- Учителю
- Конспект занятия факультативного курса на тему «Святая великомученица Елисавета Феодоровна»
Конспект занятия факультативного курса на тему «Святая великомученица Елисавета Феодоровна»
«Святая великомученица Елисавета Феодоровна»
Цель: знакомство обучающихся с многогранной личностью Елизаветы Федоровны; вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви, воспитывать патриотические чувства к родной земле.
Оформление:
-
Подборка книг, посвященная русским святым и русской православной церкви.
-
Музыкальное оформление (песни в исполнении Ю. Славянской и В.Малышева)
-
Презентация Святая мученица
План мероприятия
-
Вступительное слово учителя (ведущего)
-
Интерактивная беседа «Моя вера»
-
Информационный блок «Святая заступница Елисавета Феодоровна».
-
Просмотр фрагмента документального фильма Княгиня милосердия.
-
Заключительная беседа
-
Подведение итогов
Ход мероприятия
-
Вступительное слово
«На них держится мир», - часто говорим мы о людях, в души которых Господь Бог заложил неугасимое стремление к подвижничеству во имя добра и справедливости. Благодаря им человечество сохраняет веру в то, что никогда не исчезнут понятия высокой нравственности, любви к ближнему и сопереживания его страданиям.
Вся история христианства связана с именами выдающихся людей, избравших целью своей жизни активное человеколюбие. На прошлых занятиях мы познакомились с заступниками земли русской _ Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.
Однако среди святых достойное место занимали и женщины. В XX веке по масштабности благотворительной деятельности, основанной на высших идеалах гуманизма, особо выделяются две подвижницы; игуменья православной Марфо-Мариинской обители Елизавета (великая княгиня Елизавета Федоровна) и монахиня Тереза, миссионерка римской католической церкви (уроженка Югославии Агнес Гонджа Бояджиу). Но если Мать Тереза получила мировое признание и стала лауреатом Нобелевской премии, то Советская Россия в 1918 году «отблагодарила» свою великую дочь чудовищной по жестокости казнью - только за то, что она была из семьи РОМАНОВЫХ.
-
Интерактивная беседа «Моя вера»
-
Ребята, как вы думаете, народы других стран празднуют дни Памяти наших святых: Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Серафима Саровского?
-
Поднимите руки, кто из вас крещен? А кто носит крестик?
-
Празднуете ли вы православные праздники?
-
Знаете ли имена русских святых? А вы получили имя при крещении?
-
Как вы думаете зачем при крещении человеку дают новое имя?
-
Кто такой Ангел-хранитель?
-
Информационный блок «Святая заступница Елисавета Феодоровна»
Ученик. Не в славу, не в почет народные скрижали
Родную нашу Русь Святой именовали,
Но, в назиданье нам, в ответственность, в завет;
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры,
Чтобы добрые дела и добрые примеры,
В их древней простоте, завещанные нам,
Мы цельно передать могли своим сынам.
Учитель. Каждому народу свойственно чтить память своих пророков. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники - так называют их в народе. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы будем говорить о великой мученице Святой заступнице Елисавете Феодоровне. В 2012 году в России отмечали 20-летие канонизации великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой. Почему эта женщина, по меркам истории жившая совсем недавно, родившаяся 150 лет назад, стала одной из почитаемых русских святых?
Рассказ о Святой заступнице Елисавете Феодоровне подготовила группа учеников. Им слово.
Ученик 1. Жизнь Елизаветы Фёдоровны с детства будто отмечена знаком особой судьбы. Она родилась 1 ноября (20 октября по старому стилю) 1864 года в семье дочери английской королевы, принцессы Алисы Великобританской, и великого герцога Людовика IV. Семья была счастливой и многодетной, и, несмотря на высокое происхождение, детей воспитывали отнюдь не в тепличных условиях. Одежда и еда были самыми простыми, все учились, работали по дому, убирали комнаты, топили камин, старшие занимались с младшими, помогали родителям в благотворительных организациях, навещали больных и сирот. В четырнадцать лет Элла, как называли будущую русскую княгиню в детстве, лишилась любимой матери, от которой восприняла ту глубокую веру в добро, ставшую главным стержнем всей её последующей жизни.
Ученик 2. Ее называли самой красивой принцессой Европы. Августейший поэт великий князь Константин Константинович Романов посвятил прекрасной немецкой принцессе такое стихотворение:
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Ученик 3. Знакомство Елизаветы Фёдоровны с будущим мужем - великим князем Сергеем Александровичем состоялось тоже в детстве. Детская дружба переросла в любовь, и в 1884 году состоялось бракосочетание. Так начался новый этап её жизни. Россию девушка приняла легко и естественно, быстро выучила язык, на котором впоследствии говорила безукоризненно, и, несмотря на непонимание отца, перешла в православную веру.
Вместе с ней приехала двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича, и стала русской императрицей Александрой Фёдоровной.
Одарённая от природы музыкальностью и живописным даром, считавшаяся первой невестой Европы по красоте, воспитанию и образованию, Елизавета могла просто блистать при дворе и довольствоваться высоким положением, не прилагая к этому особых усилий. Умеренная благотворительность, которой, как необходимой добродетелью в глазах общества, занимали себя светские дамы, не требовала много сил. Но Елизавета Фёдоровна никогда ничего не делала наполовину.
Ученик 4. Сергей Александрович Романов был назначен генерал-губернатором Москвы в тот период, когда в России началось предреволюционное брожение умов. Общество переживало кризис, начиналась эпидемия террора, вандализма и самоубийств.
Сергей Александрович считался сторонником крутых мер борьбы с террором, о чём было хорошо известно не только императору, которому он подавал соответствующие документы, но и революционерам. Поэтому по Москве всё настойчивее ходили слухи о том, что эсеры приговорили великого князя к казни.
Взрыв раздался 18 (5) февраля 1905 года, вскоре после того, как князь отъехал от Николаевского дворца. Елизавета Фёдоровна, находившаяся в это время в одном из залов Кремля, как была, в лёгком платье, выскочила к Николаевским воротам. Не упала в обморок, не закричала, даже не заплакала, лишь, опустившись в кровавый снег, руками пыталась собрать то, что осталось от мужа.
Ученик 5. На следующий день она разослала телеграммы родственникам с просьбой не подвергать себя риску и не приезжать на похороны, а после похорон мужа посетила в тюрьме убийцу Каляева, принесла ему Евангелие и умоляла раскаяться в содеянном. Вскоре Елизавета Фёдоровна обратилась к Николаю II с просьбой о помиловании убийцы и поставила на месте трагедии крест с неугасимой лампадой, на котором было написано: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят».
Да и как могли понять убийцы, что почувствовала любящая женщина, когда к ней подошёл неизвестный человек и протянул полотенце, в которое было завёрнуто сердце князя Сергея, выброшенное взрывом на крышу дома.
Звучит песня в исполнении Валерия Малышева «Елисавета Федоровна»
Ученик 1. После кончины мужа Елизавета Фёдоровна продала все свои драгоценности, дом и, внеся часть денег в казну на нужды фронта - шла русско-японская война, оставшиеся средства потратила на приобретение поместья на Большой Ордынке. Здесь, в Замоскворечье, великая княгиня организовала Марфо-Мариинское крестовое сестричество.
По её замыслу, новая благотворительная организация должна была объединить женщин, глубоко верующих и желающих служить людям. За образец первоначально предполагалось взять институт диаконис, который существовал ещё в апостольские времена, но это встретило непонимание Святейшего Синода. Идея княгини была отвергнута как неканоническая. Но в конце концов благословение Синода было получено, хотя Елизавете Фёдоровне пришлось пойти на некоторые уступки по форме. Зато она смогла полностью воплотить свой замысел по содержанию
Ученик 2. Марфо-Мариинская обитель, названная так во имя святых жён-мироносиц Марфы и Марии, была чем-то средним между монастырём и больницей. От сестёр милосердия требовалось умение оказывать практическую помощь слабым, больным, инвалидам и сиротам, равно как и заботиться об их духовном здоровье. Уже в первые дни после открытия общины в апреле 1910 года Елизавета Фёдоровна и её помощницы дали обет служения Богу и ближнему.
При обители матушка Елизавета, как стали называть теперь великую княгиню, устроила общежитие для бездомных детей и сирот, которых сама же привозила из трущоб Хитрова рынка. На его основе была создана артель посыльных, которая скоро стала известна в городе своей исполнительностью и честностью.
Для женщин, больных туберкулёзом, был построен отдельный дом с садом. В атмосфере покоя и доброты многие, признанные безнадёжными, стали поправляться. Постепенно Марфо-Мариинская обитель заслужила столь высокую медицинскую репутацию, что московские больницы стали перевозить туда других безнадёжных больных, а работать и консультировать в обители почитали за честь лучшие московские врачи.
Ученик 3. Вначале обитель состояла из храма, больницы и служебных помещений. Затем к ним прибавились амбулатория, где бесплатно выдавались лекарства, приют для девочек, воскресная школа для неграмотных и полуграмотных женщин - работниц фабрик, библиотека. А в Марфо-Мариинской столовой для бедных ежедневно питались 200 стариков и детей, отпускались нуждающимся семьям обеды на дом.
Во время войны Елизавета Фёдоровна занималась устройством госпиталей, аптечных складов, формированием санитарных поездов, походных церквей, руководила деятельностью многочисленных комитетов, в том числе комитетом помощи русским военнопленным, курировала деятельность свыше 4000 благотворительных организаций.
После гибели мужа она вела аскетическую жизнь, не ела мясного, ограничиваясь небольшим количеством овощей и фруктов, мало спала, много и самозабвенно работала. И хотя родственники высказывали опасение, что непомерные нагрузки подорвут её здоровье, в письме к Николаю II матушка Елизавета отвечала, что благодарна Богу, нашедшему её достойной такого утешения, как работа.
Звучит песня в исполнении Ю. Славянской «Плачут Богородицы образа»
Ученик 4. Первое время после революции обитель не трогали, большевики даже помогали немного продуктами, но по каким-то едва уловимым деталям было ясно - это ненадолго. Хотя вряд ли кто мог представить себе масштаб грядущей катастрофы.
В начале апреля 1918 года случилось то, что рано или поздно должно было случиться, - настоятельницу Марфо-Мариинской обители арестовали и вместе с несколькими сёстрами отправили сначала в Екатеринбург, а потом вглубь Урала, в Алапаевск. Вскоре туда привезли и четырёх князей царской фамилии.
Через месяц относительно свободной жизни заключённых перевели на тюремный режим, посторонних удалили, сестёр стали запугивать мучениями и расстрелом, если они не оставят княгиню. Тридцатипятилетняя Варвара Яковлева отказалась покинуть матушку Елизавету, оставшись с нею до конца и полностью разделив выпавшие на её долю испытания.
Ученик 5. 18 (5) июля чекисты посадили алапаевских узников в крестьянские повозки и повезли по направлению к Верхне-Синячихинскому заводу, рядом с которым находился заброшенный рудник. Здесь избитых и израненных людей ещё живыми сбросили в глубокую шестидесятиметровую шахту. И закидали сверху гранатами.
По рассказам одного из окрестных крестьян, ставшего невольным свидетелем зверской расправы, известно, что из шахты ещё долго доносились глухие голоса, молитвы и церковные песнопения. Его слова полностью подтвердило проведённое впоследствии расследование: все, кто остался жив при падении, несколько дней умирали мучительной смертью.
Звучит песня Ф. Шуберта «Аве Мария»
Ученик 1. В сентябре 1918 года, когда Алапаевск был освобождён от большевиков, погибших, в том числе и Елизавету Фёдоровну, захоронили в местном соборе. Позже их останки перевезли в глубокий тыл, а в 1920 году переправили в Пекин.
Жизнь Елизаветы Фёдоровны Романовой была наполнена страданием, но не было покоя и после смерти. За два года гроб с телом объехал полсвета, прежде чем в 1921 году останки княгини и казнённой вместе с нею инокини Варвары Яковлевой доставили в Иерусалим и захоронили в храме Равноапостольной Марии Магдалины.
Учитель: Иерусалим выбран не случайно. Быть похороненной именно здесь Елизавета Фёдоровна завещала ещё в 1884 году, когда вместе с мужем посетила святые места. Великий князь Сергей Александрович Романов был учредителем и попечителем Императорского православного палестинского общества, а после его смерти эту миссию взяла на себя Елизавета Фёдоровна - православие, принятое ею лишь в двадцатисемилетнем возрасте, оказалось глубоко созвучно её душе. Но кто мог тогда предположить, что придётся пережить этой мужественной женщине, прежде чем её завещание будет исполнено.
Сегодня именем великой княгини названы многие монастыри и храмы в России, Белоруссии, Украине, Германии. Восстанавливаются места, связанные с её жизнью, деятельностью и мученической кончиной, в Москве ежегодно в день рождения Елизаветы Фёдоровны вот уже двадцать лет проходят Свято-Елисаветинские чтения.
Днём памяти Елизаветы Фёдоровны Романовой и Варвары Яковлевой Русская православная церковь назначила 18 (5) июля - день их мученической смерти.
-
Просмотр фрагмента документального фильма Княгиня милосердия.
-
Заключительная беседа
Ведущий. На Руси святых называли подвижниками. Подвижник - от слова «подвиг». А как вы думаете, какой подвиг совершила Святая заступница Елисавета Феодоровна ?
(Ответы детей)
Ведущий. Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе - вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволяло им спасать тысячи душ около себя.
Ученик 2. Праведница
Свершая милосердия дела,
Как мироносицы, Христу служила:
Всем страждущим благотворила;
Заботлива, мудра и терпелива -
И Матушкой Великой названа.
Украсила собой Москву, народ
И свой державный царствующий род.
Ведущий: В 2004-2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц - это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим. Памятник этой милосердной и добродетельной женщине поставлен более, чем через 70 лет после ее мученической гибели. Скульптур В.М. Клыков изобразил княгиню в монашеской одежде. Открыт в августе 1990 года во дворе Марфо-Мариинской обители.
Звучит церковное песнопение Ирина Денисова.
Релаксация. Обучающиеся заполняют листы отзывов.
Использованная литература:
Максимова Л. Б. // . Том XVIII. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - С. 389-399. - 752 с.
Миллер, Л. П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М.: «Столица», 1994.
Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004.
Рычков А. Святая Преподобномученица Елисавета Феодоровна. - Издательство «МиК», 2007.
Интернет - ресурсы
Сергий Радонежский