7


  • Учителю
  • Урок истории в 10 классе по теме

Урок истории в 10 классе по теме

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель урока:Выяснить этнические корни древнерусской народности; выработать научный подход в понимании исторических закономерностей процесса образования государства; показать значение православия как государственной религии.План урока1. Особенности ранней истории сл
предварительный просмотр материала

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ РУСИ

Тема: «Образование Древнерусского государства».

10 класс урок истории

УРОК-ЛЕКЦИЯ

Учитель: Соснова Е.И.

Цель урока:

Выяснить этнические корни древнерусской народности; выработать научный подход в понимании исторических закономерностей процесса образования государства; показать значение православия как государственной религии.

План урока

1. Особенности ранней истории славян. Первые известия о славянах.

2. Восточные славяне.

3. Предгосударственные образования у восточных славян.

4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

5. Религиозная реформа 980 г.

6. Принятие христианства. Осевая революция.

1. Учитель. Славянские племена довольно поздно появились на исторической арене. Это нашло своё отражение в особенностях их расселения. Славяне расселяются в местах, наиболее им доступных, - в Центральной и Восточной Европе. Эти регионы были менее пригодны для земледелия, чем земли Южной Европы. Хозяйственная деятельность в Восточной Европе была сопряжена с большими трудовыми затратами.

Территории, занятые предками славян, были открыты для вторжений.

Начиная с IV в. н.э. готы, гунны, авары волнами прокатываются по Европе.

Великое переселение народов затронуло и славян. Вместе с другими племенами славяне на завершающих этапах Великого переселения двинулись на Балканский полуостров.

Учитель сопровождает урок-лекцию рисунками на доске.

Первые известия о праславянских племенах донесли до нас античные и византийские авторы. Геродот, рассказывая о скифах, пишет о скифах-пахарях, оказавшихся под владычеством скифских вождей.

Скифы-пахари жили там, где позднее поселились восточнославянские племена, - в бассейне Днепра.

Древние авторы сообщают о венедах, живших на севере Центральной Европы от Балтийского побережья до Карпат, и антах.

Впрочем, и здесь далеко не всё ясно. Термин «анты» тоже небезупречен. Он переводится как «народ, живущий на краю света». Но не подлежит сомнению, что середина I тыс. н.э. была переломным временем в истории славянства - славянские племена как этническое целое вступают на арену всемирной истории.

2. Учитель. Славяне, вовлечённые в миграционные потоки, расселялись в разных направлениях. Некогда единые, они разделились на три ветви: западные, южные и восточные славяне.

Восточнославянские племена с самого начала вошли в контакт с местным населением, издавна обитавшим в степной, лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Численно превосходивших земледельческие славянские племена постепенно стали ассимилировать разноплеменное старое население - финно-угорское и иранское.

3. Учитель. Появление племенных союзов, возвышение одних родов и племён и упадок других, выделение родоплеменной знати, князей с дружиной - всё это свидетельствовало о кризисе родовых отношений. Вокруг князя объединяется дружина, война превращается в основное занятие, в профессию дружинников.

Усложняются межплеменные отношения. Возникают союзы племён. Всё большее значение приобретают дань с подвластных племён, судебные и иные пошлины - необходимые условия для функционирования государства.

Государство возникает в результате внутреннего развития общества. В ходе исторического развития на основе серьёзных социальных и хозяйственных преобразований вызревают предпосылки для формирования государства и постепенно осознаётся необходимость его создания. Возникновение государства - длительный процесс. Оно всегда создаётся «снизу». К IX в. процессы формирования государства у славян уже подходили к началу завершающей стадии.

В VIII-XII вв. славяне проходят свой путь образования государства. Эти же цивилизационные шаги немного раньше проделала и Европа.

На рубеже VIII-IX вв. на основании племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования - племенные княжения. Традиционно выделяют два таких центра: Среднее Поднепровье с центром в Киеве и Северо-Запад, где позднее возникнет Новгород.

Поляне объединяются вокруг Киева, который постепенно становится не только племенным, но и ремесленным, торговым, а главное, политическим центром Поднепровья. В IX в. здесь уже появляются русы, в которых некоторые историки видят выходцев из Скандинавии.

С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Чёрное и Каспийское моря.

Важные перемены происходили и на Северо-Западе. Возникшее здесь предгосударственное образование представляло собой союз славянских и финно-угорских племён.

4. Учитель. Создание Древнерусского государства традиционно связывается с деятельностью варяжского конунга (князя) Рюрика, призванного новгородцами в период обострения межобщинных столкновений в 862 г. В городах восточных славян варяги жили уже давно. Рюрика считают основателем Древнерусского государства, хотя многие историки говорят о легендарном характере этого утверждения. Другие же исследователи считают, что летопись, ошибаясь в деталях, всё же отразила вполне реальный факт вокняжения в Новгороде, а затем и во всём Древнерусском государстве варяжской династии.

Сторонники норманнской теории утверждали, что именно варяги принесли на славянские земли государственность.

Но государство есть прежде всего результат внутреннего развития общества. Славянский мир находился накануне образования государства. Варяги могли лишь участвовать в его формировании.

Они были не только отважными воинами-мореплавателями, но и предприимчивыми купцами - контролировавшими торговлю между Севером и Югом.

Новгородцы искали силу нейтральную, способную примирить общественные страсти. Этой силой и стали варяги, которые помогли завершить процесс объединения общин. Киевские князья-варяги уже через несколько поколений настолько ославянились, что об их происхождении напоминало лишь их родовое имя - Рюриковичи.

Главными задачами первых князей были объединение племён, живших на торговых путях, включение их в сферу своего влияния, подчинение соседних племён, взимание с них дани.

После смерти Рюрика его преемником стал Олег, княживший в Новгороде при малолетнем Игоре, сыне Рюрика. В 882 г. он совершил из Новгорода поход на Киев и занял его, впервые объединив северные и южные славянские земли в составе единого государства - Руси со столицей в Киеве.

Один из важнейших признаков возникновения государства - сбор дани. Князья вместе с дружиной объезжали племенные области и собирали дань. Это называлось полюдьем.

Размеры дани с племён вначале были произвольными. Как известно, киевский князь Игорь был убит древлянами в 944 г. за чрезмерные поборы. Его жена княгиня Ольга (944-964) регламентировала порядок сбора дани. Был установлен её размер (уроки), назначены лица для её сбора (данщики) и указаны определённые места для княжеских опорных пунктов (погосты).

5. Учитель. С образованием Древнерусского государства произошли серьёзные перемены во многих областях жизни народа. Между тем его верования по-прежнему основывались на языческой религии. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: оно воспроизводило племенной сепаратизм, оправдывало кровную месть.

В 980 г. в Киеве перед княжеским теремом было создано языческое капище с идолами девяти главных языческих богов.

Владимир попытался приспособить язычество к новым потребностям государства и общества.

Он создал языческий пантеон, который должен был стать пригодным для единого государства. Но в системе языческих представлений это означало, что отныне надо принимать и чужих, враждебных богов, отказавшись от своих прежних, родоплеменных. Так что опыт не удался, и спустя 8 лет поверженные идолы были сброшены в Днепр.

Язычество с его политеизмом (многобожием) и непрерывным противоборством богов уступило место христианскому монотеизму - единобожию. Политические и духовные интересы общества требовали такой религии, которая бы упрочивала княжескую власть, предотвращала конфликты и способствовала вхождению Древнерусского государства в семью европейских народов.

6. Учитель. Язычество даже в виде культа племенных богов не могло стать духовной основой объединения Древнерусского общества. Это заставило Владимира продолжить поиски религии, отвечающей новым потребностям древнерусского общества.

Под 986 г. в летописи помещено сообщение о том, что Владимир созвал бояр и городских старейшин Киева, объявив им о приходе к нему религиозных проповедников от разных народов: магометанской религии от волжских булгар, иудейской от хазар, католической от немцев и православной от византийцев. Владимир должен был сделать выбор между язычеством и мировыми религиями: иудаизмом, исламом и христианством, а в последнем случае между восточным и западным христианством.

Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Рядом находились сильные государства, где господствовала какая-либо из мировых религий: Хазарский каганат на Нижней Волге, Булгария на Северной Волге и Византия на юге Европы. Князь Владимир выбрал православие.

Переход от язычества к монотеизму можно назвать осевой революцией. Отлаженная в течение многих тысячелетий система мифологического сознания была потрясена до основания в процессе перехода к монотеизму.

Христианство явилось осью, вокруг которой строилось развитие русской цивилизации. Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой.

Осевая революция - это прежде всего революция в умах. С принятием христианства связано становление традиционной русской культуры, появление на Руси славянского письма - глаголицы и кириллицы, переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных книг, становление системы образования при монастырях. В это же время начинается строительство каменных церквей, возникает иконопись, литературное творчество. Единый, литературный язык сплачивает население.

Выбор князем Владимиром православия как духовной основы древнерусского общества означал выбор восточноевропейской ориентации.

Значение перехода в осевое время велико. Оно цементирует цивилизацию. Древний Египет, не перешедший в осевое время, оказался впоследствии расколотым и уничтоженным как независимая цивилизация.



УРОК-ПРАКТИКУМ

Цели урока

Отработка навыков работы с первоисточниками, развитие умения проводить сравнительный анализ, закрепление полученных знаний, уточнение и детализация сведений о процессах образования государств у восточных славян и их христианизации.

План урока

1. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим путь «из варяг в греки».

2. Роль дорог в образовании государств в Западной Европе и Древней Руси. Сравнительный анализ исторических документов.

3. Значение призвания варягов в процессе образования государства в Западной Европе и в Древней Руси. Сравнительный анализ исторических документов.

4. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим сбор дани.

5. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим религиозную реформу 980 г. князя Владимира.

6. Для развития логических способностей учащихся проводится сравнительный анализ двух версий процесса принятия христианства:

по С.М. Соловьёву и Н.М. Карамзину.

1. Учитель. Изложение истории Древнерусского государства летописец начинает с описания пути «из варяг в греки»:

«... был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг, а Двина из того же леса течёт, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течёт Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары (волжские) и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море, это море слывёт Русским...»

Волок - место, где суда перетаскивали, переволакивали посуху.

Понт море - Чёрное море.

Море Варяжское - Балтийское море.

Море Хвалисское - Каспийское море.

Удел Сима - Азия.

До племени Хама - т.е. до Африки.

Внимательно прочитайте текст Повести временных лет, описывающий путь «из варяг в греки».

ВОПРОСЫ

Почему этот путь так называется?

Какие страны и народы он связывал?

2. Учитель. Давайте вспомним, какую роль сыграли римские дороги в формировании средневековых государств в Западной Европе.

Зачитывает фрагмент книги С.Лебека «Новая история средневековой Франции: Происхождение. V-IX века»:

«Дорожная сеть, которой Рим снабдил Галлию, в немалой степени содействовала целостности этой территории. Но римляне... во времена императора Августа проложили повсюду прямые дороги, отвечавшие стратегическим интересам и сменившие старые извилистые пути. Им римляне предпочитали трассы мощёные, а не грунтовые. Римляне принесли продуманную дорожную политику. Перекинутые через реки мосты были большей частью деревянными. Даже самые широкие реки не останавливали римских дорожников: они устраивали плавучие мосты...»

Прочитанный текст сравнивается с рассказом из Повести временных лет о распре между киевским князем Владимиром Святославичем и его сыном, Ярославом Мудрым.

«В лето 6522 (1014 г.). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все посадники новгородские, а Ярослав не дал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", - ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся».

ВОПРОСЫ

Как вы думаете, почему подготовку к походу на Новгород Владимир начал

с приказания расчищать пути и мостить «мосты» (гати)?

Чем отличались пути передвижения в Западной Европе и в Древней Руси?

Как это, на ваш взгляд, могло отразиться на формировании территорий ранних средневековых государств Западной Европы и Руси?

3. Учитель. Прочитайте предание в Начальном летописном своде о Рюрике: «Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске».

А вот как описывает Видукинд Корвейский призвание саксов бриттами:

«...когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, (жители Британии) послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы (из Британии), прибывшие к саксам, заявили: "Благородные саксы, несчастные бритты, изнурённые постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стеснённые, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить (бриттов) без помощи"... отцы ответили на это кратко: "Знайте, что саксы - верные друзья бриттов и всегда будут (с ними) в равной мере и в их беде, и в их удачах". (...) Затем в Британию было послано обещанное войско (саксов) и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество».

ВОПРОСЫ

Сравните рассказы Повести временных лет и Видукинда Корвейского. Что в них общего?

Как вы считаете, чем может объясняться близость рассказов о призвании варягов на Русь и о призвании саксов бриттами?

4. Учитель (зачитывает отрывок из Повести временных лет):

«В лето 6393 (885 г.). Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даёте дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал».

Щеляг - серебряная монета.



ВОПРОСЫ

Как вы уже успели заметить, установление власти князя над землёй того или иного племени проявлялось в том, что это племя начинало платить ему дань. Что такое дань?

Как вы можете прокомментировать высказывание одного историка: «Дань - это плата за несостоявшийся набег?»

5. Учитель. Прочитайте предание Повести временных лет о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича.

«В лето 6488 (980 г.)... И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. (...) Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

ВОПРОСЫ

Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

6. Учитель. Сравните две версии процесса принятия христианства в изложении - С.М.Соловьёва и Н.М.Карамзина.

Версия С.М.Соловьёва

«Когда царевна приехала в Корсунь, Владимир крестился, а после крещенья обвенчался на Анне и пошёл с нею в Киев. Пришед туда, он велел повестить народу: "Кто не приедет к реке креститься, богатый или бедный, тот будет мне противень". Услышав это, люди шли с радостью, говоря: "Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её". На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все шли в воду и стояли в ней - одни по шею, другие по грудь, малолетные у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы». (Соловьёв С.М. Русская летопись для первоначального чтения // Соловьёва С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 45.)

Версия Н.М.Карамзина

«Наставленный Херсонским Митрополитом в тайнах и нравственном учении Христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег... Изумлённый народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последнею данию суеверия; ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься - и народ, уже лишённый предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре предпочли её старой вере отцев своих». (Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1990. С. 39.)

ВОПРОСЫ

Почему С.М.Соловьёв описывает только восторг народа, а Н.М.Карамзин - прежде всего горечь и боль по поводу свержения старых богов?



УРОК-СЕМИНАР

Цели ypoка

Обобщение, повторение пройденного материала.

Контроль уровня знаний учащихся.

Оборудование: атлас, карта «Киевская Русь в IX - начале XII в.».

Урок проводится в форме беседы с постановкой вопросов учителем.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите предпосылки образования государств у восточных славян и основные политические центры, вокруг которых формировались первые предгосударственные образования.

2. Кто такие варяги и какова их роль в создании Древнерусского госудаства? (При обсуждении этого вопроса можно заслушать сообщения учащихся по дополнительной литературе.)

3. Проанализируйте стихотворение Николая Гумилёва «Швеция».

Страна живительной прохлады,

Лесов и гор гудящих, где

Всклокоченные водопады

Ревут, как будто быть беде;

Для нас священная навеки

Страна, ты помнишь ли,

скажи,

Тот день, как из Варягов

в Греки

Пошли суровые мужи?

Ответь, ужели так и надо,

Чтоб был, свидетель злых обид,

У Золотых ворот Царьграда

Забыт Олегов медный щит?

Чтобы в томительные бреды

Опять поникла, как вчера,

Для славы, силы и победы

Тобой подъятая сестра?

И неужель твой ветер свежий

Вотще нам в уши сладко выл,

К Руси славянской, печенежьей

Вотще твой Рюрик приходил?

О каких исторических событиях идёт речь?

Кто такие варяги и какова их роль в создании Древнерусского государства?

4. Используя отрывок из стихотворения Николая Гумилёва «На Северном море», объясните, в чём состояла сущность норманнской теории и насколько она обоснованна?

О да, мы из расы

Завоевателей древних,

Взносивших над Северным

морем

Широкий крашеный парус

И прыгавших с длинных

стругов

На плоский берег

нормандский -

В пределы старинных

княжеств

Пожары вносить и смерть.

5. Охарактеризуйте положение князя на Руси в X в. На чём была основана его власть?

6. Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» отмечал: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь - Святою, История - Мудрою». Насколько справедливы данные характеристики? Приведите свои аргументы.

7. Обдумайте смысл стихотворного отрывка.

В чащах, в болотах огромных,

У оловянной реки,

В срубах мохнатых и тёмных

Странные есть мужики.

Выйдет такой в бездорожье,

Где разбежался ковыль,

Слушает крики Стрибожьи,

Чуя старинную быль.

С остановившимся взглядом

Здесь проходил печенег...

Сыростью пахнет и гадом

Возле мелеющих рек...

8. Почему в конце X в. язычество не отвечало потребностям Древнерусского государства?

9. Укажите основные факторы, определившие принятие Русью христианства.

10. Что дало крещение Руси князю, народу, государству?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал