- Учителю
- Урок краеведения в 5 классе из курса «Мой Пермский край»
Урок краеведения в 5 классе из курса «Мой Пермский край»
Тема урока «Обереги народа. Древо Счастья».
Часовских Людмила Леонидовна, учитель истории, обществознания.
Урок краеведения в 5 классе из курса «Мой Пермский край»
Цель: знакомство с образом народного оберега, строительство собственного Древа Счастья.
Задачи урока:
-
Познакомить детей с одним из явлений русского и коми-пермяцкого народного искусства - Оберегом.
-
Закрепить знания о символах и древних образах.
-
Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.
Тип урока: интегрированный ( ИЗО, музыка, история, лингвистика, труд).
Материалы: тонкая медная проволока , фурнитура (бисер, бусинки, натуральный камень, искусственные монетки или листики и т.д.), клей, цветочный горшочек.
Ход урока:
1. Организационный момент. Что такое оберег? Что вы слышали об оберегах? От кого об этом вы узнали?
2. Изучение нового материала.
Нынче стало очень модным вешать в доме колокольчики, напевающие песню южных ветров, ставить фигурки китайских божков и их просить о счастье, а для богатства раскидывать китайские монетки. Самая многочисленная нация на Земле уверенно продолжает шествие на планете! Нет ни одной сегодня сувенирной лавки, где бы ни было китайских амулетов. Но мы же коми-пермяки, живём в большой и красивой стране - России!
В сказочном мире обычаев, принятых на Руси тысячами поколений наших предков, нам помогает заботливый домовой; озоруют лешие и водяные; Баба - Яга потчует с дороги добра молодца; очаровывает красавица русалка. А повседневные бытовые предметы или оригинальные подарки оказываются древними символами и имеют смысл оберегов.
- Всякий ли предмет мы можем назвать оберегом?
Дом и окружающая нас природа - огромный мир, населенный духами, наполненный тайнами. Вся жизнь российского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники.
На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно - печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам "соседушка" устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место "Соседушку"обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике: "вот те сани, поезжай с нами". Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Его задабривали хлебом с солью, блинами, кашей, оставляли цветные лоскутки, монеты, овечью шерсть. Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и "домовушки". А что вы знаете о коми-пермяцком Домовом? Как вы его представляете? Это - веник, коса, лопатка, венок, картина и т.д. на них изображены предметы домашнего быта, сделанные специально для домового. Они составлены из фольклорных славянских символов. Это символы - обереги. Статуэтками - оберегами являются флюгера, которые помещали на крыши домов. На Руси чаще всего это были конь или петух. Этот оберег защищал дом от всяческих напастей. На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз.
Да, дерево в наpодной кyльтypе славян - объект поклонения. Многие рощи считались заповедными, в них не pyбили деpевьев, не собиpали хвоpост. В дни пpестольных пpаздников там совеpшались обряды . K категоpии почитаемых и священных деpевьев относились и отдельные деpевья, особенно стаpые, одиноко pастyщие в поле или вблизи целебных источников. K этим деpевьям пpиходили люди, чтоб избавиться от болезней. Они пpиносили даpы и жеpтвы (вывешивали на деpевьях полотенца, одеждy, лоскyты), молились, пpикасались к деpевьям. Чеpез дyпла и pасщелины таких деpевьев пpолезали больные, как бы оставляя за пpеделами этого отвеpстия свои болезни.
Беpеза. Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Выстyпает как "счастливое" деpево, обеpегающее от зла. У славян надежным обеpегом считалась беpезовая метла, пpислоненная к постели pоженицы или колыбели новоpожденного. Во многих местах веpили, что битье больного pебенка беpезовым пpyтом избавит его от болезни.
Рябина. Деpево, использyемое главным обpазом в качестве обеpега.
Не последнее место для русского человека имел дуб - мощный, непокорный, мудрый. Вот как звучит стихотворение С.Русакова "Дуб":
Дуб стоит на кургане,
Споря с яростью туч,
И, как русский крестьянин,
Он силён и могуч…
Современный человек очень находчиво придумывает образ Древа Счастья. В наших магазинах мы можем увидеть большое их разнообразие. Существует твёрдое поверье, что дом, в котором есть это дерево, будет притягивать положительную энергетику. Люди, обладающие им, не будут испытывать серьёзных денежных проблем. Мы, ребята, тоже попробуем проникнуть в таинственный и сказочный мир наших предков и соблюдая традиции и правила изготовить свой оберег - "Древо счастья."
3. Практическая работа.
Учащиеся работают в парах или группах (4-5) человек. На каждую группу раздаётся технологическая карта изготовления оберега - "Дерево счастья."
4. Самостоятельная работа.
( Форма работы совместно - индивидуальная). Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
5. Итог урока.
По окончании урока детские работы размещаются на коллективной выставке " Чудо -сад". Каждое дерево должно иметь название, которое ребята придумывают сами. Идёт совместный анализ работ.
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем уроке?