- Учителю
- Разработка урока 'Крестовые походы. Роль церкви в жизни Европы' 7 класс
Разработка урока 'Крестовые походы. Роль церкви в жизни Европы' 7 класс
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №144 МОН ДНР
План-конспект урока
учителя истории
Донецк, 20154
7-й класс . Всемирная история
Тема 2. "Религиозно - церковная и культурная жизнь средневековой Европы"
Урок 2. Крестовые походы и духовно-рыцарские ордены
Цель. Сформировать представление о христианской церкви в XIІ-XV ст.; создать условия для понимания причин крестовых походов и их последствий; рассмотреть ход первого крестового похода; установить связь между церковной и государственной властью; охарактеризовать католические монашеские ордены; развивать умение сравнивать христианскую церковь в раннем, среднем и позднем средневековье; научить высказывать собственную мысль относительно крестовых походов.
Тип урока. урок усвоения нового учебного материала.
Ожидаемые результаты
После этого урока ученики смогут:
-
называть результаты, хронологические границы крестовых походов;
-
описывать первый крестовый поход;
-
показывать на карте направления крестовых походов, территорию государств крестоносцев;
-
называть последствия крестовых походов для европейцев
-
применять и объяснять на примерах понятия «крестовый поход», «монашество», «ордены», «ереси» и.
-
характеризовать католические монашеские ордены;
-
высказывать собственное мнение относительно крестовых походов.
Методико-дидактическое обеспечение урока:
Учебник, карточки с текстами, мультимедийная система, презентация к уроку.
СТРУКТКРА УРОКА:
I. Организационная часть
ІІ. Актуализация опорных знаний. Фронтальное опрашивание
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Метод "мозговой штурм". Очерчивание плана урока
ІV. Объявление (представление) темы, ожидаемых учебных результатов
V. Изучение нового материала
-
Рассказ учителя
-
«Мозговой штурм»
-
Рассказ учителя
-
Просмотр видеоролика на экране
5. Составление обобщающей таблицы
6. Обсуждение последствий крестовых походов.
7. «Займи позицию»
8. Промежуточное обобщение (устное обсуждение)
9.Рассказ учителя
VІ. Осмысление новых знаний и умений
Работа в группах по карточкам
VІІ. Обобщение новых знаний. Решение исторических задач
VІІІ. Подведение итогов урока
ІХ. Инструктаж по выполнению домашней задачи
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель настраивает учеников на деловую атмосферу урока, создает положительное расположение духа.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ
Фронтальный опрос.
-
Как происходили процессы христианизации Европы?
-
Какие изменения состоялись в христианской церкви в V-XI ст.?
-
Что вам известно о Папском государстве?
-
Что такое система майората?
-
Какую роль играла христианская церковь в жизни общества?
-
Что такое инвеститура и как она повлияла на положение церкви в обществе?
-
Почему состоялся церковный раскол в 1054 г.?
-
Каким было отношение христиан к другим религиям?
-
Почему христианская религия стала господствующей в Европе?
ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Очерчивание плана урока. С помощью метода "мозговий штурм" учитель предлагает ученикам определиться, базируясь на изученному раньше материале, с чего следует начинать изучение религии и церкви в средневековой Европе. Ожидаемые предложения:
-
участники, причины и повод к крестовым походам;
-
крестовые походы;
-
причины поражений и следствия крестовых походов;
-
монашество, ордены;
Полученные идеи учитель записывает на доске как составленный плана урока и просит учеников оставить несколько строк, чтобы позднее дописать план.
ІV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учитель сообщает, что сегодня ученики 7-го класса будут осуществлять путешествие в средневековую Европу, где познакомятся с жизнью средневековых жителей, узнают о роли религии и церкви на их жизни, о влиянии крестовых походов на дальнейшее развитие истории.
На мультимедийной доске появляются ожидаемые результаты, которые ученики вслух читают все вместе.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Перед началом рассмотрения нового материала учитель объявляет тему урока и ставит перед классом проблемный вопрос: «Почему крестовые походы были организованные именно католической церковью? ».
1. Рассказ учителя.
В конце XI ст. в Европе сложилась парадоксальная ситуация. После деления империи Каролинґов и крещение воинствующих венгров и викингов настала относительная стабильность. Тем не менее за предыдущие несколько столетий в Европе сформировался класс воинов. Впрочем, теперь границам государств больше не угрожала серьезная опасность извне, поэтому им не оставалось ничего другого, как притеснять крестьянство, устраивать междоусобицы и конфликтовать друг с другом. Кроме того, система майората, которая основывалась на том, что наследство получало только старший сын, привела к тому, что безземельные рыцари вынужденные были самостоятельно искать себе средств для существования, но они умели только воевать.
В это время в Европе сложились относительно стабильные государственные отношения, внутренняя колонизация почти исчерпала себя, поэтому возникает проблема свободных территорий.
Католическая церковь в те времена имела большое влияние на европейское общество. Вместе из тем в религиозной жизни уже назревал определенный кризис.
На протяжении семи лет практически все европейские страны страдали от голода, распространялась "эпидемия чумы и других болезней, на протяжении нескольких лет длились суровые зимы, а весной Европу затапливали наводнения.
Все это привело к ожиданию людьми конца света. Многие люди были готовы заслужить прощение грехов паломничеством к Святой Земле или получить спасение, занимаясь другими благочестивыми делами. В это время и родилась идея спасения Гроба Господнего от неверных.
2.«Мозговой штурм».
Ученики с помощью метода «мозгового штурма» определяют группы участников крестовых походов (учитель записывает их на доске):
-
Большие феодалы.
-
Средние и мелкие феодалы.
-
Беднота.
-
Торговцы.
-
Католическая церковь
Учитель объединяет методом обсуждения участников крестовых походов определяет, кто входил в состав этой группы, и по каким причинам они принимали участие в крестовых походах. Результаты работы учащиеся обсуждают и проверяют по готовой таблице на доске
Группа участников крестовых походов
Участники крестовых походов
Причины участия в крестовых походах
Большие феодалы
Императоры, короли, князе, гра-фы, герцоги и т.п.
Возможность обогатиться, расширить свои владения или получить новые, увеличить количество подданных, возглавить новообразовавшиеся государства, заслужить прощение грехов через освобождение Гроба Господнего
Средние и мелкие феодалы
Рыцари
Возможность получить земли, обогатиться, получить спасение через освобождение Святой Земли
Беднота
Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники
Возможность освободиться из неволи, обогатиться, иметь собственную землю или дело, освободить Гроб Господний
Торговцы
Купцы, ремесленники
Возможность обогатиться за счет открытия новых торговых путей и рынков сбыта, заслужить прощение грехов путем освобождения Святой Земли
Католическая церковь
Папа Римский, епископы, священники, монахи т.п.
Возможность распространения своего влияния восточнее, победа в борьбе с православной церковью, освобождение Святой Земли, увеличение прибылей
3.Рассказ учителя.
Поводом к крестовым походам стало постоянное изменение ситуации на Востоке. Каждый год тысячи паломников пешком посещали святые места в Палестине (Святая Земля). Завоевание арабами этой территории не изменило ситуации, поток богомольцев к Иерусалиму не прекращался, мусульмане доброжелательно относились к людям, которые посещали Святую Землю. Тем не менее в конце XI ст. на эти земли вторгались турки-сельджуки, которые начали не только совершать препятствия паломникам, но и преследовать христианские общины. Кроме того, в это время к европейским властителям и Папе Римскому обратился за помощью византийский император Алексей І Комнин. Все это привело к выступлению Папы Римского Урабана II в Клермоне в 1095 г. На Церковном соборе он впервые призвал к крестовому походу. Так началась большая эпоха, которая изменила не только Европу, но и всю историю человечества. Это были 200 лет, которые перевернули мир.
4. Просмотр видеоролика на экране
5. Составление обобщающей таблицы
Учитель предлагает ученикам самостоятельно, опираясь на текст учебника, составить таблицу. (Учебник Прижановский О.П. Хирная Э.О. История средних векав, тема 2, параграф 1, стр. 85-88).
Обобщающая таблица может иметь такой вид.
Поход
Дата
Руководители
Первый
1096- 1099 гг.
Граф Готфрід Булон-ський (Лотарингия), граф Раймонд Тулузький (Прованс, Франция), князь Боемунд Таренський (Северная Италия)
Второй
1147- 1149 гг.
Французский король Людовик VII, немецкий император Конрад III
Третий
1189- 1192 гг.
Французский король Філіпп II Авґуст, немецкий император Фридрих І Барбаросса, английский король Ричард І Львиное Сердце
Четвертый
1204- 1204 гг.
Бонифаций Монфератський
Пятый
1217- 1221гг.
Немецкий император Фридрих II
Шестой
1228- 1229 гг.
Немецкий император Фридрих II
Седьмой
1248- 1254 гг.
Французский король Людовик IX Святой
Восьмой
1270 гг.
Французский король Людовик IX Святой
6.Обсуждение последствий крестовых походов.
Следствия крестовых походов ученики выясняют путем самостоятельной работы за вариантами. Первый вариант определяет положительные следствия, а второй - отрицательные. Результаты работы подают в виде таблицы.
Ориентировочно таблица может иметь такой вид ( если с этой задачей у учеников возникнут трудности, учитель должен помочь с помощью наводящих вопросов) :
Положительные следствия
Отрицательные следствия
-
Укрепление торговых связей
между Западом и Востоком.
-
Снижение количества безземельного рыцарства.
-
Расширение знаний христиан и мусульман друг о друге.
-
Заимствование научных знаний.
-
Внедрение новых обычаев в быту.
-
Усилення политической централизации.
-
Укрепление королевской власти.
-
Открытие новых сельскохозяйственных культур культур.
-
Знакомство с новыми ремеслами и изобретениями.
-
Изменение политической ситуации в Европе.
-
Развитие внутренней торговли в Европе.
-
Изменения в натуральном хозяйстве (частичный переход на денежный обмен).
-
Большие человеческие потери.
-
Уничтожение культурного наследства.
-
Разрушение городов и инфраструктуры
-
Усиление противостояния между католицизмом и православием.
-
Усиление кризиса внутри католической церкви.
-
Ухудшение отношений между христианским и мусульманским мирами.
-
Послабление Византии как переднего укрепления границ от нападений турок-сельджуков
7. «Займи позицию»
Для оптимизации знаний учеников используется метод «займи позицию», когда после определения следствий крестовых походов ученики высказывают свои мысли относительно того, положительным или отрицательным явлением для Европы и мира были крестовые походы.
8. Промежуточное обобщение (устное обсуждение)
Учитель вместе с учениками проводит небольшое обобщение (устное обсуждение за вопросом): раскрытые ли очерченные направления знакомства со средневековой церковью? Можно ли уже утверждать что мы знакомые с крестовыми походами? Учитель приводит проблемный вопрос, который был очерчена в начале урока «Каково влияние Крестовых походов на жизнь европейцев?», и выясняет могут ли ученики дать уже на него ответ.
9.Рассказ учителя.
С распространением христианства возникла деление на так называемое белое и черное духовенство - монашество. Монашество состояло из монахов и монахинь. Это лица, которые, отказавшись от светской жизни, жили в специальных монастырях скитах-лаврах или в полнейшем уединении. Стремясь к усовершенствованию жизни, они посвящали его служению Богу, целиком отдаваясь молитве и покаянию. Монахи также помогали ближним, выполняя дела милосердия. Монахи отрекались родственной жизни и давали обет не брать брака (черное духовенство), принимали непритязательную и бедную жизни, давая обет убожества. УХ- XV ст., чтобы отмежеваться от старых монашеских объединений, которые стали вместилищем человеческих недостатков, возникли новые монашеские союзы, так называемые ордены. Благодаря крестовым походам появилась новая форма организации орденов - духовно-рыцарские ордены.
VІ. Осмысление новых знаний и умений
Работа в малых группах по карточкам «Христианские ордены».
Ученикам в группе нужно решить вопрос о главных целях ордена и принадлежность его к Духовно-рыцарскому или Монашеского ордена.
Карточка № 1. Орден госпитальєров
Госпитальєри (Ноаsріtоlіеrs), или иоанниты (Іоаппеs) -Свое название получил по иерусалимскому госпиталю Святого Иоанна (основанн в 1070 г.) - Это орден из религиозно-добродетельной общины, организованной незадолго до Первого крестового похода в Иерусалиме для помощи бедным и больным западным пилигримам. Иоанниты сыграли выдающуюся роль в крестовых походах. Братство особенно активно начало разворачивать свою деятельность после завоевания Иерусалима крестоносцами (1099 г.), когда усилился поток богомольцев к Палестине. Кроме своего центрального учреждения - госпиталя Святого Иоанна Милостивого в Иерусалиме - оно развернуло целую сеть приютов и больниц не только на Востоке, но и в западноевропейских странах, превратившись в настоящую всекатолическую организацию, в которую текли много людей из всего христианского мира. В 1113 г. Папой Римским был утвержден устав иоаннитов. Официальное название братства - «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна».
Уже в первой половине XII ст. братство положило на себя военные обязательства по обороне христианских владений богомольцев от «неверных». орден госпитальєров был огромной материальной и военной силой на Востоке (особенно в пограничных местностях, где были расположены главные имения и крепости госпитальєров) и уже во второй половине XII ст. превратился на настоящее суверенное государство, управляемое собственными выборными магистрами. На протяжении четырех столетий госпитальєри играли значительную роль во всех важных событиях истории Передней Азии. После взятия Саладином Иерусалима они утвердились в Акконе (1191 г.) и последними из западных христиан оставили территорию Сирии (1291 г.), перебравшись на остров Кипр, где организовали сильное государство. В 1310 г. они перешли на завоеванный ими остров Родос и удерживали его от нажима турок до 1522 г. В 1530 г. они получили от Карла V остров Мальта.
Карточка № 2. Орден тамплиеров
Тамплиеры («храмовники») - первый по времени возникновения религиозный военный орден, Орден Соломонового храма, или Страждующих рыцарей Христоса. Был основан в 1119 г. небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода с целью поддержания нового Королевства Иерусалимского во вражеском окружении побежденных мусульманских соседей, а также обеспечение охраны европейских пилигримов, которые направлялись к Иерусалиму после его завоевания.
Одним из главнейших занятий ордена были финансовые операции. Именно тамплиеры были изобретателями чеков, за операции с которыми Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перевозок, ценных металлов, которые играли роль денег.
Орден имел огромные земельные владения. Постепенно тамплиеры превращались в наибольших кредиторов Европы. Среди их должников были и крестьяне, и короли, и папы.
Орден проводил активные строительные работы. На Востоке они большей частью заключались в сведении замков и вымащивании путей. На Западе они сооружали церкви, соборы, замки, прокладывали пути. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков. Меньше чем за сто лет орден построил в Европе 80 соборов и 70 храмов.
В1291 г. Акка пала, и орден перенес свою резиденцию в Кипр. Еще задолго к этому событию тамплиеры, используя свои накопления и широкие связи, стали наибольшими банкирами Европы, и военная сторона их деятельности стала второстепенным.
Тем не менее после решительных мер, употребленных королем Франции Філіп-пом IV Красивым, могущественный международный орден начал терять свое влияние. Против ордена были выдвинуты обвинения в ереси, служении сатане, противоестественных действиях. Судебный процесс закончился конфискацией имущества ордена и сожжением на костре большого магистра ордена Жака де Моли и правителя Нормандии Жофруа де Шарне. В 1312 г. Папа Римский Климент V распустил орден тамплиеров.
Карточка № 3. Тевтонский орден
Во время Третьего крестового похода, в 1190 г., когда рыцари захватили Акру, купце с Любека и Бремени основали полевой госпиталь, который Герцог Фридрих Швабский превратил в духовный орден. Папа Римский Климент III утвердил орден как «Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской». 5 марта 1196 г. в храме Акры состоялась церемония его реорганизации в духовно-рыцарский орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальєров и тамплиеров, а также светское и духовное лица Иерусалима.
Спустя некоторое время влияние и богатство Тевтонского ордена были подмечены многими государствами, которые стремились под эгидой «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел глава тевтонов' - Герман фон Зальца, который владел значительными землями и стал заметным посредником Папы Римского. В 1211 г. король Венгрии пригласил рыцарей для помощи в борьбе с гуннами (печенегами). Тевтоны разместились на границе Трансильвании, получив значительную автономию. Тем не менее чрезмерные запросы на большую независимость привели к тому, что в 1225 г. король попросил рыцарей оставить его земли.
Тем временем в 1217 г. Папа Римский Гонорий III объявил поход против прусських язычников, которые захватили земли польского князя Конрада І Мазовецького. В 1225 г. князь обратился за помощью к тевтонским рыцарям, которые в 1232 г. прибыли к Польше и расположились на правом береге речки Вислы. Здесь был построен первый форт, который дал рождение городу Торунь. Тактика рыцарей была одинаковой: после подавления местной языческой верхушки населения, насильно оборачивалось на христианство. На этом месте был построен замок, окружающие земли которого немцы начали активно использовать.
Столицей тевтонских рыцарей стал город Мариенбурґ, польское название - Мальборк. Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 г. Тевтонский орден соединился с остатками военного братства рыцарей Меча (Христоса), тем самым получив власть в Ливонии. Во время захватнического похода на Гданск в 1308 г. было уничтожено почти все польское население, а на захваченные земли прибыли немецкие переселенцы. Таким образом, до конца XIII ст. орден фактически стал государством.
Карточка № 4. Бенедиктинський орден
Орден Святого Бенедикта - самый старший католический монашеский орден, основанный Святым Бенедиктом Нурсийским в VI ст. В 547 г. он основал монастырь Монте-Кассино, который, однако, около 577 был разрушен ланґобардами (позднее он был восстановлен). Монахи при поддержке Папы Римского Григория І Большого разбежались по разным странам, содействуя распространению устава и идей Святого Бенедикта. В скором времени бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, а также других странах Западной и Центральной Европы, а к XI ст. и в Восточной Европе.
Поскольку «Устав Святого Бенедикта» не предусматривал централи
зованих структур, которые объединяли монастыри, к XI ст. те монасти
ри, что использовали бенедиктинский устав, были независимыми. В XIII ст. возникли новые ордены доминиканцев и францисканцев, которые бурно развивались, изменилась структура европейского общества, которое вызвало начал-упадку ордена бенедиктинцев.
Бенедиктинци сделали огромный взнос в культуру и цивилиза
цию западного общества. В эпоху раннего средневековья бенедик
тинські монастыри были главными ячейками культуры в Западной
Европе. Со школ при аббатствах вышли почти все выдающиеся ученые того
времени. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались
старинные рукописи, велись хроники, обучение людям. При монастырях организовывались ярмарки, которые оживили торговлю, больницы и школы. Бене-диктинські монастыри справили сильное влияние на развитие архитектуры: первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, ґотичного - в аббатстве Сен-Дени.
Карточка № 5. Орден францисканцев І
Францисканцы - католический бедствующий монашеский орден, основанный Святым Франциском Ассизьким вблизи Сполето в 1208 г. как братство миноратов с целью проповедывания в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. В 1212г. была создана женская ветвь чина - орден кларисок. В 1223 г. Папа Римский Гонорий ІІІ утвердил устав ордена. Орден францисканцев положил начало установлению бедствующих орденов. В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья (за цветом их одежды), в Франции - как «кордельєры» (потому что они опоясывались верёвкой), в Германии - как «босоногие» (через сандалии, которые они носили босиком), в Италии - как «брать».
Уставом ордена постановляли бедность, проповедь, уход за больными телесно и духовно, полнейшая покорность отцу. Францисканцы были неприятелями доминиканцев и во многих догматичных вопросах. Как духовники государей XIII-XVI ст. они пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были витые иєзуитами. Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции, которая была основана в XIII ст. Францисканца была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арл Ембрене, Центральной Италии, Далмации и Богемии. В 1256 г. пале во предоставило францисканцам право излагать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду; больших мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Ново: времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Миру в странах Востока.
Францисканцы одевались в темно-коричневую шерстяную рясу, в подпоясывалась веревкой, к которой были привязаны чётки, круглые короткий клобук и сандалии.
Карточка № 6. Орден доминиканцев
Доминиканцы (доминикане, «братья-проповедники») - католицко монашеский орден, основанный в 1215 г. в Тулузе (Франция) испанским монахом Святым Домиником.
Традиционным символом Доминиканского ордена была черная собака с белыми пятнами, который держал в зубах горящий факел. Этот и раз возник благодаря игре латинских слов. Монахов часто называли домиканцами (Dотіпісапез), что означало «последователи Доминика», однако, это же слово можно перевести и как «псы Господа» (Dотіпі Сапе) Факел символизировал огонь истины.
Орден был утвержден Папой Римским Гонорием III 22 игру 1216 г. и с 1220 г. объявил себя страждущим, однако обет не дает; В 1227 г. Доминиканцы получили право на повсеместную проповедь и исповедь. Они основали и удерживали университеты в Болонье, Кельне, Оксфорде. Под их влиянием находились богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, и других городов Европы. К доминиканцам принадлежали выдающиеся философы, схоласты (Альберт Большой, Тома Аквинский) и мистики (Мейстер Екхарт, Сейс, Йоган Таулер). В1232 г. для борьбы против еретических движений у ведение ордена была передана инквизиция. Из XIII ст. доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность во многих странах мира, в том числе в Украине. В 1233 г. они основали монастырь под Киевом. В 80-х гг, прошлого столетия доминиканцы имели монастыри в 50 странах мира. Во главе чина стоит генерал, который подчиняется папе. Доминиканцы обнимают важные государственные должности в Ватикане. Сейчас доминиканцы - один из самых влиятельных католических монашеских чинов.
Для закрепления знаний о христианских орденах и чтобы поделиться знанием с учениками всего класса учащиеся определяют дату создания ордена, принадлежность его к монашескому или духовно-рыцарскому.
Духовно-рыцарские ордены
Монашеские ордены
Орден госпитальеров (возник в 1113 г.)
Бенедиктинский орден (возник в VI ст.)
Орден тамплиеров (возник в 1119г.)
Орден францисканцев (возник в 1208 г.)
Тевтонский орден (возник в 1190г.)
Орден доминиканцев (возник в 1215г.)
VІІ. Подведение итогов урока
Рефлексия
Учитель с учениками возвращается к просмотру того слайда презентации, где были объявлены ожидаемые результаты и решает вопрос, все ли они достигнуты.
Подводя итог, учитель акцентирует внимание на ключевых моментах изученного, соотнося их с раньше известными знаниями.
VІІІ. Обобщение новых знаний и умений
Решение исторических задач
-
Первый крестовый поход начался в 1096 году. Сколько лет тому это было?
Ответ: 2009 - 1096 = 913
-
Сколько времени длился период крестовых походов?
Ответ: 1270 - 1096 = 174
-
Когда возник первый рыцарский орден и последний? Сколько лет их разделяет?
Ответ: 1215 - 1113 = 102
ІХ . Домашнее задаНие:
тема 2, §1 пп. 5-9, ответить на вопрос к ним; выписать в исторический словарь новые понятия.
Ученики, которые изъявили желание, получают:
1) поисково-исследовательское задание -
найти материалы и подготовить доклад по теме « Ереси и инквизиция»
2) творческое задание -
проработать соответствующий текст параграфа, написать рассказ по теме «В крестовом походе».