- Учителю
- Виды авторской речи в английской художественной прозе
Виды авторской речи в английской художественной прозе
Пономаренко Галина
Виды авторской речи в английской художественной прозе XX века
В каждом художественном произведении присутствует автор, его голос, его мысли и его образ. Образ автора частично выражен в авторской речи. Конечно же, авторская речь, как и речь героев произведения, является продуктом творчества одного автора, но все-таки каждая из них несет свой смысл и свое отношение к происходящим событиям. Авторская речь присутствует в любом художественном произведении, и именно поэтому проблема присутствия автора в произведении всегда актуальна.
Значительно проще распознать главную мысль, которую хотел донести нам автор, если в его художественной прозе присутствует авторская речь. Она способствует пониманию мотивов автора для создания его произведений. Каждый из нас может по-разному интерпретировать тот или иной элемент художественного текста, поэтому различные способы, используемые творцом для передачи своей идеи, способствуют осознанию глубины и значимости всех деталей, изложенных в произведении. Одним из способов и является авторская речь. Существует большое количество исследований, касающихся этой темы, что проявляются в разных точках зрения на разновидности авторской речи.
Например, П. Г. Пустовойт выделяет такие виды авторских отступлений как короткий иронический или саркастический комментарий, лирическое отступление или размышление, отступление с привлечением исторического, социального или литературного контекста. Таким образом, подчеркивается, что существует автор-творец, создатель художественной действительности, автор-повествователь и автор как непосредственный участник описываемых событий[2,c.89-94].
В.Е. Хализев предлагает три основных значения термина «автор» в современном литературоведении: автор как реальное лицо, как образ, локализированный в художественной тексте; автор-творец как субъект художественной деятельности. Говоря об исключительной роли авторской субъективности в организации художественной целостности произведения, исследователь вводит понятие об ответственности автора [4, c.66].
Б. А. Успенский в своей работе «Поэтика композиции» рассматривает четыре основных точки зрения проявления позиции автора в художественном тексте: оценочный, фразеологический, пространственно-временной и психологический. Исследователь считает, что на этом останавливаться не стоит, перечень авторских позиций может пополняться[3].
Виды авторской речи многообразны так же и потому, что автор, как правило, использует разные типы речи. В. В. Виноградов назвал эти типы композиционно-речевыми формами. Он перечислил такие виды: повествование, описание, рассуждение. Существует три варианта повествования: автор ̶ участник событий, события излагаются со слов третьего лица, автор моделирует событийный ряд. «Описание фиксирует признаки объектов и субъектов действий и состояний и потому является преимущественно статичным. Рассуждение содержит информацию о причинно-следственных связях между объектами»[1, с.134].
Рассуждение - это рассмотрение явлений, доказательство основных положений. В рассуждении делаются выводы, и используются специальные лексические маркеры.
Б. О. Корман предложил три основные «субъективные формы выражения авторского сознания». К этим формам относятся автор и автор-повествователь, лирический герой, ролевой герой[5, с.88].
В нашем исследовании мы рассмотрели такие виды авторской речи: Повествование: Rosemary had been married two years, and her husband absolutely adored her. (Katherine Mansfield. A cup of tea.) I am a twelve years old and I'm a girl. My mother is thirty-four but I am nearly as tall as her already. (Ronald Dahl. The Umbrella Man.) After that, we went to a café. I had a banana split and my mother had a cup of coffee. (Ronald Dahl. The Umbrella Man.) My mother was standing very still and stiff, staring across the street at the little man. We could see him clearly. (Ronald Dahl. The Umbrella Man.);
Описание: Mr Kelada was short and of a sturdy build, clean-shaven and dark-skinned, with a fleshy hooked nose and very large, lustrous and liquid eyes. (W. S. Maugham. Mr Know-All.) He had a fine white moustache and bushy white eyebrows and a wrinkly pink face. (Ronald Dahl. The Umbrella Man.) She was young, brilliant, extremely modern, well-dressed and amazingly well-read in the newest of the new books. (Katherine Mansfield. A cup of tea.);
Рассуждение: But when I was told the name of my companion my heart sank. It suggested closed portholes and the night air rigidly excluded. (W. S. Maugham. Mr Know-All.)
Материалом для нашего исследования послужили рассказы английских писателей; методом сплошной выборки нами было выделено 100 примеров авторской речи. Количественно-качественный анализ видов авторской речи показал, что самый распространенный тип - повествование; за ним следует описание и рассуждение. По подсчетам повествование составило 60% , описание ̶ 30% , рассуждение ̶ 10%.
В современной литературе все реже встречаются элементы описания и рассуждения, зато численность повествования остается неизменной. Каждый вид авторской речи, несомненно, реализует идеи и задумки автора. Авторская речь определенно является важным элементом в художественном тексте, играющим большую роль в интерпретации этого текста.
Список литературы:
-
Кухаренко В. А. Интерпретация текста. - Винница, 2004. - 260с.
-
Пустовойт П. Г. «А. Ф. Писемский в истории русского романа». - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 272с.
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. - 348с.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 398с.
-
Чернец Л. В., Исакова И. Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, Академия, 2005.