- Учителю
- Сценарий игры-викторины история Средневековья
Сценарий игры-викторины история Средневековья
Игра - викторина «История Средних веков»
Цели: 1) обобщить знания учащихся по истории Средних веков.
2) развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и логическими задачами.
3) воспитывать чувство коллективизма
Оборудование: оформление доски, кроссворды, карточки
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово о целях игры.
Представление жюри. Представление команд.
II. Игра.
1. Разминка.
Команды по очереди отвечают на вопросы
(за каждый правильный ответ - 1 балл)
1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)
2) Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)
3) Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (Турник - турнир)
4) Первый слог - нота, второй - установленный образец одежды, целое - изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма - реформа)
5) Первый слог - домашние птицы, второй местоимение, целое - участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в XV в. (Гуси-ты - гуситы)
6) Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которого шилась эта одежда, производились в городе Брюгге)
7) Название каких войн указывает на их продолжительность? (Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя)
2. Конкурс «Крылатые выражения»
Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения.
-
«Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.
Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.
-
«Ломать копья» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.
Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII - XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.
-
«Ходить в Каноссу» - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.
Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.
-
«Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний - так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.
-
«Крестовый поход» - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.
В XI - XII вв.западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по преданию, родился, жил, умер и был погребён Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добыче в странах Азии и Индии. Выражение «крестовый поход» до сих пор означает беспощадную войну с целью физического или духовного порабощения.
-
«Философский камень» - скрытая суть вещей.
В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении начало всех вещей, скрытая их суть».
3. Конкурс «Знаменитые события и даты»
Команды получают листы, где перечислены события периода Средневековья. Ребята должны указать даты.
-
Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)
-
Начало Реконкисты (718 г.)
-
Образование империи Карла Великого (800 г.)
-
Распад империи Карла Великого (843 г.)
-
Образование Священной Римской империи (962 г.)
-
Нормандское завоевание Англии (1066 г.)
-
Начало Крестовых походов (1096 г.)
-
«Великая хартия вольностей» (1215 г.)
-
Возникновение парламента в Англии (1265 г.)
-
Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)
-
Столетняя война (1337 - 1453 гг.)
-
«Золотая булла» (1356 г.)
-
Жакерия во Франции (1358 г.)
-
Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)
-
Падение Константинополя (1453 г.)
-
Война «Алой и Белой роз» (1455 - 1485 гг.)
4. Конкурс архитекторов.
Домашнее задание
(выполнить проект нашей гимназии 1 команда - в романском стиле,
2 команда - в готическом стиле на ватмане)
Каждая команда презентует свой проект нашей школы в романском или готическом стиле и характеризует основные элементы этого стиля.
5. Конкурс «Человек - загадка»
1) Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.
2) Определите, кому принадлежат данные высказывания:
-
«О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! - вскричал он. - Забудьте все наши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей». (Урбан II)
-
«Так и ты поступил с моей чашей» (Хлодвиг)
-
«Учитель и ученик - друзья во благе» (Пророк Мухаммед)
-
«Вовремя прояви мудрость, подумай, раскайся и предотврати удар грома нашего возмездия. Ты не больше, чем муравей, зачем ты дразнишь слонов? Они растопчут тебя своими ногами» (Тимур Тамерлан)
-
«Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг» (Конфуций)
-
«Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель, как не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус)
6. Кроссворд «Культура эпохи Средневековья»
6
7
2
4
5
3
1
-
Один из братьев, создатель славянской азбуки. (Кирилл)
-
Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей,
свиной или бараньей кожи. (Пергамент)
-
Китайский храм. (Пагода)
-
Самый знаменитый храм Константинополя. (Софии)
-
Металлические подвижные буквы. (Литеры)
-
Сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающего свет. (Витраж)
-
Основатель книгопечатания. (Гутенберг)
-
Конкурс капитанов
На ватмане изображён рыцарь. За кольчугой скрываются понятия и термины, которые капитаны должны объяснить. Если ученик не может этого сделать, то право передаётся другому капитану. Члены команды помогать не могут.
Понятия: сословия, феод, куртуазность, сеньория, феодал, оброк, натуральное хозяйство, рыцарь, индульгенция, инквизиция.
III. Подведение итогов игры.
Награждение команд. Вручается грамота победившей команде, отмечаются лучшие игроки (медаль «Знатоку Средневековья»).