- Учителю
- Конкурсное занятие 'Введение в социологию'
Конкурсное занятие 'Введение в социологию'
Мастер - класс по истории
Педагог дополнительного образования: Богинская И. В.
Обучающиеся образовательных организаций: 7 - 8 класс
Тема: Церковный раскол. Противостояние: Никон и Аввакум.
Компетентностный подход сегодня является ведущим в построении гражданского воспитания. Он связывает воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. При изучении данной темы возможно выбрать форму учебного занятия как семинар, в котором преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении материала, обобщение, систематизация. На семинар выносятся вопросы и проблемы, не имеющие однозначных суждений. Этот тематический семинар посвящен важной теме в истории нашей страны.
На занятии необходимо отработать методику работы с историческими документами, сравнения позиций разных ученых, умения делать необходимые выводы и представить свою систему доказательств.
Цели мастер - класса:
-
Обобщить знания обучающихся о реформе Никона и церковном расколе;
-
Дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в;
-
Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума;
-
Сделать историографический анализ церковно-обрядовой реформы Никона;
-
Показать, что тема церковного раскола связана с идеологией «Третьего Рима» и идеалом «Святой Руси»;
-
Выявить суть конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном;
-
Продолжить работу по формированию умения характеризовать деятельность исторической личности (патриарха Никона, протопопа Аввакума).
Опережающее задание:
-
Ознакомится с содержанием темы по учебнику.
-
Обратить внимание на вопросы семинарского занятия.
-
По учебнику В. В. Буряковой, Е.Н.Захаровой, С.Н.Пищулина «Введение в обществознание. От мифологии к религии и философии», изд. АО «Московские учебники» М.2002 г. повторить материал о сущности идеологии «Третьего Рима», об идеале «Святой Руси», о византийской «симфонии власти».
План мастер - класса.
I. Организационный момент
II. Проведение семинара:
1. Реформа патриарха Никона в русской православной церкви в XVII веке.
1) Сущность теории «Москва - третий Рим» и идеала «Святой Руси».
2) Кружок ревнителей истинного благочестия и их идеи.
3) Этапы церковных споров.
4) Причины реформы церкви при патриархе Никоне.
5) Сравнение точек зрения «ревнителей истинного
благочестия» и руководителей церкви на реформу.
6)Русская православная церковь до и после реформы. Работа с текстом: В.О.Ключевский «Курс русской истории» том 3, с.268-269.
Выводы: взгляд на реформу с разных сторон жизни общества.
2. Раскол в русской православной церкви.
1) Оценка лидеров старообрядческого движения.
2) Причины раскола в церкви при патриархе Никоне.
3) Отношение к расколу:
а) социальных низов;
б) служителей церкви;
в) боярской аристократии.
3.Взаимоотношение церкви и государства в XVII веке. Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.
1) причины конфликта.
2) итоги этого конфликта.
Выводы о самодержавии 2-ой половины XVII века.
4.Выводы по теме семинара.
III. Подведение итогов занятия. Оценка работы обучающихся на семинаре.
IV. Список литературы.
Ход мастер - класса.
-
Вводное слово педагога, подчеркивается актуальность данной темы и ставятся задачи для работы на семинаре.
-
Работа обучающихся под руководством педагога на занятии.
1.Обучающиеся вспоминают сущность теории «Москва - третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.
Основные принципы данной теории:
-
падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;
-
наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;
-
ответственность Руси за весь православный мир;
-
борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии», как тесного сотрудничества при разделении функций.
Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.
2. Проводится беседа о кружке "ревнителей истинного благочестия". Обучающиеся делают вывод о том, что существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с "греховным миром"). Другие - искали спасение "греховного мира" в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя -проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.
Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни.
Вопрос об этапах церковных споров крайне сложен для обучающихся.
Необходимо пояснить, что исторически расхождения с греческой церковью вызваны тем, что в русской митрополии к моменту падения Константинополя не успел утвердиться Новоиерусалимский устав, вытеснивший в византийской церкви прежний, Константинопольский, который был воспринят восточными славянами в момент крещения. Московская церковь постепенно стала воспринимать свой обряд как более правильный.
Обучающиеся рассказывают о попытках исправления церковных книг и в 1-ой четверти XVI века, начале XVII века, 40-50-х годах XVII века и о прибытии в Москву восточных патриархов.
Какие еще причины реформы вы можете назвать?
Причины церковных реформ:
-
Образование единого Российского государства и более сильной власти государя.
-
Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.
-
Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.
-
Рукописный характер большинства церковных книг.
-
Множество разночтений, искажений в церковной литературе.
-
Острые споры относительно образцов, по которым следует исправлять церковные книги и церковные обряды.
5. В процессе работы обучающиеся сравнивают позиции "ревнителей истинного благочестия" и руководителей церковной реформы.
Общее:
-
Выступали против многогласия в церковном обиходе
-
За искоренение в народе игрищ и суеверий
-
За необходимость исправления богослужебных книг
-
За единообразие церковной службы
Ревнители истинного благочестия:
Образцы для исправления - древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость (до 1453г).
Патриарх Никон:
так как одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы.
Различия
Какие позиции в русской православной церкви мы можем выделить до реформы, а какие внесены после нее?
Какие позиции вы можете дополнить, работая с учебником?
Возможно составление таблицы.
«Русская православная церковь до и после реформы Никона».
До преобразований Никона
После преобразований Никона
1.Крестное знамение двумя перстами.
2.Двоекратное пение «аллилуйя».
3.Движение по-Солонь( по Солнцу) во время крестного хода.
4.Написание имени Христа как Иисус.
5. Разночтения в богослужебных книгах.
6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.
7.Служение литургии на семи просфорах.
8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.
1.Крестное знамение тремя перстами.
2.Троекратное пение «аллилуйя».
3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»).
4.Написание имени Христа как Иисус.
5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.
6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.
7.Служение литургии на 5 просфорам.
8.Произнесение проповедей собственного сочинения.
9.Поясные поклоны вместо земных.
10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.
Выводы:
Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.
-
Реформаторы стремились все привести к образцу.
-
Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого - в единых и единообразных обрядах и уставах.
-
В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.
-
Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.
-
Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.
2 вопрос занятия: Раскол в русской православной церкви.
1. Старообрядчество и характеристика их лидеров.
Какие общие черты вы выделили? (см. мировоззрение, поступки, человеческие качества, особенности характера и др.).
- Они - лидеры по натуре. Их биографии постоянно сталкиваются.
- Сталкиваются потому что харизматичные герои раскола и их противники не мыслили себя вне борьбы и страданий за веру.
Это губительный пример фанатизма, и желания во что бы то не стало спасти и осчастливить. Какие различия в характере, судьбе, проявлении личностных качеств вы увидели в Никоне и Аввакуме?
2. Рассмотрим причины раскола в русской православной церкви.
Можно составить таблицу.
Интерпретация церковно - обрядовой реформы Патриарха Никона.
Религиозная
-
Православная (официальная) Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию.
-
Старообрядческая гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.).
Историко - материалистическая
Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние.
Либерально - историческая
Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской - тем самым приблизить православную церковь к западному образцу.
Локально - историческая
Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры (Л. Н. Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско- православной империи (путь Никона); вхождение в "концерн" европейских держав (выбор Петра I).
2 вариант работы по данному вопросу.
Это работа с текстами:
-
Милюков П.Н. "Очерки по истории русской культуры" СПб., 1899, 1901.
-
Щапов А.П. "Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в" Казань, 1859
-
Никольский Н. М. "История русской церкви" М., 1988
-
Каптерев Н. Ф. "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов" М., 1887г
-
Ключевский В. О. "Курс русской истории" М., 1988
Подборка составлена О. Г. Набатовой. "Конспекты уроков для учителя истории" М., Владос - Пресс, 2004г.
Вопрос: Какие причины раскола называют авторы публикаций? Почему противостояние сторон приобрело такую острую форму? Групповая форма работы.
Можно выделить следующие позиции:
Причины раскола
Милюков П.Н.
Национальные корни, формализм русского благочестия, превращение религии в магические формулы
Щапов А.П.
Раскол - проявление социального протеста низов против государственной политики
Каптерев Н. Ф.
Консерватизм русского общества, сила провинциальной веры
Никольский Н. М.
Причина раскола в разнице социального статуса церковных служителей, стремление к очищению церкви
Ключевский В. О.
Консерватизм, инерция русского религиозного сознания, боязнь западных влияний
III.Итоги занятия:
-
Противоречия в церковной среде.
-
Психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств.
-
Момент в п. 2 Обучающиеся показывают отношение разных слоев общества к реформе и расколу. См. репродукции картин. Работа проводится по группам. 1-я группа делает выводы об отношении к реформе и расколу простого народа; 2-я группа делает выводы об отношении к данному вопросу служителей церкви; 3-я группа - об отношении аристократии к реформе.
IV. Список литературы
-
В. И. Буганов "Мир истории: Россия в 17 столетии", М., 1989г
-
В.О. Ключевский "Курс истории истории", 1987г, с. 268-269
-
С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", Спб, 1994г
-
А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов "История России 17 - 19 вв", М., 2006г
-
С. М. Соловьев "Чтение и рассказы по истории", М., 1989г