- Учителю
- Заочная экскурсия 'Антониево Сийский монастырь'
Заочная экскурсия 'Антониево Сийский монастырь'
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБОЗЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Троицкий Антониево - Сийский монастырь - культурный центр Русского Севера.
(Заочная экскурсия, предназначенная для ознакомления учеников с историей родного края.)
Учитель истории и обществознания
Бакай Людмила Васильевна
МБОУ «Обозерская ОСШ №2».
2015 год
I Вступление
Создание инновационной системы воспитания основное требование времени. Огромное значение в решении этой задачи приобретает проблема учета регионального компонента в воспитании школьников. Умелое и грамотное использование местного материала должно способствовать повышению эффективности воспитательного процесса.
Современному учителю не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передавать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Русского Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона, развить желание сохранить их.
ФГОС второго поколения предполагает системно-деятельный подход в обучении и воспитании. Проектная технология реализует новый подход. Свой проект мы назвали «Заочная экскурсия по Троицкому Антониево - Сийскому монастырю».
Цель: изучение культурных традиций русского Севера через историю основания Троицкого Антониево- Сийского монастыря.
Задачи:
1.Воспитать уважение к истории Русского Севера.
2.Изучать культурные традиции северного региона через историю основания Троицкого Антониево- Сийского монастыря.
3.Развивать желание сохранить ценности родного края.
Рекомендации по проведению:
Заочная экскурсия является итогом исследовательской работы учеников 4,5,6 классов.
Задание классам:
6 класс - организовать поездку в монастырь.
5 классы собрать материал по истории монастыря.
4 класс - участвовать в заочной экскурсии.
Работа учителя:
А) с родителями:
-помочь детям найти нужную литературу,
- организовать поездку в монастырь;
Б) с учащимися:
- провести предварительный разговор,
-увлечь их интересной перспективой дела, радостью совместного творчества;
-В) осуществить помощь:
- в поисковой деятельности,
-в изучении и обобщении материала,
- в создании презентации,
-в подготовке экскурсовода,
-в проведении заочных экскурсий.
.Деятельность учащихся:
Найти, изучить материал для проведения экскурсии, сделать презентацию, подготовить заочную экскурсию, провести заочную экскурсию.
Ход проведения заочной экскурсии:
-просмотр слайдов,
- слушание колокольного звона
- голосовое сопровождение экскурсовода.
. II. Основная часть.
Заочная экскурсия по Троицкому Антониево- Сийскому монастырю.
Слайд№1.
Антониево- Сийский монастырь. Сейчас название этой обители, расположенной в 150 км от города Архангельска, вновь становится известным даже человеку, проживающему за пределами Архангельской области. Сегодня Троицкий Антониево - Сийский монастырь возрождается.
О былом величии и богатстве обители говорят каменные постройки, первые на Русском Севере.
Библиотека монастыря соперничала по количеству и разнообразию книг с библиотекой Соловецкой обители.
Слайд№2
Монастырь являлся богатейшим феодалом, к нему было прикреплено более 3500 крестьян. Это необычное явление для Севера, в основном на Двинской земле трудились свободные люди.
Обители принадлежало множество соляных варниц, торговля солью приносила солидный доход в монастырскую казну.
Государство покровительствовало монастырю, освобождая его от уплаты таможенных пошлин за проданную соль, тем самым, способствуя расцвету и богатству монастыря.
Слайд№3, слайд4
Основателем Антониево -Сийского монастыря является монах Антоний в миру- Андрей. Российские ученые изучили житие и «чудеса» преподобного Антония.
Слайд№5
В 40 км от города Холмогоры вниз по течению реки Северной Двины располагается современная деревня Кехта. Может быть, она и является родиной Антония. К сожалению документальных свидетельств пока не обнаружено.
Слайд№6
Дату рождения Антония ( в миру Андрея) можно легко вычислить потому, что в «Житии святого Антония Сийского» сказано: «Преставился.. Антонии в лето 7065 от сотворения мира… декабря в 7 день… всех же лет жития его семдесят девят лет…»(1556-79=1477г-рождения)
Родителями Андрея были земледельцы. Они вели свой род от новгородцев по отцовской линии и от местных жителей , кехтян, по материнской линии. С семилетнего возраста Андрея начинают обучать грамоте, а также «иконному писанию».где же на Русском севере можно было научиться читать , писать и рисовать? В 80 км от устья Северной Двины находился город Холмогоры, один из крупнейших торговых центров. Возможно, здесь и обучался Андрей грамоте и иконописанию.
Слайд№7
После смерти родителей 25 -летний Андрей уходит в город великий Новгород. Это произошло в 1502 году. Там он живет 5 лет у боярина, через 4 года женится на его дочери, но через год умирает жена, а затем и тесть. После таких трагических событий Андрей покидает Великий Новгород и возвращается домой. Он продал свой родовой дом и отправился на Кенозеро, которое находилось в Каргополье, он по видимости шел водной дорогой по течению реки Емцы. Здесь в Кенском монастыре игумен Пахомий постриг его в иноки и нарек Антонием.
В Кенском монастыре Антоний учится готовить пищу для братии, разрабатывать лес под пашню, производить разнообразные сельскохозяйственные работы. Здесь же он был посвящен в сан священника.
Слайд8
В Кенской Пахомиевой пустыне инок Антоний находился 5 лет. За этот период он был вполне подготовлен для самостоятельного управления монастырем. С разрешения и благословения Пахомия Антоний с двумя иноками, Александром и Иоакимом, покидают обитель. Антоний с иноками плыли на лодке и использовали водный путь как наиболее безопасный, а не передвигались пешком по непроходимым таежным дебрям. Только речной путь в те времена был наиболее быстрым и безопасным. Так они добрались до истока реки Емца, около «Темного порога», где и устроили монастырь. ( На месте современного п. Савинский). Однако в 1519 году жители ближайших деревень прогоняют монахов, которые, по всей видимости, начали притеснять местное население. К 1500 году Великий Новгород потерял независимость, Его земли перешли к московскому князю, Главный водный торговый путь с рек Онега и Емца переносится на Северную Двину. Доходы монастыря упали. Монахи предпринимают попытку расширить монастырское хозяйство за счет земельных участков местных крестьян, а так же за счет усиления эксплуатации. Чтобы освободиться от гнета монастыря местные жители его сжигают.
Слайд9.
Антоний, увидев свою обитель сожженной, решает спуститься вниз по течению реки Емца. В Емецком городке Антонию повстречался местный житель по имени Самуил, который рассказал о «пустынном месте» и привел Антония с братией на небольшой остров, расположенный на озере Михайлово. По всей видимости, Самуил провел Братию на Михайлово озеро по следующему маршруту. Они на лодке проплыли по реке Ваймуга до ее истока из озера Кязмиш. Затем, пройдя озеро , достигли нескольких ближайших озер, пройдя их монахи попали в озеро Валгуш. Из озера Валгуш путники поплыли по протоке, соединяющей озеро с Большим Михайловским озером. Иноки пристали к острову, который находился у истока реки Сия.
Слайд 10,11,12
Здесь на острове, находящемся на озере Михайловском, через которое протекает река сия, в 20 верстах от реки Северная Двина в 1519 году возникаем монастырь, впоследствии названный Антониево - Сийским в честь его основателя - инока Антония - и в честь реки, на которой расположена обитель.
Обосновавшись на острове, монахи построили часовню и хижину, нужно было готовиться к зиме, которая очень сурова на севере. Перезимовав, иноки готовят пашню, сеют хлеб, строят кельи. В течение трех лет они живут всемером, поскольку к ним пока никто не присоединился. Из-за скудности в пище братия хотела разойтись , но Антоний убедил их остаться. Через некоторое время в обитель начали приходить жители из окрестных земель. Все они были приняты с большой радостью.
Слайд13
Монастырь уже существует, число братии множится, а официального разрешения на строительство монастыря нет. Тогда Антоний посылает в Москву двух старцев с челобитной на устроение монастыря. Это событие произошло в 1524 году.
Слайд 14.
Получив от Великого князя московского «жалованную грамоту» и иные дары на основание обители, Антоний с братию начинает строить церковь. Ее строительство началось в 1525 году . На следующий год они закончили возведение деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы. Обычно небольшие деревянные церкви строились достаточно быстро, в течение года. Через несколько лет после окончания строительства в монастыре вспыхнул пожар и уничтожил церковь. Братия вновь хотела покинуть монастырь, но и на этот раз Антонию удалось уговорить иноков остаться и восстановить обитель. При жизни Антония деревянный монастырь горел трижды и трижды возрождался из пепла.
В 1587-1589 годах деревянный монастырь был описан в писцовых книгах князя Василия Звенигородского, который производил описание Двинских земель.: «…на монастыре церковь деревянная Троица живоначальная, вверх шатром; церковь Благовещение пречистые; церковь на воротах, Сергей чудотворец; колокольня на столбах…». По видимости церкви были также деревянные и имели шатровое завершение, характерное для деревянного зодчества того времени.
Слайд 15.
Великий князь Иван Грозный начал уделять пристальное внимание северным окраинам Российского государства, и Подвинью в частности, с середины XVI века. Его сын - Федор Иванович в 1584 году произвел первую перепись Двинских земель, он уделяет большое внимание этим землям потому, что они приносили в казну значительный доход.
Монастырь , расположенный на острове в Михайловском озере, так же значительно пополнял государственную казну. Но монастырь деревянный и часто подвержен пожарам. А на каменное строительство требовалось личное разрешение царя. Жалованная грамота на каменное строительство была получена 8 ноября 1587 года. По ней деньги, которые поступали в царскую казну, направлялись на строительство. Налоговая льгота предоставлялась на пять лет. Однако из этих лет четыре ушло на заготовку камней, свай песку, железа, извести и кирпичей, поэтому льгота продлена еще на два года ,( в сумме 146 рублей.) Эта льгота в дальнейшем была продлена еще на 10 лет из-за случившегося пожара. Монастырь освобождался от годового оброка в сумме 60 рублей. Через четыре года обитель была полностью отстроена. Грамоту на окончательное строительство собора выдавал уже Лжедмитрий I- 4 марта 1606 года. Все строительные работы закончились 30 июня 1606 года. Церковь во имя Святой Троицы была возведена. На строительство было истрачено 2999 рублей 19 алтын, 4 деньги.
Слайд 16
Троицкий собор- это четырех столпный храм с тремя алтарными аспидами и низкой папертью, расположенной с западной стороны. Столпы соединены друг с другом и со стенами арками, которые несут вместе с парусами пять массивных барабанов, увенчанных шлемовидными главами. 24 мая 1607 года Троицкий собор освятили. Так завершилось возведение первого каменного храма на Двине.
В конце 1613 года отряды польско - литовских захватчиков, разбитые под Москвой, попытались укрыться в монастыре. Осада длилась около двух недель. На защиту встали и крестьяне из окрестных деревень. Враги были изгнаны с Двинской земли. 4 ноября россияне отмечают всенародный праздник, день независимости, который символизирует победу русского народа над иностранными захватчиками в 1613 году. Наши предки внесли свой вклад в эту победу.
Слайд 17 ,18
Через 22 года после окончания строительства Троицкого собора в монастыре начали возводить новое каменное здание. На это строительство царем Федором Михайловичем было предоставлено 892 рубля 9 алтын 4 деньги.
Слайл19.
1 марта 1641 года каменная Благовещенская церковь была построена, а в ней предел преподобного Сергия Радонежского с трапезною и келарской. Одновременно велось строительство каменной колокольни.
Все три здания : церковь, трапезная и келарская - поставлены на единый высокий подклет, который используется для различных хозяйственных потребностей. Нижняя часть храма представляет собой четверик с двучастным алтарем. Над сводом на массивном кирпичном кольце находится невысокий восьмерик. Его продолжает кирпичный шатер, который заканчивается главкой.
Слайд 21, 22, 23,24,25.26
Трапезная - это огромный зал, в центре которого четырехгранный столб, несущий своды. Крыльцо трапезной расположено в северной части западного фасада и состоит из двух лестничных маршей, перекрытых сводами.
Слайд 27,28,29
Строительство каменной колокольни идет медленно. Сказалось и тяжелое финансовое положение и церковный раскол. 2 мая 1652 года в Сийский монастырь прибыл новгородский митрополит Никон. , который повелел завершить строительство каменной колокольни. Таким образом, Никон оказался причастным к возведению одного из последних каменных шатровых храмов в Сийском монастыре.
Слайд 27,28.29,30
Храм- колокольня представляет собой сложный архитектурный комплекс. Это ярусная постройка со ступенчатым ритмом. Основу всего здания составляет мощный четверик, опоясанный двухэтажной галереей. Верхний этаж галереи - собственно церковь, помещение которой поднималось на высоту до первого яруса колокольни. Затем располагалась колокольня, все здание завершалось шатром с главкой.
Слайд 31.
В 1661 году сооружены каменные святые ворота с надвратной церковью в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 1662 году сооружены каменные хозяйственные постройки: мельница и два амбара. К 1662-63 году обитель полностью перестроена. Все постройки в монастыре каменные, а не деревянные. Теперь монастырские каменщики направлялись на каменное строительство Гостиных дворов в городе Архангельске.
В 1700 году в связи с угрозой нападения шведов на Архангельск, началось строительство крепости на речке Малой Двинке -( Новодвинской крепости). Царь Перт I повелел все экономические и людские ресурсы государства и Русского Севера бросить на отражение вторжения шведского флота в ходе Северной войны. Ни о каком каменном строительстве в монастыре не могло быть и речи.
Слайд 32
Антониево- Сийский монастырь, основанный на Двинской земле в 1519 году, к концу XVIIвека вырос в крупнейшее вотчинное феодальное хозяйство, в котором было около 3500 крепостных крестьян. Строительство каменного храма, развернувшееся в последней четверти XVI века, явилось первой грандиозной каменной постройкой на Двине в то время. До середины XVII столетия в Подвинье не было никаких каменных зданий, кроме храмов, возведенных в Сийском монастыре.
К середине XVII века Троицкий Антониево - Сийский монастырь располагал своими кадрами мастеров каменного дела, которые принимали участие в строительстве Гостиных дворов в городе Архангельске. Однако, чтобы привлекать сийских мастеров двинскому воеводе приходилось обращаться непосредственно к царю. Это говорит о независимом положении обители., которая пользовалась благосклонностью верховной власти Московского государства. Потенциальные возможности монастыря позволили ему стать школой мастеров каменного дела на Двине. С началом постройки каменных Гостиных дворов в Архангельске строительная деятельность в обители сокращается и окончательно затухает к началу XVIII века.
Слайд 32
Аналогичную судьбу имеет монастырская библиотека., которая к концу XVIII века стала уникальным собранием рукописных и печатных книг. Первый архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий, энциклопедически образованный человек, книголюб, сподвижник Петра I, Был великолепно знаком с библиотекой Сийского монастыря и высоко ценил ее. Монастырская библиотека была укомплектована не только книгами духовного содержания, но и светской литературой, в частности историческими сочинениями. Множество рукописей , хранившихся в книжном собрании Сийской обители, являются подлинными шедеврами и бесценными памятниками книжного рукописного искусства. Они являются предметом исследования историков, филологов и искусствоведов.
Слайд 33.
Выход России на берега Балтийского моря привел к экономическому упадку Русского Севера, в том числе и Сийского монастыря. После секуляризации церковного имущества это обычная обитель. Однако в ней сохранились значительные ценности, как материальные , так и духовные - библиотека и огромный архив. К сожалению после событий октября 1917 года многие ценности были безвозвратно утеряны. Монастырь был разграблен и превращен в склад.
Только в 90-х годах XX века Сийская обитель стала возрождаться.
Слайд34
В настоящее время все то, что осталось от богатейшего собрания и огромнейшего монастырского архива Сийской обители, сосредоточено в государственных библиотеках и архивах и активно используется в научных целях.
Троицкий Антониево - Сийский монастырь посещают многочисленные поломники, интересующиеся духовным и культурным прошлым Русского Севера.
III.Заключение.
В результате совместной работы ученики познакомились некоторыми традициями родного края, внесли свой посильный вклад в сохранении культурных ценностей Русского Севера. Совместная деятельность сплотила детский и родительский коллектив, принесла удовлетворение. Цель была достигнута.
Список литературы:
-
В.В.Брызгалов Строительство храмов в Антониево - Сийском монастыре.в XVI_XVIIвеках .2005 г.
2. А.А.Титов. «Летопись Двинская».
Приложение 1.
«Викторина».
1.Где построен Троицкий Антониево-Сийский монастырь?
2.Почему он так назван?
3.Как звали Антония в «миру»?
4.Что вы знаете о нем?
5.Где Антоний основал свою первую обитель и почему ушел оттуда?
6.Из какого материала строили церкви в XVI веке на Русском Севере?
7.Что характерно для деревянного зодчества того времени?
8.Когда была получена «жалованная грамота» на каменное строительство?
9..Почему Московские цари уделяли большое внимание Русскому Северу7
10.Как назывался первый каменный храм возведенный на Двинской земле?
11.Удалось ли польско- литовским захватчикам укрыться на Двинской земле в 1613 году?
12.Какой культурный вклад внесли послушники Антониево - Сийской обители в развитии Русского Севера?
Заочная экскурсия предназначенная для ознакомления учеников начальных классов с историей родного края.)
вна
МОУ «Обозерская средняя
школа №2 п. Обозерский
2007