- Учителю
- Разработка урока по истории 'Культура России 15-16 вв. ' (10 класс)
Разработка урока по истории 'Культура России 15-16 вв. ' (10 класс)
Культура России XV-XVI вв. 10-й класс
Цель урока: выявить особенности развития культуры России XV-XVI вв.
Задачи урока:
-
Образовательная учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры XV-XVI вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
-
Развивающая. Ученики развивают навык самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работы с документами и текстом учебника. Учатся формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки работы с историческими экспонатами.
-
Воспитательная. Учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.
Урок изучения новой темы.
Содержание урока
-
Оргмомент.
-
Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Краткое повторение изученных событий по иллюстрациям.
Работа с картинкой (задание на основе анализа произведений живописи - кейс-технология)
Какое событие 16 века запечатлено на этой картине?
-
Перед Вами картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял? - слайд
Примерный ответ:
-
Во-первых, банальная случайность. Ни для кого не секрет, что Грозный обладал устрашающим нравом. На тот момент он как раз ввязался в войну с Ливонским орденом, однако чуть позже был подписан договор о перемирии, согласно которому Русь должна была пожертвовать некоторыми своими землями. У царевича нрав был тоже не простой и ему совсем не хотелось делиться своим земельным богатством, о чем он тут же сообщил отцу. Однако тот со злости ударил его посохом, но не рассчитал силу удара, что привело к гибели молодого человека.
-
Во-вторых, намеренное убийство. Царевич пришел к отцу обсудить договор о перемирии, однако между ними завязалась ссора, в результате чего Грозный намеренно ударил своего отпрыска, поскольку тот ему перечил.
-
В-третьих, из-за женщины. Иван Иванович был женат на царевне Елене. Есть мнение, что Грозный домогался до нее и, более того, даже подверг ее насилию, в результате чего та потеряла ребенка. Об этом узнал царевич и пришел поговорить с отцом. Вот и поговорил… Согласно другой версии, как-то днем Грозный встретил Елену во дворце и ему не понравился ее внешний вид - на ней не был повязан пояс, что было немыслимо для замужней дамы. В итоге он отвесил ей пару оплеух и в ту же ночь она теряет ребенка. Царевич идет к отцу…
-
В-четвертых, естественная смерть. Говорят, что все легенды об убийце-отце придумал некий монах, который начал рассказывать их всем, кому только можно. В результате предания дошли и до наших дней
-
Изучение нового материала.
-
Формулируется тема урока
Слайд - Эпиграф
Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто.
Эдуар Эррио
-
Рассуждение учащихся над эпиграфом (кратко), ставят цель урока
Вывод из эпиграфа: Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи, литературы величие и могущество государства, сбросившее вековое иго.
План:
-
Фольклор
-
Архитектура
-
Живопись
-
Грамотность и книжное дело
-
Литература
-
Техника
-
Быт
-
Фольклор - устно-поэтическое народное творчество.
-
Самостоятельное чтение стр. 222
-
Что отражало народное творчество данного периода? (исторические события «Сказка о Борме-Ярыжке», «Повести о Вавилонском царстве» - все о знаках царского достоинства и взятии Казани, историческая песня - образ казака-героя Ермака, победившего хана Кучума и снял угрозу для Русской земли с востока)
-
Объяснение крылатых выражений
Объясните: что означает крылатое выражение и его историю (индивидуальное или групповое)
И КОНЦЫ В ВОДУ
Во времена Ивана Грозного, убивали без разбора, без суда и следствия. Иногда это приобретало такой размах, что даже сам царь Иван Грозный приходил в недоумение. При этом, чтоб поменьше народу знало о его злодеяниях, трупы людей ночью выбрасывали в реку. Течение относило тела далеко от места преступления. Так что, концы в воду, обозначало убрать следы преступлений, чтоб никто ничего не знал.
КАЗАНСКАЯ СИРОТА
В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
ФИЛЬКИНА ГРАММОТА
Автором его был царь Иван Грозный. Для усиления своей самодержавной власти ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.
В своих многочисленных посланиях к царю - грамотах - он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты - филькиными грамотами.
Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».
-
Архитектура Московского Кремля стр. 229 - интерактивная карта (групповая проектная работа по воссозданию московского кремля) - слайд
В XV - начале XVI вв. был создан теперешний Московский Кремль. (Территория - 27,5 га; длина стены - 2,25 км; толщина стен - 3,5-6,5 м; высота стен - 5-19 м.)
Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы.
Собор Успения Богородицы (или Успенский собор) в Московском Кремле (1475-1479 гг.) Архитектор: Аристотель Фиораванти; Заказчик: Иван III; Функция: кафедральный собор; Тип: пятиапсидный пятиглавый храм.
Архангельский собор (1505-1508 гг.) Архитектор: Алевиз Новый; Функция: С XIV в. до XVIII столетия храм служил местом погребения московских князей и царей. Княжеско-царский некрополь включает 46 гробниц. Первый русский царь Иван Грозный покоится в царской усыпальнице, устроенной и алтарной части храма. Рядом с ним погребены два его сына.
Благовещенский собор (1485-1489 гг.) Архитекторы: псковские мастера; Функция: домовый храм русских князей, а после венчания на царство в 1547 г. Ивана IV - русских царей. Его северная и западная галереи служили парадным входом в царский дворец.
Церковь Ризоположения построена в 1484-1485 годах псковскими зодчими на месте сгоревшей от пожара одноглавой церкви, возведенной в 1451 году митрополитом всея Руси Ионой. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов всея Руси.
Церковь была возведена в память чудесного избавления Москвы от нашествия татар 2 июля 1451 года, когда многочисленное войско татар подошло к городу, но внезапно, бросив все награбленное, отступило. Это событие также совпало с церковным праздником Положения Ризы Богородицы. В память этого знаменательного события и была названа церковь.
Грановитая палата в первом летописном упоминании фигурирует как "палата большая великого князя на площади", впоследствии могла называться Большой Золотой или просто Большой палатой. Эта палата была построена на месте древней (столовой) и являлась передним приёмным покоем дворца. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации, а в подклете оборудована резиденция патриарха.
Колокольня Ивана Великого в 1505 приглашённым итальянским мастером была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год . Строительство было закончено в 1508 году. В - зодчий пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом , которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века. В при царе , предположительно - «государевым мастером» , к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:
Покровский собор или собор Покрова, «что на рву» на Красной площади, более известный под народным названием «Василия Блаженного» (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 г. Казани (покажите иллюстрацию).
Царь-пушка - средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Восьмерик на крестообразном основании. Перекрытие в виде шатра, многоглавие, ассиметричность. Самый выдающийся образец этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенское (1532) - слайд
Физкультминутка - релаксация под колокольный звон
-
Живопись в основном предоставлена иконами (виртуальная экскурсия)
Слайд - Убранство Успенского Собора
В 15-16 вв. сложилось несколько школ церковной живописи: новгородская, вологодская, Строгановская, московская). Стоглавый собор 1551 г., который регламентировал искусство, утвердил образцы, которым надлежало следовать. В живописи такими образцами считались иконы Андрея Рублева.
-
Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андроникова монастыря (Москва), где умер и похоронен. В творчестве великого древнерусского живописца нашли отражение эстетические и духовные ценности эпохи, Искусство Андрея было высоко оценено еще при их жизни.
-
Икона «Троица» - самое знаменитое произведение гениального русского художника. Она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии - библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.
-
Спас - видео
2)Диони́сий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности.
В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно - историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона - картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.
-
Распятие икона происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Она воспроизводит в общих чертах иконографическую схему, широко распространенную в русской иконописи, голгофский Крест по центральной оси и две группы предстоящих по обе стороны Креста, которые возглавляют Богоматерь и Иоанн Богослов. За Богоматерью представлена группа святых жен, за Иоанном Богословом - римский сотник Лонгин, указывающий на Христа. Над средней перекладиной Креста располагаются две фигуры плачущих ангелов. Композиция разворачивается на фоне иерусалимской стены. В соответствии с христианским вероучением, учреждение Новозаветной Церкви непосредственно связано с Крестной жертвой, поскольку она основана на крови Новозаветного Агнца - Христа. Именно в момент Крестной жертвы происходит смена церквей, смена Заветов. Изображения
-
Житийная икона "Алексий митрополит" была исполнена прославленным русским иконником Дионисием или иконописцами его мастерской для Успенского собора Московского Кремля. В среднике иконы изображен сам Алексий в рост, в богато украшенном архиерейском саккосе, омофоре и белом клобуке. Правой рукой он благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. высветленный колорит, построенный на изысканных цветовых оттенках с обилием белого и золотого цветов, удлиненные пропорции, бесплотные, как бы парящие фигуры. Икона Дионисия во многом продолжает классические традиции московской школы XV века.
3)Строгановская школа иконописи, сложившаяся в конце , получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников , поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. Лучшие мастера школы были , работавшими в царских мастерских. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность . На фонах многих показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, с множеством зверей и птиц. Примером является икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» - Прокопий Чи́рин (икона Никита -Воин).
-
Икона Прокопия Чирина "Никита-воин" происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Икона представляла собой центральную часть трехстворчатого складня, на створках которого было исполнено житие святого Никиты. На иконе Прокопия Чирина святой Никита представлен в рост, в трехчетвертном повороте, молящимся перед образом Богоматери с Младенцем (в облаках, в правом верхнем углу иконы). Подобные изображения святых перед Христом или Богоматерью, широко распространившиеся в XVI и особенно в XVII веках, наряду с традиционными фронтальными изображениями, выражали идею заступнической, посреднической молитвы. Плотный темно-зеленый фон означает, что икона предназначалась под оклад. Как и большинство "строгановских" икон, икона Прокопия Чирина небольшого размера, с мелкими, тщательно прорисованными деталями. Особая изысканность рисунка и цвета, обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, сближают эти произведения с книжной миниатюрой, гравюрой и ювелирным искусством предшествующего времени. Особая хрупкость, вытянутые пропорции, обилие золота в одеждах и световых бликов в личном письме создают бесплотный, пронизанный светом образ, подобный Небесному
-
Слайд-Задание Сравните иконы XV-XVI вв. и определите авторов:
-
А. Рублев - спас в силах
-
Прокопий Чирин - Дмитрий Солоунский и Дмитрий царевич
-
Дионисей - Митрополит Петр с житием
-
Андрей Рублев
-
Грамотность и книжное дело (анализ документа по вопросам) стр.223 «Ромашка Блюмы» - критическое мышлении - слайд
1)Уточняющий вопрос: прочитайте стр.223 «Просвещение» первые 2 абзаца и ответьте на вопрос по аналогии « Если я правильно понял, то грамотных на Руси в 16 веке было_______ .(ответ: сравнительно высокий показатель примерно 15-20%)
2)Простой вопрос: назовите факты (аргументы), доказывающие ответ на 1 вопрос. (ответ: центры образования - монастыри, а так же своеобразные школы в деревнях и городах)
3) Оценочный вопрос: прочитайте оставшуюся часть пункта стр. 223 и оцените «круг предметов» (Ответ: учили чтению, письму и счету, семейной жизни (домострой) т.о прикладное значение)
4)Интерпретационный вопрос: объясните, почему возникали трудности при обучении? (ответ: недостаточно свободных образованных людей, нехватка книг, книги переписывались от руки)
5) Практический вопрос: как бы вы поступили на месте Ивана Грозного, что бы устранить эти трудности? (стр. 224) - ответ: некоторые молодые люди посылались в Константинополь, собирали библиотеки, появление книгопечатания 1564 Иван Федоров «Апостол»)
6)Творческий вопрос: сделайте прогноз, как изменится уровень образования на Руси после появления книгопечатания. (ответ: в деле обучения, просвещения был сделан шаг вперед)
-
Закрепление - ЦОР (Культура России 16 в. задание 4
-
Итог урока
С образованием единого государства местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступают место общерусским.
-
Домашнее задание - составьте план-памятку «Рассказ о памятниках архитектуры» или план-памятку « Рассказ о произведениях искусства»
Рефлексия