7


  • Учителю
  • Открытый урок 'Культура России 1900-1917' (Серебряный век русской культуры)

Открытый урок 'Культура России 1900-1917' (Серебряный век русской культуры)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Культура России 1900-1917гг.

(Серебряный век русской культуры)











Учитель истории

Средней школы № 27

Ендальцева Л. Л.



Йошкар-Ола

2013

Цель урока: 1. сформировать представление о сущности социокультурного феномена серебряного века;

2. на конкретных примерах показать достижения русской философии, литературы, раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве;

3. активизация учебной деятельности учащихся.



Основные понятия: авангардизм; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм.



Оборудование: альбомы по искусству, видеокассеты «Россия в XX веке», карточки, контрольный лист проверки.



План изучения нового материала

  1. Духовное состояние русского общества; утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров.

  2. Русская философия в поисках общественного идеала.

  3. Литература: новые поэтические течения.

  4. Русская живописная школа начала XX века.

  5. Особенности развития русской культуры на рубеже веков.



В начале урока учитель даёт проблемное задание ученикам: после изучения этой темы объяснить, почему период развития русской культуры в начале XX века назван Серебряным веком и выделить особенности развития русской культуры этого периода.

  1. Учитель: Начало XX века - переломное время не только в политической, экономической, социальной жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиции, ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности. Это порождало растерянность, чувство надвигающей катастрофы. Представление о добре и зле, чести и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардиального пересмотра. (Вопрос учителя к ученикам: Назовите крупнейшие политические события в России на рубеже веков). Процессы переосмысления принципиальных проблем человека затронули в той или иной степени и философию, и литературу, и искусство, и науку. Расцвет культуры стал беспрецедентным, он породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры.

XX век - время отрицаний и исканий, дерзновенных экспериментов и трагических заблуждений, великих иллюзий и горькой трезвости.

Лозунг 60-х годов XIX века: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» сменился призывом к безусловному индивидуализму, который точнее всего выразил В. Брюсов:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никаму не сочувствуй.

Третий храни: поклоняться искусству.

Только ему - безраздумно, бесцельно.

(Читает ученик)



  1. Учитель: Едва ли не самой важной областью науки и культуры рубежа веков становится философия. Религиозно-философские поиски В.Соловьёва, П.Флоренского, Н.Бердяева навсегда вошли в сокровищницу всечеловеческой культуры. Именно в них творческий гений выразил те вечные нравственные идеалы, отсвет которых мы можем различить и в кровавом зареве русской революции.

(Просмотр видеокассеты о русских философах начала XX века - Николае Бердяеве, Павле Флоренском, Владимире Соловьёве, Владимире Ленине)

  1. Учитель: Новые поэтические течения вы уже изучили на уроках литературы. Поэтому мы только повторим основные понятия: футуризм, символизм, декаданс, акмеизм.

(Ученики рассказывают о новых поэтических течениях, один из учеников читает наизусть)

  1. Учитель: Творчество, не знающее границ - отличительная черта искусства XX века. Оно не отрицает прошлое, заново оценивает наследие прошлого: античность, школы XYII - XIX вв. , опыт восточных культур; в отличие от великих одиночек: Ван Гога, Сезанна, они объединялись со своими единомышленниками, создавали группы. Так рождались главные художественные направления.

Импрессионизм в конце XIX века пережил глубокий кризис. Наступил его закат, как художественного течения - на смену ему пришел новый стиль модерн, представители которого подвергли критике чувственное искусство. Они стремились проникнуть в суть явления, выразить внутренний мир, характер человека. Поскольку представители этих течений провозгласили себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название авангардизм.

(Просмотр видеокассеты: Живопись России на рубеже веков)

Затем учитель проверяет проблемное задание.



5. 1)Сложность и противоречивость исторической действительности:

-социальная напряженность;

-неудачная внешняя политика;

-быстрое политическое обновление.

2)Многообразие форм историко-культурного процесса.

3)Культура рубежа веков впитала в себя лучшие традиции предшествующего периода.

4)Поиск новых изобретательных методов и средств.



Затем ученики объясняют, почему историко-художественный период назван современниками «Серебряным веком русской культуры».



Учитель: Серебряный век - опыт рождения нового искусства из недр прошедших веков, духовное, творческое наследие, которое раскрывается перед нашими современниками. Оно столь богато, что и спустя десятилетия проявляется в разных видах искусства.

Моя страна! Ты доказала

И мне, и всем, что дух твой жив.



В.Брюсов





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал