7


  • Учителю
  • Урок по тстории в 10 классе Исторический детектив

Урок по тстории в 10 классе Исторический детектив

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок-детектив по истории (10 класс, базовый уровень)

«Кто виноват в трагической гибели Святослава Игоревича?»

составлен на основе статьи «С дружиною добуду злато и серебро» Николая Котляра, доктора исторических наук, профессора,

рубрика «Мастерская историка», № 24, 2006 г.

Цель: выяснить причины и мотивы гибели князя Святослава - одного из величайших

князей - воителей Древней Руси.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить с личностью князя - воина, «последнего русского витязя» Святослава рассказать о его трагической судьбе;

  • давать характеристику и оценку исторической личности

Развивающая:

  • продолжить формирование умений работать с текстом летописи «Повесть временных лет»;

  • развивать интерес к истории своего Отечества;

Воспитательная:

  • воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси;

  • воспитывать патриотическое сознание учащихся

Оборудование: учебник истории, материалы «Рассказы начальной русской летописи»:

текст «Повесть временных лет», компьютер, проектор, экран, раздаточный

материал «Досье князя Святослава», презентация

Основные понятия и термины: язычники, христиане


План урока


  1. Личность князя - воина, «последнего русского витязя» Святослава Игоревича.

  2. Детективное расследование убийства князя.

  3. Защита версий.

  4. Общий вывод.

  5. Рефлексия.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Актуализация темы:

Постановка проблемы перед учащимися.

Сегодня мы с вами проведем несколько необычное занятие. Необычность его в том, что это не просто урок истории, а детективное расследование убийства одного из выдающихся героев нашей истории - князя Святослава. История нашей страны, как впрочем, и любой другой богата тайнами и «белыми пятнами», очень много неясностей в судьбах отдельных исторических личностей, загадочности в их жизни и смерти. Не является исключением и герой нашего детективного расследования русский князь Святослав Игоревич, в жизни и смерти которого очень много загадок.


Вопрос: Что вы знаете об этом человеке? (после беседы постановка проблемы).

Перед нами спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегающий жизненными удобствами ради быстрого продвижения войска без отягощающего обоза. Стремительный барс благороден: он заранее предупреждает противника о своём походе: «Хощю на вы ити!».

Исторические источники, например: «Повесть временных лет» во многом объяснений не даёт, а то и вовсе запутывает нас, как исследователей русской истории.

Наша с вами задача в ходе расследования разобраться в истинных причинах и мотивах убийства Святослава и ответить на вопросы:

1. Кто является заказчиком убийства Святослава?

2. Почему Святослав не спешил в Киев? Судя по тому, как он голодал в Белобережье, зимовка изначально в его планы не входила.

3. Почему Святослав не послушался совета Свенельда и не отправился в Киев по суше? Ведь таким образом он уже один раз приходил в Киев в 968 г.

4. Какую роль во всей этой трагедии сыграли родные и близкое окружение Святослава?


2. Детективное расследование убийства князя.

Класс делится на 3 группы (приложение № 1)

Версия 1 (официальная, т.е. летописная)

- Прочитайте текст «Повесть временных лет» (далее «ПВЛ») стр. - 32

«А переяславцы послали печенегам сказать:

- Вот идет мимо вас Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа»

Вывод делается вместе с учителем - Согласно летописной версии заказчиками убийства Святослава были болгары, недовольные захватническими целями русского князя и они руками печенегов хотели избавиться от своего врага.

Но возникает вопрос: - Почему Святослав не пошел в Киев вместе со Свенельдом, а остался зимовать в Белобережье, хотя зимовка в его планы не входила. Испугался печенегов и остался зимовать Белобережье?

Самого Святослава и его дружину трудно упрекнуть в трусости. Его слова, обращенные к воинам стали поистине хрестоматийными: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые срама не имам» («ПВЛ» - 30). С другой стороны - Святослав предстает перед нами как странствующий предводитель вольницы, которому чужды интересы Киева и киевского боярства: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул» («ПВЛ» - 28). Святослав практически не бывал в Киеве, и считать его киевским князем можно с очень большой натяжкой - вместо него правили другие. Из текста летописи мы можем сделать очень важный вывод о том, что Святослав противопоставляет свою новую столицу Переяславец Руси. Русь такая же сопредельная сторона как Византия, Чехия и Венгрия: «От Грек - золото, паволоки, вина и различные плоды; из Чехии и из Угор - серебро и кони; из Руси же- меха, мёд, воск и челядь». Трагедия одиночества Святослава усугубляется его поражением под Доростолом. он Теперь он потерял ту страну, ради которой пренебрёг Русью, и пришёл беглецом в родную землю. Естественно такое положение было для него нетерпимо, скорее всего, именно поэтому Святослав не стремился в Киев и остался зимовать в Белобережье, Святослав не был уверен, что Русь примет его. Свенельда отправил степью в Русь, чтоб тот привёл оттуда побольше дружины, с которой можно было бы снова выступить против болгар и греков, что именно он, и обещал сделать перед отъездом из Болгарии: « Пойду на Русь, приведу ещё дружины». («ПВЛ» - 33).

Версия 2: (вопрос веры и власти)

Опираясь на текст летописи («ПВЛ» -26). «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя смеяться начнет…» и «Досье» (смотри Приложение 2) (Брат - Улеб (Глеб)) - возможно христианского вероисповедования. Согласно одной из летописных версий убит (жестоко замучен) язычником Святославом в 971г. «Князь и его языческие вельможи приписали русским христианам, сражавшимся в том же войске вину за поражение, нанесённое их единоверцам, объяснив его гневом богов на христиан. Святослав замучил насмерть брата своего Глеба, а его воины так же поступили со своими боевыми товарищами. Особенно плохо пришлось священникам, которые были в русском войске для напутствия православных руссов. Святослав послал приказ в Киев сжечь церкви и обещал по возращении «изгубить всех русских христиан»

( «Иоакимовская летопись» цит. по Л. Гумилёв « Древняя Русь и Великая степь» стр.250)

Мы с вами можем сделать вывод о том, что после гибели князя Игоря в древлянской земле, фактической правительницей на Руси становится Ольга - мать малолетнего Святослава. Многие историки считают, что крещение Ольги и заигрывание с христианской Византией привели к недовольству языческой партии во главе со Святославом. Что оставалось делать Ольге?

Самое простое - уйти в частную жизнь, передав сыну полноту власти. Но случилось обратное: сын ходил походами на врагов в далёкие страны, а мать возглавляла правительство и воспитывала внуков, которые почти не видели своего отца. Вот это-то и примечательно. Князь и его в основном, языческая дружина всё время находится в походах, а христианская община Киева вершит дела страны. Можно сделать вывод о том, что киевская верхушка не желала видеть своим правителем язычника. Ярополк не хотел расстаться с киевским престолом и поэтому сознательно обрёк отца на гибель, не послав ему в помощь дружину.


Версия 3 (Ближайшее окружение Святослава)

Опираясь на текст летописи («ПВЛ» - 28). Согласно летописи Претич был воеводой княгини Ольги. Прославился тем, что не допустил печенегов в Киев и стал другом печенежскому князю: «Князь же печенежский сказал Претичу:

- Будь мне другом.

Тот ответил:

- Так и сделаю».

Больше в летописи ничего о нём не сказано. Но если предположить, что Претич к моменту гибели Святослава ещё был жив и находился в Киеве, то можно сделать вывод о том, что «друг печенежского князя» поддерживал Ярополка и палец о палец не ударил чтобы спасти Святослава.

Свенельд, как выясняется, вовсе не был «идеальным дружинником» и «верным слугой» киевских князей. Напротив, он был причастен к гибели трёх поколений Рюриковичей - Игоря (некоторые историки считают, что восстание древлян было спровоцировано Свенельдом), Святослава, которого он бросил на днепровских порогах и Олега Святославовича - древлянского князя: «…нашли Олега под трупами: вынесли его и положили на ковре. И, придя, Ярополк плакал над ним и сказал Свенельду:

-Смотри, этого ты и хотел!». («ПВЛ» - 33).

Судя по всему, Свенельд продолжал возглавлять дружину, приведённую им в Киев, и руководил политикой Ярополка.

Таким образом, получается, что Свенельд увёл большую часть дружины, сознательно оставив Святослава без помощи, обрёк его на смерть.


4. Общий вывод:

Святослав погиб потому, что вступил в противоречие с Киевом и аристократической христианской верхушкой, с системой управления, существовавшей тогда на Руси. Ярополк и Свенельд были выразителями этих интересов.

Впрочем, поступок Ярополка и Свенельда вызвал возмущение у другого сына Святослава - Олега Древлянского. Он убил сына Свенельда Люта, заехавшего в его земли поохотиться, узнав, что тот Свенельдич.

Ряд учёных - историков видят в конфликте Святославичей связь с трагедией в Белобережье.

Итак, известия источников о столкновении Святослава с христианской партией в Киеве, эпизод с распределением владений между сыновьями, его уход на Балканы - всё это говорит о том, что Святославу не удалось подчинить себе Киевскую Русь после смерти Ольги. Святослав потерял связь с другими русскими князьями. Закономерным следствием этого стала гибель самого Святослава.

5. Рефлексия

Оцените в баллах от 1 до 10 и отметьте в своих тетрадях уровень своего состояния по 3 показателям:

  • понимание материала урока,

  • интерес к материалу урока,

  • свое настроение после урока.

Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?







































Приложение № 1

Задание для первой группы:

Опираясь на «Досье» (Приложение 2) и текст летописи ( стр. 33), докажите, что виновниками гибели Святослава являются переяславцы. Каков был мотив? (стр. 29)

Задание для второй группы:

Опираясь на текст летописи ( стр. 28) и «Досье» (Приложение 2), объясните, почему киевские христиане не желали возвращения Святослава в Киев?

Задание для третьей группы:

Опираясь на текст летописи (стр. 33-34) и «Досье» (смотри Приложение 2), определите роль его сына Ярополка ближнего окружения Святослава, а именно воевод Свенельда и Претича в гибели князя Святослава.




Приложение № 2

Досье


Святослав Игоревич из рода Рюрика 942?-972г.г. (Татищев, ссылаясь на Ростовскую летопись, полагает рождение Святослава в 920г.)

Должность: князь русской земли.

Профессия: воин.

Особые приметы: « Вот какова его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не слишком низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос- признак знатности рода. Крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные. Выглядел он угрюмым и диким, В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды других только чистотой».

( Византийский историк Петр Диакон)

«Кънязю Святославу възрастъшю и възмужавъшю нача вои съвъкупляти мъного и храбр бе бо и сам храбр. И легко, акы пардус, войны много творяше. Ходя же воз по себе не вожаше, ни котьла, ни мяс варя, но по- тънъку изрезав конину или зверину или говядину на угъльх испек ядяше. Ни шатра имеяше, но подъклад постилаше а седьло - в головах. Такоже и прочии его вои вьси бяху И посылаша к странам глаголя: «Хощю на вы ити!»

(« Повесть временных лет.» Цит. по Б.А. Рыбаков «Киевская Русь и русские княжества XII-XIIIв.в.») перевод см. «ПВЛ» стр.26.

Семья: Отец - Великий князь Киевский Игорь Рюрикович (Старый) в 945г. погиб в земле Древлянской.

Мать - Великая княгиня Киевская Ольга (в христианстве Елена) Святая. На Киевском престоле с 945г. по 969г. (согласно летописи «ПВЛ») В 955г. приняла крещение в Царьграде.

Брат - Улеб (Глеб) - возможно христианского вероисповедования. Согласно одной из летописных версий убит (жестоко замучен) язычником Святославом в 971г. «Князь и его языческие вельможи приписали русским христианам, сражавшимся в том же войске вину за поражение, нанесённое их единоверцам, объяснив его гневом богов на христиан. Святослав замучил насмерть брата своего Глеба, а его воины так же поступили со своими боевыми товарищами. Особенно плохо пришлось священникам, которые были в русском войске для напутствия православных руссов. Святослав послал приказ в Киев сжечь церкви и обещал по возращении «изгубить всех русских христиан»

( «Иоакимовская летопись» цит. по Л. Гумилёв « Древняя Русь и Великая степь» стр.250)

Сыновья - Ярополк - Великий князь Киевский (согласно «ПВЛ» с 970г. см. стр.28). Воспитанник княгини Ольги. Предположительно христианин, во всяком случае, сочувствующий христианскому вероучению. Виновен в смерти своего брата Олега.

Олег - князь древлянский (там же). Согласно «ПВЛ» погиб в междоусобице по вине брата своего Ярополка и воеводы Свенельда. (см. «ПВЛ» стр.33-34). Повинен в смерти сына воеводы Свенельда Люта Свенельдича (см. там же)

Владимир - князь Новгородский ( впоследствии Владимир Равноапостольный или Святой - Великий князь Киевский - креститель Руси) на данный момент язычник. Повинен в смерти своего брата Ярополка. (см. «ПВЛ» стр. 29)

Ближайшее окружение:

Кормилец Асмуд (упомянут в летописи стр.20)

Воевода Свенельд (там же) События с которыми связан этот человек указаны в летописи «ПВЛ»: стр.20, 22,33-34.

Воевода Претич стр.27-28

Киевляне- «Ты князь ищешь чужой земли, а своей не блюдёшь»

Дела и поступки:

946г.- участвует в сражении с древлянами. « Бросил копьём Святослав в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило в ноги коню. ибо был Святослав ещё ребёнок».

964г. - 966г.- поход на вятичей;

965г.- поход на хазар;

967г. - поход против болгар «…взял 80 городов их по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце, беря дань с греков».

968г. - перед угрозой печенегов вернулся в Киев. Судя по летописи по приглашению киевлян «Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Или не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих».

970г-971г. - новый поход на Болгарию и Византию. «Нелюбо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае там середина земли моей, туда стекаются все блага…».

В этот промежуток времени, т.е. с968 по970г.г. ( по археологическим данным и согласно Иоакимовской летописи Святослав начинает гонения на киевских христиан. «Великая же княгиня Елена, пришед во град Киев, повеле сыну своему Святославу креститься оному же матери своеи не послушавшу, креститься не восхотешу и многих христиан изби».

971г. - поражение в Болгарии и возвращение на Русь.

972г. - гибель Святослава.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал