- Учителю
- Конспект ' Родословная моего села'
Конспект ' Родословная моего села'
Разработка классного часа в 8 классе
Тема: Родословная моего села Хохорск
Форма проведения: устный журнал
Цели:
-
Изучение родословной Хохорска, как составной части Готольского рода, племени Булагат , бурятского народа
-
Воспитание чувства сопричастности к истории своего народа, чувства национального самосознания. Воспитание ребёнка на примерах жизни своих предков.
-
Развитие умений и навыков поисковой работы, работы с документами. Развитие умений обобщения, анализа. Развитие навыков публичного выступления.
Разработка классного часа в 8 классе
Тема: Родословная моего села Хохорск
Форма проведения: устный журнал
Цели:
-
Изучение родословной Хохорска, как составной части Готольского рода, племени Булагат , бурятского народа
-
Воспитание чувства сопричастности к истории своего народа, чувства национального самосознания. Воспитание ребёнка на примерах жизни своих предков.
-
Развитие умений и навыков поисковой работы, работы с документами. Развитие умений обобщения, анализа. Развитие навыков публичного выступления.
Оборудование
-
Карта « Усть-Ордынский Бурятский автономный округ»
-
плакат « Знание корней своих- это память о прошлом и забота о будущем» ( Д.С.Лихачёв)
-
плакат « Родословная Хохорска.
План
-
Введение. Слово учителя
-
Легенды о происхождении бурят
-
Племя Булагат
-
Готолов род
-
Происхождение Хохорска
-
8 уруков Хохорска
-
Моя родословная
Домашняя работа
-
поиск материалов к классному часу
-
чтение книг по истории округа
-
составление родословной своей семьи.
Литература
1. С.П.Балдаев « Родословные легенды и предания бурят» Улан-Удэ, 1973
-
История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа .
Под редакцией Л.М.Дамешека, Москва, 1996 г.
1. Сегодня мы поговорим о наших корнях… Как дерево имеет свои корни, так и человек имеет свои корни и чем сильнее корневая система, тем сильнее дерево. Так и человек силён, могуч своими корнями-предками. Недаром академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, которого ещё называют « совесть нашего времени» считает, что: « Знание корней своих - это память о прошлом и забота о будущем». Вслушайтесь внимательно в эти слова , какой глубинный смысл заложен в эти слова. Раньше буряты были обязаны знать в обязательном порядке 7 поколений своих предков ( утха узур или уг гарбал ). Ребёнок 6 -7 лет должен быть уже ознакомлен своей семьёй о своих корнях. Все эти знания давались исподволь, не специально хранителями памяти народной. Первыми людьми, которые знакомили ребёнка с историей, были бабушки и дедушки, благо, что раньше очень часто семьи состояли из 3 поколений: бабушка, дедушка, мама и папа, дети. Из поколения в поколение передавались легенды, сказания, предания, были и т.д. Благодаря Сергею Петровичу Балдаеву эти сведения были собраны в великолепную книгу «Родословные предания и легенды бурят» . Понимание этой книги приходит с годами. Это грандиозный труд, проделанный нашим земляком за многие годы . На основе этой книги составлен наш устный журнал. Первая страница посвящена легендам и преданиям бурятского народа .
Страница 1 « Легенды и предания бурятского народа»
Территория вокруг Байкала - родина бурятского народа. Существует очень много легенд и преданий о происхождении 3-х главных (многочисленных) племён бурят - булагатов, эхиритов, хоринцев. Одна из них: две бездетные шаманки - Асуйхан и Хусыйхан, в прибрежной щели Байкала, нашли рыбу налим и вдохнули в неё жизнь От налима и родился мальчик, которого назвали Эхирит, т.е «рождённый береговой щелью и пёстрым налимом». Шаманки усыновили его, вырастили. Другого мальчика нашли недалеко от Байкала у подножия Саян, лежащим в яме, вырытой порозом. Назвали его Булагатом, т.е. « найденным яме, вырытой быком». Потомки Булагата расселились по реке Ангаре и её притокам.
По другой легенде - мальчики Булагат, Эхирит и Хоридой были дарованы Байкалом за усердие шаманке Ассуйхан. Дети выросли. Однажды Хоридой поссорился с братьями и ушёл на остров Ольхон, где познакомился с девушкой - лебедью. Они поженились и у них родились 11 сыновей , которые стали основателями 11 хоринских родов, живущих ныне в Забайкалье.
Согласно этим легендам родовыми, а затем племенными тотемами стали: у племени Булагат - бык; племени Эхирит - налим; племени Хори - лебедь.
Все эти легенды сводятся к тому, что легендарным предком булагатских родов стал Буха -ноён и его жена Будан-хатан.
Отец Буха - начальник
Мать Будан - госпожа,
Происхождение людей - бурятов
Корень людей бурят…
Страница 2 « Племя Булагат»
Сын Буха -ноёна - Булагат жил в долине реки Куды. У него было 2 сына - Булгак-хара и Булган-хара. Булган-хара был женат на дочери Халак-хана. У него был сын Тугалак. Тугалак со своей женой жил в долине р. Куда между двумя горами - Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Местность была богата травами, в лесах водилось много зверей, в реке Куде много рыбы. У Тугалака было семь сыновей и три дочери. Сыновья занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, дочери помогали дома. Сыновья Тугалака заняли все долины и бугорки реки Куды. Жили хорошо, о потомках Тугалака сложено много поговорок. Например, « Тугалаки долоони тооложи барахабэй, тогониин архи уужа барахабэй» или « Тугалаки долоони тоорогтой»
( потомков Тугалака не пересчитать, их молочную водку не выпить).
Алагуй был старшим сыном Тугалака и его звали Аха ехэ Апагуй или Ама Саган Алагуй. У него было три сына - Готол, Хэнтэбши, Мандабай.
Два младших сына были расторопны и удачливы, а Готол был их противоположностью. Младшие решили поселиться в долине реки Бугульдейка. Там никто не жил, а Готол не поддался уговорам и остался дома.
По другой легенде у Алагуя - шесть сыновей. Два сына поселились в Кударе ( Кабанский район Бурятии), один сын уехал в Мухоршибирь, а два сына поселились в долине реки Бугульдейка. Готол остался дома, а впоследствии переселился в долину реки Ида.
Страница 3 « Готолов род»
Готол был шестым ( по одной легенде), или старшим ( по другой легенде) сыном Алагуя. По преданиям, он был слабосильным, нерасторопным и имел большой живот. Жил он в долине реки Куды., где было очень тесно, не хватало сенокосов, пастбищ. Сородичи Готола разъезжались в поисках лучшей доли. Кроме того, на них часто нападали цэгэнуты. Однажды, лишившись всего, кроме одной тёлки, семья Готола двинулась в долину реки Иды, где, по слухам, было безлюдно и места хорошие. Долина реки Ида в то время представляла сплошное болото и топь, росли кругом берёзы. Они прибыли в устье реки Тарасы и расселились там.
Готол имел трёх сыновей: Тудэ, Тургэн, Тутхэн и дочь Голохан. Сыновья охотились, а дочь занималась хозяйством. Однажды, когда братьев не было дома, пришёл с реки Лена Тогто Мэргэн и пленил Голохан. Братья вернулись домой и незастали дома ни сестры, ни имущества. Они, по расспросам, дошли до реки Лены, до стойбища Тогто Мэргэна и вернули домой сестру и имущество. Голохан, вернувшись домой, родила двух сыновей - Аргасана и Абаши. От потомков Аргасана произошёл Бохан, а от потомков Абаши - село Красная Буреть.
От сыновей Готола произошли готольские роды, проживающие ныне в долине реки Ида, Тараса, Оса и в Алари.
От Тудэ произошёл I Готольский род - улусы Хандагай, Корминский, Кутульский, Дубунский, Бугутуй.
От Тургена произошли II и IV Готольский роды: улусы Нижняя, Средняя Тараса, Орлок в Осинском районе, и Готол Аларский. Орлок и Готол Аларский образовались примерно в 1700 году, когда часть тарасинцев откочевали, боясь гнева некто Амагзая.
От Тутхэна произошёл III Готольский род - улусы Ижелха, Хохорск, Харатирген, Шунта, Заглик, Хондолой и заимки Алса, Байза, Шунгутуй.
Такое разделение на рлды произошло в 1857 году. , до этого был единый род и дарга ( староста). Центр находился в с.Бохан.
Страница 4 « Происхождение Хохорска»
Тутхэн был третьим сыном Готола . Он имел одного сына Таху, зато внуками был богат. У Таху было пять сыновей: Ярбай, Бужедай, Хэрэй, Борши, Базай. Сын Таху Ярбай имел семь сыновей. Дархи был четвёртым сыном Ярбая. Женился он на девушке Белен из Бараева рода, жившего недалеко от Балаганска. Один глаз Дархи потерял на облавной охоте , поэтому получил прозвище Хохор. Дархи был дальновидным человеком и чтобы было привольно ему и его детям, переехал в долину реки Ида и поселился там в пади Байза , на горе Бульдрун, в то время сплошь заросшую лесом. Весной лес горел и пожарище подходило к самому жилищу Дархи и его жены. Белен постоянно упрашивала вернуться обратно в Тарасу. Но Дархи был непреклонен. Он говорил, что места здесь хорошие и потомки будут благодарны. Было это примерно 9-10 поколений назад, т.е. пошло 240-300 лет назад. По прозвищу Дархи _ Хохор - деревня стала называться Хохорск. Ещё Хохорск называют Абгайтан ( Дядин улус). Рано осиротевшие племянники Дархи нашли в Хохорске приют и присмотр. В те времена у бурят ни в коем случае нельзя было бросать на произвол судьбы сирот, стариков и вообще людей, которые нуждались в поддержке и помощи.
Примерно в это же время родственники Дархи поселились недалеко от него под Ижелхинской горой и образовали улусы Ижелха, Хушун, Гергеновский.
Страница 5 « Потомки Дархи»
У Дархи( Хохора) было восемь сыновей - Хайдар, Дарби. Дахатай, Дандагай, Борхео, Буйдан, Буухаяа, Алексей. От них произошёл Хохорский улус, потомки их образовали 8 уруков ( родов) Хохорска. До столыпинской аграрной реформы ( нач.ХХ века) потомки каждого из них жили отдельно, т.е. занимали отдельные участки земли, утуги.
В 1888 году Хохорск разделился на 2 улуса - Нижний и Верхний по случаю выдвижения 2-х кандидатов на должность улусного старшины. Хайдартан и Дарбитан образовали Нижний Хохорск, а потомки остальных сыновей - Верхний Хохорский улус.
Страница 6 « Родословная моей семьи»
Эта страница посвящена родословным семей детей.
Домашнее задание
-
Продолжить поисковую работу по истории Хохорска.
-
Начать работу по сбору материалов о знаменитых людях нашего села.