошо, но только спартанцы умеют поступать хорошо». А ктото сказал: «Только в Спарте стоит жить до старости».


Спартанские законы

В Спарте было два царя. Это было удобно: во время войны они могли воевать на два фронта, во время мира они не давали друг другу слишком усилиться и притеснять народ или знать.

Два царя выбирались из двух родов, происходивших от двух близнецов - Прокла и Еврипонта. Это были сыновья Аристодема, того самого, который по жребию Гераклидов получил Лаконию. Умирая, он не назначил преемника. Спросили оракул - оракул сказал: «Власть - обоим, честь - старшему». Но который старший? Близнецы были еще грудными младенцами. Спросили мать - она отказалась назвать старшего. Тогда догадались подсмотреть, не кормит ли она одного сына всегда раньше другого. Так и оказалось. Поэтому с тех пор Еврипонт и его потомки при равных правах всегда почитались больше, чем Прокл и его потомки.

При двух царях собирался совет старейшин: 28 человек, с царями - 30. Выборы в совет старейшин были особенные: по крику. Народ сходился на собрание перед запертым домом, кандидатов в совет старейшин выводили к народу по одному, и народ приветствовал каждого криком. В запертом доме сидело несколько человек с писчими табличками: они не видели, кого выводят, а только слышали крик. На табличках они отмечали, которому кричали громче. Кому кричали громче всех, тот и провозглашался избранным.

При совете старейшин каждый год выбирались пять «блюстителей» - эфоров. Они следили, чтобы народ исполнял законы, а цари не превышали власти. Раз в восемь лет, в безлунную ночь, эфоры садились рядом и молча смотрели в небо. Если в это время вспыхнет и скатится звезда, то эфоры объявляли, что цари правят незаконно. После этого отправляли послов в Дельфы и успокаивались лишь тогда, когда оракул заступался за царей.

Вступая в должность, эфоры издавали указ: «Брить усы и повиноваться законам». Это делалось для того, чтобы спартанцы одинаково слушались властей и в малом деле, и в большом.

При старейшинах и эфорах собиралось народное собрание. Оно только подтверждало решения старейшин, крича «да» или «нет». Советы подавали редко. Однажды дурной человек подал в собрании хороший совет. Ему приказали сесть, а хорошему человеку - повторить его слова.

Спартанцы гордились своими законами. На вопрос, откуда они, спартанцы отвечали: «От Ликурга». На вопрос, кто такой Ликург, отвечали: «Больше бог, чем человек». В Спарте был храм Ликурга, в храме приносили жертвы.

Говорили, что Ликург был древним правителем Спарты. Он был братом спартанского царя, прапраправнука Прокла. Он мог бы и сам стать царем, но уступил престол племяннику, царскому сыну. Издать законы побудил его бог Аполлон. Образцом законов послужили критские законы, изданные, по преданию, самим Миносом, сыном Зевса.

В храме стояла статуя Ликурга. Он был изображен одноглазым, как изображают богов Солнца. Это объясняли так. Когда Ликург издал свой главный закон - о всеобщем воинском равенстве и простоте, - против него восстали богачи. Его избили палками, их вождь Алкандр выбил ему глаз. Народ выручил Ликурга и выдал ему Алкандра на расправу. Ликург взял его к себе в дом и велел себе прислуживать. Алкандр увидел, как умеренно и мудро живет Ликург, и из врага стал его самым страстным приверженцем. А в народное собрание с тех пор было запрещено ходить с палками.

Дав Спарте законы, Ликург позаботился, чтобы они были вечными и неизменными. Он объявил, что едет в Дельфы спросить еще раз волю Аполлона, и взял со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. Спартанцы поклялись. Тогда Ликург уехал в Дельфы и там, на чужбине, бросился на меч. Даже тело свое он завещал сжечь, а пепел развеять над морем, чтобы его останки не попали в Спарту. Спартанские законы остались неизменными навеки.

Спартанцы гордились, что их законы - самые лучшие и древние. Чужеземцев они презирали. Уезжать за границу спартанцу запрещалось, как запрещается воину покидать лагерь. Чужеземцев, приезжавших в Спарту, раз в несколько лет изгоняли поголовно особым указом - чтобы спартанцы не научились плохому, а иноземцы - хорошему. Один афинянин сказал спартанцу: «Вы, спартанцы, - неучи». «Да, - ответил спартанец, - из всех греков мы одни не научились у вас ничему дурному».

Назойливый чужеземец докучал спартанцу: «Кто самый лучший человек в Спарте?» Спартанец ответил: «Тот, кто меньше всего похож на тебя».

Другой чужеземец похвастался спартанскому царю: «Меня все называют другом Спарты». Он ждал похвалы. Но царь ответил: «Лучше бы тебя называли другом твоей родины».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал