7


  • Учителю
  • Статья на тему 'Игра - средство интенсификации учебного процесса' (начальные классы

Статья на тему 'Игра - средство интенсификации учебного процесса' (начальные классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Одним из эффективных средств, обеспечивающих усвоение языково­го материала и формирующих навык речевого общения, является игра. Игры, предлагаемые учащимся, должны иметь не только коммуникативный характер, но и профессиональную направлен­ность. На начальном этапе обу
предварительный просмотр материала

«Игра - средство интенсификации учебного процесса»



Ланглиц Т.В.

учитель английского языка первой категории

ГУ «Комплекс

«Музыкальный колледж - музыкальная школа-интернат

для одарённых детей»

г. Павлодар


Одним из эффективных средств, обеспечивающих усвоение языково­го материала и формирующих навык речевого общения, является игра. Игры, предлагаемые учащимся, должны иметь не только коммуникативный характер, но и профессиональную направлен­ность. Пусть это условие на начальном этапе будет выполняться на эле­ментарном уровне, но, ставя, например, задачу отработать с учащимися предлоги местонахождения, глагол "to be" или оборот "there is / are", мы должны следить за лексическим наполнением модели.

На начальном этапе обучения можно предложить следующие типы игр: составление и разгадывание кроссвордов, чайнвордов, угадывание пропущенных в слове букв. Интерес представляют игры, в которых дей­ствие и ответ являются реакцией на вопрос, задаваемый преподавателем. Ниже предлагаются игры, используемые для усвоения определенного лексического минимума, а также развития навыка аудирования простых моделей вопросительных предложений, выясняющих наличие предмета, места его нахождения, количества предметов и т. д. Например:

Опиши и нарисуй

У одного учащегося есть картинка. У остальных учащихся есть листы бумаги и карандаши. Учащийся описывает картинку, а остальные рисуют под его диктовку. Чтобы облегчить работу учащихся и не сводить ее к рисованию, можно вместо предметов изображать геометрические фигу­ры, например, квадратом может обозначать станок, треугольником - лампу и т.д. Учащиеся могут задавать уточняющие вопросы типа: «Где ста­нок?», «Лампа в правом или левом углу?» и т. п.


Игра на поиск идентичной карточки

Эта игра имеет своей целью отработку общих и специальных вопро­сов. Учащимся раздаются карточки с рисунками, на некоторых имеются различия; учащиеся, задавая друг другу вопросы, должны найти две одинаковые карточки.


Интерес эти игры представляют еще и потому, что рассчитанные на 5-7 минут, они дают возможность переключить внимание. Подобные игры-упражнения, носящие коммуникативный характер, позволяют перейти к ролевым играм, которые являются более высокой ступенью и обладают большими обучающими возможностями.

В процессе ролевой игры появляется возможность соединить учеб­ную и воспитательную работу, преодолеть психологический барьер неуверенности, вызвать интерес, вовлечь учащихся в работу по изготов­лению предметов, необходимых для игры.

Ролевая игра предполагает подражание действительности в определенной­
ситуации и требует не только более высокого языкового уровня,
но и учета определенного психологического состояния человека, вклю­чающегося
в ситуацию. Поэтому подбор ситуаций, в отличие от начальной
школы, где дети с одинаковым интересом включаются в любую игру,
предлагаемую учителем, довольно труден. Ролевая игра позволяет создать­
искусственную ситуацию, в которой учащийся, используя мимику,
жесты, вербально оформляет свое поведение, отношение к чему-либо.
Поэтому важным условием проведения ролевой игры следует считать
учет возрастных особенностей обучаемых, их социального опыта и орга­
низационных особенностей учебного процесса. Нельзя сразу предлагать сложную ситуацию для ролевой игры. Недостаточный запас активной лексики, неумение общаться с партнерами, трудности в преодолении психологического барьера при использовании иностранного языка как средства общения вынуждают проводить ролевые игры поэтапно. Напри­мер, для первого этапа можно предложить игры по таким темам, как «Моя семья», «Моя профессия», «Учеба» и т.п. Для этих игр учащиеся могут сделать визитные карточки, принести семейные фо­тографии. Задание должно быть предельно приближено к естественному общению. Если учащийся первого курса вяло отвечает на вопросы типа: «Как Вас зовут?», «Где Вы живете?» и не всегда охотно рассказывает о доме, да и описание комнаты не всегда вызывает интерес у учащихся, которые считают себя достаточно взрослыми, то задание «Заполните анкету о себе» выполняется с интересом и рассматривается как реальная жизненная ситуация, соответствующая возрастному уровню обучаемых.

Задания типа: «Прочитайте текст по ролям», «Инсценируйте диалог» давно нашли свое место среди упражнений, выполняемых под руковод­ством преподавателя в аудитории. Эти упражнения имеют различные це­ли, однако совершенно очевидно, что эффективность этих упражнений достаточно велика.

Можно считать, что подобная «драматургическая» обработка текста является первым этапом введения ролевых игр в учебный процесс.

Более высокий уровень ролевой игры предполагает более сложные ситуации, связанные с учебой и работой на производстве. Такие игры можно проводить после прохождения тем «Учеба», «Моя специальность». Примером может служить ситуация, в которой один учащийся отвечает (рассказывает) через «переводчика» о своей учебе, профессии, а остальные учащиеся- «члены иностранной де­легации» - задают ему вопросы об учебе, работе, условиях жизни, се­мейном положении, интересах, увлечениях, стипендии и т. п.

Заключительным этапом ролевой игры можно считать проведение конференции по определенной тематике. Безусловно, проведение урока-конференции требует большой подготовительной работы, которая должна обеспечить не только выступления учащихся, но и активное участие всей группы в работе конференции.

Следует отметить, что использование ролевых игр в учебном процес­се стимулирует речевое общение, способствует формированию мотива­ции и интереса к изучению иностранного языка.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал