7


  • Учителю
  • Комплект дидактических материалов по истории 5-7 класс

Комплект дидактических материалов по истории 5-7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Методические рекомендации

по использованию кейс-метода на уроках истории

1. Подготовительный этап

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока


2. Ознакомительный этап

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации:


1. Введение в ситуацию


2. Описание ситуации


3. Информационный материал


4. Глоссарий


3. Основной (аналитический) этап


1. Вступительное слово учителя


2. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)


3. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков


4. Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений


5. Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений


4. Итоговый этап


1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)


2. Обобщающее выступление учителя - анализ ситуации


3. Оценивание учителем учащихся

5 класс


1. К уроку «Древнейшие люди».

Кейс №1.

«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: … был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота … Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мёртв!»

(Отрывок из книги Ж. Рони - страшего «Борьба за …»)

1.Потеря кого или чего и почему для древнейших людей считалась большим несчастьем?


2. К уроку «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Кейс 1

(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля

(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.

1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?

2.Какой труд поощряли законы?

3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?

4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?

5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?

6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?

Кейс 2

§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку... (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря.

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?

2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?

3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?

4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

Кейс 3.

Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу

или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки .

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казне

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка, то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?

2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?


3. К уроку «Ассирийская держава»

Кейс 1 (решается всем классом)

Карточка № 1 Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно - строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин - специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны - специальные стенобитные орудия.

Карточка № 2 Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…

1.Каким вооружением пользовались ассирийцы?

Кейс 2

Карточка № 3 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

Карточка №4 В 8 - 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

Карточка № 5 Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

1.Что можно сказать о завоевателях?

2.Какой вывод на основании этих отрывков можно сделать о характере ассирийских подходов?

4. К уроку : «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Кейс 1 «Высшая добродетель - уважение к старшим»

Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен.

В семье младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-либо древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве, в обществе, должен

соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, не нагрубит тем, кто ниже его по положению, и не

заискивает перед теми, кто выше. Он ведет себя и с теми и с другими, зная свое место и не теряя достоинства: со старшими почтительно, с младшими - благосклонно.

- Что Конфуций говорил об отношениях в семье?

- Как учил относиться к старшим, к родителям?

- Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога».

-Какое правило поведения можно вывести из данного текста?


Кейс 2 «Как должны вести себя учтивые китайцы»

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый

(вежливый) китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти по циновкам,

расстеленным по полу, считалось неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и

фигурами драконов.

- Каким, по мнению Конфуция, должен быть воспитанный, то есть, учтивый человек?

- Всегда ли сегодня люди соблюдают правила приличного поведения, аккуратно одеваются, следят за своими манерами?

- Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что воспитанного человека легко узнать по его поведению?

- Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я непременно нахожу себе наставника в

каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».

-Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?


Кейс 3 «Мудрость - в знании старинных книг ( то есть - в учении)»

Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних. Среди этих книг были изречения, предания, песни. А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку окунали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова.

- Чему учил Конфуций своих учеников?

-Что из себя представляли древнекитайские книги?

- Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, что нужно читать книги? Может быть, достаточно интернета и телевизора?

- Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе»?

- Какое правило можно вывести из прочитанного материала?


Кейс 4 Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек» (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Эта басня написана Львом Николаевичем Толстым в конце XIX века, но очень современна.

-О чем она?

-Какой нравственный урок можно вынести из нее?

- Чему она учит?

-Какое правило поведения можно вывести из этой басни?


5. К уроку "Рабство в Древнем Риме"

Кейс 1 «Содержание рабов».

Паек рабам. Тем, кто работает в роле: зимой - по 4молия (8,75л) пшеницы, а летом - по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…

Где применялся труд рабов? Как содержались рабы?

Кейс 2

- Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А тёперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

- Он лодырь,- замечает рабовладелец,- накажи его.

- Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

- Попробуй продать его,- говорит рабовладелец - лишний нахлебник нам не нужен.

- Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет;

- Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре,- отвечает рабовладелец. - Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.

Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.

- А чем заняты у тебя эти рабы? - спрашивает рабовладелец.

- Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая.

- Не жалей рабов,- говорит рабовладелец,- заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей - они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.

Каждый из рабов, изображенный на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Один из них рассказал о себе следующее:

- Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей - римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен, Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и, как, можем, вредим ему!

- Какие категории населения описаны в тексте?


- Чем они отличаются друг от друга?


- Как они относятся друг к другу?


6 класс

1. К уроку «Крестовые походы»

Кейс 1 «Поход бедноты» (из воспоминаний современника)

Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами. Как вдруг раздался повсюду в одно время призыв к крестовому походу, и этот призыв разбил замки и цепи, запиравшие житницы. Припасы, продававшиеся очень дорого, когда никто не двигался, страшно упали в цене, когда все поднялись и стали готовиться к походу. Вместо исчезнувшего голода явилось изобилие. Так как каждый спешил в богоугодный поход, то все торопились обратить в деньги все ненужное в пути. Предметы, нужные для похода, поднялись в цене, остальные шли за ничто. Сначала эти продажи вызывали со стороны соседей бесконечные насмешки, но скоро сами они увлеклись примером других. Еще накануне они говорили путникам: «Несчастные вы люди: если вы не погибнете от бедствий, ожидающих вас в пути, у вас не окажется ничего по возвращении». А на другой день они сами продавали свое имущество и становились спутниками тех, кого перед тем осыпали насмешками. Трудно описать толпы детей, юношей, стариков обоего пола, отправлявшихся таким образом на священную войну... Чрезвычайно трогательное зрелище представляли эти бедные крестоносцы: они подковывали быков, как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. На пути, при виде каждого замка, каждого города, дети протягивали руки и спрашивали: «Не это ли тот Иерусалим, к которому они направляются?»

Поход бедноты

Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведёт верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"

1.Что знали участники о конечном пункте своего похода? На что надеялись?

Кейс 2 «Поход рыцарей»

Немецкий поэт Вальтер дер Фогельвейде воспел крестовые походы.

Любви благая сила нас робких окрылила,

Поход одушевила: мы с Господом в ладу.

Так поспешим же в земли, где, зову неба внемля,

Порыв душой приемля, мы - Господа сыны!

Господь воюет нами, геройскими руками,

И чужеземцы сами всем тем сокрушены!

Сражаться нам легко ли в далёком бранном поле?

Господь, в твоей мы воле, бить недругов хотим!

1.Как в стихах отразились побуждения и мотивы к участию населения в крестовых походах?

2.На чём была основана уверенность крестоносцев в победе над врагами христианской веры?

Кейс 3 (Материалы о взятии Иерусалима обучающиеся разбирают всем классом).

В хронике Рауля Канского описывается, как вели себя крестоносцы в захваченном Иерусалиме:


... Едва они в город проникли, всюду рассеялись...


Кинулись в домы, на крыши, в сады, огороды - везде убивают, грабят и опустошают.


Скот хватает этот, врывается в дом другой,


Одни похищают золото, медь же - другие,


Прельстившись её желтизной сверкающей...


Иные хватают сребро, драгоценные камни - другие,


Третьи - пурпур, кое-кто же - рабов.


Разграблению всё предаётся.


Всякий рыщет за тем, в чём нужду имеет...


Одежды - нагой, жаждущий - чашу к вину добывает,


К сокровищам алчный торопится...


Душит старцев один, другой отбирает младенцев...

1.Как в этом отрывке отражены действия и цели крестоносцев?

2.Что несли они жителям завоёванных стран?

Один из мусульманских авторов передаёт свои впечатления о европейцах, поселившихся в отвоёванных у мусульман землях на Востоке:

"... У франков, да покинет их Аллах, нет ни одного из достоинств, присущих людям, кроме храбрости... Все франки отличаются более грубыми нравами..."

1.Как оценивает европейцев мусульманский автор?


2.К уроку «Крещение Руси». (В. О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)


Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину...
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав».
- Какова причина создания приграничных укреплений?
- В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите географическое положение Древней Руси.
- Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?
- Какова основная проблема данного кейса?


3. К уроку «Свержение ордынского ига на Руси»

Кейс 1

В середине XIII в. на Русь обрушились орды Батыя, предавая грабежам и огню многолюдные города и села, уничтожая или угоняя в плен тысячи людей. В городах, принявших на себя страшный удар вражеских полчищ, в культурных отложениях 30-40-х годов XIII в. обнаружены слои сплошных пожарищ и братские могилы сотен погибших. Из 74 рассмотренных выше археологически изученных городов середины XII-XIII в. большинство (49) были разорены Батыем и все без исключения испытали тяжелые последствия ханского ига. 14 городов вовсе не поднялись из пепла и еще 15 так и не смогли восстановить своего значения, постепенно превратившись в поселения сельского типа. Собранные в процессе археологических исследований древнерусских поселений материалы убедительно доказывают высокий уровень развития русских земель накануне нашествия орд Батыя. Страна находилась на подъеме. Ее экономика и культура достигли значительных свершений. В княжествах окрепли собственные центры, соперничавшие с Киевом. Сельское хозяйство базировалось на обширном фонде старопахотных земель. Ремесленники освоили свыше 100 различных специальностей. Их изделия пользовались спросом не только на внутреннем, но и на международных рынках. Русь поддерживала политические и торгово-культурные связи с многими странами. В это время создаются шедевры монументального и прикладного искусства, выдающиеся литературные произведения. Поэтому столь тяжелые последствия имел обрушившийся на Русь удар иноземных захватчиков и последующее жестокое господство ордынского ига.

1. Перечислите последствия татаро-монгольского ига для русских городов.

Кейс 2

Однако жестокий удар поразил не одни города. Было уничтожено большинство крепостей и волостных центров, множество погостов и феодальных замков. Лишь на 304 (25%) поселениях этого типа жизнь продолжалась в XIV в. Следовательно, оказалась подорванной вся административно-территориальная система Руси. Массовая гибель феодальных усадеб-замков с одновременным сокращением числа рядовых сельских поселений свидетельствуют о тяжелом уроне, понесенном сельским хозяйством - ведущей отраслью древнерусской экономики. Запустели окультуренные земли, нарушились сложившиеся системы земледелия. Это обстоятельство в не меньшей степени, чем гибель городов, надолго затормозило развитие Руси. Потребовались столетия, чтобы восстановить экономический базис государства.

За счёт угнанных русских ремесленников и строителей захватчики возводили собственные города. Вот что пишет В.Л. Егоров в книге "Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв." (М., 2008)

Город Бельджамен. Городище его находится на правом берегу Волги, в 2 км севернее г. Дубовка Волгоградской обл.; общая площадь свыше 500 тыс. кв. м. В археологии этот объект известен под названием Водянское городище. Особый интерес в связи с названием города представляют сообщения русских летописей, упоминающих о неизвестно где располагавшемся золотоордынском Бездеже. Скорее всего, именно Бельджамен русские и называли Бездежем, что косвенно подтверждает анализ различных летописных данных.

Возведение золотоордынского города именно на этом месте было связано с чрезвычайно удобным географическим положением. Дон здесь ближе всего подходит к Волге, и расстояние между ними составляет всего 60 км. Это позволяло купеческим речным караванам, поднимавшимся вверх по Дону из Черного и Азовского морей, с наименьшей затратой сил переправлять товары на Волгу, а также переволакивать суда, откуда они могли направляться в обе золотоордынские столицы и далее в Хорезм, Монголию и Китай.

Продолжительные археологические исследования Водянского городища позволяют обрисовать Бельджамен как один из развитых и благоустроенных городов Золотой Орды. Кроме разнообразных жилых домов, здесь исследованы каменное здание мечети площадью 900 кв. м, три мавзолея, баня с водопроводом и различные ремесленные комплексы. Особый интерес представляет обнаруженный здесь русский квартал, заселенный пленными, превращенными в рабов. Стратиграфия археологических напластований говорит о том, что начало городу положили пригнанные сюда русские пленные, которые жили в землянках. Они использовались в качестве рабочей силы при возведении самого города. В дальнейшем, при его разрастании, русский квартал был ликвидирован и эту площадь заняли монументальные постройки жилого и общественного характера.

1. Как отразилось на русской экономике потеря населения?


4. К уроку «Правление царя Алексея Михайловича».

Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. (Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович. Исторический сборник под редакцией В. В. Каллаша с. 103-132.)

Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».

Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.

Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.

Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.

Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабами

и крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».

- Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек?

Справедливо ли его считали «тишайшим»?

- Как царь относится к окружающим его людям?

- Сравните систему государственного управления Руси при Алексее

Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая

система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному

усилению самодержавия в период его правлении?

- Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве

соблюдение законов?

Определите проблему и дальнейшее развитие государства.


7 класс


1. К уроку «Борис Годунов»

Кейс 1

Борис Годунов был умен и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Федор. Возвышение Годунова - плод исторической случайности и одновременно проявление общей закономерности саморазвития русского общества. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581 в Александровской слободе не произошла ссора царя с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Федор.

1.Какую характеристику дают историки Борису Годунову?

2.Как это могло отразиться на истории страны?

Кейс 2

Во внутренней политике правительства Б. Годунова преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. С размахом осуществлялось и церковное строительство. Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в своих «белых слободах», освобожденных от уплаты государственных налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинностей в казну - «тянуть тягло». Таким образом, численность тяглых людей возросла, и тяжесть сборов с каждого плательщика уменьшилась, поскольку общая сумма осталась неизменной.

Хозяйственный кризис 1570-х-начала 1580-х гг. заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597 был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего... году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где хто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

1. Охарактеризуйте внутреннюю политику Бориса Годунова. На что она была направлена?

Кейс 3

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь. 18 мая 1595 в Тявзине (близ Ивангорода) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, - и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

1. Дайте характеристику внешней политике царя. На что она была направлена?

2. К уроку «Политическое развитие страны в XII веке»

Кейс 1 «Русские цари»

Именно в 17 веке русские цари стали официально именовать себя самодержцами. К своему имени они прибавляли титул «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец». Помимо названия территорий, царский титул 17 в. содержал и ряд других определений, выполнявших функцию выражения и закрепления статуса царя. К таковым можно отнести формулировки «Божиею милостию», «отчич и дедич и наследник и государь и обладатель», «самодержец», «величество» и др.

Идея «самодержавности» для России и русских царей была тем новшеством, которое можно охарактеризовать как хорошо забытое старое. Как известно, Иван Грозный ощущал себя самодержцем, а его преемник Федор Иванович внес это понятие в царский титул. Представление о царской власти как самодержавной было разрушено Смутой и вновь смогло восстановиться только к середине 17 столетия. Формальная реставрация самодержавия произошла при Алексее Михайловиче. Согласно его указу от 1 июля 1654 г. Термин «самодержец» вновь был включен в царский титул.

Происходит дальнейшее укрепление власти царя. Его распоряжения, воля становятся законом для всей страны. Царь все меньше и меньше советуется с Боярской думой, почти не собирает Земский собор. Например, бывший подьячий Григорий Котошихин об Алексее Михайловиче писал, что он «государство свое правит по своей воле», и сравнивал нового царя с его отцом, который хотя «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делать ничего». Россия постепенно превращается в абсолютную (неограниченную) монархию. Царь, как известно был крупнейшим феодалом страны. В его дворцовых владениях насчитывалось 80ь тысяч крестьянских дворов, и вся его власть была направлена на защиту интересов господствующего класса феодалов, особенно дворян. За время правления Алексея Михайловича дворяне еще больше укрепляют свое положение в государстве, служа верной опорой царю и получая от него взамен полную поддержку в политике дальнейшего закрепощения крестьян, угнетения городской бедноты.

  1. Какова роль русских самодержцев-царей?

Кейс 2 «Боярская Дума»

Боярская дума - высший совет, состоящий из представителей феодальной аристократии. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые путные бояре (ведавшие «путями», т е. отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. Государь всея Руси Иван 3 обсуждал все вопросы с боярами и не и не карал за «встречу» т.е. за возражения и несогласие со своим мнением. А вот его сына Василия 3 упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам - третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курбский также обвинял Ивана грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством. Дума заседала ежедневно, собираясь на заседании в Кремле ранним утром, летом - при восходе солнца, зимой - еще до рассвета, заседания длились пять - шесть часов и нередко возобновлялись вечером.. Они проходили как в присутствии, так и в отсутствие царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, «сидел с бояры о делах». Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок иногда выливалась в в «брань великую, и крик и шум велик, и слова многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало.

В XVI в. состав думы был значительно расширен и превысил 100 человек. Сложилась иерархия думных чинов.: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Высшими духовными чинами являлись бояре, или, как их часто грамоты. «великие бояре». С конца XVI в. по конец XVIIв. чин боярина имели 200 человек. Князья потеснили московских бояр, издавна состоявших на службе великого князя.. За столетний период только 70 бояр (35% ) принадлежали к нетитулованной знати. Нетитулованная знать в основном жаловалась в следующие за боярами чины «окольничие» (от слова «около» государя, т.е. приближенные к царской особе). В редких случаях окольничие могли дослужиться до боярского чина.

В XVI в. появились чины думных дворян, которые ранее именовались «дети боярские», в думе живущие. Чин думного дворянина шел сразу за чинами бояр и окольничих. До этого чина обычно дослуживались представители захудалых боярских фамилий или дворяне, не принадлежавшие к высшей аристократии.

Особую прослойку Боярской думы составляли думные дьяки. Этот низший думный чин также появился в XVI в. и был принадлежностью должностных лиц, непосредственно управлявших важнейшими приказами. Особенностью этого чина было то, им могли жаловаться люди недворянского происхождения, например, из «гостей» или «подьячих», главным критерием была их служебная пригодность. Думных дьяков было 3 или 4 человека, обычно в Боярскую думу вводились главные дьяки Посольского, Разрядного, Поместного приказов, иногда и Новгородского разряда или Казанского дворца. Первым среди них был «посольский дьяк», управляющий делами Посольского приказа. По словам современников, «ис тех думных дьяков посольский дьяк, хотя породою бывает менши, но по приказу и по делам выше всех».

Думные люди назначались царем. Эта процедура обставлялась с большой торжественностью и приурочивалась к праздникам: Новому году (на Руси праздновали 1 сентября), Пасхе, царскому дню рождения, и т.д. Однако назначение в Боярскую думу, равно как и на все важнейшие административные и военные посты, осуществлялось в соответствии с местническими традициями. Местничество - это система феодальной иерархии, при которой положение человека зависело не от личных заслуг, а от «породы», т.е. происхождения.

1. Какова роль Боярской Думы?

2. Кто входил в Боярскую Думу? Каковы были обязанности?

Кейс 3 «Земской Собор»

В середине XVI в. начали свою деятельность Земские соборы - высшие сословно - представительные учреждения, которые эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещательный орган. За XVI- XVIIвв. Имеются сведения о 57 Земских соборах.

Состав Земских соборов был в основном, постоянным: в него входили Боярская дума, Освященный собор, а так же представители сословий - поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием новых органов исполнительной власти - приказов - их представители так же стали входить в состав Земских соборов. Обсуждение вопросов происходило по отдельности - у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, купцов. Каждая из этих групп высказывала свое суждение по рассматриваемому вопросу.

Из истории Земских соборов.

1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени Земский собор играл наиболее важную роль в общественной жизни России.

1613-1622 гг. обор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царе. Решает следующие вопросы:

Сбор налогов, распределение земли, о наказаниях, в том числе о введении штрафов, расследование жалоб на чиновников, борьба с коррупцией и злоупотреблениями региональных властей, расходование государственных средств, принятие гражданских законов.

С 1622-1632 гг. деятельность соборов прекращается.

1632 - 1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Соборного Уложения - свода законов, исполнение и соблюдение которых было обязательно для всей страны, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством созыва Земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.

1653-1684 гг. Последний собор в полном составе собирается в 1653 г. для решения вопроса о принятии Украины в состав Российского государства.

  1. Какова роль Земских соборов»

Кейс 4 «Приказы»

Приказы - это органы центрального управления, существовавшие в Росси в XVI - начале XVIII в. Приказы являлись постоянно действующими учреждениями. Сам термин произошел от слова «приказ», в смысле «поручение». В удельную эпоху князь поручал - «приказывал» определенный круг дел «боярину введенному». Со временем вокруг исполнителя возник целый штат помощников. Прообразами приказов были так называемые пути, избы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г. Приказная система складывалась постепенно. Приказы непосредственно подчинялись царю и Боярской думе.

Классификация приказов.

Число приказов постоянно увеличивалось: от 30 в конце XVI в .до 80 в конце XVIIв. Приказная система была чрезвычайно громоздкой и запутанной. Историк В.О. Ключевский сравнил ее с хаотичной дворцовой застройкой: «Московское управление складывалось, как строились государевы московские дворцы: вместе с ростом царской семьи и хозяйства к основному корпусу прибавлялись пристройки и надстройки, терема, светлицы, новые крыльца и переходы». Хотя каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, строго разграничения компетенций между ними не существовало. Например, насчитывалось до 15 приказов по военному управлению.

Общегосударственными в полном смысле слова являлось всего несколько приказов, и в их числе Посольский, который «ведал дела всех окрестных государств», Ямской, ведавший почтовой службой на территории всего государства. Посольский приказ поначалу являлся всего лишь исполнительным органом или своего рода канцелярией, оформлявшей решения Боярской думы по делам, связанным с дипломатическими отношениями. В дальнейшем этот приказ превратился в самостоятельное и влиятельное учреждение. Приказу был подчинен дипломатический состав: великие послы, легкие послы, посланцы, гонцы. В штате Посольского приказа состояли толмачи (переводчики), приставы, золотописцы для украшения дипломатических грамот.

Ряд приказов занимался делами отдельных сословий. Важнейшими считались Разрядный приказ, который заведовал распределением и назначением служилых людей «по отечеству», и Поместный приказ, наделявший дворян поместьями. Разрядный приказ был самым большим, здесь ведали комплектованием личного состава армии, администрации, приказов, составляли «смотренные списки» служилых людей, отмечая, кто из них в «естях» присутствует, а кто в «нетях» отсутствует. Под контроль Монастырского приказа, созданного после упорного сопротивления церковных властей, были поставлены монастырские земли и монастырские крестьяне. Холопий приказ разбирал все дела, связанные с кабальными людьми и кабальными записями. Земский приказ ведал посадскими людьми - московскими черными сотнями и слободами и посадским населением небольших городов. Этот приказ также занимался городским благоустройством: мостил дороги и чистил улицы перед царским выездом, для чего содержалось около 50 «земских метельщиков».

К группе приказов, занимавшихся военными делами, относились Стрелецкий, Пушкарский, Казачий. После создания регулярных «полков иноземного строя» появились Рейторский и Иноземный приказы, вооружением занимались Оружейная палата и Ствольный приказ, в период войны создавались временные приказы Сбора ратных дел и Сбора даточных людей, выкуп пленных был обязанностью Полоняничного приказа.

Судебно - полицейские функции выполняли Московский и Владимирский судные приказы, приказ Сыскных дел и Разбойничий приказ, при которых, по словам Григория Котошихина, были «мастеры заплечные; а будет тех мастеров на Москве с 50 человек, и дается им годовое жалование». Впрочем, как уже отмечалось, поскольку в Московском государстве не существовало разделения административных и судебных функций, то на практике суд и расправа производились в самых разных приказах. Например, стрелец судился и наказывался в Стрелецком приказе, кабальный человек - в Холопьем и т.д. При многих приказах были свои застенки и свой штат заплечных мастеров, пусть и не столь многочисленных и квалифицированных, как в Разбойном приказе. Жалобы на должностных лиц принимались в Челобитном приказе.

Торговлей и финансами ведал приказ Большой казны. Этот приказ управлял казенными мануфактурами, Денежным двором, внешней и внутренней торговлей. Приказ Большого прихода ведал сборами с лавок, гостиных дворов, с погребов, таможенными пошлинами. Сбором прямых и косвенных налогов в отдельных районах ведали так называемые чети, или четверти.

Отдельную группу составляли территориальные приказы. Собственно, территориальный принцип прослеживался в деятельности четей, или четвертей, которые обладали не только финансовыми, но и административными правами по отношению к тягловому населению подведомственных к ним областей. Пограничные, отдаленные и сравнительно недавно присоединенные территории управлялись из Москвы особыми приказами: Сибирским приказом, Малороссийским приказом, приказом Великого княжества Смоленского, приказом Великого княжества Литовского, приказом Казанского дворца. Все они являлись центральными учреждениями.

Кроме царских приказов, были и приказы, подчинявшиеся главе Русской православной церкви: Патриарший дворцовый приказ, Патриарший казенный приказ, Патриарший судный приказ.

Создание приказной системы привело к формированию. Особого слоя приказной бюрократии. Приказной люд наполнял палаты в Кремле, в царском дворце и избы на площади. Начальником важнейших приказов (их называли судьями, поскольку в большинстве случаев они выполняли и судебные функции) назначались бояре, окольничие, думные дворяне. Некоторые из руководителей Посольского приказа, например, Афанасий Ордин - Нащекин, носили титулы «великих государственных посольских дел и государственной печати оберегателей» и в донесении иностранных послов назывались на западный манер канцлерами.

На практике приказами чаще всего управляли не высокородные бояре, а дьяки - профессиональные чиновники, выходцы из различных сословий. Несмотря на худородство, они имели большое влияние и в небольших приказах управляли самостоятельно.

Делопроизводство в приказах велось подьячими. Современники писали о том, что подьячие трудились с утра до ночи. По словам голштинского посла А. Олеария, эту работу никогда не удавалось выполнить в присутственные часы. Случалось, дьяки привязывали нерадивых подьячих к скамье за ноги, чтобы они не отлынивали от переписывания бумаг. Англичанину Коллинзу, побывавшему в Москве, показалось, что в приказах изводится такое количество бумаги, которое хватило бы, чтобы полностью покрыть всю территорию Московского царства.

Среди московских приказов особое место занимал Приказ великого государя тайных дел, созданный царем Алексеем Михайловичем в 21654 г. По поводу этого учреждения историки высказывали различные суждения. В.Н. Татищев видел в нем подобие испанской инквизиции, Н. И. Костомаров считал его прообразом тайной полиции. Но уже Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский писали о том, что, несмотря на грозное название, Приказ тайных дел представлял собой всего лишь личную царскую канцелярию с элементами надзора за административными органами. Специальное исследование И.Я. Гурлянда показало, что это учреждение было создано для разбора челобитных на царское имя. Вопреки сложившемуся мнению, вместе с тем Приказ тайных дел занимался любимой «царской потехой» - соколиной охотой. После смерти царя Алексея Михайловича Приказ тайных дел был упразднен.

1.Какова роль Приказов?

2. Какие Приказы существовали? В чем их функции?

Кейс 5 «Органы местного самоуправления»


Бурные события начала XVII в. Потребовали усиления власти на местах. Эта задача решилась путем введения института воевод как основного звена местного управления. Все воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись тому приказу, в ведении которого находились города с уездами. Разрядный приказ имел в своей компетенции управление служилыми людьми, определение их на службу, назначение земельного (поместного) и денежного жалования, а так же ведал их учетом. Претенденты на место воеводы - бояре, дворяне и дети боярские - подавали на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воеводство, чтобы «покормиться», но официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, и помесные денежные оклады, жалованья.

Срок службы воеводы составлял обычно один - три года. В Шуе с 1613 по 1689г. Сменилось 52 воеводы, а в Якутске за 1645-1652 гг. - пять.

Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой вели все дела по управлению городом и уездом; она возглавлялась дьяком.

Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых с нарушением казенного интереса, со всякими нарушениями порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Выполнял административно - полицейские, а так же военные функции. Обязанности его четко не регламентировались, и это создавало основу для произвола. И хотя кормления были отменены, воеводы обирали население.

В крупных городах полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий. В слободах и волостях воевода осуществлял власть с помощью приказчика.

Широкими были военно - административные и финансовые функции воеводы. Он приглашал на службу служилых людей - дворян и детей боярских, вел их списки с указанием имения, жалования, исправности службы каждого, проводил периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа. Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пушкарями и т.п.

В ведении воеводы были все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

Воеводы никогда не довольствовались добровольными приношениями. На протяжении всего XVII в. Из городов, уездов, волостей государства в столицу поступали слезные челобитные от населения на поборы и лихоимство воевод. Особенно отличались воеводы Сибири. Почти каждая смена сибирских воевод заканчивалась следствием (сыском) по делу об их злоупотреблениях, с привлечением в качестве соучастников других должностных лиц: дьяков, подьячих и др.

В XVII в. продолжали существовать обе формы «самоуправления» - губная и земская. Губными делами (уголовным судом) в каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками были губные целовальники. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальники, сторожа),палачи, а также выборные от населения - сотские , десятские. Губного старосту свободное население округа выбирало из дворян или детей боярских; целовальников выбирали из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в XVII в. Значительно расширился. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т.п.

Хотя статья 21 главы 21 Уложения 1649 г. Подчеркивала независимость губных дел от воеводы, но фактически губные старосты находились под надзором, а потом в полном подчинении у воеводы. Воевода стал начальником губного суда, а губной староста - его помощником.

1.Какова роль органов местного самоуправления?

2. Кто входил в местное самоуправление? Каковы функции?




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал