- Учителю
- Школьная стратегия в культурном образовании личности
Школьная стратегия в культурном образовании личности
Школьная стратегия в культурном образовании личности
Светлана Николаевна Маслова,
учитель иностранного языка
МБОУ «Томаровская СОШ №1»
Аннотация. В статье дана характеристика стратегии школьного образования в культурном образовании личности подрастающего поколения в российском обществе. Определены пути её достижения, раскрыты причины и противоречия молодёжной субкультуры, как одного из направлений социализации подростков.
Ключевые слова: социум, личность, художественный процесс, культурный продукт, конкурсы, субкультура, принципы толерантности
Цель современного образования определяется включением каждой личности в прошлое, настоящее и будущее культуры своей страны, опирается на идею множественности типов личности и социокультурного многообразия человека, выделения его этнокультурной самобытности, национальной и индивидуальной идентичности. Таким образом, понятие «культурное разнообразие» можно рассматривать как ключевое измерение развития определенного социума, так и отдельного человека, или как в нашем случае, личности ребенка в школе. На наш взгляд, важно помнить, что вне образования не могут быть заложены основы новой культуры. В противном случае - это будет потребительское отношение членов социума, которое не будет способствовать ни развитию человека, ни развитию общества и природы. В настоящее время в сфере образования актуализировался интерес к культурологическому обоснованию происходящих в нем процессов. Это не просто любопытство или влияние модных течений, а естественная потребность осмыслить в контексте реформ универсальную сущность образования и его основных составляющих: обучения, воспитания и саморазвития. Наши выпускники - это люди будущего, перед которыми неизбежно встанет вопрос, в каком культурном социуме он будет жить, развиваться, растить своих детей. Поэтому школа, как никакое другое учреждение, имеет смысл как социокультурное воплощение рефлексивного освоения культуры. Об этом говорят в своих работах корифеи отечественной педагогики, такие как Б. Д. Эльконин. Сегодня всё больше получает подкрепление представление о том, что школа становится неким сервисом, т. е. наряду с проведением основного учебного процесса, который традиционно обеспечивал учащихся нормами и эталонами культуры, создающими базу для адаптации в социокультурной практике, школа стала оказывать консультационные сопровождающие услуги. Самым оптимальным вариантом становится построение учебного пространства по модели художественного процесса, представляющего собой логику органического развертывания любого живого содержания: образ человека сливается с образом культуры, знание - с переживанием. Цели образования в целом, и художественного образования в частности, неразрывно связаны с фундаментальными основаниями человеческого развития, в данном случае с правами человека. Художественное образование рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих продуктов, которые в свою очередь направлены на развитие и воспитание личности. Недаром, сейчас, во главу угла поставлено воспитание учащихся. Согласно принятой в Российской Федерации «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы», его развитие направлено на решение следующих задач: - выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; эстетическое воспитание подрастающего поколения; воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества [2]. Таким образом, художественное образование детей является процессом познания и освоения художественной культуры в целях становления и развития целостной, духовной и творческой личности, обладающей внутренней потребностью в общении с искусством и в создании новых художественных ценностей.
Все знают, что школьные годы, особенно возраст 11-13 лет, является периодом активного формирования личности и уровень развития восприятия в таком возрасте достаточно высок, поэтому, нам небезразлично, какого рода нравственные и эстетические ценности будет усваивать подрастающее поколение. Эстетическое воспитание школьников непростая, но очень важная задача, которую ставит перед учителями ФГОС. Работать на выполнение этой задачи должны все учителя предметники, используя метапредметные связи. Например, изучение произведений мировой художественной литературы, формирует в человеке, в нашем случае, в школьнике, духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить и развиваться в современных условиях. Изучение предметов художественно-эстетического цикла дает учащимся возможность реальной интеграции со смежными предметами, такими как: история, литература, русский и иностранный языки. В результате и возникает система метапредметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, синтез обучения и воспитания, реализуемого через проектную деятельность.
Нельзя не отметить один важный момент всей цепочки нравственно-эстетического образования. А, именно, обеспечение необходимыми материалами, ресурсами, в том числе и мультимедийными, наглядными пособиями, которые помогут сделать уроки предметов эстетического цикла интересными и полезными с точки зрения образовательного процесса. Крайне важно, с первого момента обучения в школе, окружить ребенка различными предметами быта и декоративно-прикладного искусства. Это не только сделает процесс обучения и урочное занятие более доступным и интересным, но и позволит детям непосредственно прикоснуться к живому источнику народной культуры. В нашей школе имеется хороший ресурс такого рода пособий.
Именно в школе в процессе занятий, как в урочное, так и во внеурочное время, школьники приобщаются к искусству и сами являются авторами пусть еще несовершенных, но уже личных, персонифицированных художественных работ. Участие детей в разного рода художественных конкурсах, помогает многим проявить себя в любой области, начиная с обыкновенного рисунка и, заканчивая эссе на иностранном языке или созданием видеоролика о традициях и обрядах своей малой родины. Надо отметить, что в нашем учебном заведении, интерес к декоративно-прикладному творчеству, к его культовой основе непрерывно растет. На базе нашей школы действует музей казачьего быта. И музейные уроки способствуют не только эстетическому восприятию предлагаемого материала, но и воспитывают патриотическое отношение к своей малой родине. Мы убеждены, что только школа способствует созданию эстетически развитой и заинтересованной аудитории детей, а через них и их родителей, формирует эстетические потребности и вкусы разных социальных групп населения. Конечно же, нам помогают музыкальные и художественные школы, но по большому счету, они все выходцы из образовательной школы, так как большинство их воспитанников - это наши ученики. И у нас и у них одна задача - приобщение маленьких граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства, формирование культуры межнационального общения, соблюдения принципов толерантности.
Современное общество - сложный организм. Школа
является его составной, если не сказать главной частью, где
переплетаются все аспекты образования и воспитания, в том числе и
такие, как молодежные субкультуры. В процессе становления, дети
соприкасаются с большим их разнообразием: от элитных до признанных
определенными слоями общества, порой не совсем нравственно
устойчивыми, а также с достаточным набором
национальных культур. У каждого формируется свой собственный
культурный опыт, складывающийся из разных соотношений тех или иных
субкультурных и культурных пространств. Например, в нашей школе
есть этнические представители мусульманской диаспоры, которые имеют
свои культурные обычаи и традиции. Но это не вредит остальным
членам социума, а напротив, вызывает интерес и толерантное
отношение. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ребенок
развивается в накладывающихся друг на друга субкультурных
пространствах, которые пересекаются, дополняют друг друга и по
большому счету служат делу воспитания и личностного
совершенствования.
Большую роль в нравственном и эстетическом воспитании ребенка играет также «среда». Она включает условия и окружение: жизнедеятельность ребенка в семье, взаимоотношение и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное поведение вне семьи и групп. Такие неформальные группы и коллективы в период становления личности ребенка - подростка, по нашему мнению, играют более значимую роль, чем семья. Подросток, даже если его взаимоотношения в семье складываются благоприятно, выходит в более широкое социокультурное пространство, сюда же можно отнести и его субкультурное пространство, что обусловлено его взрослением и объективным расширением культурного опыта. И от нас с вами зависит, какой опыт или багаж культурно-нравственных ценностей приобретет наш школьник, а позднее выпускник и полноправный член общества.
Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Раньше мы стремились сформировать всесторонне развитую, гармоничную личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или, точнее, помочь формированию всесторонне развитой личности можно. Вот этим благородным и необыкновенно трудным и интересным делом занимается школа. И поверьте, в нашей школе, у нас для этой важной миссии есть и профессиональные кадры, и современные педагогически выверенные наработки.
Литература
1. Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Paris: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2009.
2. maslovasvetlana.jimdo.com Молодёжная субкультура на уроках английского языка
3.Система образования: новое измерение, газета «Первое сентября» №1, 2014.
4. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии, 1993, № 1.