- Учителю
- Средневековые государства
Средневековые государства
Тема: Средневековые государства.
Средние века включают 3 периода:
-
VI-IX вв. - раннее средневековье (каганаты тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков).
-
X-XIV вв. - расцвет средневековья.
-
XV-XVII вв. - образование Казахского ханства.
VI-XII вв. - тюркский период. При этногенезе тюрок тюркоязычные народы смещались с востока на запад и складывались в каганаты - раннесредневековые феодальные государства.
Этноним «тюрк» встречается в китайских источниках с 542 г. Но ещё в V в. в Казахстане появляются племена тиреков (теле) - общее название тюркских племён. С VI в. их стали называть тюрк.
Тюркский каганат (552-603 гг.).
Это первое феодальное государство в Казахстане.
Прародина тюрок - Алтай. Территория - от северной Монголии до Восточной Европы (от Алтая до Западного побережья Каспийского моря).
Процесс объединения племён Алтая начал Бумынь в 535 г. В 545 г. к тюркам прибыл посол Кита с целью установления дипломатических отношений. Чтобы вызвать расположение тюрок Китай стал им преподносить ежегодно 100 тюков шёлка.
В 552 г. Бумынь начинает борьбу тюрок против жужан (авар)/тюрки были их вассалами и платили им дань железом. Бумынь и основал новое государство. Таким образом, в VI в. территория Казахстана попала под власть тюрок.
В 553 г. Мукан вновь разбивает жужан. При нём тюрки достигают пика своего могущества (553-572 гг.). Мукан начинает покорение других племён (цель набегов - расширение территории). Основным противником тюрок в Средней Азии было государство эфталитов (белых гуннов). Эфталиты долго не покорялись тюркам (только через 10 лет). Для их покорения в 561-563 гг. тюрки заключили союз с Ираном. В результате завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами ВШП.
После покорения всех племён, тюрки стали единоличными правителями на востоке Великой степи. Они были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией, но этому препятствовал Иран. В 568 г. Иштеми возглавил поход 10 туменов на запад, одновременно он направляет 1 посольство в Византию и 2 посольства в Иран. Византий ский историк М.Протэктор сообщает о приёме послов тюрок в Византии. А каган Дизабул принимает посла Юстиниана II.
В 568 г. тюрки и Византия установили торгово-дипломатический союз против Ирана (Иран платил 40 тыс. золотых динаров). Это привело к расширению торговле. Но в 575 г. Византия заключила союз с Ираном против тюрок. В 576 г. тюрки разгромили почти всех вассалов Византии. В 570-е гг. тюрки достигли Северного Кавказа и Причерноморья. В 570-80-е гг. данниками (подданными) тюрок стал Китай. В 587 г. эфталиты потерпели основное поражение под Бухарой. Каганат, протянувшись на значительную часть Евразии, стал мощным государством наряду с Ираном, Китаем, Византией.
Причины ослабления и распада: войны с соседними государствами, чем воспользовался Китай. В результате, в 603 г. Тюркский каганат распался на 2 части - Западный и Восточный.
Согдийцы в Жетысу.
Согдийцы - предки современных таджиков и узбеков. Это древняя восточная иранская народность, жившая в Средней Азии и Южном Казахстане. Первоначально населяли земли Зеравшана и побережье р. Амударья (Кашкадарья). Ещё в начале нашей эры в Согдиане было налажено производство шёлка.
В VI-VIII вв., при западных тюрках и тюргешах, согдийцы массово стали переселятся в Жетысу (бежали от арабов-мусульман). В Жетысу согдийцы стали основным населением. Попав под власть Тюркского кагана в VI-VII вв. согдийцы переняли скотоводство, а тюрки под влиянием согдийцев перешли к оседлости, земледелию, торговле.
Согдийцы сыграли ключевую роль в становлении городской культуры в Жетысу (они основали многие города - Джамукент, Навакент и др., но основное населе6ние этих городов было тюркским). Но затем тюркизировались (по сведениям Махмуда Кашгари), переняв язык и обычаи.
Западно-Тюркский каганат (603-704 гг.) и Восточно-тюркский каганат (603-756 гг.).
Оба эти каганата именовались как империи царя коней на севере. Впоследствии оба каганата были под контролем Китая.
Западно-тюркский каганат находился на территории Казахстана (от Или до Амударьи, Иртыша и Волги).
Столица и зимняя ставка - г.Суяб (на р. Чу). Летняя ставка - Мынбулак.
Первым правителем был Тардуш (Дато). Используя раздробленность восточных тюрок, он подчинил их себе, объявив себя единственным правителем. Политического господства западные тюрки достигли при Шегу (610-618 гг.) и Тон-кагане (618-630 гг.). При этих каганах в 1-й пол.VII в. происходит не только усиление политического господства, но и расширяются границы (в 627 г. тюрки направили свои армии на Византию).
При Тон-кагане начинается реформа системы управления Средней Азии:
-
селифы (тудуны) - собирали налоги;
-
буруки и тарханы - судьи;
-
ябгу, шад, эльтебер - титул правящей верхушки, выходили из рода кагана.
-
беки - наместники;
-
карабудун («чернь», общинники-скотоводы) - основное население (несли повинности. Например, «кровного долга» - прохождение военной службы);
-
были и рабы (таты) из числа военнопленных/вассалами тюрок были и оседлые таты из Жетысу.
В 634 г. при поддержке племени нушеби к власти пришёл Ешбар Елтерис, который ввёл систему управления каганатом - «он ок будун» («10 племен» - это земли от Каратау до Джунгарии - ядро государства.). Несмотря на то, что в состав каганата входили усуни, канлы, тюргеши и.др., господствующими племенами были дулу и нушеби. Эта система правления способствовала ещё большей раздробленности. Из-за междоусобиц и ослабления каганата в 659 г. в Жетысу вторгся Китай. В результате тюрки платят дань Китаю продуктами и пушниной. Лишь в конце VII в.- начале VIII в. под предводительством вождя тюргешей Ушлика был совершён удачный поход против Танской империи. А восточные тюрки в результате войны с Китаем уже 682 г. восстановили своё государство в Монголии, которое просуществовало до 756 г., но распад каганата начинается в 741 г. после смерти Бильге-кагана. Деяния каганов восточных тюрок Бильге и Культегина по воссозданию Восточно-Тюркского каганата отразились в каменных письменах, созданных знаменитым советником Культегина - Тоньюкоком.
Тюргешский каганат (704-756 гг.).
Первые сведения о тюргешах встречаются в китайских летописях. А по сведению арабских историков (Аль-Идриси) этноним «тюргеш» переводится как «истинный тюрк».
Ряд побед Ушлик-кагана над империей в конце VII в.- начале VIII в. привёл к возвышению тюргешей.
Ушлик и основал династию и государство, свергнув в 704 г. западных тюрок в Жетысу. Также он был герой борьбы с арабами.
Ушлик разделил племена на 2 Орды: центр и ставка Большой Орды - г.Суяб (позднее столицей стане г. Тараз, где половину города составляли купцы, здесь же выпускались тюргешские монеты/использовались до конца XI в.), а ставка Малой Орды - г.Кунгит (на Или).
-
Сами тюргеши делились на 2 группы: сары (жёлтые) и кара (чёрные). Между этими группами велась постоянна борьба за власть.
-
Джабгу - титул правителя.
-
Эльтебер - титулы вождей (как у карлуков).
-
Страна делилась на 20 уделов (тутуков), каждый из которых должен был выставить 20 тыс. воинов.
-
Пастбищами владел каган и делил их между знатью. Простолюдины, не получившие земли, в знак протеста откочевывали в другие места.
-
Основа хозяйства - кочевое и полукочевое скотоводство.
-
Археологические раскопки свидетельствуют, что в V-VII вв. тюрки сжигали тела умерших, а пепел хоронили.
-
Был распространён культ огня, о котором свидетельствует то, что когда прибыл византийский посол Земарх с миссией, то его провели между двух костров.
-
Самый ценный продукт тюргешей, по мнению Аль-Бируни - мускус.
-
Первые монеты тюргеши выпускали в Акбешиме (по Клоусону).
После смерти Ушлика в 706 г. началась борьба за власть, чем попытался воспользоваться каган восточных тюрок Капаган. Однако, преемником Ушлика стал его сын Сакал. В это время в Среднюю Азию вторгаются арабы, которые были разбиты в Мавераннахре в 706 г. тюргешами и согдийцами. В 711 г. восточные тюрки разбивают тюргешей и Сакал, попав в плен, погибает.
Каганат укрепляется с приходом к власти Сулука (715-738 гг.), который был хорошим дипломатом и полководцем. Столицей при нём стал г. Талас (Тараз). Сулулку пришлось вести войну на 3 стороны: с запада против арабов (за смелость и решительные действия арабы прозвали его «бодливым»), с востока и юга против Китая и Восточно-тюркского каганата. Сам Сулук женился на дочери Тибетского царя, а сына женил на дочери кагана восточных тюрок Бильге. Сулук был убит в 738 г. своим военачальником - Тарханом, после чего начинаются междоусобицы. Этим воспользовался Китай и в 748 г. вторглись в Жетысу и разрушили г.Суяб.
В 751 г. в грандиозной 5-дневной битве у Атлаха (на берегу р. Талас) китайская армия была разбита арабами и тюргешами. Главную роль в победе сыграла конница карлуков, перешедшей в битве на сторону арабов. После этого китайцы покинули Жетысу.
Таким образом, арабо-китайские нашествия и междоусобицы ослабили тюргешей. Развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и арабами. Каганат был захвачен карлуками.
Карлукский каганат (756-940 гг.).
Первые сведения о карлуках встречаются в V в., когда они входили в племя тиреков и называли их «булак». Иногда их называют «древними тюрками». В VII в. сведения о них встречаются в китайских хрониках. По сведения китайской хроники «Таншу» в состав карлуков входило 3 племени: булак, чигиль и ташлык.
Прежде карлуки были 1-м из племен Тюркского и Восточно-тюркского каганатов. Карлуки были разбиты уйгурами и ушли на запад. Первоначально занимали территорию между Алтаем и оз.Балхаш. Воспользовались упадком тюргешей создали свое государство между предгорьями Джунгарского Алатау и средней Сырдарьей.
Столица - г. Суяб. Джабгу - титул правителя. Эльтебер - вожди племен.
Сразу после захвата власти в регионе над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Для борьбы с Китаем в 766-775 гг. завоевали на востоке Кашгарию.
В начале IX в. карлуки потерпели поражение от своего давнего врага на востоке Уйгурского каганата, борьба с которыми длилась 20 лет. В 840 г. в союзе с кыргызами карлуки разбили уйгур. После чего каганом стал Бильге Кул Кадыр-хан. Но в это время с целью дальнейшего распространения ислама мусульманская династия Саманидов (арабы) объявила карлукам, которые были язычниками, «священную войну» (джихад), захватив города Испиджаб и Тараз. Начинается постепенный переход карлуков в ислам (из христианства-несторианства, буддизма, тенгрианства и т.д.). в X-XI вв. у карлуков была христианская метрополия (при патриархе Тимофее джабгу принял христианство/его символы крест и голубь).
Карлуки правили в Жетысу около 200 лет, и столько же сопротивлялись арабам-мусульманам.
Воспользовавшись тяжёлым положением карлуков, наместники Кашгарии восстали, захватили Баласагун и свергли карлукского кагана. Уже при караханидах карлуки наконец-то массово перейдут в ислам.
У карлуков, согласно книге «Худуд аль-Алам», было 25 городов - Кулан, Атлах, Талгар, Балык и др., которые расположены на ВШП. В долинах Чу и Таласа появились города Кулан, Мирки. Балык. Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о землях карлуков «требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток». Основным занятием у карлуков было кочевое скотоводство (не питались мясом верблюдов).
Уйгурский каганат (744-840 гг.).
Возник на территории восточных тюрок. Его разгромили енисейские киргизы, вынудив уйгур переселиться в оазис Турфана (Восточный Туркестан) и Гань Че Чжоу (провинция Китая Синь Цзянь).
Караханиды (942-1212 гг.).
В середине X в. в Жетысу и в части Восточного Туркестана (от Испиджаба до Кашгара) было создано государство караханидов.
Столица Баласагун (потом г.Кашгар).
Основатель государства - это внук Бильге кагана - хакан Сатук-Богра-хан (власть наследственна), выходивший из племени ягма. В 942 г. он сверг правителя карлуков и объявил себя верховным хаканом. Он принял ислам и пользовался поддержкой династии Саманидов. Этнический состав был разнообразен: жикил, ягма, карлуки и др. Именно из племени ягма и жикил избирались правители.
-
Икта - земельный надел.
-
Иктадар - землевладелец, собирал налоги и нес военную службу.
-
Вакф - земли религиозных учреждений, с которых налоги не взимались.
-
Коммендация - это когда слабый человек передавал свой земельный участок под защиту сильного.
-
Коль-еркин - советник (по сведению М.Кашгари значение слова «Коль-еркин» - «ум глубокий, подобный озеру»).
-
Правители уделов могли чеканить свою собственную монету.в X в. при карлуках и караханидах серебряные дирхемы чеканили в Испиджабе и Таразе.
-
Основное занятие - коневодство. За счет оседания обедневших скотоводов росло число городов и городского населения.
Государство караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов, т.к. это было государство с развитой системой общественного строя, сильное политические и экономически.
Сын Сатук-Богра-хана - Мусса Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. Караханиды - это первое государство, принявшее ислам. В конце X в. караханиды возобновили свои завоевательные походы в Среднюю Азию и в 999 г. захватили Бухару (столицу Саманидов) и Мавераннахр.
В 1130-х гг. с востока в Жетысу вторглись каракитаи. В 1141 г. в Катаунской битве (у Самарканда) они разбили караханидов и сельджуков, после чего караханиды разделились на 2 ханства:
-
Восточное в Жетысу и Восточном Туркестане (столица Орда, позже Кашгар).
-
Западное в Мавераннахре (столица Узгенд, затем Самарканд).
Граница между ними проходила по р. Сырдарье. Обе части стали вассалами каракитаев (они не уничтожили систему правления караханидов). Но уже в 1212 г. Хорезм шах захватывает Западное ханство, а хан найманов Кучлук - Восточное.
Ханства найманов и кереитов.
Найманы, с монгольского «8 племён», населяли восток Центральной Азии (центр и запад Монголии)/между Хангаем, Орхоном и Алтаем (Иртышем и Тарбагатаем). Ставка найман - г. Балыкты (на р. Орхон). С X в. найманы начинают проникать в Казахстан. В 1007 г. приняли христианство несторианского толка.
Во 2-ой половине XII в. найманы достигают расцвета при ханах Даяне и Инанч-бильге, который стремился приобщить найманов к искусству и за это в народе его прозвали Бильге-ханом (Знающим ханом). Но Чингиз-хан и кереи разбили найман.хан найманов Ван бежал к енисейским кыргызам.
В 1201 г., опасаясь возвышения Чингиз-хана, кыргызы, меркиты, найманы и другие племена созвали курултай. Но в 1204 г. Чингиз-хан повторно и окончательно разбивает найман (Даян-хана). Таким образом, в 1203-1206 гг. найманы вытеснены из Монголии Чингис-ханом.
Кучлук-хан (сын Даяна) бежит в Жетысу. Здесь в 1212 г. найманы подчинили каракитаев. В Жетысу Кучлук преследовал мусульман, что вызвало межрелигиозное противостояние.
Кереиты селились западнее найман. Ставка - г.Битобе у горы Хан-Тенгри (под Улан-Батором). По сведениям персидского историка Рашид-ад-Дина у кереитов была высокая культура, пользовались он древнетюркской письменностью. В XI в. в состав государства кереитов входило 8 аймаков - районов. Укрепилось ханство при хане Тогруле, известном в Европе как пресвитер Иоанн (или король Иоганн). В конце XII в. Керейское государство распалось на 2 части, и часть кереитов объединившись с тюркоязычными племенами в Западной Сибири образовали новое государство - Сибирское ханство.
О существовании государства жалаиров говориться только в монгольских летописях. Основным местом их расселения было Жетысу. Жалаиры - покорённое Чингиз-хану племя. Власть осуществлялась по улусной системе.
Каракитаи (1125-1212 гг.).
Каракитаи - это потомки киданей (по китайским источникам с IV в.), создавшие империю Ляо (924-1125 гг.)/от Алтая до Тихого океана. Мусульманские историки называют киданей каракитаями.
Это монголоязычное кочевое племя, по вероисповеданию буддисты. Титул правителя - гурхан.
В 1125 г. империя Ляо была разбита и гурхан Елюй Даши откочевал в Жетысу, где были ослабевшие караханиды. Смешавшись с тюрками, кидани тюркизировались и стали называться каракитаями.
В 1141 г. кидани в Катауанской битве у Самарканда разбили караханидов и сельджуков. В результате, караханиды стали вассалами буддистов киданей (платили дань). Вскоре кидани подчинили и Хорезм.
У г. Баласагун кидани основали свою ставку Гуз орду. Приграничные племена кидани обязали нести пограничную службу. Опасаясь своих приближённых, правители не раздавали уделов. Используемые деньги - динары. Особенность управления - правом наследования трона обладали не только мужчины, но и женщины, которая должна была быть потомком ханского рода (например, ханша Табуян - жена Елюй Даши, Бусуган - дочь Елюй Даши). Ещё в 1-ой пол. XII в. при сыне Елюй Даши, Им, была проведена перепись населения.
В 1208 г. и 1212 г. кидани были разбиты найманами. Гурхан киданей попал в плен к найманам Кучлука и погиб. Земли каракитаев стали землями найманов.
Огузы (конец IX-начало XI вв.).
Ещё в VII в. ядро огузов формируется в Западном Жетысу - между Иссык-Кулем и Чу (по М.Кашгари). Затем огузов карлуки вытесняют на Сыр-Дарью. В упорной борьбе теперь уже сами огузы вытесняют с Сырдарьи печенегов (дальше на запад).
Столица - Янгикент на Сыр-Дарье.
-
М.Кашгари считал, что огузы делились на 24 племени: 12 - бузуки, 12 - учуки.
-
Джабгу (ябгу) - титул правителя (власть наследственна).
-
У огузов и жёны правителя принимали участие в управлении: они носили титул «хатун».
-
Иналы - наследники джабгу.
-
«Коль еркины» - советники джабгу. Впоследствии из-за усиления аристократии «коль еркины» стали собирать совет знати (канкаш).
-
Сюбаши - глава войска.
-
Огузское государство опиралось на «военную демократию».
-
Народное собрание собиралось раз в год. С расцветом огузского общества власть перешла к Великому и Малому курултаю (по эпосу «Огуз-наме»).
-
В X в. территория огузов называлась «Муфазат аль-гуз» (от Сырдарьи до Волги).
Продолжительная война с печенегами консолидировала огузов (в союзе с хазарами, подчинили печенегов между Волгой и Уралом (по «Огуз-наме»)), затем огузы попытались захватить пастбища по Дону и Причерноморью у хазар. В союзе с киевским князем Святославом огузы разбивают в 965 г. хазар. В 985 г. князь Владимир в союзе с огузами организовал поход на булгар на Волге. Часть печенегов и кангаров (по языку индоевропейцы и финно-угры) вошли в состав тюркоязычных огузов.
Огузы вместе с Древней Русью пытались контролировать торговые пути из Европы в Азию (через Мангыстау и Устюрт). Огузы торговали скотом со Средней Азией и Китаем.
Расцвет огузского государства начался в период правления последнего хана Али-Шахмалика. В 1041 г. он завоевал Хорезм. Однако в 1043 г. в борьбе с сельджуками Шахмалик погиб.
Войны, рост налогов вызвали недовольство народа. С берегов Арала и Сырдарьи огузов вытеснили в XI в. кыпчаки. Государство огузов перестало существовать.
Сельджуки (входящие в состав огузов) ушли в Восточную Европу и Малую Азию, положив, таки образом, начало туркам.
Кимаки (конец IX-начало XI вв.).
В начале VII в. кимаки сформировались в северо-западной Монголии (по китайским летописям). Ранний этап их истории связан с племенем «яньмо».
В cep.VII в. кимаки отошли на северный Алтай и Иртыш. Обособились от других племен в 656 г. после распада Западно-Тюркского каганата. Персидский историк аль-Гардези (XI в.) писал о 7 кимакских племенах. Самым крупным и сильным племенем, находящимся под влиянием Кимакского каганата, были кыпчаки.
В 766-840 гг. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После разгрома в 840 г. Уйгурского каганата, часть его племен отошла к кимакскому государству. Частично оттеснили огузов. В XI в. занимали северо-восточного и центрального Казахстана.
Столица - г. Имакия (на Иртыше). Вторая столица - г. Карантия (побережье оз.Алаколь).
Каган - титул правителя, джабгу стоял на 2 ступени ниже. Власть передавалась по наследству. Такой же была и власть 11 наместников. За службу они получали новые уделы. В X в. кимаки приняли ислам.
Кимаки совершали набеги на сибирских киргизов, захватили часть земель огузов, но с XI в. кимаков атакуют караханиды. Это, а также междоусобица с кыпчаками, стали причинами упадка государства кимаков.
Кыпчаки (начало ХI в. -1219 г.).
В XI в. земли кимаков вошли в Кыпчакский каганат. В это время кыпчаки господствуют в Казахстане (на всей территории, кроме Жетысу).
Дешт-и-Кыпчак (историко-географическая область/«Степь кыпчаков» в арабских источниках) располагалась между Алтаем (Иртышем) и Волгой.
Русские кыпчаков звали «половцами», венгры (и европейцы) - «куманами».
Хан - титул правителя, избирался из знати племени «ельборили» (арабские историки называли его племенем ханской династии). Соответственно, тотемное животное у тюрок - волк.
У кыпчаков формируется однородная народность (об этом писал итальянский путешественник Плано Карпини). В X-XIII вв. многие тюркские племена брали имя «кыпчак». Процесс образования кыпчакской народности был закономерным процессом, но этому помешало монгольское нашествие. Этот процесс был заторможен до XV в. Кыпчакский язык составил основу современного казахского языка (образец фольклора на языке кыпчаков «Кодекс куманикус»).
В середине XI в. кыпчаки мигрируют на запад от Волги, вступая в контакт с Русью, Византией и Венгрией. Волга станет границей между Западными и Восточными кыпчаками. Войско также делилось на Правое (более сильное) и Левое крылья.
Ставка Правого крыла находилась на р.Урал (у Сарайчика), а Левого - в г.Сыгнаке.
Кочевые кыпчаки стремились к захвату городов Средней Азии и Руси, а также они вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами, в особенности с Хорезмом. В начале XIII в. кыпчаки воевали с Хорезмом за Приаралье, города Отрар и Сыгнак (препятствием этому были огузы). Монголы остановили это соперничество и прервали формирование кыпчакской народности.
Распространением ислама среди кыпчаков занимались хорезмийцы.
Культура Средних веков.
ВШП функционировал с сер.II в. до н.э. до XIV в., его длина 7 тыс. км.:
-
Северная ветка ВШП проходила через Жетысу и юг Казахстана.
-
Другая, через Туркестан и низовья Сырдарьи, в обход Арала и Черного моря шла до Европы.
-
Жетысу - главные ворота на восток.
-
Южный Казахстан - ворота Пути на запад.
-
Самый оживлённый участок ВШП в VI-VII вв. - это путь, идущий из Китая на Запад, через Жетысу и Южный Казахстан. Здесь шло взаимообогащение культур (оседлой городской и кочевой), росли города, торговля, и внешние связи. Расширению хозяйств скотоводов и земледельцев способствовала заинтересованность во взаимной торговле.
-
Города Жетысу (более 100), возникшие вдоль Пути, сформировались на месте зимовок. Все города Жетысу средневековья лежали на ВШП. Города ВШП часто стояли на границе кочевого и оседлого миров.
-
Главные торговые центры ВШП в Южном Казахстане - гг. Тараз и Испиджаб (по Кашгари - это г. Сайрам/до XIII в.). Эти города (а также Сауран) были самыми крупными в Казахстане. Испиджаб - «источник ископаемых всего мира», там были найдены караван-сараи (тимы), где торговали тканями. В китайских дорожниках этот город называют «городом на Белой реке».
-
Тараз - «место торговли мусульман с тюрками», «город славных и благословенных тюрок-чаруков»/самый богатый город при карлуках и караханидах.
-
Суяб - крупный торговый город долины Чу, «в нём смешанно живут торговцы разных стран, а половину города составляют купцы».
-
Янгикент - колония Хорезма X в.
-
Свидетельство развития международной торговли в Средневековом Казахстане - это серебряный клад из Отрара. В VIII-IX вв. в Жетысу центр производства серебряных изделий. Купцы Тараза торговали добываемым в верховьях Таласа серебром. Золотые солиды Византии на ВШП были международной валютой.
-
При карлуках (до конца Х в.) в Казахстане использовали тюргешские монеты. В XI в. на монетных дворах в Таразе, Испиджабе чеканят серебряные дирхемы. При караханидах чеканили все виды дирхемов. В XI-XII вв. наступает «серебряный кризис»: дирхемы чеканят из меди и покрывают слоем серебра. В XII-XV вв. монеты 3-х номиналов (из серебра, меди и золотые динары) чеканили в Отраре.
-
В городах ВШП были караван-сараи (тимы).
-
Ярмарочная торговля IX-XII вв. наиболее интенсивно развивается в пограничных с кочевниками городах. Из Китая тюркам шли шелк, бумага, зеркала. С Ближнего и Среднего Востока - ковры, жемчуга, стекло и др. Китай вывозил шелк на продажу, но технологию его производства держал в тайне.
-
Вдоль караванных путей строили сардобы - колодцы с куполом.
-
ВШП способствовал торговли и установлению дипломатических отношений Востока и Запада.
-
Торговые и культурные связи по ВШП были прерваны в XIII-XIV вв. нашествием монгол.
Главная функция городов в VII-VIII вв. - административная. В X-XII вв. в Центральном и Восточном Казахстане наблюдается рост числа городов и развитие оседлой культуры. Росло не только число городов, но росли и их размеры (за счет рабада - пригород, где жили ремесленники - бедные простолюдины, основные потребители ремесленной продукции в X-XII вв.) и за счет оседания кочевников (бедные земледельцы), которые жили на окраинах). Хисар - центр города. Шахристан - район, где жила знать, служители религиозного культа, купцы, дружина. Цитадель - укреплённая часть города, крепость.
Главы городов подчеркивали свою независимость выпуском монет.
В X-XI вв. на развитие городской культуры в Казахстане повлиял ислам. В Отраре найдены руины 2-х бань (XI-ХII вв.). Они отапливались жаропроводящими каналами.
Северотуркестанская архитектура связана со степным искусством.
Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом.
Тюрки плавили металл с V в. Луки у них были составные. Терракота - керамика из цветной глины. Майолика - керамика из цветной глины, покрытая глазурью.
Религиозные верования.
До ислама в Казахстане было язычество:
-
Тенгри - небо/тенгризм.
-
Культ предков.
-
Умай - богиня очага, здоровья, детей, плодородия.
-
Кок-бори - бог Волка.
-
Ер-Суб - Земля-Вода.
-
Эрклиг - бог смерти, владыка подземного мира.
-
Аруахи - духи предков.
С приходом тюрок стали возводить балбалы (каменные изваяния) на могилах знатных людей. Тюрки в V-VII вв. тела умерших сжигали, а золу хоронили. Обряд «очищения» - прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза изготавливали бойтумары, т.е. обереги. Вешали на шею детей или молодняка скота. Могилы доисламского периода в виде юрты называются дын.
Также на территории Казахстана исповедовали буддизм (буддийские храмы были в г.Акбешиме и г.Суябе). Согдийцы с I в. до н.э. распространяли буддизм в Центральной Азии. Тюрки испытывали его влияние с VI в. широко распространен буддизм был на юге Казахстана и в Жетысу. Главная археологическая находка у г. Испиджаб - подземный буддийский монастырь VI-VIII вв.
Также согдийцы занесли зороастризм/VI-VII вв. (оссуарии - глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма) и манихейство. Манихейство зародилось в Иране в III в. В Таразе был найден медальон с манихейским богом. Глава манихеев в начале VIII в. жил в Самарканде.
В VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Жетысу распространено христианство-несторианство. Эта ересь зародилась в V в. в Восточной Римской империи. В VII-VIII вв. появились намогильные каменные плиты с надписями (кайраки - надгробные камни с несторианскими надписями). О христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в. Рубрук.
Исламизация населения началась с VIII в., в Южном Казахстане с X в. После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили с ним (теперь это запретили).
В соответствии с канонами ислама в X-XII вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.).
Мавзолеи - надгробные монументы. Самые известные - это мавзолей Кара-хана в Жамбыле (Таразе)/здесь же церковь обращена в мечеть, и мавзолей Арыстан-баба у Отрара на Сырдарье.
Свидетельством высокого уровня развития архитектуры являются мавзолеи Коркыта (Кзылординская область), Бабаджи-Хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-XII вв.) у Тараза.
Мечети начали строить со 2-й пол.IХ в.
Причиной быстрого распространения ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. В целом, исламизация Казахстана благотворно повлияла на науку и знания.
Письменность.
Первое сообщение о письме тюрок принадлежит М.Протектору. Источники Китая подтверждают наличие в VI в. письма у тюрок. Это был древнетюркский алфавит, т.н. руническая (тайная) письменность, состоящая из 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга - письменный знак родового имени тюрок.
Первые и крупнейшие каменные стелы с рунами найдены на р.Орхон. Посвящены они Бильге-кагану и Кюль-Тегину. Эти дастаны (исторические поэмы) «Культегин» и «Тонъюкок» - основные памятники древнетюркской литературы (написаны в Восточно-Тюркском каганате). Это образцы ораторского искусства и политической прозы, баллады о батырах. Также руны были найдены и на р.Талас.
Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до XII в. Именно исламизация привела к исчезновению рун.
Вместе с рунами в VI-IX вв. использовали согдийское письмо.
Письмена «Тоньюкок» - первые яркие образцы тюрков.
К литературе VIII-IX вв. относят эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Передаваемые устно, в XI в. их записали. Один из вариантов записан персидским историком Рашид-ад-Дином.
Послы Западных тюрок доставили в Византию послание со скифскими письменами.
Вместе с исламом к тюркам проникает арабский язык (с IX в. распространяется арабский алфавит). Возникает тюркское письмо на основе арабской графики (с распространением ислама).
Таким образом, тюрки перешли на арабицу. С X в. в южном Казахстане книги стали писать на арабском языке из-за распространения ислама. Литература и наука также перешли на арабский язык.
Мыслители.
В Х-ХII вв. у тюрок появились известные научные труды и литерные произведения. Это было шагом вперед в развитии духовной культуры. Культура, литература и искусство стран на всем ВШП взаимовлияли и взаимообогащались.
Арыстан-баба (учитель Ясави) занимал высшую ступень в иерархии святых региона. Паломникам надо было в первую очередь посетить его могилу.
Ю.Баласагуни (1021-1075 гг.) - автор «Кутадгу билик» («Наука быть счастливым» или «Благодатные знания»), один из первых светских трудов на тюркском языке (много сведений об истории, общественно-политической жизни, обычаях, традициях, религии, т.е. отражены общественное сознание и политические концепции). За этот труд каган Караханидов дал ему титул «главный визирь».
А.Р.Аль-Бируни - изобрел глобус, определил координаты 600 городов. За 600 лет до Коперника и Галилея предсказал гелиоцентризм и всемирное тяготение.
Ахмед Иугнеки - автор дастана на тюркском языке «Дар истины» (призывает людей к добросердечию и честности).
Х.А.Йасауи/Ясави (1103-1067 гг.) - мыслитель, поэт из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Ученик Арыстан-бабы. Основатель суфизма (аскетического и мистического направления в исламе), распространял духовную поэзию в Казахстане. В память о пророке, отрешился от мирской жизни и жил в подземной келье, проповедуя ислам среди тюрков раннефеодальных государств (кочевников и оседлых). Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудрости»), включающей этические нормы, язык исследования, этнографические и социально-бытовые нормы, а также проповедь смирения и аскетизма. Написана на тюркском языке арабскими буквами. В Туркестане (вторая Мекка) построен мавзолей Ясави (по приказу эмира Тимура в 1397 г.), подчеркивающий духовное единство исламских народов. Купол мавзолея Ясави к XVIII в. был полуразрушен и восстановлен в XIX-XX вв. Рузбихан считал его «1-ой из самых монументальных построек».
Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата) - поэт, ученик Ясави. По учебникам Ясави и его ученика Бакыргани учились в медресе Казахстана и Средней Азии несколько веков.
М. Кашгари (1030-1090 гг.) - автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словарь тюркских наречий») - энциклопедии тюркоязычных народов. Изучал топонимы, историю, этнографию тюрок (изучал язык и обычаи тюрков в XI в.); внес вклад в языкознание. По Баскакову - был первопроходцем в изучении тюркских языков. По Кононову - Кашгари доказал что тюркский язык не ниже арабского.
Коркут - жырау, сказитель, одаренный композитор.
Фараби (870-950 гг.) - выходил из округа Отрар (учился на кыпчакском языке). Писал книги арабским письмом. Первый ученый Востока, известный всему миру/«Второй Учитель мира» (после Аристотеля). Автор трактата «Возникновение наук» (написана на арабском языке).