- Учителю
- Методическая разработка урока по истории Казахстана на тему 'Уйсуни'
Методическая разработка урока по истории Казахстана на тему 'Уйсуни'
Тема: Уйсуни.
Цели и задачи урока:
-
Способствовать становлению понимания истории уйсунского государства, их хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в мировую культуру;
-
Способствовать развитию навыков ведения исследовательской деятельности, умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка работы по карте, схемам и таблице; развитие творческого потенциала учащихся;
-
Воспитание понимания значения и ценности исторических памятников уйсунов для современной цивилизации.
Тип урока: урок мудрости (комбинированный)
Методы: кластер, исследование, работа с картой, таблицей и схемой, аукцион, решение кроссворда.
ХОД УРОКА
1.Позитивный настрой на урок.
Проведение тренинга. «Это ты, это я, это все мои друзья!»
После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»
-
Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?
-
Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?
-
Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную от чужих оберегать?
2. Проведение тренинга «Яблоневый сад», на стикерах- яблочках учащиеся пишут свои ожидания от урока
3.Учитель называет тему урока и спрашивает детей: «О чем мы с вами будем говорить на уроке? Что мы должны знать к концу урока?».
Просмотр презентации, комментирование учителем.
Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг - князь над князьями). По мнению казахстанского тюрколога Ю.А.Зуева термин «гуньмо» означает «Солнце-царь» или «солнечный царь».
Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).
Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.
Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.
Работа со схемой «Общественное устройство уйсуней»
Далее учитель знакомит учащихся с археологическими культурами и памятниками уйсуней.
Китайские источники характеризуют усуне как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде».
Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое - от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.
По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.
Таким образом, хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до500 голов лошадей. Лошади были разных пород, в том числе высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.
Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекал хлеб, на огородах и в садах выращивали овощи и фрукты.
Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и дани.
Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо, женщины, а мужчины вырезали из березы столики-блюда, кубки, черпаки для кумыса.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородны металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.
Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.
Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим материалам. Курганы усуней по размеру делятся на три группы: большие, диаметром до 80 и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и высотой до 2 м и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром до 10 и высотой до 1 м. В больших курганах при раскопках, если могила не разграблена, археологи находили большое число украшений из золота, оружие, много глиняной посуды. Так, в кургане Тенлик в захоронении были обнаружены золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом, бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят один-два глиняных сосуда, рядом со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когда-то носили бронзовые серьги, бусы. Таким образом, и письменные источники, и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности
4. «Я-исследователь»
Узнав о хозяйстве уйсуней, учащиеся должны дополнить кластер и заполнить таблицу.
5. Прием«Нарисуй счастье». Нарисовать рисунок «Один день из жизни уйсуна» и в рисунке отобразить свои эмоции.
6. «Все наоборот». -Кто быстрее ответит на заданный вопрос (награждается смайликом).
1.Основное место в хозяйстве уйсуней занимало земледелие
2. Уйсуни проживали на территории Западного Казахстана
3. Правитель уйсунов носил титул шаньюй
4. Уйсуни в основном разводили крупный рогатый скот.
6. Письменные сведения об уйсунях имеются у персов.
5. Уйсунам был характерен антропологический тип монголоидный.
7. Столица уйсунов Битянь находилась на берегу реки Талас.
8. Диадема, найденная в Каргалинском ущелье, принадлежала племени уйсуни.
9. Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с государством Персия. (За ответы смайлики).
7. «Аукцион идей» Вы побывали в историко-краеведческом музее. О чем вам «Рассказала» Каргалинская диадема?
8. Закрепление
«Отгадай кроссворд»
к
а
н
ч
ж
г
и
ц
е
г
ю
г
я
т
у
й
с
у
н
ы
н
к
ч
ь
с
ь
о
е
у
м
т
н
о
-
Правитель уйсунов.
-
Государство, с которым граничили уйсуни на северо-западе.
-
Основное богатство кочевников.
-
Город Красной долины.
-
Китайский историк Сыма……
-
Название местности, где сосредоточены памятники культуры уйсунов.
9. Проведение рефлексии.
Возвращение к дереву.
10. Домашнее задание:
§21,§22 Составьте рассказ о обычаях, традициях и верованиях уйсунов.
Документ стр.107
4