7


  • Учителю
  • Урока по истории для 10 класса по теме «Динамика нравственности и духовности в древних обществах»

Урока по истории для 10 класса по теме «Динамика нравственности и духовности в древних обществах»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Нравственное воспитание занимает важное место в процессе обучения им воспитания в настоящее время, поэтому необходимо и интересно продемонстрировать динамику развития нравственности в древних обществах. Как складывались правила поведения в антич
предварительный просмотр материала

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА.


Преподаватель: Николаева Н.В.

Предмет: история

Класс: 10

Тема: Динамика нравственности и духовности в древних обществах


Субкомпетенции:

  1. Объяснение изменений и причин изменений изучаемого периода- периода античности.

  2. Использование исторических источников, отбор информации из различных источников для аргументирования собственного мнения.

  3. Критический анализ различных мнений относительно изменений в период античности по вопросу динамики нравственности и духовности.


Операциональные цели:

  1. Использовать полученную информацию для внесения записей в логическую схему, дополняя данные схемы.

  2. Уметь изучать различные материалы и тексты, анализировать полученную информацию для определения сравнительной характеристики различных религиозных пантеонов и религиозных учений.

  3. Выявлять причины, оказывающие влияние на изменения, происходящие в динамике нравственности и духовности.

  4. Обобщать полученную информацию по вопросам, касающимся развития нравственности и религиозной системы.

  5. Определять значение появления религий спасения и мировых религий.

  6. Проявлять толерантность в обсуждении вопросов и проблем, предлагаемых в ходе изучения темы.


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.


Дидактические ресурсы:

Материальные:

  1. Раздаточные материалы: учебные тексты: Брахманизм. Джайнизм. Индуизм. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. Зороастризм. Иудаизм; материалы для изучения: Египетский пантеон. Шумерский пантеон. Греко-римский пантеон.

  2. Учебное пособие: В.Хачатурян. «История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века». 10-11 кл.

  3. Историческая карта: «Рост государств в древности».

  4. Логические схемы (см. Приложения 1, 2).

  5. «Учение Конфуция - правила человеколюбия», Библейские афоризмы, Пифагоровы нравоучительные правила. (Приложение 7).


Временные: 90 минут


Дидактические технологии:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.


Методы: «Знаю - хочу знать», Brainstorming, «Головоломка», «Сотрудничество», «Круглый стол», «Аквариум», «Коллективная скульптура», Sinquain, эвристический, исследовательский, прогнозирование, конспектирование, систематизация, составление логической схемы, постер.


Оценивание: вербальное, индивидуальное, самооценивание, взаимооценивание.


План урока:

Этапы урока

Операционные цели

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)


Временные ресур-сы

Оценивание



I. Вызов.


1. Орг-момент

Связь с изучен-ным мете-риалом

1. Определить -

что знаем - что хотим знать?

Какие дополнения возможны в данной логической схеме.

Объявление темы урока.

Активизация класса на работу на уроке - внимание на логическую схему

(Приложение 1.)

Прозводящее хозяйство:

- как шел процесс формирования нравственности?

- кто направлял процесс формирования нравственности?

- что оказывало воздействие на утверждение производящего хозяйства?

- под влиянием каких факторов осуществлялось разделение на материал. производство и духовную жизнь?

- на какие группы разбивается духовная жизнь - жрецы, философы, учителя, служители искусства (архитекторы, танцоры, скульпторы, музыканты)

Отвечают на вопросы. Вносят дополнения в схему. Вносят записи в тетради в заготовленную схему в тетрадь.

Метод «Знаю - хочу знать»,

Направляемая дискуссия.





10 м.

Вербальное

2. Опреде-лить и записать в тетрадь: какие кате-гории служи-телей дух. жизни толко-вали нрав-ственность?

Объяснение с опорой на знания учащихся.

Нравственность толковали:

1.жрецы - увязывали этич. нормы с заветами богов.

2.правоведы - возводили прежн. правила в ранг норм права (их соблюдение подкреплялось силой государства)

3.учителя - обучали молодое поколение своду правил поведения.

4.философы - толковали смысл этических норм.

изменение правил поведения в обществе

Вносят записи в тетради, допол-няя логическую схему.

Метод «Мозговая атака».




3 м.

Вербальное

Этапы урока

Операционные цели

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)


Временные ресурсы

Оценивание

II. Осмысление

Изучение новой темы.

Составление посте-ра

3. Проработать материал о Египетском, Шумерском и Греко-римском пантеоне.

Раздает материал для изучения.

(Приложения 3, 4)

Предлагает внести данные в таблицу:

Егип. пан-теон

Шу-мер. пан-теон

Греко рим-ский пан-теон

Ученики в парах изучают предло-женные матери-алы + переносят заготовку таблицы в тетрадь.

Метод «Голо-воломка». Конспектиро-вание.

Системати-зация.



4 м.


Вербальное

4. Составить постер Египетского и Шу-мерского пантеонов (кр. хар-ку). Найти сходства и отличия.

Руководит защитой мнений учащихся.


Вносят данные в таблицу. Участвуют в дискуссии.

Примерный ответ:

Египетский Шумерский

Пантеоны:

- вера связана с жизнью и деятельностью;

- политеистич .религия;

- зависимость представ.

общества от религии;

- религия тесно связана с нуждами политич. власти;

- обожествление власти;

- док-ва, что человек произошел от разных составн. природы;

- борьба жречества и

представителей власти.

Эвристичес-кий метод.



5 м.

Вербальное

Индивиду-альное.

5. Составьте прогноз о результатах борьбы жрецов с царями и соотнесите его с реальными событиями.

Дополняет предложения учащихся.


Вносят данные в таблицу.

Метод «Нап-равляемая дис-куссия» + минилекция с конспектиро-ванием.



6 м.


Примерный ответ:

Египет

Месопот.

Аменхотеп IV (Эхнатон)-

Политическая реформа = попытка уменьшить силу жрецов. Атон - над др. богами

Хаммурапи - религиозная реформа. Мардук - «верх.» божество = усиление роли царя.


6. Определить черты Греко-римского пантеона - составить постер.

Руководит составлением постера.

Предлагают и вносят ин-формацию для внесения в табл.

Метод «Направляе-мая дискуссия».

Постер.



5 м.


Примерный ответ: Греко-римский пантеон

Политеистическая религия.

Соединение греческих божеств с римскими.

Антропоморфность греческих богов.

Боги + герои-полубоги у греков.

Римляне - почитание чужих богов из др.стран.

Наиболее близкой к человеческому обществу - религия греков.

Этапы урока

Операционные цели

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)


Временные ресурсы

Оценивание




Записи в логи-ческой схеме.

7. Обобщить полученную информацию для внесе-ния в схему.


Осушествляет дополнение логич. схемы, ведя записи на доске.

(Приложение 2)

Осуществляют обобщения о развитии мифо-логич. религии и вносят записи в тетради в логич. схему.

Примерный ответ:

1. человек - часть природы

2. природа наделена человеческими чертами.

3. обожествление природных явлений

4. существование образа потустороннего мира.

Метод Brainstorming.

Составление логической схемы.

3 м.


8. Отметить факторы, оказавшие влияние на революц. переворот в дух. жизни I тыс.до н.э.

Дополняет логическую схему на доске.

Осуществляют записи в тетрадях.

Примерные записи:

* развитие письменности

* возникновение логической мысли;

* научные знания;

* развитие гос. власти;

* появление мир.держав.

Метод Brainstorming.

2 м.



Изуче-ние Рели-гий Спасе-ния

9. Проработать материал о различных

религиях спасения в минигруппах из 4-х человек.


Раздает материал группам учащихся:

- брахманизм,

- джайнизм,

- буддизм,

- индуизм,

- даосизм,

- конфуцианство,

- зороастризм,

- иудаизм.

(Приложения -5

(1-8).

Каждый член группы изучает свою информацию о религии спасения.

Метод «Голо-воломка».




3 м.


Наблюде-ние.

Оценива-ние деятельнос-ти групп.

10. Обсудить в группе предлагае-мые вопросы


Акцентирует внимание четверок на обсуждение вопросов:

1.почему - религии спасения?

2.какие нормы этики проявляются в религиях спасения?

Обсуждение вопросов до достижения консенсуса.

Метод «Сот-рудничество».



2 м.

Этапы урока

Операционные цели

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)


Временные ресурсы

Оценивание



Нравственные нормы в Рели-гиях Спасе-ния

11. Назовите нравствен. нормы, проявляю-щиеся в Религиях спасения.

Следит за защитой мнений групп.


Вносят записи в концептуальную таблицу под диктовку.

Примерная запись

(Приложение 6).

Метод «Аквариум».


13 м.


12. Обобщите информацию - почему данные ре-лигии названы религиями Спасения?

Руководит по-ступлением предложений от групп.

Участвуют в дискуссии от группы, вносят записи в тетради.

Метод «Направляе-мая дискус-сия»


3 м.


Примерные записи:

1.освобожд. от страданий, неуверенности в себе и неудовлетворенности собой.

2.предлагают решение разных проблем.

3.освобожд. от страшного мира.

4. разрешают социальные и политические противоречия.

5. помогают победить зло.

13. Обобщить информацию о религиях спасения для внесения в логич. схему.

Записывает обобщения на доске.

Осуществляют записи в тетрадях.

Примерная запись:

* новая система пред-ставлений о мире;

* нравственная система координат;

* религиозная этика;

* омолаживание цивилизации.

Метод Brainstorming.



3 м.




Формирова-ние Миро-вых рели-гий.

14. Попробуйте указать - какие религии стали мировыми?

Отводит стрел-ками от религий спасения - какие мировые.

Буддизм, иудаизм + появление христианства.

Вносят предложения.

Следят за показом по карте.

Систематиза-ция.



1 м.


15. Определить причины формирова-ния мировых религий.

Комментирует предложения учащихся.

Участвуют в дискуссии и вносят записи в тетрадь.

Эвристичес-кий метод.



5 м.


Примерные записи:

1. возросло население.

2. возрастает недовольство угнетаемых масс.

3. темпы производства замедлились.

4.проявляется нерентабельность труда рабов.

5. создание Мировых держав.

6.разложение морали господствующих слоев общества.

7. стремление найти общие дух. интересы внутри мир. держав.



Этапы урока

Операционные цели

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)


Временные ресурсы

Оценивание



Значе-ние появления христианства.

16. Отметить значение появления и распространения христианства

Называет стра-ницу текста в учебнике «История мировых цивилизаций».


Чтение раздела в учебнике «Культура эпохи империи».

Исследовательский метод.


2 м.

17. Назвать элементы значения появления и распространения христианства

Комментирует высказывания уч-ся и руководит записью в тетрадях.


Участвуют в дискуссии и ведут записи в тетрадях.

- обращалось к любому человеку;

- требование человеч-ности;

- утверждало этические нормы поведения;

- ориентация на само-совершенствование

Фронтальная дискуссия.

6 м.



III. Рефлексия

Закрепление изученного материала.


18. Обобщить процесс динамики нравственности.

Предлагает уч-ся называть составные части Древа нрав-ственности и отмечает их на листе, на кот. нарисовано схематично Древо.

Учащиеся называют элементы, способствующие росту Древа нравственности в древних обществах. Далее «веточки» - заполняют, записывая по очереди на листе.


Метод

«Коллективн. скульптура» + метод «Кругл. стол».


10 м




IV. Экстензия

19. Написать 5-ти строчное стихотворе-ние по теме.

Напоминает правила написания Sinquain.


Написание 5-ти строчного стихотворения Sinquain.

В ходе выпол-нения задания - учащиеся выс-тавляют оценки друг другу.

Метод SINQUAIN.


6 м.

Приложение 1.


Материальное

производство

Присваивающее Производящее

хозяйство хозяйство

Духовная Жрецы

жизнь Философы

Учителя

Архитект.

Скульпт.

Танцоры

Музыкант

__________

Нравственность

Приложение 2


ДИНАМИКА НРАВСТВЕННОСТИ


Мифологич. ? Религии ? Мировые

религии спасения религии

? ? ?

Приложение 3.

Египетский пантеон

Шумерский пантеон

Месопотамия: Аккад, Вавилония,

Ассирия

Бог солнца - Ра

Бог воздуха - Шу

(сын бога Ра)

Богиня неба - Нут

(дочь Шу)

Бог земли - Геб

(сын Шу, муж Нут)

Бог плодородия - Мин

Бог пустынь, бурь, непогоды - Сетх (Сет)

Бог луны - Хонсу

Бог воды - Себек

Богиня-матерь - Баст -Владыка мертвых -

Осирис

Богиня материнства -

Сохмет

Бог мертвых - Анубис

Бог музыкантов - Ихти

Богиня любви, красоты и радости - Хатхор

Матерь солнца, богиня охоты, войны - Нейт

Богиня справедливости и истины - Маат

Бог мудрости - Тот


Бог-гончар - Хнум

Богиня охотников -

Сатис

Священные животные:


Бык


Осел, Свинья,

Гиппопотам

Крокодил

Кошка


Львица

Шакал

Корова

Павиан, птица - Ибис

Баран

Боги Египта имели своих свя-щенных живот-ных. Такая фор-ма религии наз.

Зоолатрией


4 бога создателя


Ан(Ану) Энлиль Энки Нинлиль

Бог неба Бог созда- Богиня

воздуха тель любви и

Ки людей плодородия

Богиня и цив. охр. Посевы

Земли сыновья:

Син - лунный бог

Уту (Шамаш) - бог солнца


Инанна - богиня планеты Венеры

Иштар - богиня земного плодородия и

Любви


Син, Шамаш и Инанна - верховная

триада божеств

Мардук - бог покровитель новой столицы

Вавилон

Тиамат - богиня первобытного океана


Бог Лахар - создал овец и коз

Богиня Ашнан - опустила в землю первые

зерна








Приложение 4.

Греко-римский пантеон

Греция

Рим

Зевс - громовержец - бог грозы и

молнии

Юпитер - бог грозы и света

Гера - царица богов, защитница

семьи и любви между мужем и

женой

Юнона - богиня брака и

Материнства

Деметра - богиня плодородия земли

Цецера - богиня произрастания и

созревания злаков

Персефона -богиня пахоты и урожая

Прозерпина (Либера)

Посейдон - бог морей и всех

водоемов

Нептун - бог шторма и ветра на море

Гелиос - бог солнца, несет тепло и

Жизнь

Соль

Апполон - бог солнечного света,

муз, покровитель дорог,

путников и мореходов

Сатурн - бог времени, бог земледе-

лия, виноградарства

Артемида - покровительница охоты,

Богиня растительности и

Плодородия

Диана - покровительница простых

людей, богиня-охотница

Пан - бог лесов, полей, стад

Сильван - бог лесов

Гефест - бог огня и кузнечного

Ремесла

Вулкан - бог-кузнец

Гермес - вестник богов, покровитель

торговли, послов и путни-

ков дорог

Меркурий

Дионис (Вакх) - бог плодоносящих

сил, растительности, вино-

градарства и виноделия

Либер (Бахус)

Афина - богиня мудрости и справедливой войны, покровительница героев, зашитница порядка и справедливости

Минерва

Арес - бог несправедливой войны,

олицетворяет коварство и

вероломство

Марс - бог войны и растительности

Афродита - богиня красоты и любви

Венера

Гея - мать земли и сама земля


Ника - крылатая богиня победы

Виктория - богиня победы

Тихе - богиня счастья и удачи

Фортуна

Уран - олицетворение неба - его сын

Кронос


Сатурн

Населявшая мифический Олимп семья богов была построена по типу общины с развитым разделением труда.Боги ссорились между собой, вступали в браки со смертными, заботились о своих детях.

Не имели общего жилища ни на небе, ни на земле. Местами обитания каждого бога были священные рощи - дубовые и буковые

Приложение 5 - 1


Брахманизм

Брахманизм - прямой наследник ведической религии. Однако брахманизм - явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от системы вед. Появление в северной Индии сложных социальных структур и прогосударств привели к заметному расслоению общества - появились сословия-варны: брахманов, кшатриев, вайшья, шудр. Сословие жрецов заняло ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов в поздневедический период были составлены и так называемые брахманы - прозаические тексты, содержащие ритуальные и мифологические пояснения и комментарии ко всем четырем ведам. Время составления этих брахман - X-VII вв. до н.э. Тесная связь между жрецами-брахманами и текстами-брахманами естественна и неоспорима: именно жрецам принадлежало право комментировать веды. Брахманы-жрецы, брахманы-тексты, наконец, появление идеи верховного Брахмана-абсолюта, повлекшей за собой усиленную философскую разработку кардинальных проблем бытия и мироздания, - все это привело к формированию брахманизма, религии древних брахманов.

Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Согласно брахманам-комментариям, существовали четыре формы платы: золотом. Быками, лошадьми и одеждой. Сами брахманы должны были свято блюсти также четыре основных принципа: быть подлинно брахманского происхождения, вести себя подобающим образом, учиться и блистать ученостью, помогать людям, т.е. совершать для них обряды жертвоприношений.

В брахманах-комментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и качеством жертв - с другой: жертвенная еда - это и есть пища бессмертия.

…Все то, что воспринимается чувствами и находится в постоянном изменении - не реально, т.е. непостоянно, непрочно, не недвижно, не вечно, хотя оно является феноменальным. Зато за всем феноменальное, суть которого лишь внешнее проявление, скрывается реальное, стоящее выше атрибутов и качеств. Эта реальность и есть Брахман, Атман, Тот, вечность и бесконечность, первопричины феноменального мира, Вселенной. Вот почему для истинного мудреца важно проникнуть к Абсолютной Реальности. У Абсолютной Реальности есть три первоосновы: Пространство (феноменальное проявление материи), Движение (феноменальное проявление энергии) и Закон (феноменальное проявление любых закономерностей бытия). Отчуждение этого мира от первоисточника, от реальных первооснов вел к тому, что этот мир, на самом деле иллюзорный, порождал всякого рода неуверенность, страдания, неудовлетворенность. Тот, кто постигал это уходил от иллюзорного мира. Только отказ от всего материального, сосредоточение на всем духовном, растворение в Едином, в Брахмане, в Абсолюте, открывали перед ним путь к спасению, т.е. давали освобождение от цепи перерождений.

Верховный бог Брахма - создатель всего. Он - «перворожденный», он - «высочайший», он - «владыка сущего», он «подобен тысяче солнц».

Приложений 5 - 2


Джайнизм


Оформлений джайнизма связывается с именем Махавиры Джины, жившего в VI в. до н.э. Родившись в семье кшатрия, Махавира и тридцать лет ушел из семьи, вступил на путь аскезы и, познав через ряд лет истину, «прозрел», после чего стал проповедывать свое учение. Учение джайнов исходило из того, что дух, душа человека безусловно выше его материальной оболочки. Достичь мокши (освобождения) - цели джайнов - значит освободить душу от материи при этом джайны считают материальной и карму, воспринимая ее как основу, к которой прилипает вся остальная, более грубая материя. Связи душ с кармой сложны, но в любом случае губительны именно для душ. Освободиться от кармы нелегко. Она всегда опутывает человека. Постоянно притекает к нему вновь и вновь. Первая задача джайна - осознать это и сделать все, что в его силах, для прекращения этого притока. Чтобы добиться этого, нужно, следуя советам наставника, получить необходимые познания и выработать определенные нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа идущего к осуществлению цели джайна сможет постепенно обеспечить истощение, а затем и отпадение всей остальной кармы. И только после устранения этой веками накопленной кармы джайн может рассчитывать на достижение мокши.

Опираясь на истинную веру и истинное знание, члены общины джайнов, миряне, принимали на себя пять основных обетов: не причинять вреда животному, не красть, не прелюдействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым в речах. К этим пяти основным прибавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведшие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни, к строгости жизненного распорядка (один день в месяц миряне должны были проводить как монахи-аскеты). В рамках джайнской общины всегда существовало довольно четкое внутреннее членение. Касты у джайнов существовали, однако не запрещались межкастовые браки, не было пищевых запретов, ограничений в контактах. Представители жреческих родов выделялись среди обычных джайнов-мирян не только своей причастностью к власти, авторитету, знаниям, текстам, но и более строгим исполнением обрядов и запретов, большим приближением е идеалу, цели, т.е. мокше.


Приложение 5 - 3


Буддизм


Появление буддизма легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известного миру под именем Будды, Просветленного. Сын князя, Сиддхарта Гаутама родился в VI в. до н.э. он отличался необычайным умом и способностями, Гаутама заметно выделялся среди своих сверстников. Ему было предсказано мудрыми старцами необыкновенное будущее. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Незаметно Гаутама вырос, затем женился, у него родился сын ничто не омрачало его счастья. Но вот как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Эти 4 встречи, повествует легенда, коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Он узнал, что в мире существуют болезни, несчастья, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрил голову, облачившись в грубые одежды, он начал странствовать, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, стараясь искупить юные годы роскошной и беззаботной жизни, стремясь познать великую истину. Так прошло около 7 лет.

И вот, сидя под деревом познания, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал 4 священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти 4 истины Гаутама стал Буддой, Просветленным.

Учение Будды: жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение.

Развивая свое учение, Будда разработал подробный - 8-ступенчатый путь, метод постижения истины и приближения к нирване: 1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти). 2. Истинная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления). 3. Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу - речь должна быть правдивой, доброжелательной). 4. Праведные дела (следует избегать недоброжелательных поступков, сдерживаться и делать добрые дела). 5. Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому). 6. Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе). 7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло - от нашей плоти).8. Истинное созерцание (следует постоянно и терпелдиво тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).

Неудивительно, что проповедь Будды имела успех.

Приложение 5- 4


Индуизм


В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления возник индуизм. Постепенно из множества богов на передний план вышли новые божества, точнее, новые ипостаси все тех же древних, чуть модифицированных богов, которые были давно известны, но обрели новую жизнь и высочайший престиж именно в рамках заново складывающейся религиозной системы индуизма. Важнейшими из многочисленных богов считаются трое (тримурти) - Брахма, Шива, Вишну. Эти трое в системе индуизма как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции - созидательную (Брахма - создатель и правитель мира), разрушительную (Шива - грозный носитель разрушительной энергии, которая и созидает, и разрушает) и охранительную (Вишну - спасает людей от разных бедствий, например от потопа). На деле это не вполне так, функции их подчас совпадают. Эти три бога образуют неразрывное единство, тем не менее каждый из этой троицы имел свое лицо, характер, свою сферу действий.

Брахма как непременный, даже первый член тримурти был необходим - без него ничего бы не было. Однако его заслуги перед миром живого, перед человеком, перед индийцами считались не слишком значительны. А иных функций и достоинств у этого бога не было. Соответственно Брахма не очень-то и почитался. Брахма в индуизме остается кем-то вроде брахманистского абстрактного Брахмана.

Подавляющее большинство индуистов делится на шиваитов и вишнуитов.

Главной функцией Шивы считается разрушительная (бог смерти, разрушения, изменения), что частично связано и с тем, что Шива - покровитель аскетов, стремящихся к такому разрушению и изменению. Однако практически в культе Шивы на передний план вышел созидательный момент: культ жизненной силы и мужского начала. Шива считается также и грозой демонов, в битвах с которыми он не раз проявлял чудеса героизма

Культ Вишну имел иной характер. Он прост и максимально близок людям, особенно склонным к эмоциональному восприятию божества. Он миролюбив, но склонен к проказам. Нежная женская любовь, возвышенная и самоотверженная, символизирует отношения Вишну и его супруги Лакшми.

Приложение 5 - 5


Даосизм


Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы, который считается легендарной фигурой. Легенды повествуют о его чудесном рождении - мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его - «Старый ребенок», хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие «философ», поэтому его имя можно переводить как «Старый философ». Лао-цзы уходит из Китая, идя на запад он любезно согласился оставить смотрителю свое сочинение Дао-дэ цзин.

В трактате Дао-дэ цзин (IV-III вв. до н.э.)излагаются основы даосизма. «Книга о путях к добродетели»выносится суровый приговор наличному бытию, современности. Мир страшен.действительность враждебна человеку. Счастье, блаженство, гармония существовали когда-то в прошлом, в утерянном золотом веке. Высшей целью даосов было уйти от страстей и суетности жизни к простоте и естественности.

Лао-цзы пытается философски объяснить мир, найти его первопричины. По его представлениям, это туманное Дао (путь), непостижимое, недоступное человеческому разумению, высшее владычество, естественный закон всего сущего, которому подчиняется вся природа и должно подчиняться человеческое общество и отдельная личность. Все, что нарушает этот закон (Дао), обречено на гибель но так как этот закон непостижим и его нельзя не исправить, ни изменить, то что остается делать человеку? - не мудрствуя лукаво, подчиняться ходу вещей, иначе говоря, не вмешиваться в судьбы мира. Вторая часть учения Лао-цзы провозглашала идею отрешенности человека от суеты сует мира, идею нравственного покоя.

Образованные верхи китайского общества чаще всего обращались к теориям даосизма, к его древнему культу простоты и естественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Необразованные низы искали в даосизме иное. Их прельщали социальные утопии с уравнительным распределением имущества при жесточайшей регламентации жизненного распорядка.

Приложение 5 - 6


Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.) родился в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы в качестве эталона для подражания должен был обладать 2 важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятии гуманность (жень) по Конфуцию включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям . Жень - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Настоящий цзюнь-цзы должен обладать еще и чувством долга. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность, искренность (чжен), благопристойность и соблюдений церемоний и обрядов (ли). Конфуций сформулировал основы того социального порядка, который хотел бы видеть: все в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство, а знания и добродетели, а точнее - степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого. Одной из важных основ социального порядка по Конфуцию было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение воле старшего , его слову и желанию - это элементарная норма для младших и подчиненных, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана или семьи. Почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.

Основу учения Конфуция составляет древняя идея идеального правителя. Именно этой идеей, выгодной правящей знати и притягательной для обесдоленных людей, и были сильна позиция конфуцианства. В учение Конфуция входит понятие нравственного совершенствования личности. Высшее совершенство необходимо личности правителя. Правитель - неизменный центр, он выше треволнений толпы, он пребывает как бы над человеческими страстями и потому, очевидно, осуществляет высшую беспристрастную справедливость.


Приложение 5 - 7


Зороастризм


Зороастризм - религия древних иранцев. Священная книга зороастризма - «Авеста». Это учение пророка Заратуштры (Зороастра), который жил и проповедовал в VII-VI вв. до н.э. Зороастр - личность легендарная. Мало известно о его происхождении (по некоторым сведениям, он был родственником персидских царей), жизни и деятельности. В центре религиозной системы - этика, а основанные на ней принципы являются основными критериями.

Суть учения сводится к тому, что все сущее делится на 2 полярно противоположных лагеря - мир добра и мир зла, силы света и царство тьмы. Мир света, добра и справедливости непрерывно борется и миром тьмы и зла, борьба идет не на жизнь, а на смерть. Агура-Мазда - олицетворения добра и справедливости, ей помогают в борьбе духи чистоты и добра; Ангра-Майнью - тьма и зло, ей помогают силы зла. Духи добра - сила созидательная, духи зла - сила разрушительная. Зороастр как бы обращался к человеку с призывом стать лучше, чище, отдавать все свои усилия и помыслы борьбе с силами тьмы и зла, со всякой нечистью. Люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе со всеми, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступления. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что зло и страдания зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами своего счастья. А для борьбы со злом человеку необходимо прежде всего очиститься, причем не столько даже духом и помыслами, сколько телом.

В зороастризме проявляется пророческое обращение в будущее, учение о конце мира, о «страшном суде», а также о пришествии мессии, своеобразного воплощения Заратуштры, который призван будет спасти человечество и тем способствовать окончательной победе Агура-Мазды над силами зла.

Приложение 5 - 8


Иудаизм


Возникла в I тыс. до н.э. в Палестине. В 13 веке до н. э. кочевые племена западных семитов бежали от египетского фараона и объединились вокруг общего культа бога Яхве. Поклонение Яхве не исключало и культы других божеств. После возникновения в конце 11 века до н.э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон построил Яхве храм в Иерусалиме. При разделении царства в 10 веке до н.э. на северное - Израильское и южное - Иудейское, храм сохранил значение для южного царства.

В складывании иудаизма важнейшую роль сыграло пророческое движение в 9-8 веках до н.э.. С 8 века до н.э. проповеди пророков записывались. Возникла концепция договора («Завета») между израильскими племенами и Яхве.

Заключение договора (завета) с богом предполагало исполнение заповедей бога , которые были начертаны на скрижалях (каменных плитах). Заповедей всего 10:

  • Народ должен поклоняться единому богу;

  • Не следует повторять имя бога без особой надобности;

  • Не надо творить себе кумиров;

  • Шесть дней работай, а на седьмой отдыхай;

  • Почитай отца твоего и мать твою;

  • Не убивай;

  • Не прелюбодействуй;

  • Не кради;

  • Не произноси ложного свидетельства;

  • Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Вся история теории иудаизма нашла свое отражение в Библии, в ее Ветхом завете. Ветхо-заветная часть библии состоит из ряда книг: знаменитое Пятикнижие, присываемое Моисею («Бытье», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»). Пятикнижие по еврейски тора, это наиболее почитаемая часть Ветхого завета. Вслед за Пятикнижием в библии помещены книги судей и царей израилевых, книги пророков и другие сочинения.

Библия -прежде всего церковная книга воспитывающая в читателях слепую веру во всемогущество бога, в его всесилие, в творимые им чудеса. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также, говорящим от его имени жрецам и пророкам. В текстах Библии немало глубоких раздумий о мироздании и первоосновах бытья, об отношениях между людьми, о моральных нормах и социальных ценностях.

Богоизбранические мотивы иудаизма сыграли немалую роль в истории и судьбах еврейского народа. Убежденная вера в свою исключительность, избранность, способствовала выработке приспособляемости, когда еврейское государство перестало существовать.

Приложение 6.

РЕЛИГИИ СПАСЕНИЯ


Индия

Китай

Персия


Брахманизм

X- VII вв до н.э.

Джайнизм

VI в.до н.э.

Индуизм

Буддизм

VI в. до н.э.

Даосизм

IV в. до н.э.

Конфу-цианство

VI-V вв. до н.э.

Зоро-астризм

VII-VI вв. до н.э.

Иудаизм

XII-VII вв. до н.э.

Подоба-ющее

поведе-ние,

учение, помощь людям, духов-ность

Нормы поведе-ния,

сокращен.

удоволь-ствий и наслажде-ний, стро-гость жизненного рас-

порядка.

Стремле-ние к жизни, возвы-шенная любовь

Ограни-чение страсти и стрем-лений, доброже-лательная речь, де-лать доб-ро, гнать все злое.

Нравств.

покой, слияние с прир., реглам. жизнен. распоряд-

ка.

Скром-ность, справед-ливость, сдержан-ность, бескорыс-тие, долг, гуманн., благопри-стойность

доброде-тель, по-виновен. и почи-тание к старшим.

Борьба со злом, честн.,

верност,

осужд. воров-ства, злосло-вия и преступ-ления.

Труд, почита-ние ро-дителей, не со-верш. преступл.

не лгать,

не прелюбо-действо-вать


Приложение 7.


Учение Конфуция -

правила человеколюбия


Если человек почтителен, то его не презирают.

Если человек обходителен, то его поддерживают.

Если человек правдив, то ему доверяют.

Если человек сметлив, то он добивается успехов.

Если человек добр, он может использовать других.

БИБЛЕЙСКИЕ АФОРИЗМЫ


  1. Что ненавистно тебе самому, того не делай

никому (тов.4,15).

  1. Лучше малое со справедливостью, нежели

многое с неправдою (Тов. 12,8).

  1. Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие (Прит. 3.30).

  2. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета - сын разумный, спящий во время жатвы - сын беспутный (Прит. 10, 4-5).

  3. Доброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота

(Прит. 17,14).

  1. Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих (Сир. 4,33).

  2. Друг не познается в счастье, а враг не

скроется в ненастье (Сир. 12,8).

ПИФАГОРОВЫ НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

«ПОУТРУ СПРАШИВАЙ СЕБЯ: ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? ВВЕЧЕРУ: ЧТО Я СДЕЛАЛ?

СЫЩИ СЕБЕ ВЕРНОГО ДРУГА: ИМЕЯ ЕГО, ТЫ МОЖЕЩЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БОГОВ.

НЕ ПОЧИТАЙ СЕБЯ СВОБОДНЫМ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ПРОПИТАНИЕ ТВОЕ НЕ БУДЕТ

ЗАВИСЕТЬ ОТ ТЕБЯ САМОГО.

ВО ВСЕ ТЕЧЕНИЕ ТВОЕЙ ЖИЗНИ ПРЕБУДЬ ТРЕЗВЫМ…

ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ДЕЛО СВЯТОЕ: НЕ ДЕЛАЙ ОНУЮ ПРЕДМЕТОМ ОБЩИХ РАЗГОВОРОВ.

НЕ ДЕЛАЙ ВЫГОВОРОВ ТВОЕЙ ЖЕНЕ ПРИ ТВОИХ ДЕТЯХ.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПЕРЕЖИТЬ САМОГО СЕБЯ И БЫТЬ В ПОЧТЕНИИ У ПОТОМСТВА, ТО

ОСТАВЬ ПОСЛЕ СЕБЯ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЕ СЕМЕЙСТВО И ХОРОШУЮ КНИГУ.»

(Опубликованы в петербургском журнале «Любитель словесности», 1806г.)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал