- Учителю
- Интегрированный урок истории на тему: «Эпоха отважных рыцарей» (6 класс) .
Интегрированный урок истории на тему: «Эпоха отважных рыцарей» (6 класс) .
Абрамова Виктория Викторовна
г.Томск, д.Эушта, Кировский район
МБОУООШ №66
Интегрированный урок истории в 6кл
Тема: «Эпоха отважных рыцарей».
Цель: сформировать у учащихся, яркое, образное представление о средневековых рыцарях и правилах рыцарского поведения, вооружении рыцарей, рыцарских турниров.
Тип урока: интегрированный урок по истории и литературе.
Оборудование: презентация на диске, наглядный материал учебника
Ход урока:
План урока:
1. Рыцарь - кто он?
2.Воспитание рыцаря
3. Снаряжение рыцаря
4. Развлечение рыцарей
5. Кодекс чести
6. Заключение
7. Вывод
Время реализации-45мин(один урок)
Демонстрируется слайд 1.: изображена шарада.
Учитель предлагает учащимся разгадать. (Рыцарь)
Учитель:: рыцарь - кто это?: Демонстрируется слайд «Рыцарь XI-XIIIвв.»
(выслушав ответы учащихся, учитель истории добавляет)
Слово «рыцарь» в переводе с немецкого первоначально означало «всадник». В Средние века в Западной и Центральной Европе рыцарями называли феодалов, тяжеловооруженных конных воинов. В широком смысле рыцарями были все светские феодалы, в узком - только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала- рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора.
Рыцарская литература. В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже - горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными и не остались безымянными. Известны сотни поэтов, которые жили во второй половине XII-XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс.
Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство - рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, ухаживать за женщинами. Быть рыцарем - значит быть влюбленным. Таков непреложный закон. И обойти его рыцарь не мог.
Баллада В.А. Жуковского «Адельстан»(отрывок).
Рыцарь в замок Аллен входит:
Все в нем прелесть - взор и стан;
В изумленье всех приводит
Красотою Адельстан.
Меж красавицами Лора
В замке Аллене была
Видом ангельским для взора,
Для души душой мила.
Графы, герцоги толпою
К ней стеклись из дальних стран -
Но умом и красотою
Всех был краше Адельстан.
Он у всех залог победы
На турнирах похищал;
Он вечерние беседы
Всех милее оживлял…
Рыцарь получал особое рыцарское воспитание.
Опережающее задание учащемуся «Воспитание рыцаря»
Обычно с семи лет мальчик покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы или больших подвигов отличившихся посвящали в рыцари. Во время праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине либо по плечу - единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную воинскую доблесть и верность.
В балладе В.А. Жуковского «Роланд оруженосец» - сын отважного рыцаря Милона, выступает в роли оруженосца.
Отважный Оливьер, Гварин,
Силач Гемон, Наим Баварский,
Агландский граф Милон, Мерлин,
Такой услыша вызов царский,
Из-за стола тотчас встают,
Мечи тяжелые берут;
Сверкают их стальные брони;
Их боевые пляшут кони.
Тут сын Милонов молодой
Роланд сказал: «Возьми, родитель,
Меня с собой; я буду твой
Оруженосец и служитель.
Ваш подвиг не по летам мне;
Но ты позволь, чтоб на коне
Я вез, простым твоим слугою,
Копье и щит твой за тобою».
Рыцарь XI-XIII ВВ
.
Рыцарский замок учитель описывает, используя слайды «Замок», «Внутри башни замка» иллюстрации в учебнике, учебные картины.
Снаряжение рыцаря
демонстрация слайда «Рыцарь XI-XIII ВВ»
Оружием рыцарей были меч, тяжелое копье (лэнс), иногда топор на длинной рукоятке, булава (палица). Защитное вооружение включало в себя доспехи рыцаря и конскую броню. Лэнс (англ. lаnсе), холодное оружие, рыцарское копье или пика.
Имеет защитный диск руки, ограничительный валик и узкий наконечник.
Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».
А.С.Пушкин «Скупой рыцарь» (отрывок)
Альбер
Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.
Иван подает ему шлем.
Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый.
Какой удар! проклятый граф Делорж!
Иван
И вы ему порядком отплатили:
Как из стремян вы вышибли его,
Он сутки замертво лежал - и вряд ли
Оправился.
Альбер
А все ж он не в убытке;
Егo нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.
Зачем с него не снял я шлема тут же!...
Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение спутников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.
Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя. «Рыцарь не может блистать на войне. Если он не приготовится к этому на турнирах».
Развлечения рыцарей
демонстрация слайда (« Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра» )
В средневековой Европе проводились рыцарские турниры. Турнир мог быть нескольких видов. Различались турнир-бои между двумя группами равной численности, поединок - одиночный бой на копьях и бугурт - один из вариантов турнира, имитирующий штурм крепости. Существовали пешие поединки на копьях через барьер, бои на топорах и другие.
В качестве награды победитель получал доспехи и коня побежденного. А иногда и денежный приз.
А.С.Пушкин «Сцены из рыцарских времен»
«…Однако что это сказал монах? Турнир в * и туда едет барон - ах, боже мой! там будет и Клотильда. Дамы обсядут кругом, трепеща за своих рыцарей - трубы затрубят - выступят герольды - рыцари объедут поле, преклоняя копья перед балконом своих красавиц…- трубы опять затрубят - рыцари разъедутся - помчатся друг на друга ... дамы ахнут ... боже мой!...»
Один из современников писал об отношении рыцарей к турнирам:
Рыцарь не может блистать на войне. Если он не приготовится к этому на турнирах. Ему надо видеть, как течет его кровь, слышать, как хрустят его зубы под ударами кулаков. Ему необходимо быть сброшенным на землю, чтобы чувствовать тяжесть тела своего неприятеля. Необходимо, чтобы, выбитый двадцать раз из седла, он двадцать раз поднимался вновь, еще более ожесточенный для боя. Только таким образом он может вступить в серьезную войну с надеждой быть победителем.
Рыцарские турниры стали приобретать все более кровавый характер, поскольку поражать противника разрешалось не только тупым концом копья, как в былые времена, но и острым. Например, во время одного из турниров погибло 60 рыцарей. Самым известным из пострадавших на турнире рыцарей можно считать французского короля ГенрихаII, погибшего во время поединка. Вскоре после этого турниры в Европе прекратились.
Кодекс чести (слайд «Рыцарь. Миниатюра из английской Псалтыри »
Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, составлявшие так называемый рыцарский кодекс: храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
«Песнь о Роланде»(XI-XIIвв)
Не дай Господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родной.
Позор и срам мне страшны - не кончина.
Отвагою - вот чем мы Карлу милы.
Вопрос учащимся
-
Что герой ценит выше своей жизни?
-
В чем он видит позор и бесчестие?
Бертран де Борн
А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим,
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим:
Пусть на турнир иль боевой отряд
Свое добро он тратит все подряд ...
Вопрос учащимся
-
Какая норма поведения принималась рыцарями за образец?
-
Как рыцари добывали свое богатство?
-
На что рыцарь тратил свое богатство?
Рыцари должны были относиться друг к дpyгy, как равный к равному, с почтением. Рыцарь обязан был вступиться за слабого. Не уважали того, кто мог вступить в поединок
с человеком старше его или тяжело раненым.
Использование слабости противника вообще никогда не приносило рыцарю славы, ибо это не дозволялось правилами кодекса чести.
Нельзя было убивать противника сзади. Иногда, таким образом, нечестный рыцарь пытался свести счеты с личным врагом. Горе было такому нечестивцу! Его имя покрывалось вечным позором. Еще большим позором считалось убийство безоружного. Ланселот, рыцарь без страха и упрека, не мог простить себе одной «оплошности»: как-то в пылу сражения он убил двух безоружных рыцарей и заметил это, когда, увы, поправить что-либо было поздно. Он почувствовал, что не простит этого тяжкого греха, и дал обещание совершить пешее паломничество, чтобы замолить свой грех.
Стремление к славе, желание быть первым вовсе не нарушало солидарности рыцарского братства. И еще рыцарь был верен своему слову и умел хранить чужие тайны.
Человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги.
Замечательное представление о рыцарском поведении дает прославленный роман В.Скотта «Айвенго»
"Ведь бой - наш хлеб насущный, дым сражения - тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять, и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни".
Награда рыцаря - слава, она увековечит имя героя.
Демонстрируется слайд «В бою».
Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия.
Рыцарство - источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетённых, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.
Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах. Какой поступок невозможен для истинного рыцаря? Кто нарушает законы рыцарства?
Самое страшное преступление рыцаря - измена чести и долгу. Преступление карается смертью (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер), наказание неизбежно.
Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нём Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: "Он бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей".
Истинный рыцарь Айвенго, не существовавший в действительности, и истинный рыцарь Ричард Львиное Сердце, не вполне соответствовал романтическому образу, реальный Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без страха и упрёка.
Закрепление:
Выполните задание№1: назовите«Вооружение и доспехи рыцаряXI- XVвв»
демонстрация слайда «Вооружение и доспехи рыцаряXI- XVвв»
В заключении давайте, ребята выполним следующее задание№2.
В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с рыцарями. Давайте же выясним, что они означают?
Учитель читает выражение, учащиеся объясняют, что это значит.
«Рыцарь без страха и упрека». (Так называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.)
• «Рыцарь печального образа». (Наивный, романтичный мечтатель.)
• «Рыцарь на час». (Человек, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.)
-
«Скупой рыцарь». (Человек, тщательно оберегающий свое богатство, наслаждающийся им)
-
«Железный рыцарь». (Человек сильной воли.)
Вывод:
Сколько веков минуло с тех пор, как жили на свете рыцари, а до сих пор они волнуют наше воображение. Рыцари - знатные феодалы старались быть щедрыми, таким образом, они заслуживали уважение у других феодалов;
-были верны в служении королю и сеньору;
- были смелы и презирали смерть;
Феодалы выработали правила рыцарской чести:
- искать подвига,
-бороться с врагами христианской веры,
- защищать слабых и (сирот и вдов).
Но этот образ идеального рыцаря был создан в литературе, зачастую в повседневной жизни феодалы (рыцари)- были грубы и невежественны. Всех кого рыцари считали «неблагородными», то есть людей других сословий, они презирали и вели себя по отношению к ним крайне высокомерно.
Литература:Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков» учебник 6кл, Н.Г.Петрова«История средних веков» книга для учителя, О.Огнева Рыцари. Турниры. Оружие: энцикл., В.А.Жуковский Сочинения, А.С.Пушкин Драматургия. Проза, В.Скотт «Айвенго», «Песнь о Роланде», Бертран де Борн.