- Учителю
- Доклад 'Празднично-обрядовая культура с. Хохлово'
Доклад 'Празднично-обрядовая культура с. Хохлово'
Празднично-обрядовая культура
с. Хохлово.
Празднично-обрядовая культура являлась неотъемлемой частью жизни жителей села Хохлово.
Наиболее торжественно в селе отмечалось Рождество Христово. С вечера сочельника дети и молодежь наряжались и ходили по домам, поздравляя хозяев дома с праздником Рождества Христова, пели заздравные песни.
В песнях прославляли хозяина и хозяйку дома, а также их детей и родственников, желали им здоровья и богатства.
Следующим праздником был «Васильев день» или «Щедрый вечер» - он проходил в канун старого Нового года. Время это было особенным. По воспоминаниям Л.А. Кокаревой: «Собирались в избах незамужние девушки и гадали на зеркало, на гребень, на воду, чтобы судьбу свою узнать».
Еще на «Васильев день» ходили щедровать. Вечером 13 января молодежь подходила к избам и кричала: «Кишку да ножку в верхнее окошко».
В этот вечер накрывали стол, обязательным блюдом на котором была каша из гречихи и пшена. Запекали ее по особенному в русской печи в чугуне. Также этот день был полон примет: «Если на «Васильев день» туман - к урожаю». «Если на полях лежит снег - значит, будет много зерна».
Было плохой приметой не впускать мальчика в дом, считалось, что тем, кто не впускает посевальщиков, не будет в новом году богатства. Поэтому хозяева с радостью встречали всех, кто в это утро стучал в двери.
По традиции нужно было обязательно собрать в мешок и хранить до следующего старого Нового года все, что будет насеяно.
Таким образом, по воспоминаниям жительниц села К.В. Тетерятниковой и Л.А. Кокаревой можно сделать вывод, что зимние праздники в селе Хохлово проходили весело и красочно. Многие из них сопровождались играми и песнями, такими как «Колядки», «Щедровки», «Посевалки». Все эти праздники в немного измененном виде дошли и до наших дней.
Свадьба в селе Хохлово Белгородского района представляла собой красочное и зрелищное обрядовое действо со множеством разнообразных ритуальных песен, причитаний и приговоров.
Свадьбы в селе Хохлово игрались, как правило, в строго определенный срок: осенью (октябрь-ноябрь), что было связано с окончанием полевых работ и зимой(январь). Главные этапы обряда получили названия: «сватовство», «девишник», «парнишник», «венчание», «первый день свадьбы» и «второй день свадьбы».
В зависимости от социального положения семьи жениха и невесты свадьба могла быть «богатой» в «два стола» (в доме жениха и в доме невесты) и «бедной» - в «один стол» (только в доме жениха).
Свадебный обряд начинался со сватовства Присланные от жениха сват или сватья иносказательными приговорами, а затем прямо, объявляли о цели своего прихода. Родители невесты должны были обдумать предложение сватов, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке «рукобитьем», обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда.
На предсвадебной неделе родители невесты готовились к свадьбе, а, невеста, причитая, прощалась с родительским домом. В вечер перед свадьбой подружки снимали с невесты девичий головной убор (повязку), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста смывала свое «девичество».
На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу.
После венчания свадебный поезд отправлялся в дом жениха, где происходил продолжительный пир, а на второй день свадебное застолье продолжалось в доме у невесты.
Через несколько дней после свадьбы молодые должны были посетить родственников и своих родителей.
По воспоминаниям К.В. Тетерятниковой свадьба в селе Хохлово начиналась с венчания. Утром свадебного дня молодая должна была раньше всех встать, чтобы плачем разбудить подружек, оставшихся у нее ночевать. В полдень подружки садились готовить каравай, несколько девушек уходили к жениху, чтобы предупредить, что невеста уже собирается. А невесту в это время подруги одевали в подвенечный наряд, и она по традиции прощалась с родительским домом.
Обряд венчания проходил в церкви. Невесте покрывали голову покрывалом. Во время венчания жених и невеста должны были поклясться в верности друг другу.
После венчания в сопровождении родственников, молодые в «свадебном поезде» отправлялись в дом жениха, где их должны были ждать его родители. По приезду домой родители благословляли молодых и наливали в стаканы вина. После того как молодые выпивали вино, они должны были разбить свои стаканы и наступить на них. Делалось это для того, чтобы узнать, кто в доме хозяином будет. Побеждал тот, кто наступал на осколки первым, чаще всего это был жених, затем молодые приглашали всех гостей и родственников к свадебному столу. После того как все гости занимали места за свадебным столом, начиналось праздничное застолье. Первую рюмку выпивали за здоровье молодых. Первыми поздравляли молодых родители, за ними родственники и гости. Обязательным элементом свадьбы было одаривание молодых подарками. В процессе свадьбы веселились, пели песни, шутили. Под конец свадьбы невеста должна была одарить родню мужа. Свекрови, как правило, невеста дарила отрез на саян, а свекру - вышитую своими руками рубаху. Когда гости начинали расходиться по домам, молодые приглашали их на второй день свадьбы.
Второй день свадьбы проходил в доме невесты. В назначенный час у ее дома собирались все гости. Под воротами, которые были «подперты», стояла наряженная «баба» с граблями и никого не пропускала в дом до тех пор, пока гости не расплатятся с ней. Расплатившись, они проходили в дом и садились за стол.
Во время гулянья проверяли умение молодых выполнять домашнюю работу. Чтобы узнать хорошая ли хозяйка невеста - ее заставляли носить ведрами воду, насыпали мусор и заставляли мести пол, требовали подоить корову, выгнать овец, телят. А молодого заставляли делать мужскую работу: забить гвоздь, наточить косу, запрячь лошадь.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что свадьба в селе Хохлово представляла собой яркое и красочное действо, со своими местными обычаями, традициями, которые дошли до нас в измененном виде.