7


  • Учителю
  • Методический материал по истории 'Культура России во второй половине XIX в. '

Методический материал по истории 'Культура России во второй половине XIX в. '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Методический материал поможет учителю подготовиться к уроку, ученику - к экзамену.В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Рефо
предварительный просмотр материала

Русская культура второй половины XIX в.

В начале 60-х годов XIX века вступила в эпоху Великих реформ . было отменено крепостное право, проведены и реформы, , . Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия - успешнее той, что потерпела поражение в .

Факторы, оказавшие влияние на развитие русской культуры:

  • Отмена крепостного права в России

  • Буржуазно-либеральные реформы 60-70-х гг

  • рост экономики и становление капиталистических отношений в стране

  • воздействие демократических и социальных идей на культуру.

Отмена , успехи промышленного производства и утверждение в во второй половине повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, которое пыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавших прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

Народное образование

Важную роль в становлении системы народного образования сыграли реформы в области начальной и средней школы. Через народные училища, земские школы, гимназии и другие учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников (в предреформенное десятилетие грамотность в России составляла примерно 5-6%, во второй половине 90-х годов - 18-21%). Для пореформенной России был характерен рост населения, развитие различных форм обучения.

  • Увеличение числа церковно-приходских школ

  • Открытие воскресных школ для взрослых

  • Создание сети земских школ

  • Расширение сети средних учебных заведений (классические гимназии и реальные училища)

  • Рост числа высших учебных заведений

  • Развитие женского образования:

    • 1862 г. - открытие женских гимназий

    • 1869 г - первые женские курсы.

    • 1872 г. - высшие женские курсы в Москве, организатор профессор московского университета . Московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование.

    • 1872 г. - Высшие женские медицинские курсы при в Петербурге

    • 1878 г. - Высшие женские курсы в Петербурге. Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра , профессор (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 году заменил А. Н. Бекетов (состоявший в 1879-1885 годах и председателем комитета Общества для доставления средств высшим женским курсам).

1863 г. - новый Университетский устав. Восстановлена автономия университетов. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов (А.В.Головнин, министр просвещения).

1864 г. - «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

Были открыты университеты в Одессе (1865), Томске (1888). Росла численность высших технических учебных заведений. До реформы их было всего 7 (5 в столице и 2 в Москве), к концу века их численность приблизилась к 60.

Наука и техника

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.) Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские "Пироговские" и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 50-х годов их было около 60).

Направление науки

Ученый

Открытие

химия

Д.И.Менделеев

1869 - периодическая таблица химических элементов (возможность предсказывать существование неизвестных элементов). Книга «Основы химии».

А.М.Бутлеров

Теория химического строения органических тел

физика

А.Г.Столетов

изучение фотоэлектрических явлений

П.Н.Яблочков

дуговая лампа переменного накаливания ("свеча Яблочкова")

А.Н.Лодыгин

Электрическая лампа накаливания

А.С.Попов

1895 г - радиотелеграф

космонавтика

К.А.Циолковский

Возможность межпланетных полетов, дирежаблестроение, аэродинамика, ракетные двигатели

математика

П.Л.Чебышев

Открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей; заложил начало петербургской математической школы

А.М.Ляпунов

Теория об устойчивости движения

С.В.Ковалевская

Вращение твердого тела вокруг неподвижной точки; работы по математическому анализу, механике

Биология, физиология

К.А.Тимирязев

проблемы фотосинтеза, агрономии

И.М.Сеченов

Заложил основы физиологии и психологии, работы в области микробиологии и бактериологии

И.И.Мечников

1908 - Нобелевская премия

Теория иммунитета: воспаление- защитная реакция организма в борьбе с болезнями.

И.П.Павлов

1904 - Нобелевская премия

Физиология сердечно-сосудистой системы, пищеварения


В.В.Докучаев

Начало почвоведению. Открыл процесс происхождения почв. Монография «Русский чернозем».

Самолетостроение

А.Ф.Можайский

Гидро- и аэродинамика; самолетостроение (первый русский самолет с паровым двигателем)

История

В.С.Соловьева

1851-1879 - "История России с древнейших времен" (сравнение истории России с европейской, есть общее, но и своеобразие России; события до 1775 г.) Русский религиозно-мистический идеализм.

В.О.Ключевский

"Курс русской истории"

М.М.Ковалевский

История европейской крестьянской общины, «Происхождение современной демократии»

Филология

В.И.Даль

1861-1868 - «Толковый словарь живого великорусского языка»

Ф.И.Буслаев

1858-1863 - «Опыт исторической грамматики русского языка» Сторонник в исследованиях истории русского языка.

География

.М.Пржевальский

Исследование Центральной Азии (Монголии, Китая), открытие ряда пустынь, горных хребтов, новых видов животных

Н.Н.Миклухо-Маклай

Изучение островов Тихого океана (Новой Гвинеи, Индонезии, Филиппин)

П.П. Семенов-Тян-Шанский

Исследование Средней и Центральной Азии (горы Тянь-Шань, озеро Иссык-Куль)

Литература

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни.

Автор

произведение

Н.А.Некрасов (1818-1883)

«Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»

И.С.Тургенев (1821-1877)

«Отцы и дети», «Дворянское гнездо»

М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889)

«История одного города», «Господа Головлевы»

Ф.М.Достоевский (1821-1881)

«Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы»

Л.Н.Толстой (1828-1910)

«Война и мир», «Анна Каренина»

А.П.Чехов (1860-1904)

«Человек в футляре», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад»

И.А.Гончаров

«Обрыв», «Обломов»

Н.С.Лесков (1831-1895)

«Очарованный странник»

А.К.Толстой (1817-1875)

«Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного»

А.А.Фет (1820-1892)

«Вечерние огни», любовная и пейзажная лирика

Ф.И.Тютчев (1803-1873)

Любовная и философская лирика

А.Н.Островский (1823-1886)

Пьесы «Гроза», «Свои люди - сочтемся», «Бедность не порок», «Женитьба Бальзаминова»

Музейное дело

1872 - Политехнический музей в Москве

1883 - Исторический музей в Москве

1892 - Третьяковская галерея в Москве, в основе - собрание картин купца, мецената П.М.Третьякова

1898 - Русский музей в Петербурге, основу составили картины из Эрмитажа, Академии художеств, императорских дворцов.

Театр

Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского в 60-70-е гг. XIX в. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве, широко были представлены в Александрийском театре в Петербурге. В 80-90-е гг. XIX в. репертуар пополняется пьесами А.П.Чехова.

1898 - Московский художественный театр, возглавили К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко.

Ведущие актеры: П.М.Садовский (1818-1872), М.Н.Ермолова (1853-1928), А.И.Южин (Сумбатов), П.А.Стрепетова (1850-1903), М.Г.Савина, К.А.Варламов (1849-1915) и др.

Музыка

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции, заложенные Глинкой и Даргомыжским.

1862 - творческий союз композиторов, получивший название «Могучая кучка». Источником вдохновения являлась народная музыка, патриотизм и русская история. Душой, главным организатором и теоретиком был М.А.Балакирев. В это объединение вошли Л.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи.

Композитор

Произведение

М.А.Балакирев (математик)

«Сборник русских народных песен»

Л.П.Мусоргский

«Борис Годунов»,»Хованщина»

А.П.Бородин (химик)

«Князь Игорь»

Н.А.Римский-Корсаков

«Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста»

Ц.А.Кюи

«Сын мандарина», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского:

  • «Евгений Онегин»

  • «Пиковая дама»

  • «Мазепа»

  • «Щелкунчик»

  • «Лебединое озеро»

  • «Спящая красавица»



1866 - Московская консерватория Н. Г. Рубинштейн

1862 - Санкт-Петербургская консерватория, А.Г. Рубинштейн

Книгоиздательское дело

Ф.Ф,Павленков (1839-1900) - издание серии «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека»

А.С.Суворин - издание серии «Семейная библиотека»

И.Д.Сытин (1851-1934) - издание лубочных картинок, календарей, букварей, художественную научно-популярную литературы по ценам, доступным широким слоям населения.

Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон - «Энциклопедический словарь» в 82 томах в 1890-1907 гг.

Архитектура

Особенности:

  • Существенное увеличение масштабов гражданского строительства

  • Широкое применение металла, стекла, началось использование бетона

  • смешение стилей - эклектика, вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом "русском" стиле:

    • 1877 - Политехнический музей в Москве, архитектор и Н.А.Шохин

    • 1875-1883 - Исторический музей на Красной площади, архитектор В.Шервуд

    • 1889-1893 - Верхние торговые ряды в Москве, архитектор А.Н.Померанцев

    • -- Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в , возведён по указу императора по совместному проекту архитектора и архимандрита , который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в , несколько напоминает московский . Сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта в результате был смертельно ранен император (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России

- - гостиница «Метропо́ль» в Москве, инициатором строительства был ; по его заказу т разработал первоначальный проект. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи и признаётся одним самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля.

Скульптура

1862 - Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в в честь тысячелетнего юбилея на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы , и архитектор . Памятник представляет собой гигантский шар- на колокообразном постаменте. Всего памятник содержит 128 фигур.Ангел с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России) установлены вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II лета 1862»

1880 - . Это был первый памятник не государственному деятелю, а литератору, да еще созданный на общественные пожертвования. Автор - А.М.Опекушин, выходец из крепостных крестьян.

М.М.Антокольский - знаменитый скульптор-

1899-1909 -памятник Александру III в Петербурге, П.П.Трубецкой.

Изобразительное искусство

В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана "Артель художников" - демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Составной частью реформ в области образования было и реформирование . Тем не менее, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 14 самых выдающихся учеников , допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии) на свободное задание - написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию.

1863 г. - группа молодых художников из 14 человек во главе с И.Н.Крамским отказалась писать дипломные работы на темы, заданные академией художеств, считая их далекими от жизни, и покинула Академию. Это событие вошло в историю как .

1870 г. - образование «Товарищество передвижных художественных выставок», объединившее бунтарей-художников. Основатели - Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и Г.Г.Мясоедов. Устав товарищества провозглашал: «Товарищество имеет целью: устройство... во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством... б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.». В своем творчестве художники придерживались реалистического направления. Товарищество просуществовало до 1923 г.

Художники-передвижники

картины

Н.И.Крамской (1837-1887)

«Христос в пустыне», «Неизвестная»

В.Г.Перов (1834-1882)

«Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», « Охотники на привале», «Сельский крестный ход на Пасхе»

Н.Н.Ге (1831-1894)

«Петр 1 допрашивает царевича Алексея», Что есть истина?»

Г.Г.Мясоедов (1834-1911)

«Косцы», «Земство обедает»

И.Е.Репин (1844-1930)

"Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван", «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди»

В.И.Суриков (1848-1916)

«Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири», «Переход Суворова через Альпы»

А.К.Саврасов (1830-1897)

«Грачи прилетели»

И.И.Левитан (1860-1900)

«Март», «Золотая осень», «Тихая обитель»

А.И.Куинджи(1841-1910)

«На Днепре», «Березовая роща»

В.М.Васнецов (1848-1926)

«После побоища», «Аленушка», «Богатыри»

И.И.Шишкин (1832-1898)

«Утро в сосновом бору», «Рожь»

И.М.Пряшников (1849-1894)

«Шутники»,»Порожняки»

В.Д.Поленов (1844-1927)

«Московский дворик», «Больная»

В.А.Серов (1865-1911)

«Девочка с персиками», «Петр 1», «Похищение Европы», «Портрет М.Ермоловой»

Н.П.Богданов-Бельский (1868-1945)

«Устный счёт. В народной школе С. А.Рачинского», «У дверей школы»

В.В.Верещагин (1842-1904) - «Апофеоз войны», «На Шипке все спокойно»

Итоги развития культуры XIX в.


1. Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры.
2. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в.
3. Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.
4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.


Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом связана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны, опираясь на широкое демократическое движение, она сделала громадный шаг вперед, получила международное признание.


В.Верещагин. Апофеоз войны.


В.Верещагин. Наполеон на Бородинском поле.


В.Верещагин. Отступление. Бегство на большой дороге

В.Верещагин. Наполеон и маршал Лористон

В.Верещагин. В Кремле - пожар!

В.Верещагин. На Шипке все спокойно.


Н.П.Богданв-Бельский. «Устный счёт. В народной школе С. А.Рачинского»

Н.П.Богданв-Бельский. У дверей школы.

В.Поленов. Московский дворик.

В.Поленов. Больная.

В.Поленов. Бабушкин сад.

И.Пряшников. Порожняки.

И.Пряшников. Шутники.

И.Пряшников. В 1812 году.

И.Шишкин. Утро в сосновом бору.

И.Шишкин. В окрестностях Москвы

И.Шишкин. Рожь.


Г.Мясоедов. Земство обедает.

Г.Мясоедов. Косцы.




И.Крамской. Неизвестная.


И.Крамской. Христос в пустыне.


И.Крамской. Портрет. Л.Толстого.

В.Перов. Тройка.

В.Перов. Охотники на привале.


В.Перов. Достоевский.

В.Перов. Сельский крестный ход на Пасхе

В.Перов. Проводы покойника.



В.Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы




Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе

Н.Ге. Христос и Пилат «Что есть истина?»



В.И.Суриков, «Боярыня Морозова»

В.И.Суриков Утро стрелецкой казни

В.И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком

В.Суриков. Взятие снежного городка.

В.Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году


В.Суриков. Меншиков в Березове

В.Суриков. Степан Разин.


А.Саврасов. Грачи прилетели




А.Саврасов. Весна. Грачи прилетели.

В.Серов. Девочка с персиками.


В.Серов. Девушка, освещенная солнцем

В.Серов. Портрет М.Ермоловой.


В.Серов. Петр 1. 1907 г.


В.Серов. Похищение Европы. 1910 г.



И.Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г. (1903)


И.Репин. Крестный ход в Курской губернии

И.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану,


И.Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

И.Репин. Бурлаки на Волге.

И.Репин. Не ждали.


И.Репин. Арест пропагандиста.

И.Репин. Отказ от исповеди


И.Репин. Портрет композитора Мусоргского


И.Репин. Портрет Третьякова.

Левитан. Тихая обитель.

И.Левитан. Март.

И.Левитан. Березовая роща.

И.Левитан. Золотая осень.

А.Куинджи. Березовая роща.

А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

В.Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

В.Васнецов. Иван Грозный.

В.Васнецов. Аленушка.

В.Васнецов. Витязь на распутье.

В.Васнецов. Богатыри.



Политехнический музей в Москве, архитектор и Н.А.Шохин

Политехнический музей в Москве, архитектор и Н.А.Шохин


Политехнический музей в Москве, архитектор и Н.А.Шохин

Исторический музей на Красной площади, архитектор В.Шервуд



Исторический музей на Красной площади, архитектор В.Шервуд



Верхние торговые ряды в Москве, архитектор А.Н.Померанцев

Верхние торговые ряды в Москве, архитектор А.Н.Померанцев




Гостиница «Метропо́ль» в Москве, архитектор т


Гостиница «Метропо́ль» в Москве, архитектор т



Храм Спа́са-на-Крови́ в , архитектор



1862, па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» , Новгород. Авторы скульпторы , и архитектор .

1862, па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» , Новгород. Авторы скульпторы , и архитектор .

Памятник Екатерине II в . М.Микешин. 1873.

Памятник А.С.Пушкину в Москве. 1880. А.М.Опекушин.

Нестор-летописец, 1890. М.М.Антокольский



Смерть Сократа, 1875. М.М.Антокольский

Памятник Петру 1 в Таганроге. 1898. М.М.Антокольский



«Иван Грозный», 1871. М.М.Антокольский



П.П.Трубецкой. Памятник Александру III




Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери - перед на углу и в . Главный освящён в честь .

В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм в честь . Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.

Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя и освящён патриархом в 1636 году. Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар района . Воссоздание было осуществлено в -.










 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал