- Учителю
- Русская Православная церковь в XVII в. (7 класс)
Русская Православная церковь в XVII в. (7 класс)
Русская Православная церковь в XVII в. (7 класс)
Тип урока: комбинированный.
Цели: обучить методам работы с источниками информации разного типа - историческими документами, художественным произведением; выработать умение сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями; формировать историческое мышление; воспитывать уважение к истории и литературе; продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича; охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII в.; путём анализа «Жития протопопа Аввакума» показать красоту человеческого подвига во имя веры; выявить влияние церковной реформы на укрепление самодержавия; охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, роль раскола для дальнейшей религиозной жизни России.
Оборудование: компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)» (раздел «Алексей Михайлович»); иллюстрации, представленные в слайд шоу.
Литература
-
Житие протопопа Аввакума (любое издание).
-
Жуков Д.А. Аввакум Петров // Русские писатели XVIIвека. М., 1972.
-
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2005.
-
Московский областной краеведческий музей в городе Истре. М., 1989.
-
Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
-
Православная энциклопедия. М., 2000.
Х о д у р о к а
-
Введение учеников в тему урока с помощью художественного образа
(Учитель демонстрирует на экране репродукцию картины В. Сурикова «Боярыня Морозова».)
Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII в. боярыня Морозова. Здесь мы не видим в её богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил её закованный в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собиравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням сестра Морозовой княгини Урусова, в отчаянии ломающая пальцы, в бархатной шубе и узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной - посажённые в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в.».
События начала XVII в. стали суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскорбили мощи святых, грабители церковную утварь, убивали служителей церкви. По окончании Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета - отца заря Михаила Фёдоровича Романова - стало поднятие духа верующих и священнослужителей. Главное, чего удалось добиться патриархом, - это укрепление авторитета и власти царя. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его приёмниках - патриархах Иоасафе I и Иосифе. Время решения этих вопросов наступило в середине XVII в. при патриархе Никоне.
-
Сообщение учащегося о патриархе Никоне.
(Ученик представляет иллюстрации в слайд-шоу.)
Светское имя патриарха Никона - Никита Минин. Родился он 24 мая 1605 г. в селе Вельманово Нижегородской губернии в крестьянской семье. Мать Никиты рано умерла, отец женился вторично, но мачеха невзлюбила мальчика, и от её побоев он часто убегал в Желтоводский монастырь, где монахи выучили его грамоте. Возмужав, Никита становится священником в селе Лыскове. Его проповеди были так хороши, что послушать их приезжали даже московские купцы, которые и добились перевода с Никиты в Москву. К этому времени он был уже женат, имел троих детей. Но семейное счастье длилось лишь десять лет: неожиданно один за другим умерли дети, и Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках. В этот момент ему шёл 31-й год.
Духовным отцом и наставником Никона стал старец Елиазар, живший в Троицком скиту Анзерского острова. Он сразу отметил начитанность нового монаха, его не малый жизненный опыт и неистовую набожность. Между старцем и монахом сложились доверительные отношения, благодаря которым Никон отправляется в поездку в Москву с целью сбора денег на строительство каменного храма. Однако вскоре отношения между Никона и старца испортились и монах, не вынеся ссоры, бежал с острова.
Приют он нашёл в Кожеезерской обителе, где в 1643 г. был избран настоятелем, именно в этом качестве впервые Никон встречается в селе Куломенском с 17-летним Алексеем Михайловичем. Содержание их разговора неизвестно, но после него Никон перебирается в столицу и при непосредственном участии псаря становится архимандритом придворного Новоспасского монастыря. Каждую пятницу Никон должен был являться в придворную церковь. И беседовать с царём. С собой он приносил челобитные, которые тут же получали ход, в народе это создавало Никону репутацию защитника.
В 1648 г. Никон был переведён в Новгород и посвящён в Сан Митрополита. Поддерживая тесную связь с царём, Никон продолжал укреплять свой авторитет. Результатом чего стало избрание его 21 июля 1652 г. патриархом всея Руси.
Учитель. Именно с этой даты уместно начать разговор о церковной реформе XVII в. для этого необходимо познакомиться ещё с одним её активным участником - протопопом Аввакумом. Судьба этого человека нам известна по его «Житию», которое, в отличии от других литературных произведений этого жанра, написано живым, сочным языком. Кроме перипетий своей жизни Аввакум включает в своё повествование описание бытовых сцен, природы, душевного состояния и страданий.
III. Работа в группах.
Работу учащихся продолжается в группах по четыре - пять человек с привлечением «Жития протопопа Аввакума».
Задание: составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:
-
Происхождение, родители.
-
Воспитание и образование.
-
Семья - жена и дети.
-
Служебная карьера.
-
Какими нравственными качествами обладал?
По окончании работы выслушиваются ответы групп. Примерная характеристика Аввакума:
-
«Рождение же моё в нижегородских пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове». 20 ноября 1620 г.»; «Отец ми бысть священник Пётр, мать - Мария, инока Марфа».
-
Получил домашнее воспитание и образование. Отмечал: « Отец же мой прилежаше пития хмельного; мать и же моя постница и молитвенница».
-
«Изволила мати меня женить. Аз же при святей богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том селе девица, сиротина же, беспрестанно обыкла ходить в церковь, - имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после его вся истощилось. Она же в скудости живяше и моляшеся богу, да же сочетается за меня совокуплением брачным…» В этом браке родились 8 детей. Взаимоотношения супругов характеризуют такой эпизод: во время ссылка Анастасия Марковна, измученная переходами, голода и нищетой, обращается к Аввакуму со словами: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» И он отвечал: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохнув, сказала: «Добро, Петрович, ино ещё побредем».
-
«Рукоположен во дьяконы двадесяти лет с годом оставлен; живый в попех осемь лет, и потомсовершен в протопопы православными епископы, - тому двадесять лет минуло; и всего тридесят лет, как имею священство». Летом 1647 г. вступил в конфликт с местным начальником и бежал от его преследований в Москву. «Аз же сволокся в Москве, и божиею волей государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольский». На новом месте Аввакума вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал сначала в Кострому, а затем в Москву. «Любо мне, у Казанские тое держался, чел народу книги». Служа в Казанском соборе, Аввакум сблизился с Иваном Нероновым, выступающим против реформ Никона.
-
Учащиеся приводят примеры стойкости и мужества Аввакума в деле защиты веры ( поведение на церковном соборе, во время ссылки и пребывания в тюрьме и т.д.). В то же время отмечают призывы протопопа к самоуничтожению и самосожжению верующих, а также безжалостное отношение к врагам, особенно к Никону: «…того собаку разсекли бы начетверо».
IV. Продолжение работы по теме урока
Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?
Смута привела в упадок церковь и углубила нерешённые проблемы. Первой из них было упорядочение церковной жизни - постоянное переписывание книг вносило всё большее количество ошибок в священные текст, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения. К XVII в. сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. чтения текста во время службы несколькими священниками и такого быстрого, что даже тот, кто читал, почти ничего не понимал. Кроме того, церковь в XVII в. считалась общественным местом, и, следовательно там во время службы могли решаться важные государственные вопросы, что не способствовало особому общению верующих с Богом. Многие священники говорили и о языческих обрядах и суевериях, которые проникали в церковную жизнь. Например церковь уже не возражала против празднования святок и Масленицы, что, безусловно, подрывало её догматы. Таким образом, серьёзные реформы были необходимы.
В середине XVII в. в Москве действовал «Кружок ревнителей древнего благочестия», члены которого обсуждали вопрос о реформирование церкви. В кружок входил вновь избранный патриарх Никон, а также духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Фёдор Ртищев, протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, священники Даниил, Лазарь и Логгин. Со временем в кружке сложились две группировки: первая из них настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды. Аввакум, входивший в группу, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим образцам, изданным в иноверных странах. В свою очередь вторая группа, членом которой являлся Никон, утверждала, что необходимо проведение реформ именно по греческим образцам. Став патриархом, Никон взял курс на преобразования.
Работа учащихся со схемой 1 (слайд презентации)
Вопросы
-
Какими методами осуществлялась никоновская реформа? (Примерный ответ. Никон взял дело проведения реформ в свои руки. Сам назначил «справщиков», которые контролировали переписку книг. Жестоко расправлялся с недовольными, которые жаловались на него царю.)
-
Какой была реакция русского народа на её проведение? (Примерный ответ. Неоднозначная. Высшие слови общества, бояре, приближённые царя восприняли реформу как логическое продолжение преобразований Алексея Михайловича. А вот общественность, священники подали челобитную царю, в которой излагали свои опасения. Царь на жалобу не обратил внимания в отличие от Никона. (Вспомним картину «Боярыня Морозова».)
-
Почему реформе сопротивлялись священнослужители на местах? (Примерный ответ. Часто священники на местах были полуграмотными людьми. Они порой не могли объяснить догматов церкви. И любые преобразования, в том числе направленные на повышение их культурного и образовательного уровня, воспринимались ими как покушение на их власть в приходе.)
-
Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум в характеристику этого времени: «видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали?»? (Примерный ответ. Аввакум видит в преобразованиях время смуты, распрей, жестокости, которое в сознании народа воспринималось как конец света, поскольку коснулись самого святого - веры.)
Учитель. Весной 1654 г. под председательсвом царя Алексея Михайловича был собран церковный собор, который утвердил положение реформы.
Вопросы
-
Каковы были последствия начала реформирования церкви? (Раскол.)
-
Что означает выражение: «раскол Русской православной церкви»? Согласны ли вы с высказыванием В.О. Ключесвкого: «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните своё мнение с определением словаря урока.
-
Какие социальные группы участвовали в расколе? (В основном городское посадское население. Раскол не коснулся низших слоёв общества - крестьянства.)
-
Как вы думаете, что было общего у этих людей? Можно ли говорить о расколе как об общественном движении? (Ответы детей.)
Учитель. Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII в. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря - Иверский на Валдае (1653), Крестный на Белом море (1656) и Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.
V. Сообщение учащегося о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре
(Ученик представляет иллюстрации в слайд-шоу.)
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, основанный на берегу реки Истры, задумывался как подобие христианских святынь Палестины. В центре обширной территории, на холме, получившем название Сион, в 1656 г. начались строительные работы. Его окрестности в соответствии с замыслом тоже получили палестинские названия - холм Фавор; небольшой девичий монастырь, основанный Никоном, - Вифания; река Истра стала именоваться Иорданом.
Создатели нового монастыря в период постройки использовали письменные источники, довольно точно описывающие христианские достопримечательности. В их распоряжении был чертёж Иерусалима со всеми святыми местами и деревянная модель храма Гроба Господня. В короткий срок на территории будущей обители была поставлена деревянная церковь, при освещении которой присутствовал царь Алексей Михайлович, впервые официально назвавший монастырь Новым Иерусалимом.
Центральное место в монастыре занимает Воскресенский собор, строительство которого началось в апреле 1658 г. Патриарх лично руководил возведением храма. Крестьяне, приписанные к монастырю, заготавливали лес, камень, глину, жгли известь и делали кирпичи. Аввакум писал: «…простых крестьян тяжким трудом умучил, созидаючи горкой свой Иерусалим». Собор по подобию храма Гроба Господня в Палестине - главной святыни всего христианского мира. Он представляет собой крестово-купольное, четырёхстопное, увенчанное главой сооружение, с юга и с севера в интерьере имеющие двухэтажные галереи; алтарная часть включает в себя три придела.
Одновременно с возведением Воскресенского собора складывался комплекс деревянных и первых каменных построек. В 1660-е гг. были проведены большие работы по сооружению деревянной ограды. Самой нарядной постройкой в монастыре стали палаты патриарха Никона. Множество больших и малых окон, дверей, обитых лазоревым сукном, обходные галереи, лестницы подчёркивали значимость этой постройки. Однако вскоре строительство монастыря было прервано из-за конфликта, возникшего между патриархом и царём.
Никон пытался отвести Новоиерусалимскому монастырю особую роль, создать его как образец церковных преобразований, как вершину идеи «священства» и «царства». Но идеи эти не нашли должной поддержки у правительства.
VI. Продолжение работы по теме урока
Учитель. Отношения между царём и патриархом в начале проведения реформ были тёплые - Алексей Михайлович называл Никона «собинным другом» и наградил титулом «великий государь». Но царская милость часто бывает изменчивой. Вскоре царю на патриарха стали жаловаться бояре, да и сам он часто в своих проповедях говорил о превосходстве духовной власти над светской, т.е. «священства» над «царством». Для открытого конфликта нужен был только повод. Вскоре он нашёлся - неудачи в войне со Швецией, начатой по совету святейшего. В 1658 г. Никон сложил с себя полномочия патриарха и удалился в Новоиерусалимский монастырь в специально построенный скит.
Вопросы
-
В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём? (Проблема «священства» и «царства»: что выше - власть светская или церковная.)
-
Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии? (Упорство, спесивость, нежелание идти на компромисс, гордыня.)
-
Мог ли в этой борьбе победить патриарх? (Примерный ответ. Вопрос неоднозначный. С одной стороны, мог, если бы царь проявил слабость и пошёл у него на поводу, с другой нет, ведь победа Никона в этой борьбе привела бы к новым распрям, от которых Россия и так устала.)
Учитель. По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 г. в Москве опальный патриарх предстал перед собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушёл с патриаршества, бесчестил государя, критиковал Соборное уложение и другие царские законы о церкви. В результате Никон был лишён патриаршеского сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя - в Кирилло-Белозерскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться на его детище - Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17августа 1681 г. он скончался. Через год церковный собор восстановил Никона в сане патриарха. Похоронен в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.
Возвращаясь к собору 1666 г., необходимо отметить ещё один немаловажный факт - вместе с Никоном церковь осудила и его противников - раскольников, на соборе все они были преданы анафеме. Главного идеолога раскола - протопопа Аввакума называют по-разному. У.Д.С. Лихачёва он пророк, борец, мученик и страдалец. В литературе чаще всего можно встретить определение «неистовый», т.е. необычайно сильный, буйный, безудержный.
Вопросы
-
Почему, по-вашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?
-
Проанализируйте ещё одно высказывание.
В. Гаршин писал: «…дайте Аввакуму власть - повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призрак приняли бы многую жертву». Подтвердите своё мнение строками из «Жития».
-
14 апреля 1682 г. Аввакум был сожжён в Пустозерске вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи.
VII. Подведение итогов урока
Работа учащихся со схемой 2 (слайд презентации)
Учитель. Церковный раскол - явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Он стал самым ярким проявлением самых различных черт национального русского характера, реакцией общества на перемены в духовной и политической жизни России. Огромное влияние раскол оказал на церковь, он поколебал её авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостоянии церкви и государства и закончился лишением духовенства политической власти. Окончательный выбор светского направления развития России сделает уже при Петре I, и когда всё управление духовной сферы перейдёт в руки Синода.
А теперь давайте вернёмся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» (демонстрирует картину на экране). Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на её выразительное лицо, отразившее её волю и веру. Измученная, но непокорившаяся, закованная в кандалы, но непобеждённая - такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
Домашнее задание
Написать мини-исследование на тему «Особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе».