7


  • Учителю
  • Интегрированное занятие по истории и литературе 'Серебряный век русской культуры: поэт и революция'

Интегрированное занятие по истории и литературе 'Серебряный век русской культуры: поэт и революция'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели:1)Познакомить учащихся с произведениями поэтов Серебряного века русской поэзии;2)Показать изменения в восприятии поэтами революционных событий начала XX века;3)Дать общее представление о философских течениях, наиболее популярных в начале XX века;4)Проследить хроноло
предварительный просмотр материала

Культурмиди Н.П.

Открытое занятие по истории XX века

9, 11 класс.

«Поэт и революция».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведениями поэтов Серебряного века русской поэзии;

  2. Показать изменения в восприятии поэтами революционных событий начала XX века;

  3. Дать общее представление о философских течениях, наиболее популярных в начале XX века;

  4. Проследить хронологию событий, заостряя внимание на эмоциональном восприятии поэтами происходящего в России.

Задачи:

  1. Учить выразительно читать стихотворения;

  2. Учить видеть изменения в отношении людей к происходящим событиям, выявлять причины того или иного отношения к событиям;

  3. Учить анализировать философские течения, вырабатывать свое отношение к ним;

(звучит тройка или 2 концерт Рахманинова)


Ведущий 1: Серебряный век. Сколько поэтов дало России и миру это время! Время летело, свистя пулями и ухая взрывами снарядов, Плывя строчками акмеистов и долбя железными ударами стихов Маяковского.

Сколько мыслей было передумано, сколько теорий найдено, сколько всего ожидали. Что сбылось? Что нет? Что из сбывшегося ужаснуло.

Начало века в России. Русско-японская война, революция 1905 года, манифест 17 октября, Столыпинские реформы. Разброд и шатание. Философские теории роятся в умах интеллигенции. Какую выбрать? За кем пойти? Кто прав?


Ведущий 2: «Вехи»- сборник статей, изданный в 1909-1910 году по инициативе Гершензона. В нем Бердяев, Булгаков, Гершензон, Изгоев, Кистяковский, Струве, Франк выступили с критикой мировоззрения радикальной интеллигенции, которую они считали главной идейной силой революции 1905-1907 годов, виновной в развязывании левого и правого экстремизма. «Вехи» подвергли принципиальной критике «безрелигиозность», нигилизм, «отщепенство от государства» интеллигенции, выдвигаемый ею примат политики над духовной жизнью, преобладание задач распределения над задачами производства. Авторы сборника стремились показать разрушительность социальной идеологии и практики, неспособность их к созиданию, враждебность культуре. «Вехи» считали, что только религиозные начала социального бытия способны обеспечить положительное творчество в жизни и культуре. Интеллигенции предлагалось обратиться к идеям личной ответственности и права, отказаться от мессианских претензий.

Ведущий 1:Скучно, господа. Монархия как форма правления в России изжила себя. Не решены вопросы, главные для страны. Хочется перемен. Бури.

Бальмонт

Ведущий 1: Фридрих Ницше. - 1869-1879- профессор филологии в Базеле. Разрабатывал теорию субъективного идеализма в духе иррационализма. Объявлял иллюзией объективный мир и его закономерности. С его точки зрения силой в природе и обществе является воля; ход истории зависит от воли одиночек, стремящихся к власти. «Воля к власти» действует в качестве главного побудительного мотива в жизни «сверхчеловека», «человека-зверя», «белокурой бестии», стоящей по ту сторону добра и зла». Массы- рабы, стадо, осужденное на вечное послушание «классу господ». Ницше объявлял дозволенными для касты «избранных», для господствующих классов любые нарушения нравственности.

Интересно. Для правящих классов. Но нет конкретики. Как и что нужно делать, вот вопрос!


Ведущий 3: Карл Маркс. В противоположность различным разновидностям буржуазного утопического социализма научный социализм есть «объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата, как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим общественным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений». Задача пролетарской революции состоит в том, чтобы уничтожить, сломать старую государственную машину. «Все перевороты усовершенствовали эту машину, вместо того, чтобы сломать ее».

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ни чем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Ученик 1 Владимир Маяковский «Ода революции»

Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,

изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

«О»!

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Стройной постройкой,

грудой развалин?

Машинисту,

пылью угля овеянному,

шахтеру, пробивающему толщи руд,

кадишь,

кадишь благоговейно,

славишь человечий труд.

А завтра

Блаженный

стропила соборовы

тщетно возносит, пощаду моля,-

твоих шестидюймовок тупорылые боровы

взрывают тысячелетия Кремля.

«Слава».

Хрипит в предсмертном рейсе.

Визг сирен придушенно тонок.

Ты шлешь моряков

на тонущий крейсер,

туда,

где забытый

мяукал котенок.

А после!

Пьяной толпой орала.

Ус залихватский закручен в форсе.

Прикладами гонишь седых адмиралов

вниз головой

с моста в Гельсингфорсе.

Вчерашние раны лижет и лижет,

и снова вижу вскрытые вены я.

Тебе обывательское

- о, будь ты проклята трижды!-

и мое,

поэтово

- о, четырежды славься, благословенная! -


1918


Ведущий 3 Маркс

Письмо к Вельдермейеру 5.03.1852г.: «То, что я сделал нового состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано с определенными историческими фазами развития права; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».


Ученик 2 Ахматова

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей


Ведущий 1: 1917 год. Февраль. Революция. Свергнута монархия. К власти приходит временное правительство. 2 проблемы стоит перед ним: 1) война; 2) помещичье землевладение. У крестьян все еще нет земли, а война, бессмысленная, ненужная, все еще истощает Россию. Солдаты гниют в окопах. Экономика истощена. Люди гибнут. Но Временное правительство провозглашает: «Война до победного конца». Надо собирать учредительное собрание, что-то решать кардинально. Но правительство все тянет время. Дезертирство в армии принимает массовый характер. Возмущение в народе растет.


Ведущий 3: Владимир Ленин. 13-14 сентября 1917г. «Марксизм и восстание»

«За нами - верная победа, ибо народ совсем уже близок к отчаянию, а мы даем всему народу верный выход, показав значение нашего руководства всему народу».

«Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастания революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядях врагов и в рядах слабых, половинчатых, нерешительных друзей революции. Это в-третьих».


Ведущий 1: 7 ноября 1917 года Большевики захватывают власть. В декабре- разгоняют ими же собранное учредительное собрание. Советская власть, дающая мир и землю, триумфально идет по стране. Большевики провозглашают свободу самоопределения народов. Большевики национализируют землю и раздают ее крестьянам. Национализируют заводы и фабрики, где начинают управлять Советы Рабочих Депутатов. Большевики подписывают, пусть позорный, сепаратный, но мир с Германией.

В мае 1918 года мятеж Чехословацкого корпуса. Потом-Колчак, Деникин, Юденич создают свои армии. Россия раскалывается. Начинается гражданская война. Возмущенные сепаратным миром, страны Антанты вводят войска на территорию России.

Ученик 3

Владимир Маяковский

«Левый марш» (Матросам)

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу историю загоним.

Левой!

Левой!

Левой!


Эй, синеблузые!

Рейте!

За океаны!

Или

у броненосцев на рейде

ступлены острые кили?!

Пусть,

оскалясь короной,

вздымает британский лев вой.

Коммуне не быть покоренной.

Левой!

Левой!

Левой!


Там

за горами горя

солнечный край непочатый.

За голод,

за мора море

шаг миллионный печатай!

Пусть бандой окружат нанятой,

стальной изливаются леевой,-

России не быть под Антантой.

Левой!

Левой!

Левой!


Глаз ли померкнет орлий?

В старое ль станем пялиться?

Крепи

у мира на горле

пролетариата пальцы!

Грудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!,

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!


1918

Ведущий 1: Большевики победили. Надо было строить мирную жизнь. И в этом Маркс тоже был помощником. Вот сейчас,еще немножко и будет коммунизм, и будет всеобщее равенство и благоденствие.


Ведущий 3: Маркс

«Критика готской программы» 1875г.

На высшей фазе коммунистического общества после того, как исчезнет порабощающее человека подчинение ег разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни, когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: каждый поспособностям, каждому по потребностям!»

Ученик 4:

Сергей Есенин

«Русь советская»

А. Сахарову


Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.


Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив.


Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.


А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.


И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.


И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.


Но голос мысли сердцу говорит:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.


Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней -

Уж не село, а вся земля им мать».


Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.


Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают «жись«.


Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.


Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.


«Уж мы его - и этак и раз-этак, -

Буржуя энтого... которого... в Крыму...»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.


С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.


Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.


Ну что ж!

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе - и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют -

Я пел тогда, когда был край мой болен.


Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.


Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.


Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.


Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».


1924


Ведущий 1: Но это все мечты. А в жизни? Голод, нищета, беспризорщина, безграмотность, промышленная разруха, международная изоляция. 1 Мировая и Гражданская война отбросили Россию в развитии почти на 100 лет назад. Раскол партии. Борьба с буржуями и помещиками приводят к тому, что из России бежит интеллигенция. Поэты тоже не всеприняли революцию. Уезжают в эмиграцию Гиппиус, Мережковский,

Ученик 5:

КонстантинБальмонт.

Я с ужасом теперь читаю сказки-

Не те, что все мы знаем с детских лет.

О нет: живую боль в- ее огласке

Чрез страшный шорох утренних газет.


Мерещится, что вышла в круге снова

Вся нежить тех столетий темноты:

Кровь льется из Бориса Годунова,

У схваченных ломаются хребты.


Средь бела дня- на улицах виденья,

Бормочут что-то, шепчутв пустоту,

Расстрелы тел, душ темных искривленья,

Сам дьявол на охоте. Чу!-«Ату!


Ату его! Руби его! Скорее!

Стреляй в него! Хлещи! По шее! Бей!»

Я падаю. Я стыну, цепенея.

И я их брат? И жить среди людей!

Постой. Где я? Избушка. Чьи-то ноги.

Кость человечья. Это-для Яги?

И кровь. Идут дороги все, дороги.

А! Вот она. Кто слышит? Помоги!

Ведущий 1: И принявшие революцию, тоже задумались

Ученик 6:

Сергей Есенин

«Русь уходящая»

Мы многое еще не сознаем,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поем,

Как нас учили бабушки и деды.


Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.


Я уходящих в грусти не виню,

Ну где же старикам

За юношами гнаться?

Они несжатой рожью на корню

Остались догнивать и осыпаться.


И я, я сам,

Не молодой, не старый,

Для времени навозом обречен.

Не потому ль кабацкий звон гитары

Мне навевает сладкий сон?


Гитара милая,

Звени, звени!

Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,

Чтоб я забыл отравленные дни,

Не знавшие ни ласки, ни покоя.


Советскую я власть виню,

И потому я на нее в обиде,

Что юность светлую мою

В борьбе других я не увидел.


Что видел я?

Я видел только бой

Да вместо песен

Слышал канонаду.

Не потому ли с желтой головой

Я по планете бегал до упаду?


Но все ж я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.


Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.


Но есть иные люди.

Те

Еще несчастней и забытей.

Они, как отрубь в решете,

Средь непонятных им событий.


Я знаю их

И подсмотрел:

Глаза печальнее коровьих.

Средь человечьих мирных дел,

Как пруд, заплесневела кровь их.


Кто бросит камень в этот пруд?

Не троньте!

Будет запах смрада.

Они в самих себе умрут,

Истлеют падью листопада.


А есть другие люди,

Те, что верят,

Что тянут в будущее робкий взгляд.

Почесывая зад и перед,

Они о новой жизни говорят.


Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит оголь.

«С Советской властью жить нам по нутрю...

Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»


Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

Чего же я ругаюсь по ночам

На неудачный, горький жребий?


Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею.

А я, сгубивший молодость свою,

Воспоминаний даже не имею.


Какой скандал!

Какой большой скандал!

Я очутился в узком промежутке.

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.


Гитара милая,

Звени, звени!

Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,

Чтоб я забыл отравленные дни,

Не знавшие ни ласки, ни покоя.


Я знаю, грусть не утопить в вине,

Не вылечить души

Пустыней и отколом.

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.


1924

Ведущий 1:А потом к власти приходит Сталин. В самой партии начинается борьба. И в этой борьбе особую роль отводили поэту с его способностью вести за собой людей.

Ведущий 2: Время идет. Становится все страшнее жить, потому что борьба с врагами теперь не вовне. Она направлена внутрь, на своих. Все, кто думает не так, как партия - враги, которые только и ждут, когда же мы расколем свои ряды.

1921 год. Расстрелян Николай Гумилев, муж Анны Ахматовой, по политическому делу, одному из первых политических дел.


Ученик 7

Анна Ахматова

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.


Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.


А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.


И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.


Июль 1922

Петербург

Ведущий 1: Разочарование в революции почувствовали многие. А то, что стало происходить в стране потом, ужаснуло всех. Многих интеллигентов выслали из страны.

Бердяев писал: «Высылалась за границу целая группа писателей, ученых, общественных деятелей, которых признали безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру. Это была странная мера, которая больше не повторялась. Я был выслан из своей родины не по политическим, а по идеологическим причинам»


Несчастны были лишившиеся родины: Константин Бальмонт, Иван Бунин, Виктор Мережковский, Зинаида Гиппиус и многие другие.

Трагична судьба оставшихся:

Александр Блок- умер в Петрограде 7 августа 1921 года от тяжелой депрессии;

Сергей Есенин-народный поэт- повесился в 1925 году;

Владимир Маяковский- поэт революции- застрелился в 1930-м;

Анна Ахматова- похоронила мужа, ходила к тюрьмам, нося 10 лет передачи сыну, стихи ее были запрещены, жила она в нищете и безвестности до 1970-х годов.


Учитель:

- Как вы думаете, почему в начале XX века было так много популярных философских идей?

- Почему наибольшую популярность получили крайне радикальные идеи Маркса и Ленина?

- Как относились поэты к событиям, происходящим в стране? Почему?

- Почему многие из них изменили свое отношение к революции? Чего ожидали, что получилось?

- Для чего новой власти нужны были «свои» поэты?

Слово учителя:

Поэт в России - больше, чем поэт. Он и пророк, и поводырь, он и выразитель настроений интеллигенции. Мыслящий человек, которому проще умереть, чем не думать или думать так, как принуждают его власти.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал