- Учителю
- Разработка урока истории 6 класс: 'культура Византии'
Разработка урока истории 6 класс: 'культура Византии'
Урок….
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Цели:
-
Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.
-
Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.
♦ Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.
Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
=> Рассказать о природных, географических условиях Аравийского полуострова, населении и его образе жизни.
=> Сравнить системы государственного управления норманнов и арабов.
=> Охарактеризовать объединяющую роль ислама.
=> Основные обязанности мусульман.
=> Рассказать об основных завоеваниях арабов.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
-
Исторические условия развития культуры Византии.
-
Образование, научные знания.
-
Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
1. Исторические условия развития культуры Византии.
Учитель начинает объяснение нового материала с постановки проблемного задания:
=> Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?
Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Византия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:
- Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.
- Византия становится наследницей античной культуры.
-- Христианство повлияло на культурное развитие Византии.
2. Образование, научные знания.
Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.
Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.
Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.
В XI веке был открыт первый в Европе университет.
Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется составить таблицу «Научные знания в Византии».
Научные знания в Византии
Математика
Медицина
Химия
География
История
Введено буквенное обозначение в
алгебре. Эти знания
нашли применение в астрономии,
строительстве, исчислении сбора
налогов.
В XI веке в
Константинополе при монастыре
была открыта
больница.
Для обучения
Медицине создано медицинское
училище.
Составлены пособия по медицине.
Изобретен
«греческий
огонь» - смесь
из нефти и смолы.
Применялся в
сражениях на
море и на суше.
Составлялись,
чертились
карты, планы
городов. Путешественники составляли описания стран и
народов.
Исторические
сочинения
составлялись
на основе
документов,
личных наблюдений,
рассказов очевидцев.
Учитель задает следующие вопросы:
=> Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?
=> Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.? Учащиеся могут дать примерно такие ответы:
-
Войны, торговля, мореплавание.
-
Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.
Архитектура
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 66).
=> Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке?
Рассказ учителя:
Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение
храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.
В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане.
Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе в объеме материала учебника (с. 65-67).
Мозаика
Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.
Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации «Византийская мозаика» в учебнике (с. 70).
Иконопись
Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.
Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.
Икона
Картина
Икона - откровение Божие.
Мировоззрение иконописца -мировоззрение Церкви.
Икона - вне времени, она символ инобытия в нашем мире.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона -
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места.
Икона - средство для общения с Богом и святыми.
Для иконы характерна обратная перспектива. творение соборное.
Картина - это творческий образ, созданный фантазией художника, он является формой передачи его собственного мировоззрения.
Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера. Картина эмоциональна, она принадлежит духовному миру художника.
Картина - место для общения с автором и его идеями.
Картина построена по законам прямой перспективы.
Учитель должен пояснить следующее: основное отличие стилистики иконы от реалистической картины - принцип изображения пространства. (Для примера надо показать учащимся репродукцию любой картины.) Для лучшего понимания прямой и обратной перспективы надо нарисовать или показать учащимся изображение железнодорожного полотна.
Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.
На иконе же точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива.