7


  • Учителю
  • Использование игровых технологий в преподавании иностранного языка

Использование игровых технологий в преподавании иностранного языка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Использование игровых технологий в преподавании иностранного языка (из опыта работы преподавателя Малаховой М.)

Практические занятия по иностранному языку направлены на формирование у студентов профессиональных навыков и умений устной и письменной речи, а также умений коммуникативного общения. Я как преподаватель осуществляю обучение при помощи сочетания традиционного и коммуникативного методов, что приучает студентов к самостоятельной работе при изучении языка. При этом я придаю большое значение учебным играм. Особенно эффективны деловые, социально-бытовые, ситуативные и ролевые игры. На практических занятиях с применением игровых технологий я моделирую различные аспекты профессиональной деятельности обучающихся.

Игра как форма обучения давно заняла место в методике преподавания иностранного языка. Теоретики и практики игровых технологий отмечают высокую эффективность данной формы работы, указывая, прежде всего, на мотивационный компонент игровой деятельности. Моя задача как преподавателя - пробудить любопытство студентов, чтобы и в дальнейшем его удовлетворить. Урок повторения и обобщения относится к одному из классических типов учебного занятия. Он является логическим завершением изучения той или иной темы или целого цикла тем, объединенных единой фабулой. Данный тип урока включает упражнения для повторения, систематизации и обобщения коммуникативных структур и грамматических явлений, сформированных на основе предыдущих уроков.

Урок повторения и обобщения также направлен на развитие личности студента, совершенствование структуры его интеллекта: различных видов памяти и мышления, разнообразных интеллектуальных операций. Урок планируется таким образом, чтобы максимально индивидуализировать ликвидацию пробелов в усвоении пройденного материала, в развитии речевых умений, он подразумевает организацию тренировки и контроля успешности формирования у студентов навыков в различных видах речевой деятельности.

Форма урока повторения и обобщения может быть как классической, так и нетрадиционной, например, урок-КВН, урок-викторина, урок-аукцион знаний, урок-игра, урок-экскурсия, межпредметный интегрированный урок и т. д.

На мой взгляд, одной из наиболее эффективных форм урока повторения и обобщения при обучении иностранному языку является урок-игра во всех возможных его вариациях (учебная игра, социально-бытовая, деловая, ролевая). Для чего нужна игра на уроке иностранного языка? Игра - особо организованное учебное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, всегда предполагающее принятие решений. На уроке иностранного языка игра позволяет мне как преподавателю сделать работу студентов более активной, создать мотивацию и придать обучению практическую направленность.

Ролевая игра - это эффективный прием обучения иностранному языку, направленный на развитие устного общения, где речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о собеседнике, что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. Ролевая игра характеризуется наличием проблемной ситуации, лежащей в основе игры, определенных персонажей и ролей, имеющих отношение к обсуждаемой проблемной ситуации. Во время игры я как преподаватель принимаю роль ведущего или одну из второстепенных ролей с тем, чтобы, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать пассивных участников к беседе и направить действия обучающихся в нужное русло.

Учебно-деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи и более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения. Она характеризуется совместной деятельностью участников игры согласно их ролям, элементами соревнования и правилами, регулирующими ход игры.

Считая учебную игру одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку, я полагаю оправданным введении игр в учебный процесс в качестве творческого задания. Хорошо подготовленная учебная игра обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности студентов, способствует формированию и развитию их интеллектуальных умений и реализации личностного потенциала.

В процессе урока-игры речь студента будет в определённых пределах спонтанной, так как в любой игре есть элемент неожиданности. Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе студентам говорить на иностранном языке, преодолевая нерешительность, и позволяет успешно формировать их речевую активность. Она активизирует стремление студентов к контакту с однокурсниками и с преподавателем, способствует развитию таких качеств, как самостоятельность и инициативность.

При обучении иностранному языку (английскому) я также создаю методические комплексы, в которые входят занятия определенного направления - ознакомительные, занятия-погружения, обобщающие. Учебные игры используются мной для проверки исходного уровня знаний, при изучении нового материала в основной части занятия, при закреплении полученных знаний и контроле.

При изучении новых тем студентами - будущими специалистами я также использую игры, содержащие названия деталей автомобилей, их составных частей, видов транспорта и лексику по ремонту и техобслуживанию автомобилей.

GOOD MEMORY. Студенты работают в небольших группах. Им предлагаются карточки со словами, которые необходимо разделить по группам, например, детали автомобиля и его составные части (brakes, body, hood, clutch, gearbox, shaft, heater, frame, device, unit, engine, chassis, body, wheel).

TRANSPORT. Студентам предлагаются тексты с описанием автомобилей. Им необходимо разделить их на три группы в зависимости от их предназначения (1 - легковые автомобили; 2 - грузовые автомобили; 3 - автобусы; 4 - сельскохозяйственные тракторы; 5 - тракторы для лесного хозяйства).

Контрольные занятия можно проводить не только в форме тестов и самостоятельных работ, но и в виде игры, например, студентам предлагается перечень качеств, которыми должен обладать современный автомобиль. Их задача - используя сообщенную им лексику, описать такой современный автомобиль.

С целью закрепления профессиональной лексики я применяю ролевые игры «В автомастерской», «На посту ДПС», «В автосалоне», «Прием заявки на перевозку груза», «Заказ на аренду транспортного средства», решение ситуационных задач, решение кроссвордов, викторины, найти соответствия и т. п.

Таким образом, в ходе урока повторения и обобщения в игровой форме создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия. У преподавателя в процессе урока-игры есть возможность наблюдать за степенью активности и языковым уровнем каждого из студентов.

Игровые технологии применяются мною при изучении следующих тем: «Город, деревня, инфраструктура» (деловая игра «Экскурсия для зарубежных гостей» ) , «Новости, средства массовой информации» (ролевая игра «Я на телешоу») , «Краеведение, обычаи и праздники» (учебная игра «Письмо другу») , «Научно-технический прогресс» (деловая игра «От науки к бизнесу») , «Профессии, карьера» (деловые игры «Компания» , «Офис», «Деловой этикет»), «Туризм» (ролевые игры «В аэропорту», «В гостинице», «Ужин в ресторане», «Прогулка по Лондону», «Экскурсия по Москве») , а также страноведческие игры и викторины.

В качестве примера использования игровых технологий в практической деятельности привожу пример деловой и ролевой игры, а также страноведческой игры и викторины.

Турагентство

Цель: обучение учащихся логичным, последовательным монологическим высказываниям с опорой на созданные ими сигналы, а также без использования опорных сигналов.

Задачи:

  • обеспечить владение лексико-грамматическим минимумом для понимания профессионально-ориентированных текстов;

  • ознакомить с всесторонней информацией об англоязычных странах и реалиями туристического бизнеса;

  • развивать умение практического владения языком в различных видах речевой деятельности и формах речи (письменной, устной, диалогической и монологической, в аудирование и чтении);

  • развивать культуру речи и сформировать навыки корректного отстаивания своих интересов и убеждений на английском языке.

Ход игры:

Игра состоит из нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется повторение пройденного материала и подготовка к игре. В данном случае учащиеся являются работниками туристического агентства. Они работают в группах по три человека и составляют краткий отчет о видах транспорта, достоинствах и недостатков каждого из них, решают вопросы, куда можно поехать на отдых. Слабым учащимся учитель может предложить вспомогательный наглядный материал.

На втором этапе происходит структурирование материала. Каждая группа учащихся самостоятельно подготавливает лист опорных сигналов. Он может выглядеть, например, так:





1.Country ( city ) is situated …;

climate ; sea ( river , lake ) ;

mountains .





2.Capital ; center of …;

educationl ; curtural ; industrial ; political ; trading .

3.Purpose of travelling ;

sightseeing ; trade

opportunities ; visiting

museums ; shopping .

4.Ways of travelling ; tour ;

cruise ; voyage ; trip.





На третьем этапе один из участников каждой команды представляет преподавателю свой лист сигналов и рассказывает группе о какой-либо стране, городе, куда планируется поездка. Группа выбирает наиболее удачный и интересный лист сигналов, составленный студентами

Четвертый этап - творческий. Преподаватель раздает студентам карточки с названиями различных стран и городов. Каждый из участников рассказывает о поездке в ту или иную страну или город по выбранной группой схеме. Студент может при описании поездки использовать фотографии, предоставленные ему преподавателем.













Раздаточный материал

В конце урока необходимость в листе опорных сигналов отпадает, так как у студентов формируется алгоритм рассказа. Студенты могут также самостоятельно найти информацию о любой интересующей их стране и представить ее в виде схемы. Далее, импровизируя по ходу игры, они рассказывают о незнакомой стране.

Поездка в Великобританию

Цель: развитие навыков диалогической речи.

Материалы и оборудование: карта Великобритании на доске; слайды

разных городов Англии; фотографии достопримечательностей ; ролевые

карточки .

Ход игры

На семейном совете обсуждается вопрос о поездке на отдых. Отец семейства сообщает, что семья может поехать в Великобританию. Члены семьи Петровых: бабушка , мама , дочь Анна и сын Борис. Каждый из участников игры высказывает своё мнение об этой поездке , использует карты, фотографии и предлагает маршруты, путешествия семьи Петровых. Участники игры должны выбрать маршрут, способ путешествия. Сообщение каждого члена семьи составляется в зависимости его характеристик и склонностей , которые описаны на ролевых карточках . При этом ролевые карточки могут быть оформлены по-разному. Например, одна сторона карточки даёт информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотные стороны карточек для разных участников различны, так как они содержат информацию об определённом персонаже/роли. Другой вариант карточек может включать на одной стороне ролевое предписание для конкретного персонажа, а на другой - языковую подсказку.









1.Grandmother doesn't like travelling by plane and by car. But she likes travelling because of delicious food.

Granny can use the following words and words combination : I'm afraid; so cold; tasty; rainy; expensive; aircrash; carcrash; carsick; airsick; homesick; I don't know English well enough; fastfood; cafes; restaurants; to order the meals; to pay the bill.





2.Ann likes travelling by ship. She also likes different kinds of entertainment. She plays tennis well.

Ann can use the following words and word combinations: new friends; sport fans; entertainment; tasty food; restaurant; shopping; tennis court; museums; art galleries.





3.Mother wants to know more about history, cultural traditions of British people.

Mother can use the following words and word combinations :I suppose; customs; traditions; old provincial towns; ancient castles; museums; art galleries; churches.





4.Boris is a fan of "The Beatles". He wants to visit the native country of this band. He dreams of getting education in England. He is also a good sportsman.

Boris can use the following words: legendary; Liverpool; go sightseeing; take photos; cultural; museums; yachting; football; old universities; colleges; a hostel;









5.Father tries to understand the interests and the wishes of everybody in his family. He can't decide what means of travelling to choose and how to plan the holiday. He asks questions to everybody and makes a final plan of their travelling to Great Britain .





Заключение:

Проведение деловых и ролевых игр на уроке английского языка при обучении учащихся говорению способствует мотивированию учебно-речевых высказываний учащихся, а разработка и использование преподавателем наглядных средств (схем, таблиц, коллажей и т.д.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные иноязычные высказывания. Следовательно, игра является эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности учащихся при овладении говорением на иностранном языке.

УРОК-ИГРА

«What? Where? When?» - «Что? Где? Когда?»

План проведения

  1. Начало урока:

Преподаватель: «Каждая страна имеет свою историю, экономику, культуру и природные особенности. Рассказать обо всем этом в курсе изучаемого нами учебного предмета трудно, поэтому мы выбрали, на наш взгляд, самые интересные сведения и знакомим вас с ними. Главная наша цель - создать в вашем представлении ОБРАЗ СТРАНЫ».

Группа делится на две команды, равные по численности. Игра начинается с приветствия команд. Участники команд называют свои девизы. В качестве девизов используются изречения великих людей о роли и значении иностранных языков.

  1. </ Этап выполнения игровых упражнений с целью семантической дифференциацией лексики и активизации лексико-грамматических навыков:

1 конкурс - «Разминка». Участвуют все. Участники команд по очереди вытягивают по одному вопросу с общими сведениями о стране и отвечают на них.

2 конкурс - «Любознательный географ».

Преподаватель: «Сколько бы раз мы ни рассматривали карту мира и отдельных стран, всякий раз нас охватывает чувство острого любопытства. Как много названий на карте! Хочется побывать в каждом уголке планеты. И особенно интересно узнать как можно больше о Великобритании, стране изучаемого языка».

Работа в командах: каждая команда заполняет карту Великобритании, обозначая её части и их столицы; заполняет рабочий лист, соединяя названия частей и их столиц.

3 конкурс - «Иные города - иные нравы».

Преподаватель: «Что ни город, то норов», - гласит английская пословица. И, действительно, у каждого английского города своя история, своё культурное наследие, свой характер».

По ассоциациям, возникшим после описания городов Великобритании (без первоначального упоминания их названия), участники команд дают правильные названия этих английских городов. При отсутствии ответа в одной команде, ход переходит к другой.

4 конкурс - «Исторический: Что? Где? Когда?».

Преподаватель: «Говорят, что знать прошлое - значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Какие основные этапы исторического развития Великобритании вы знаете? Используя ассоциограмму, внесите в неё соответствующие исторические события в жизни страны изучаемого языка» .

5 конкурс - «Праздничный».

Участники команд по очереди «заполняют» праздничный календарь. Он с датами, но без обозначения праздников. При отсутствии ответа в одной команде, ход переходит к другой.

6 конкурс - «Конкурс капитанов».

Преподаватель: «Объехать мир - мечта для многих почти неосуществимая. Но не огорчайтесь - можно путешествовать и «заочно». В такое путешествие мы и приглашаем вас».

Капитаны команд презентуют сообщения об одной из частей Великобритании.

  1. Подведение итогов и объявление победителей.

ВИКТОРИНА - ИГРА

What Do You Know about the USA and the UK?

Цель: создание условий для активизации и проверки знаний студентов по теме «Англо-говорящие страны».

Правила проведения игры

Игра проходит в три этапа:

1. Работа в командах - каждая команда отвечает на столько вопросов, сколько в команде участников.

Один из участников выбирает номер вопроса, и только он имеет право на него ответить.

Каждый правильный ответ - 1 балл.

Задача команды - ответить на максимальное количество вопросов за это время. После того, как все члены одной команды выбрали себе вопросы и ответили на них, ход переходит другой команде. Игра идет до трех раундов, в зависимости от сложности вопросов, чтобы дать командам возможность набрать очки. В третьем раунде игра усложняется тем, что те участники, которые уже принесли командам очки, лишаются права отвечать на вопросы, для того чтобы всем предоставить равные возможности.

Полученные баллы суммируются, чтобы определить команду победителя.

2. Игра с победителями команд (теми, кто принес командам призовые очки) - игра напоминает популярную игру «Кто хочет стать миллионером?» Участники игры должны ответить максимум на 15 вопросов.

В расположении игроков есть две подсказки:

«50 на 50» (fifty-fifty)

«помощь гpyппы» (class)

Все одновременно отвечают на вопросы, выбирая вариант ответа.

Игра с победителями командного тура продолжается до двух раундов.

По сумме баллов определяются финалисты, т.е. те, кто набрал максимальное количество баллов.

3. Блиц-игра с победителями второго этапа - в течение одной минуты участникам необходимо разгадать предложенные ребусы.

4. Абсолютный победитель определяется по сумме баллов второго и третьего этапа.

Награждение - желательно наградить победителей каждого этапа.

Начало каждого этапа - можно провести жеребьевку.

На первом этапе можно предложить капитанам команд назвать изображенную на картине или фотографии достопримечательность.

На втором и третьем этапе каждый отвечает за себя. Здесь главное - быстрее и правильнее других ответить на вопросы.

После проведения игры можно предложить участникам проанализировать процедуру проведения, внести свои предложения.

Вопросы викторины:



Questions about the USA:



  1. Why is the year of 1776 so important in American history?

  2. What is the nickname of the flag of the US? Why is it called so?

  3. What are main political parties of the USA?

  4. What is the national emblem of the USA?

  5. He won the Nobel Peace Prize in 1906 for his part in ending the Russian- Japanese War. What is his name?

  6. He is considered to be the founder of the Democratic Party. Do you know his name?

  7. Who was the first American president?

  8. What is the Bill of Rights?

  9. What duty is given to the President of the USA?

  10. What are the main parts of the Constitution of the US?

  11. Who can be elected President of the USA? For how many terms?

  1. Many Americans consider it the nation's most prestigious newspaper. What is the title of this newspaper?



Questions about the UK:



  1. What does the word 'Parliament' mean?

  2. What is the name of national flag of the UK?

  3. What is the national flag of the UK made up of?

  4. What are the main political parties of the UK?

  5. What is the motto of England? When was it adopted?

  6. When was the Independent Republic of Ireland formed in the South?

  7. When did the State visit of Queen Elizabeth II to Russia take place?

  8. What is the official home of the British Royal family? Where is it situated?

  9. What is the official title used in official writing after the name of a ruling British queen (king)?

  10. What do you know about the husband of the British queen, Elizabeth II?

  11. What is the smallest country within the UK?

  1. Why and since what time is the eldest son of the King or Queen of England given the title of the Prince of Wales?











































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал