- Учителю
- Разработка урока по истории на тему 'Искусство Древнего Египта' (5 класс, параграф 11)
Разработка урока по истории на тему 'Искусство Древнего Египта' (5 класс, параграф 11)
Раздел: Древний восток
Глава 4. Древний Египет
Параграф 11 Искусство Древнего Египта
План:
-
Первое из чудес света.
-
Храмы - жилища богов.
-
Гробница фараона Тутанхамона.
-
Пойдёмте в музей!
1. Первое из чудес света. В искусстве Египта ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом и религиозными верованиями египтян. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды - огромные гробницы фараонов. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид.
Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для фараона Джоссера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб (мастаба - прямоугольная наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй), сложена из тесаного камня - белых известняковых блоков. Пирамида Джоссера - первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник размером 140 на 118 метров, высота пирамиды достигает около 60 метров. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молелен, святилищ, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта. Погребальный ансамбль фараона Джоссера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные - знать и высшие должностные лица - возводили величественные мастабы. Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту.
Самая грандиозная пирамида - пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена около 2600 года до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 метрам, высота - 147 метрам. Это высота 50-этажного дома, а периметр вокруг пирамиды составляет километр. Сложена пирамида Хеопса из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.
Сооружение пирамиды длилось 30 лет. Когда пирамиду почти построили, Хеопс осмотрел ее и остался недоволен. Она показалась ему маленькой. Он приказал увеличить ее размеры. Строительство требовало денег. Казна опустела. Есть легенда, что Хеопс продал свою красавицу дочь, чтобы закончить свой вечный дом. Народ возненавидел фараона. Восставшие крестьяне и рабы выбросили мумию из пирамиды. Они хотели уничтожить саму память о жестоком Хеопсе.
Постройки других народов и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.
Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль. Частью этого ансамбля является статуя Большого сфинкса - гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 метров, высота - 20 метров. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом - царским головным платком - и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о фараоне как о божестве. Он выступает также покровителем Земли - выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса "Отцом Ужаса".
На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни, т.к. камень для пирамид вырубался в каменоломнях, за несколько км от Долины мертвых. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Пирамиды начинали возводить при жизни фараона. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда.
2. Храмы - жилища богов. В крупнейших городах Древнего Египта были построены величественные храмы. В основном в храмах проводились различные религиозные праздники. Вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов,фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У самого входа стояли обелиски, их острые концы были украшены золотом, серебром, в которых ослепительно отражались солнечные лучи. За воротами - широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. В залах находились скульптуры, их количество доходило до 200 штук. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение, где стоит статуя бога. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда. Празднуя День бога, жрецы на плечах выносили его статую во двор храма к народу. Далее процессия направлялась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали в храм.
3. Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды - они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях.
За прошедшие века и тысячелетия их погребения фараонов были разграблены.
Но одну гробницу археологи нашли нетронутой. Спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона Тутанхамона на каменных дверях цела, и никто не входил сюда более трех тысяч лет - все сокровища остались на месте! Тутанхамон царствовал очень недолго и умер в восемнадцать лет. О его правлении сохранились лишь скупые сведения. Известность и слава пришли к Тутанхамону через три тысячелетия после его погребения, после открытия современных археологов.
В первой комнате стоял роскошный трон, его окружали сотни различных предметов и драгоценностей. В главной комнате обнаружили каменный саркофаг, в нём - второй, во втором - третий, а вот в третьем - четвёртый золотой саркофаг с мумией Тутанхамона. Саркофаг, принадлежавший фараону Тутанхамону, украшен с великолепием и мастерством рядами мельчайшего орнамента. Поистине совершенным произведением ювелирного искусства можно считать золотую маску фараона. Она сделана из инкрустированных листов золота. Ее размер в высоту 54 см, а вес - более 10 кг. Великолепно царское ожерелье с мельчайшими перегородками-змейками, заполненными самоцветами. Золотое сияние маски отождествляет царя с солнцем.
4. Пойдёмте в музей! Древний Египет по праву считают колыбелью человечества. Древний Египет также можно считать колыбелью культуры человечества. Искусство Древнего Египта представлено главным образом скульптурой, архитектурными сооружениями, фресковой росписью. В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.
Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны и вельможи могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, а усопших фараонов представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству. Египетские статуи раскрашивались: мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.
Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы.
Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону, и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
В наше время египетские мумии и саркофаги можно увидеть в Москве в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Вопросы и ответы:
1). Что такое скульптура? (искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных)
2). Вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить).
Какие сюжеты рисовали на стенах? - (сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т. д.)
Доп. информация: «Живопись» Художники Египта тоже придерживались определенных правил, изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела-плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.
3). Вспомните, что такое архитектура? (Архитектура - это искусство проектировать, строить здания и сооружения). Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глину, камень)
4). Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесина дорого стоила)
Как вы думаете, какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? Почему? (храмы, пирамиды; они строились из камня)
Что такое храмы? (жилища богов)
Контрольные вопросы учителя:
-
Покажите на карте место нахождения пирамид, назовите самую высокую (На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром), самая высокая - пирамида Хеопса ).
-
Каков приблизительный возраст пирамиды Хеопса? (около 4600 лет)
-
Как откалывали огромные каменные глыбы от скалы? ( Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы ).
-
Кто трудился на строительстве пирамид? (На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов.)
-
Назовите особенности устройства египетского храма. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колоннами).
-
Какие чувства испытывали египтяне, попав в храм? Почему? ( Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.)
В искусстве выделяются следующие виды: литература, живопись, скульптура, архитектура.
Архитектура - искусство проектировки и построения зданий.
Скульптура - искусство создания объёмных художественных произведений путём высекания, резки, лепки.
Художественная литература Древнего Египта представлена мифами, гимнами, поучениями.
3