7


  • Учителю
  • Музыкальное образование в Саратове в 1920-е годы

Музыкальное образование в Саратове в 1920-е годы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В первые послереволюционные годы подготовка специалистов средней квалификации осуществлялось через разнохарактерные профессиональные школы, мастерские, вечерние профессиональные курсы, но уже к 1920 году появляется необходимость создания в системе профессионального
предварительный просмотр материала

Самохин А.Н.


Основные аспекты развития среднего специального
музыкального образования в Саратове в 1920-е годы


В первые послереволюционные годы подготовка специалистов средней квалификации осуществлялось через разнохарактерные профессиональные школы, мастерские, вечерние профессиональные курсы, но уже к 1920 году появляется необходимость создания в системе профессионального образования более четкого среднего звена в виде техникумов различных специальных профилей. Ситуация в Саратове в области среднего специального образования имела свои отличительные особенности по сравнению с другими городами Поволжья не говоря о положении дела в двух столицах. В городе, ещё до открытия в 1912 году Саратовской Алексеевской консерватории существовала система среднего специального музыкального образования в виде Саратовского музыкального училища открытого в 1895 году. [1] С открытием высшего учебного заведения Саратовское музыкальное училище вливается в него и становится одной из ступеней подготовки высококвалифицированного специалиста. После национализации консерватории средний специальный уровень образования по-прежнему останется в её ведении. Установление диктатуры пролетариата становится главной предпосылкой и условием для развития новой социалистической культуры. Большевикам нужна была культурная революция как процесс смены буржуазного типа духовного производства новым типом духовного производства, процесс становления и созревания коммунистического типа духовного производства с соответствующими ему изменениями в содержании духовной жизни общества. [2]

Первоначально народным комиссариатом просвещения был разработан план массовой реорганизации в техникумы II ступени единой трудовой школы, однако уже в феврале 1921 года принимается новое постановление, в котором предусматривается сохранении школы II ступени как части средней общеобразовательной школы. Вместе с этим техникумы, как среднее профессиональное звено, требовалось создавать самостоятельно. Задачи этих учебных заведений были сформулированы в «Положении о техникумах», утвержденном народным комиссариатом просвещения 12 июля 1923 года. Основная цель данного типа учебных заведений была определена следующим образом: «Техникум есть среднее профессиональное учебное заведение, имеющее целью: а) подготовку среднего руководительского или исполнительского персонала во всех отраслях труда; б) распространение среди населения специальных и практических знаний» [1, c.137]. Вместе с этим данное положение предусматривало каждому техникуму иметь несколько специальных отделов, организовать при техникумах с разрешения Глафпрофобра и Губпрофобра краткосрочные и эпизодические курсы и лекции по отдельным вопросам и специальностям, а так же появлялась возможность иметь свой особый устав, определяющий и организующий учебный процесс, и утверждаемые Государственным ученым советом Глафпрофобра учебные планы и программы [1, c.138]. В дальнейшем положение о техникумах 1923 года неоднократно уточнялось и видоизменялось, а так же в нём окончательно был установлен срок обучения в техникумах, который составил 4 года.
1 октября 1924 года Саратовская консерватория была превращена в музыкальный техникум [4, л.12]. Преподаватели и руководство учебного заведения попытались сначала отменить это решение, и Госплан СССР опротестовал решение коллегии Народного комиссариата просвещения о превращении консерватории в техникум, но Совет Народных Комиссаров всё же принял решение о реорганизации Саратовской Алексеевской консерватории в Саратовский музыкальный техникум [5, c.102-116]. В техникум перешли на работу большинство преподавателей консерватории, что повысило уровень подготовки выпускников этого учебного заведения. Учебные планы и программы техникума способствовали подготовке высокопрофессиональных музыкантов исполнителей и педагогов, способных легко перестраиваться на потребности идеологической политики советской политической машины. Основой подготовки специалиста в Саратовском музыкальном техникуме этого периода времени явилась практическая деятельность, которая была выражена в концертных выступлениях студентов в течение всего учебного года, привлечение учащихся к совместной игре в ансамблях и оркестре, участие в хоре. Директором саратовского музыкального техникума в рассматриваемый период являлся музыкант, педагог, занимающейся большой просветительской деятельностью Яков Кузьмич Евдокимов. Он родился в уездном городе Аткарске и с самого раннего детства проявил тягу к музыке, которая приводит его в стены Саратовского музыкального училища. Здесь он обучается по классу скрипки у Я.Я. Гаека, а по теоретическим дисциплинам его преподавателем являлся Л.М. Рудольф. Проявив хорошие способности по окончании музыкального училища Яков Кузьмич Евдокимов поступает на теоретическое отделение Московской консерватории, а по окончании которой начинает работать в Аркадаке и Балашове [6, c.126-128]. В 1922 году Яков Кузьмич Евдокимов переезжает в Саратов и становится преподавателем Саратовской консерватории. Здесь он активно включается в творческую деятельность, возглавляет симфонический оркестр техникума. Важной задачей в работе техникума тех лет явилась организация регулярной концертной жизни в Саратове и приобщение к музыке народных масс. Широко известны музыкальной общественности Саратова стали такие исполнители-виртуозы, как В.В. Зайц, Н.Э. Цеделер, Б.К. Радугин, В.К. Бездельев, М.Я. Александров, Г.К. Поповицкий, Г.Я. Белоцерковский, В.П. Пацевич и другие. Ситуация сложилась ещё в годы гражданской войны, когда гастроли исполнителей из Москвы и Петрограда были редки, а местные концертные организации отсутствовали. Поэтому эта задача была восполнена организацией концертных выступлений учащимися Саратовского музыкального техникума. Концертная деятельность выражалась в выступлениях учащихся средних и старших курсов с произведениями своей учебной программы, выступлениях симфонического оркестра техникума и хора. Особое место в жизни Саратовского музыкального техникума занял 1927 год, когда отмечалось столетие со дня смерти знаменитого композитора Людвига Ван Бетховена [7, л.4]. К этому юбилею преподавателями и учащимися техникума были подготовлены шесть вечеров. Примечательно то, что в апреле 1927 года симфоническим оркестром техникума под управлением Я.К. Евдокимова впервые в Саратове была исполнена 9-я симфония Бетховена. Исполнение её настолько понравилось слушателям, что она в дальнейшем стала исполняться симфоническим оркестром техникума на большинстве концертов, в которых он принимал непосредственное участие. В юбилейных мероприятиях посвящённых памяти Бетховена приняли участие почти все учащиеся и преподаватели техникума. Поразил слушателей своим исполнением хор техникума, руководителем которого являлся незаурядный музыкант, талантливый педагог Николай Семёнович Чумаков.
Перестройка учебных планов музыкальных техникумов отразилась в опубликованном в 1927 году учебном плане, который являлся итогом проведения в 1926 году реформы. Новый учебный план вошел в практику преподавания с 1927-1928 учебного года [2]. В дальнейшим продолжились поиски новых форм работы в области среднего профессионального образования продолжались, что привело к изменению в 1930-е годы наименование «техникум» на «училище». Общие положения о техникумах разработанные народным комиссариатом просвещения стали основой развития сети музыкальных техникумов по всей стране. Этому способствовал значительный подъём в организации музыкального образования наметившийся в первые послереволюционные годы. Так за 1918-1920 годы появляются различного типа профессиональные музыкальные школы, курсы, студии, где в некоторых из них предусматривалась подготовка специалистов-профессионалов, приближающихся к средней квалификации. Многие из таких школ и студий стали основой в создании музыкальных техникумов.
В ноябре 1922 года на заседании Научно-художественной секцией Государственного Учёного Совета Глафпрофобра был утвержден первый официальный текст учебного плана музыкальных учебных заведений РСФСР, в котором один из разделов явился первым типовым учебным планом музыкальных училищ [3, c.204]. В соответствии с общей трёхступенчатой системой образования: школа-техникум-вуз музыкальный техникум определялся как школа II ступени с подразделением на 2 концентра. Первый концентр ограничивался 2 годами обучения, а второй концентр был вариативен: 1 год или 2 в зависимости от специальности и сложности освоения программы. По окончанию первого концентра выдавалось свидетельство подтверждавшее освоение минимума знаний в той или иной области, а по окончании второго концентра присваивалась «квалификация художника данного рода искусства, инструктора, преподавателя школы, внешкольной, дошкольной и специальной музыкальной школы I ступени. В техникуме учащиеся получают в достаточной степени законченное музыкальное образование, как в смысле общего музыкального развития, так и в избранной специальности. Окончившие техникум должны быть вполне удовлетворительными музыкальными работниками (оркестровыми музыкантами, педагогом, исполнителем, солистом и прочее)» [3, c.204].
Данный документ определил общую структуру, задачи и содержание обучения в музыкальном техникуме и определил наличие следующих отделов: научно-теоретического, инструкторско-педагогического отдела с двумя подотделами: общего музыкального образования и специального, исполнительского и творческого отделов.
Вместе с музыкальными техникумами в 20-е годы ХХ века среднее специальное музыкальное образование давали некоторые музыкальные школы для взрослых, в которых наиболее подготовленные и одарённые учащиеся занимались по учебному плану и программе I и II концентров музыкальных техникумов. Вместе с этим некоторые студии готовили специальных исполнителей для оперных театров с помощью самодеятельных и профессиональных методов обучения.
Такое разнообразие учебных заведений и параллелизм в их работе, отсутствие четкого разграничения задач школ, студий и техникумов явились тормозом в нормальном развитии и функционировании как начальной, так и средней ступени музыкального образования. Это требовало решительных мер по разграничению функций учебных заведений и подготовке стандартов подготовки музыкантов с учётом принципа преемственности уровней образования. В 1927 году был разработан и опубликован новый учебный план музыкальных техникумов, который предусматривал в техникуме три отделения: исполнительским, инструкторско-педагогическим и теоретико-композиторским. В распоряжении по техникумам Глафпрофобра от 11 августа 1927г. «О проведении ряда мероприятий в связи с введением нового учебного плана», в §2 специально указывалось: «Провести четкое размежевание в учебно-организационном отношении музыкального техникума и существующей при нем музыкальной школы I ступени для детей и курсов общего музыкального образования для взрослых в частности» и в §3: «Прием учащихся в музыкальные техникумы на 1927/28 учебный год должен быть проведен со строгим учетом профессиональной пригодности поступающих, причем все лица, не имеющие данных, достаточных для профессиональной работы в области музыки или желающие получить лишь общее музыкальное образование, должны быть направляемы: взрослые - на курсы общего музыкального образования, дети - в музыкальные школы».
Большую и важную часть учебного плана работы музыкальных техникумов занимала производственная практика. При допущении к квалификационной работе учитывалось выполнение этой практики наравне со сдачей зачетов по предметам учебного плана и в удостоверении об окончании указывалось также и выполнение производственной практики. На практику направляются учащиеся двух последних курсов. Руководство педагогической практикой должно заключаться в утверждении плана работы или программ концертов, в наблюдении за их проведением и учебе проделанной работы, заслушивании и утверждении отчетов практикантов. Большое значение должно придаваться вопросу о репертуаре и программах концертов.
Производственная практика для учащихся музыкальных техникумов может быть двух видов:
а) практика в художественных учреждениях и предприятиях - в театрах, кино, музыкальных школах, курсах;
б) практика по линии Политпросвета и Соцвоса - в рабочих, красноармейских и т.д. клубах и общеобразовательных и воспитательных учебных заведениях и организациях для детей.
Вместе с этим страна испытывала острый дефицит в кадрах. Стране были необходимы квалифицированные педагоги, режиссёры, сценаристы, художники, писатели, драматурги, актёры, музыканты-исполнители и другие работники сферы культуры. Новая эпоха ставила перед людьми новые задачи. Поэтому уходила в прошлое дореволюционная культура, оказавшаяся в представлениях новых властей пережитком прошлого. Многие из творцов, символов этих эпох к этому времени оказались за границей, были арестованы или ушли из жизни. Поэтому одновременно перевоспитывая старое поколение деятелей культуры и искусства, новая власть сосредоточила свой взгляд на формирования новой интеллигенции, верной новым политическим идеалам и которая в массе своей являлась выходцами из среды рабочих и крестьян. Власть особо подчёркивала, что новые деятели культуры и искусства должны были формироваться из рабочей, и в меньшей степени крестьянской среды. Именно они должны были стать новой советской интеллигенцией. «Рабочий класс должен воспитать свою собственную пролетарскую художественную интеллигенцию» - говорилось в резолюции одного из съездов работников искусства этих лет [8, c.45]. Важной задачей техникума тех лет являлась организация регулярной концертной жизни в Саратове и приобщение к музыке народных масс. В годы гражданской войны гастроли исполнителей из Москвы и Петрограда были редки, а местные концертные организации отсутствовали. Поэтому эта необходимость была восполнена организацией концертных выступлений учащимися Саратовского музыкального техникума. Концертная деятельность выражалась в выступлениях учащихся средних и старших курсов с произведениями своей учебной программы, выступлениях симфонического оркестра техникума и хора [9, c. 187-194]. Перед началом нового 1935-1936 учебного года происходит реорганизация Саратовского музыкального техникума [10, c.8]. В Саратове была восстановлена в правах высшего учебного заведения консерватория, которой в связи со смертью знаменитого певца, народного артиста СССР Л.В. Собинова присваивается его имя. Музыкальный техникум, оставаясь средним специальным учебным заведением, продолжил свою образовательную деятельность, сменив в 1937 г. своё название на музыкальное училище


Список использованных источников:

1. Из истории советского музыкального образования. Л., 1969.
2. Учебный план музыкально-учебных заведений РСФСР. // Сборник материалов по художественному образованию. М., 1927.
3. Инструкция Глафпрофобра о производственной практике учащихся музыкального техникума в рабочих, красноармейских клубах и общеобразовательных школах // Из истории советского музыкального образования. Л., 1969.
4. Государственный архив Саратовской области. Ф. 2864. Оп.1. Д. 3. Л.12.
5. Гиревая И.Е. По страницам истории музыкального образования Саратова // По страницам истории дирижерско-хорового образования в Саратове: / ред.-сост. Н.И. Владимирцева. - Саратов: Изд-во Сарат. консерватории, 2004.
6. Хачаянц А.Г. Евдокимов Яков Кузьмич // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. / М-во культуры Саратовской обл.; Саратовская государственная консерватория; отв. Ред. О.Б. Краснова. - Саратов.: Изд. ИП Везметинова, 2012.
7. О большом успехе исполнения «Девятой симфонии» Л. Бетховена в Саратове // Саратовские известия. 5 мая 1927 года. № 99. Л. 4.
8. Марков В.В. Преобразования 1930-х годов и советская культура. М.: Композитор, 2005.
9. Евдокимов Я.К. Саратовская консерватория за сорок лет // Научно-методические записки СГК. Сборник 1957 года. - Саратов, 1957. С. 187-194.
10. Ханецкий В., Малышева Т., Краснова О. К читателю // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. / М-во культуры Саратовской обл.; Саратовская государственная консерватория; отв. Ред. О.Б. Краснова. - Саратов.: Изд. ИП Везметинова, 2012.
11. Самохин А.Н. Опыт организации среднего специального музыкального образования в Саратове в 1930-е годы // Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной / - Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. С. 165-168.
12. Самохин А.Н. Формирование новой творческой интеллигенции в Саратовском Поволжье в 1930-е годы // Наука, просвещение, искусство провинции в социокультурном пространстве: Девятые Короленковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 160-летнему юбилею В.Г. Короленко. - Глазов: ООО «Глазовская типография». 2013. С. 143-151.
13. Самохин А.Н. Становление системы руководства культурой в Саратовской губернии в первые годы советской власти // Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании. - Вып. 6. - Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2014. 112с. С. 72-80.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал