7


Урок на тему 'Биржан сал'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Республики Казахстан Арыкбалыкская школа-гимназия











Интегрированный урок

Тема урока:

«Музыка Степи. Жизнь и творчество Биржан сала».




Подготовили: учитель казахского языка и литературы Журина Сания Молдабековна.
Учитель русского языка и литературы Ильина Ирина Семеновна.

Учитель истории Лыла Сергей Валерьевич.










Арыкбалык 2014


Интегрированный урок казахского языка, истории Казахстана и русской литературы в 11 классе.

Тема урока: «Музыка Степи. Жизнь и творчество Биржан сала».

Тип урока: Интегрированный (казахский язык, история Казахстана, русская литература)

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мозговой штурм

  3. Актуализация знаний

  4. Изучение нового материала.

  5. Проверка понимания нового материала.

  6. Рефлексия

  7. Подведение итогов урока.

  8. Информация о домашнем задании.

Цель урока: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа. Формирование полилингвальной, поликультурной личности.

Задачи:

Образовательная: Сформировать знания о творческом портрете Биржан Сала. Приобщить учащихся к достижениям казахской инструментальной музыки.
Развивающие: Способствовать формированию и развитию речевых навыков, развитию познавательных умений.
Воспитательная: Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к культуре разных народов.

Сабақтың әдіс-тәсілдері: интерактивті тақтамен жұмыс, тіл дамыту, мәтінмен жұмыс, сұрақ-жауап, морфологиялық, синтаксистік талдау,кластер құру, эссе жазу.
Методы и приемы: работа с интерактивной доской, обработка полученной информации, работа с текстом, развитие речи, ответы на вопросы,
морфологический, синтаксический разбор,
написание эссе, обобщение.
Сабақтың көрнекіліктері мен құрал-жабдықтары:
Интерактивті тақта, Біржан салдың суреті салынған слайдтар, «Біржан сал» фильмінен үзінді.
Оборудование: интерактивная доска, текст учебника, видеоролик из фильма «Биржан сал»
Пәнаралық байланыс:қазақ тілі, Қазақстан тарихы, орыс әдебиеті.
Межпредметная связь: казахский язык, История Казахстана, русская литература.
Ожидаемые результаты:

• повысить уровень знаний о творчестве Биржан сала;
• повысить уровень познавательного интереса к изучению литературы, казахского языка и Истории Казахстана;
• показать взаимосвязь учебных предметов разных направлений;
• расширить кругозор учащихся;

• развивать творческие способности учащихся; умение сравнивать и анализировать ситуации;
• умение передать свои наблюдения в форме связного текста - эссе;
• прививать интерес к художественной литературе.

Ақынның тілі - қылыштан өткір, қылдан жіңішке.

Слово акына острее клинка и нежнее волоска.

(Казахская народная пословиц

О, домбра, почему твоя песня грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина.

Касым Аманжолов


Ход урока:
Психологический настрой детей на урок:
- Қайырлы күн құрметті қонақтар, әріптестер және балалар! Ребята, сегодня наш урок пройдет не совсем в обычной обстановке, так как сегодня у нас много гостей. От вас нам необходимы ваши знания, умения, улыбки и хорошее настроение. А какое оно у вас сейчас? Описать свое настроение вам поможет «Словарик настроений». Посмотрите внимательно на экран. Выберите понравившееся вам прилагательное и используйте его в своем предложении.
Игра «Обмен настроением»
На экране высвечивается "Словарик настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.

Айнаш: Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых интересных открытий.
Максим: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу пробовать все новое и спокойно работать дальше.
Алина: Моё настроение приподнятое. Я люблю изучать языки, мы всегда выполняем различные интересные задания, читаем, переводим, учимся говорить на разных языках.
Виктория: А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. Удачи вам и новых открытий!
Основная часть.

У казахского народа есть удивительно красивая легенда, с которой Вас познакомит учитель русского языка и литературы - Ирина Семеновна.

Легенда о золотой домбре

Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений нашего народа (тогызтарау). Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: «В памяти моей вся история тогызтарау. Пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры. Не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет».

Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины. И сошлись на том, чтобы хранить историю тогызтарау в корпусе домбры старого музыканта. Название домбры по-кыпчакски означает «дангра», «барабан», «бубен». Тогда она имела вид, напоминающий грушу, полый гриф, выдолбленный изнутри, и могла через него выпустить всю историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных ладов по количеству девяти ответвлений народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, «шея» стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.

Так говорится в легенде о золотой домбре, записанной в древней долине Сырдарьи. На протяжении веков казахский народ создавал свое богатейшее музыкальное наследие, передавая его из поколения в поколение с помощью золотой домбры.

- Сонымен, балалар Ирина Семеновна бізге тамаша аңызды баяндап берді. Қалай ойлайсындар, бүгінгі сабагымызда біз не туралы және кім жайлы әңгімелесеміз? Кім өз пікірін айтады?

(Домбыра жайлы аңыз болғанына қарағанда әнші - сазгерлер жайында болса керек...)

  • Дұрыс таптыңдар. Бүгінгі сабағымызда қазақ халқының қастерлі домбырасын өзіне серік еткен қазақ халқының сал-серілері, саз өнері туралы болмақ.

Актуализация знаний.
Вопрос к классу: А каких народных акынов, сал-серэ вы знаете?

Акыны

Балуан Шолак

Акан-серэ

Биржан сал Укили Ибрай


Сал-сері кім екенін еске түсіру үшін сөзді тарих пәні мұғалімі - Сергей Валерьевичке берсек:

Вопрос совсем не глупый, т.к. давно уже забыли о сал-сери. В казахском языке сейчас «серілік» употребляется как синоним «жігітшілік», т.е. любовных похождений. Русскоязычные культурологи часто ставят знак равенства между сал-сери и артистической богемой. Однако корни этого явления уходят в глубь тысячелетий. В науке они исследовались выдающимся фольклористом Едиге Турсуновым, который возводит это явление к ритуальным мужским союзам первобытного общества (напомню, что его исследование относится к 70-ым годам прошлого века и было признано даже советской академической наукой). Мифолог Зира Наурзбаева путем структурного анализа фольклора реконструировала инициатические ритуалы сал-сери. В художественной литературе это явление было описано в романе М. Магауина «Кокбалак».

Великая Степь, породившая рыцарскую культуру Евразии, еще живет старыми идеалами. Сал-серы - остатки некогда могущественных рыцарских союзов древности - все еще совершают ритуалы посвящения в воины. Они все еще готовы быть острием копья своего войска, идти на битву как на долгожданное свидание с женщиной, весело и красиво умереть в своих вычурных шелковых одеждах, даже не потрудившись прикрыть их доспехами. Воины, музыканты и поэты в одном лице - они все еще воспевают Войну и Любовь, Смерть и Женщину. Казахи - последние кочевники Евразии - все еще боготворят и балуют их.

Но Казахская Орда стала колонией Российской империи. Национально-освободительные восстания потоплены в крови. Народ воинов утрачивает тысячелетние воинские традиции. Лишенные права ношения оружия сал-сери превращаются в артистическую богему. Новая элита, поднявшаяся благодаря службе российской колониальной администрации и торговле, не хочет более признавать традиционных привилегий разоруженных рыцарей.
Итак, сал-сери - это воины, рыцари
Это воины по своей природе и по происхождению, т.е. военная аристократия. Воинский путь имеет два главных архетипа - Любовь и Смерть. Поскольку сал-сери были «смертниками», первыми вступали в битву, то в мирное время народ их баловал.

Особенность казахских сал-сери, возможно, связанная с музыкальностью казахского народа, в том, что профессиональные воины сами были поэтами и музыкантами. Т.е., например, в Европе трубадур лишь воспевал подвиги рыцарей и красоту их дам (кстати, институт трубадуров сформировался под влиянием мусульманской цивилизации, это факт, признанный европейской наукой), то у нас это было единое явление. Не только жырау - носители эпоса, такие как Казтуган (15 век), Доспамбет (16 век), Актамберды (17-18 века) - но и песенники-лирики, инструменталисты были великолепными воинами.

Видеоролик из фильма «Биржан сал». «Приезд сал-серэ в аул»


Рассказ о Биржан сале (сам о себе) /Максим/

Родился я в 1834 году в современном Энбекшильдерском районе Акмолинской области.

Происходил из рода кошебе Среднего жуза. Из нашего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.

Я приобрёл известность ещё в раннем возрасте, как певец, считали, что я обладаю выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирую себе на домбре. Разъезжая по аулам, участвовал в различных народных праздниках, в айтысах. Объединил талантливую молодёжь, создал своеобразный кочующий театр. Народ добавил к моему имени эпитет «сал», смысл которого приближается к западноевропейским понятиям: бард, балагур.

Учитель русской литературы:

Сегодня у нас необычная встреча. Эта встреча с человеком, чья энергия утомляла всех . Однако именно она позволила ему в течение недолгой жизни оставить после себя огромное творческое наследие: более 30 ролей в кино, около 700 поэтических произведений и яркие театральные роли в театре на Таганке. Посвятив себя без остатка творчеству, он заплатил за это слишком высокую цену. Его сын Никита, после его смерти написал стихотворение (Никита Высоцкий)
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучиться и думать.

Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.


Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.

июль--август 1980 г. Москва

Учитель русской литературы:

- О ком идёт речь? Как вы думаете, почему, говоря о Биржан сале, мы вспоминаем о Владимире Высоцком?

Предполагаемые ответы учащихся

-Высоцкий был человеком чистым и искренним. Был почитателем именно доброго юмора. -Он был чрезвычайно демократичен, обладал способностью видеть вещи такими, какие они на самом деле.

-«Без свободы я умираю», - сказал Владимир Высоцкий. Свобода - причина его поэзии, хриплого стона, от которого взвывали динамики, в то время когда полагалось молчать….

-Песни Высоцкого наполнены правдой, они о человеческих проблемах, в них всё о жизни….

-Высоцкий шёл прямой, честной дорогой. Он открыто выступал против лжи, бессилия и страха .

-Авторские песни не стареют…

-Мир принял Высоцкого. Пророческими оказались слова Булата Окуджавы: «…Он начал писать для узкого круга друзей, а пришёл к самой широкой аудитории…»

Практическое задание: Работа в парах. Составление диалогов на разных языках. Давайте представим, что ХХІ веке встретились Биржан сал и В. Высоцкий. Какие вопросы они могли бы задать друг другу и как бы ответили на них.

Қазақ тілі пәні мұғалімі- Сания Молдабековна.

- Балалар сабағымызды әрі қарай жалғастырамыз, келесі тапсырманы оқулық арқылы жасаймыз.
-Оқулықтарыңның 102 бетін ашыңдар, «Біржан Қожагұлұлы» деген мәтінмен жұмыс істейміз. Ең алдымен жаңа сөздермен танысайық.
Жаңа сөздер: оқу, қайталау, ауызекі сөйлем құрастыру.

Теңдесі жоқ - не имеющий равных
аты шығу - прославиться
кейіпкер- персонаж
азулы өкілдер - сильные мира сего
суырыпсалма ақын - акын-импровизатор
жастық - молодость
әзіл - юмор
кек - месть
баурап алу - захватывать
-Балалар, бұл сөздерді үйде жатқа оқисыңдар.
-Ал, енді мәтінді оқып, аударамыз және мәтін бойынша сұрақтарға ауызша жауап береміз.
-Тақтаға назар аударыңыз.
1. Біржан Қожағұлұлы кім? / теңдесі жоқ әнші әрі сазгер, әрі ақын/
2. 1865 жылы ол кіммен кездесті? /Ұлы ақын Абаймен/
3. Біржанның өлеңдерін атаңдар. / «Ләйлім шырақ», «Айтбай», «Біржан сал»/
4. Оның қай өлеңдері сол заманның азулы өкілдеріне қарсы айтылған?/ «Адасқақ», «Жанбота»/
5. Біржан салдың мектебінен кімдер тәрбие алған, өнерін үйренген? /Балуан Шолақ, Үкілі Ыбырай, Ақан сері, Жаяу Мұса/

6. Біржан қандай ақын, ол кіммен айтысты? / 1871 жылы Сара Тастанбекқызымен/

- Өте жақсы, тамаша жауаптар! Ал айтыңдаршы, қазір қазақ тілі сабағында біз қандай грамматикалық тақырыпты оқып жүрміз.
-Құрмалас сөйлемдер. Сабақтас құрмалас сөйлем.
-Онда осы мәтіннен сабақтас құрмалас сөйлемдерді тауып, оларды теріп жазыңдар:
1. Біржан бала кезінде ән салып, аты шыға бастайды.

2. Біржан салдың өлеңдер, әндер жинағы бірнеше рет басылып, шығармашылығы туралы зерттеулер де жазылды.
Берілген сөйлемдерге СКТ үлгісімен талдау жасаңдар.

Бала кезінде ән салып, аты шыға бастайды.

  1. Сөйлемде екі тыныс белгі бар. Олар: нүкте, үтір.

а) Нүктенің қойылу себебі ойды аяқтап, сөйлемді тиянақтап тұр;

ә) Үтірдің қойылу себебі құрмалас құрамындағы жай сөйлемдердің ара - жігін ажырату үшін.

1.2. Айтылу сазы мен мазмұнына қарай - хабарлы сөйлем. Себебі ой баяндай жеткізіліп тұр.

1.3. Құрылысына қарай - құрмалас сөйлем. Себебі екі жай сөйлемнен құралып, күрделі ойды білдіріп тұр.

а) Құрамындағы жай сөйлемдердің байланысу тәсіліне қарай - сабақтаса байланысқан құрмалас сөйлем, себебі алғашқы сөйлемнің баяндауышы тиянақсыз тұлғада келіп, екіншісіне бағына байланысып тұр.

ә) Сабақтастың мағыналық түрлеріне қарай - қимыл-сын бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем.

-Ал енді, балалар, Біржан салдың өмірімен, шығармашылығымен де танысып болдық. Алған білімдерімізді бір жүйеге келтіру үшін, төмендегі кластер бойынша жұмысты атқарайық:


Кластер «Знаю ли я песни Биржан сала»

Биржан салЗачеркнуть в кластере лишнее


«Айтбай», «Ләйлім-шырақ» «Жанбота»,

«Орынбор әні»


«Теміртас» «Алтын балдақ»,


«Жамбассипар» «Бұрылтай»

«Биржан и Сара».

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.

Учитель истории

А знаете ли Вы, что :

    • Айтыс Биржана и Сары был записан со слов Сары хаджи Жусупом Шайх-Исламулы, и впервые опубликован в в городе .

  • В композитор на основе этого айтыса написал оперу «», куда вошли основные песни Биржана. Автор и коллектив исполнителей (всего 7 человек) удостоены 2 степени в разделе «Оперное искусство».

  • написал книгу «Соловьи столетий» (глава «Биржан-сал», , ), (перевод на русский язык , ).

  • В в (сейчас Кокшетау) открыт памятник Биржану-салу Кожагул-улы (со сломанной домброй).

  • А видеоролик который мы с Вами смотрели, это отрывок из художественного фильма «Биржан-сал» снятый в в Казахстане. («», режиссёр и исполнитель главной роли , сценарий Таласбека Асемкулова)

  • В декабре «» выпустила памятную марку «175 лет со дня рождения Биржан сал Кожагул улы» номиналом 25 тенге.

  • В сентябре в городе открылся мемориальный комплекс в честь великого акына.

  • А в этом году акыну исполняется 180 лет.


Сегодня на уроке мы говорили о творчестве Биржан сал и В. Высоцкого. С помощью диаграммы Венна попытаемся наити точки соприкосновения людей, которых разделяет целая эпоха.

Биржан сал

Обличал произвол степных руководителей, непревзойдённый мастер айтыса , песни последних лет жизни проникнуты безысходностью и печалью, классикой жанра стало его поэтическое состязание с




Владимир Высоцкий

Нежный, жизнерадостный, искренний, простой, ранимый, артистичный, обаятельный ,открытый, с чувством юмора, умный, уважающий других людей, умеющий любить, доверчивый, правдивый, сильная личность, ироничный, замечательный друг, человек со стержнем внутри, благородный, чувствующий время, умеющий найти общий язык с разными людьми, вызывающий доверие и симпатию, спешащий жить, живущий на пределе, на грани




Олицетворенная совесть народа; официальных наград и званий удостоены не были. Но поистине стали народными. Обличали пороки нашего общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.





  • Ал, балалар бүгінгі сабағымызды қорыта келе, назарларыңды бүгінгі сабақтың эпиграфына аударғым келеді. Халық қамын ойлаған, заманның озбырлығына өзінің асқақ әнімен қарсы тұрған ақын-сазгерлердің тілі - қылыштан өткір, қылдан жіңішке болатынына бүгін тағы бір рет көз жеткізген боларсындар.

Рефлексия. «Я на уроке»ө АБВГДЕ.

А- абсолютный нуль (1-3б.)

Б- более-менее участвовал (4-5б.)
В- воодушевился (6-7 б.)
Г- гораздо ближе к вершине (8-9 б.)
Д- достиг (10 б.)
Е- есть! (11-12 б.)

Үйге тапсырма: «Бүгінгі сабақтан алған әсерім» тақырыбына эссе жазып келу.

Назарларыңыза рахмет! Сау-саламатта болыңыздар!


Mail: 4121990@inbox.ru



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал