7


  • Учителю
  • Статья и презентация по истории на тему 'Спаси и сохрани' (8-11 классы)

Статья и презентация по истории на тему 'Спаси и сохрани' (8-11 классы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Спаси и сохрани землю Русскую от огня, меча, нашествия
иноплеменных» (православные иконы на защите Отечества)

Килдегушева Нурия Мухаметовна,
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ д. Алексеевка Уфимского района

Несмотря на большое количество работ о победе над наполеоновской Францией, вряд ли можно заявить со всей определенностью, что история Отечественной войны 1812 года изучена достаточно полно. Одним из малоизученных является вопрос о роли русской православной церкви в истории войны. В романе "Война и мир"Л.Н. Толстого есть такие строки: "Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга".Со времен раскола христианского мира в 1054 году на православие и католичество Запад неоднократно пытался покорить Восток. В 1410 году в Грюнвальдской битве благодаря Руси был остановлен "натиск на Восток" рыцарских орденов (Тевтонского и Ливонского). Л.Н. Толстой рассматривает наполеоновские войны как очередную попытку католического Запада (теперь уже в лице масонской Франции) подчинить себе православный Восток. С этой точки зрения, победа в Отечественной войне 1812 года рассматривается как спасение многоконфессиональной России от католического господства и поэтому вклад православной церкви в эту победу приобретает особый смысл.
Жизнь верующего православного человека трудно представить без иконы. Иконы, способные творить чудеса, назывались чудотворными. После принятия Русью православия из Византии сложилась русская школа иконописи. Тяжелый удар по русской иконографии был нанесен в результате церковного раскола: русских икон стало меньше, иконы писали немцы, старообрядцы спасались бегством на окраины государства и уносили свои иконы. Новый удар по иконописи был нанесен при Петре I,который поставил православную церковь под контроль государства, создав духовную коллегию - Синод. ЕкатеринаII провела секуляризацию церковно - монастырских земель. К концу XVIII русская иконописная традиция почти пришла в упадок.
С началом Отечественной войны 1812 года возрастает роль православного духовенства в консолидации слоев населения в борьбе против врага. Самой почитаемой иконой является Божья Матерь, с которой необыкновенным образом связана судьба русского народа в самые страшные и опасные моменты его истории. В годы Отечественной войны 1812 года для благословления защитников России использовались икона Божьей Матери "Владимирская", икона Божией Матери "Смоленская", икона Божьей Матери "Донская", Калужская икона Божией Матери, Иерусалимская икона Божией Матери, Казанская Икона Божией Матери. Так сложилось исторически, что отношение к Богоматери православных и католиков отличается. Если для католиков Мадонна- прекрасная, гордая дева с божественным младенцем на руках, дарящая милость людям, то православные видят в Богородице, прежде всего мать - страдающую, милосердную, простирающую свою любовь и заботу на всех божьих сыновей и дочерей. Неслучайно издавна на Руси считали Богородицу заступницей, защитницей, спасительницей земли Русской. Существует около 400 различных изображений Пресвятой Богородицы.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для обновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 году - каменная. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа. Икогда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой святой образ заступалась и подкрепляла, вела к спасению, и люди взывали к ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианам спасение!»
Владимирская икона Божией Матери - икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий. По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский выкрал и вывез Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе. При нашествии французов в 1812 году, в период отступления русской армии и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир 2 сентября, а 20 октября уже вернулась в русскую столицу. Враг был вынужден покинуть Москву и отступить, обрекая себя на погибель. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей. Икона жива ипо сей день. В 1514 году она обновлялась, а ныне за ее "самочувствием" следят лучшие специалисты-реставраторы Третьяковской галереи, где она пока находится в специально оборудованном месте с идеальным режимом хранения.
В Смоленске специально для главнокомандующего М.И. Кутузова была написана Икона Божией Матери, которая получила название "Кутузовская".М.И.Кутузов за ряд побед в пределах Смоленской губернии получил почетный титул князя Смоленского. В 1812 году усердием городского головы Кузьмы Верзилина была написана икона Божией Матери Одигитрии Смоленской, предназначавшаяся для поднесения М.И.Кутузову от имени города Смоленска. На этой иконе был изображен в воздухе образ Смоленской Божией Матери, поддерживаемый ангелами. Вверху представлен Господь Саваоф во Славе. По правую сторону - изображение преподобного Авраамия, а по левую - святого мученика Меркурия, святого князя Федора с чадами Константином и Давидом и святого князя Андрея - смоленских чудотворцев. Ниже - вид города Смоленска с Покровской горы с бывшими развалинами и выжженными предместьями. На свитке внизу иконы имелась надпись: "Михаилу Ларионовичу князю Голенищеву-Кутузову-Смоленскому, город Смоленск посвящает за избавление от Наполеона и вражия силы его, 1812 года ноября 6 дня".
Большой интерес представляет подробная и удивительно точная и тщательная выписка церковных сооружений, а также смоленских крепостных стен с башнями, амбразурами и бойницами. По сторонам свитка два смоленских герба: древний, изображающий архангела Михаила, и современный. Икона написана в стиле западноевропейской живописи, особенно распространенной во времена Елизаветы и Екатерины II. Икона не была преподнесена М.И.Кутузову по причине его скоропостижной смерти и была помещена в Смоленском Успенском кафедральном соборе 31 мая 1813 года с духовными почестями и письменным актом. Во время пребывания в Смоленске дочери М.И.КутузоваОпочиной по ее просьбе икона была передана ей по распоряжению епископа Иосифа. В соборе же была помещена другая, точно такая же икона, вновь написанная по заказу Кузьмы Верзилина. В 1922 году копия кутузовской иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской была изъята из ризницы Успенского собора Смоленска и ныне находится в постоянно действующей экспозиции "Отечественная война 1812 года на Смоленщине" в Смоленском государственном историческом музее-заповеднике.
Ченстоховская икона Божьей Матери- еще одна Кутузовская икона, которая в 1813 году после взятия монастыря в г. Львове (Польша) русскими войсками настоятелем Ясной Горы была преподнесена русским военачальнику в виде списка. Затем икона хранилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешла на хранение в Государственный музей истории религии.
Донская икона Божией Матери - икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год).В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны. Старый оклад был снят, мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, а большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада. Новую ризу украшали 600 ограненных изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг. Икону в новом окладе поместили в киот, украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц. В настоящее время хранится в Благовещенском соборе. Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.
Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница-православная икона Девы Марии с младенцем. Принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне (Греция) и согласно православному преданию, написан евангелистом Лукой. В 1669 году копию поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года часовня восстановлена в честь победы над Наполеоном.
Калужская икона Божией Матери считается покровительницей Калуги и Калужской земли. В 1812 году была перенесена в город Ефремов. В конце октября после сражений под Тарутино и Малоярославцем наполеоновские войска, отступая, направились в сторону Калуги, но неожиданно свернули на Гжатск (ныне город Гагарин), окрестности которого были сильно разорены ими же во время наступления. Пленные позже рассказывали, что не раз им являлось видение Божией Матери, которое каждый раз сопровождалось победами русских войск. Об этом было доложено Александру I, который распорядился с благословления Святейшего Синода установить ежегодное празднование Калужской иконе 12 (25) октября с крестным ходом вокруг города.
Иерусалимская икона Божией Матери - одна из 70-ти икон, написанных святым евангелистом Лукой. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон). Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Успенский собор московского Кремля. Во время нашествия Наполеона эта икона была похищена и увезена во Францию. Казанская икона Божией Матери - чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви. По свидетельству патриарха Гермогена, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В 1812 году князь М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе.
Курская икона Божией Матери «Знамение» - православная икона Богоматери с Младенцем, которая окружена по краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. Оригинал находится в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей (Нью-Йорк,США). По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону. В 1812 году курское городское общество послало в действующую армию к князю Кутузову для ободрения войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов в письме своем от 20 сентября 1812 года на имя курского городского головы выразил гражданам города свою благодарность за этот дар и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой Защитницы.
На территории Башкортостана в годы войны православным духовенством также использовались Иконы Божией Матери.
Табынская икона Божией Матери наибольшее распространение получила в епархиях Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. Первоначально икона явилась на соленом ключе при Вознесенской пустыни в 1570-х годах, в 1579 году помещена в собор г. Уфы и названа Казанской. В 1593 году собор сгорел, а икона вновь явилась на соленом ключе. С 1597 года находилась в Пречистенском монастыре, с 1692 года в Солеварном городке, а с 1741 года в крепости Табынской (впоследствии село Табынское в Гафурийском районе Башкортостана). Последний крестный ход с этой иконой был оборван осенью 1919 года под Оренбургом, практически в зоне боевых действий гражданской войны. Тысячи людей надеялись, что она остановит братоубийственную бойню. Неожиданно налетевшая красная конница разогнала богомольцев. Содрав с иконы драгоценные ризы, красные скрылись, бросив ее на дорогу. Сотни атамана Дутова приняли Святую Иконуи потом уже отступали с тяжелыми боями на восток и в среднеазиатские пустыни вместе с ней. Вместе с ними она и перешла китайскую границу.
Богородско-Уфимская икона Божией Матери - список с Казанской иконы. Свое название получила по месту явления 19 июля 1621 в селе Богородском (г. Уфа). Неоднократно спасала Уфу от холеры. В честь иконы был построен храм, разрушенный в советские годы, восстановленный в 90-х годах ХХ века. Богородская икона исчезла в 1930-х годах и до сих пор не найдена.Остались копии, одна из них хранится в Уфимско-Богородском храме.
Бугабашская икона Божией Матери- список со Смоленской иконы Божией Матери, вырезанный из камня : рядом с Пресвятой Богородицей справа изображен святой Василий Великий, слева- святой Николай Чудотворец. Единственная из четырёх главных чудотворных икон Уфимской епархии, она не была уничтожена в годы советской власти, а сохранялась среди верующих села Бугабашево (в семье Таисии Филипповой). Пользуясь доступностью иконы, её неоднократно пытались увезти и в 1990-е годы. Владыка Никон убедил Таисиюпередать ее епархии. Икона на камне была перевезена в Уфу вСергиевский собор. Как великая святыня в большие праздники она бывает выносима для поклонения народу.
Березовская икона (святого Николая Чудотворца), явилась близ Ново-Никольской слободы на реке Каме около 1550 года. После строительства храма в честь святого Николая Чудотворца слобода стала называться село Николо-Березовка. Иван Грозный, прослышав о чудесном явлении иконы Святого Николая, повелел привезти ее в Москву. После того как Грозный серьезно заболел, во сне ему явился святой Николай и потребовал вернуть икону в Николо-Березовку. Икона вернулась на родину, а Иван Грозный исцелился. В 1960-х годах икона была похищена из Уфы.
Старообрядцы, которые жили на территории Башкортостана (современные деревни Баймакского и Зилаирского районов) использовали свои иконы для молитвы за погибших, раненных защитников Отечества, за избавление от наполеоновского нашествия.
В настоящее время в домах верующих хранятся старообрядческие иконы, выполненные из металла (датируются концом XVIII - началом XIX вв.). В одной из деревень, основанных старообрядцами - переселенцами в конце XVII -начале XVIII вв., есть икона Божией Матери Озерянская (XVIIIв.).
Есть сведения о том, что жители этих сел занимались земледелием, скотоводством, кузнечным делом. В годы Отечественной войны 1812 года они поставляли продукты питания, одежду, оружие. Были среди них и участники войны в составе казачьих отрядов. Вероятно, что иконы использовались для благословления воинов. Поскольку старообрядцы всегда вели замкнутый образ жизни, их потомки и сейчас осторожно делятся сведениями о сохранившихся иконах.
Таким образом, несмотря на то, что иконография является малоизученным направлением в исследовании истории России и Башкортостана в период Отечественной войны 1812 года, она позволяет проследить деятельность православной церкви по сплочению верующих на борьбу с врагом, выяснить роль православной религии в жизни российского общества.
Религиозное мировоззрение было и остается важнейшим видом взгляда человека на мир наряду с научным и бытовым.
Иконография является важнейшим направлением в краеведческих исследованиях и ждет своих исследователей.




Литература

Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа, 1996.

Историко - культурный энциклопедический атлас. - Москва - Уфа, 2007.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней (в 2 т.). - Уфа,2004.

Михалицин П.Е. Иконы, молитвы и святые. - Белгород, 2010.




Научно-практическая конференция «Воспитание гражданской идентичности на основе изучения военной истории на примере Отечественной войны 1812года», посвященная открытию Года истории России

г.Кумертау РБ, 20-21 февраля 2012 года






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал