- Учителю
- Исследовательская работа на тему: ' Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?”
Исследовательская работа на тему: ' Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?”
МБОУ Грузиновская СОШ
Исследовательская работа
на тему:
" Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?"
Выполнила: Петрук Алена,
Ученица 5 класса МБОУ Грузиновская СОШ
Руководитель: Петрова Анна Вячеславовна,
учитель английского языка
х.Грузинов,
2015-2016
Оглавление
Введение.…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая часть. Роль компьютера и компьютерных игр в обучении английского языка.
-
Использование компьютеров на уроках иностранного языка……………………………….................................................5
1.2. Компьютерные игры……………………………………………………………………..7
Глава 2. Практическая часть. Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?
2.1. Методика проведения исследования………………………………11
2.2. Результаты анкетирования учащихся……………………………..12
Заключение……………………………………………………………...20
Литература……………………………………………………………...22
Приложение………………………………………................................24
Введение
Почти каждый ученик играет в компьютерные игры. Они стали очень популярны в мире, поэтому существует много компаний, которые производят их. Вот некоторые из них: Valve, Ubisoft, EA…
Одни из самых популярных игр: Counter-Strike, Warface, Warframe, Dota 2 и Assasin's Creed.
Многие родители и учителя считают, что компьютерные игры очень плохо влияют на детей. С помощью исследования мы ответим на вопрос:
« Правда ли, что компьютерные игры могут улучшить знания по английскому языку?» Поэтому исследование может быть очень актуальным.
Проблема: сложно определить, могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык. Наша работа посвящена исследованию данной темы.
Цель моей работы: определить, могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык
Задачи для достижения поставленной цели:
1. Изучить научную литературу по вопросу.
2. Выявить причины, в связи с которыми дети играют в компьютерные игры.
3. Провести анкетирование среди учащихся 5 класса (Приложение 1)
4.Проанализировать мнения учеников нашей школы относительно компьютерных игр.
5.Создать список самых популярных игр (Приложение 2)
6.Создать памятку для учащихся, которые долго работают за компьютером
(Приложение 3)
7. Создать памятку для родителей обучающихся "Профилактика компьютерной зависимости у ребенка" (Приложение 4)
Объект: компьютерные игры
Предмет: компьютерные игры - одни из самых популярных развлечений учащихся в свободное время
Гипотеза: компьютерные игры могут помочь изучать английский язык
Работа проводилась поэтапно:
1. Составление основной информационной работы.
2. Анализ литературы и различных источников по теме.
3. Проведение анализа и сравнения собранных данных анкет.
4. Обозначение выводов и результатов работы.
При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: экспериментальный, для проведения анкетирования и определения необходимости изучения компьютерных игр; поисковый и описательный, предполагающий анализ языковых факторов; аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных данных.
Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие элементы как использование компьютеров на уроках иностранного языка, значение игр и их виды. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет.
Глава 1.Теоретическая часть. Роль компьютера и компьютерных игр в обучении английского языка.
1.1. Использование компьютеров на уроках иностранного языка
Эффективную помощь учителю на уроках английского языка оказывает использование компьютерных технологий. Использование компьютера повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор, дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. При работе с использованием компьютеров это не исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - «изображения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках
Неоценимую помощь в изучении различных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий позволяют ученику окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре и узнать многое из посещений, что пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся
Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывают учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию.
Программа «Bridge to English» имеет ряд необходимых справочников: англо-русский словарь, грамматический и фонетический справочники. Упражнения в этой программе подобраны так, что они вызывают у учащегося желание узнать, «что же будет дальше», а также сколько баллов он наберет за выполнение упражнения и какую оценку ему поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное упражнение компьютер громко объявляет оценку: «excellent» или «very good», «good», «not bad», «bad».
Очень прост в использовании и понятен мультимедийный учебник «English Course». В нем имеется огромный выбор диалогов на разные темы, например, «Еда», «Магазины», «Футбол», «На дискотеке» и т.д. Он скорее предназначен для индивидуальных занятий - для желающих быстрее научиться основам разговорного английского языка.
Тексты для аудирования на страноведческие темы в средних и старших классах можно использовать из мультимедийного учебника «Английский базовый курс», в котором около 60 текстов на разные темы по культуре и быту Великобритании, истории и США. Тексты эти довольно интересные и содержательные.
Очень богаты яркими ролевыми играми, фильмами, и текстами мультимедийные программы «Oxford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству».Они нравятся взрослым и детям. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Всем известно об обучающих возможностях игр. Наряду с устными играми, можно использовать также мультимедийный курс «Учим английский язык». Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношения. Все игры сопровождаются красочными картинками.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, мы бы хотели подчеркнуть, что компьютер не сможет заменить учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, способствующим повышению качества обучения и эффективности контроля. Использование компьютера на уроках очень актуально.
1.2. Компьютерные игры.
Компьютерные игры способствуют развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Они несут в себе немалое нравственное начало, так как делают овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.
Компьютерные игры для детей бывают трёх типов: развлекательные игры; обучающие (познавательные) игры; развивающие игры.
Все негативные отзывы о компьютерных играх относятся к развлекательным играм, которые нужно использовать в меру, как и любой другой вид развлечения.
Существуют следующие виды развлекательных игр:
приключенческие - главным подспорьем в этих играх служат находки - различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней;
стратегии - основная цель таких игр - управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами; аркадные - характерной особенностью является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии;
ролевые - в играх этого жанра в распоряжении ребенка имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию;
3D - Action - кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!», это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания;
логические - чаще всего такие игры представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить;
симуляторы - имеют в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный, сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств - парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов.
В обучении иностранному языку применяются обучающие и развивающие игры.
Данные игры на раннем этапе обучения можно разделить на два раздела:
Первый раздел cоставляет фонетические, лексические и грамматические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают фонетические игры, предназначенные для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. За фонетическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Следующие в разделе - грамматические игры, занимающие по объему более трети игр, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений не этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Глава 2. Практическая часть. Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?
2.1. Методика проведения исследования.
Теоретические положения, изложенные в предыдущей главе данной работы, были проведены нами на практике. Опытно-практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий.
№
Название этапа
Задачи этапа
Основные методы исследования
1
-
Организационный этап
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Построение исследовательского аппарата (объекта, предмета, целей, задач, гипотезы).
3. Изучение опыта работы.
4. Определение стратегии исследования.
1. Поисковый или теоретический анализ литературы по проблеме исследования
2. Собеседование с учителями и учащимися.
3. Обобщение.
2
-
Практический этап
1. Уточнение аппарата исследования.
2. Проведение ОПР.
1. Систематизация и обобщение теоретического наследия по проблеме исследования.
2. Адаптация методик исследования.
3. Анкетирование.
4. Оценивание.
3
-
Обобщающий этап
2. Построение доказательства гипотезы.
3. Оформление результатов ОПР.
1. Анализ.
2. Синтез.
3.Интерпретация.
В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 1), т. к. он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике одной взятой школы в общем виде.
Анкетирование - разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогики, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов (В.Г. Рындак).
Цель проведения анкеты - определить, могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык
2.2. Анализ результатов опроса
В контрольную группу входило 25 учеников 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы МБОУ Грузиновская СОШ. Результаты опроса помещены в таблицу 1.
Таблица1
Результаты анкетирования
№
Вопросы анкеты.
Ответы анкеты в процентах
1
С какого возраста вы начали играть в компьютерные игры?
A) 5 лет
Б) 6 лет
В) 8 лет
Г) 10 лет
14 %
43 %
29%
14%
2
Как долго вы играете в компьютерные игры в течение дня?
А) 1 час
Б) 2 часа
В) 4 часа
57%
28%
15%
3
Ваши родители разрешают вам играть в компьютерные игры?
А) Да
Б) Нет
100%
0%
4
Почему вы любите играть в компьютерные игры?
А) интересно
Б) развлекательно
В) нравятся
70%
15%
15%
5
Какие жанры игр вам нравятся больше всего?
А) приключенческие
Б) ролевые
В) логические
Г) стратегии
Д) симуляторы
Е) 3D - Action
14%
30%
14%
14%
14%
14%
6
Какой язык вы обычно используете?
А) русский
Б) английский
72%
28%
7
Какие игры позволяют вам общаться с другими игроками?
А) Football
Б) Farm
В) Hitman
Г) Veks
14%
58%
14%
14%
8
О чем вы общаетесь?
А) о игре
Б) 0 героях
50%
50%
9
Какие слова вы обычно используете ?
А) next
Б) go
В) yes
Г) no
Д) play
19%
25%
19%
12%
25%
Как показало анкетирование, 14% учащихся начали играть в компьютерные игры с 5 лет, 43% - с 6 лет, 29% - с 8 лет и 14% - с 10 лет. 57% обучающихся играют в компьютерные игры 1 час, 28% - 2 часа, и 15% - 4 часа. Всем учащимся родители разрешают играть в компьютерные игры. 70% учащихся играют в компьютерные игры, потому что они интересные, 15% считают их развлекательные, и 15% они нравятся. 14% учащимся нравятся приключенческие игры, 30% - ролевые, 14% - логические, 14% - стратегии, и 14% - симуляторы. 72% учащихся пользуются русским языком, а 28% - английским.
14% учащихся общаются с другими игроками в игре Football, 58% - в игре Farm, 14% - в игре Hitman и 14% - в игре Veks. Учащиеся обычно общаются о героях (50 %) и игре. (50%) Обучающиеся обычно используют в играх такие слова как: next( 19%), go(25% ), yes(19% ), no(12% ) и play(25% ).
Заключение
Как показало анкетирование, 14% учащихся начали играть в компьютерные игры с 5 лет, 43% - с 6 лет, 29% - с 8 лет и 14% - с 10 лет. 57% обучающихся играют в компьютерные игры 1 час, 28% - 2 часа, и 15% - 4 часа. Всем учащимся родители разрешают играть в компьютерные игры. 70% учащихся играют в компьютерные игры, потому что они интересные, 15% считают их развлекательными, и 15% - они нравятся. 14% учащимся нравятся приключенческие игры, 30% - ролевые, 14% - логические, 14% - стратегии, и 14% - симуляторы. 72% учащихся пользуются русским языком, а 28% - английским. 14% учащихся общаются с другими игроками в игре Football, 58% - в игре Farm, 14% - в игре Hitman и 14% - в игре Veks. Учащиеся обычно общаются о героях (50 %) и игре. (50%) Обучающиеся обычно используют в играх такие слова как: next( 19%), go(25% ), yes(19% ), no(12% ) и play(25% ).
Создан список самых популярных игр (Приложение 2), памятка для учащихся, которые долго работают за компьютером (Приложение 3) и памятка для родителей обучающихся "Профилактика компьютерной зависимости у ребенка". ( Приложение 4)
В ходе работы над темой: " Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык? ", на примере МБОУ Грузиновская СОШ» мы успешно решили поставленные задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по вопросу.
2. Выявить причины, в связи с которыми дети играют в компьютерные игры.
3. Провести анкетирование среди учащихся 5 класса (Приложение 1)
4.Проанализировать мнения учеников нашей школы относительно компьютерных игр.
5.Создать список самых популярных игр (Приложение 2)
6.Создать памятку для учащихся, которые долго работают за компьютером
(Приложение 3)
7. Создать памятку для родителей обучающихся "Профилактика компьютерной зависимости у ребенка" (Приложение 4)
В заключении мы можем сказать, что мы достигли цели и обнаружили, что компьютерные игры не могут помочь изучать английский язык. Поэтому моя гипотеза не была правдивой. Результаты нашего исследования показали, что только несколько учеников улучшили свои навыки в изучении английского языка. Мы выяснили, что развлекательные компьютерные игры - это не лучший способ изучать английский язык. Мы только выяснили самые популярные жанры развлекательных игр.
Литература
1. http://en.wikipedia.org/wiki/Video_game_genre
2. http://www.break.com/c/pop-culture-videos/video-games/
3. http://www.metacritic.com/browse/games/release-date/new-releases/all/date
4.Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., «Педагогика», 1998, с. 123
5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку.- М.: Просвещение. 1999., с. 55-56
6. Эльконин Д. Б. Москва: Директ-Медиа, 2008. - 703 с.
7. Е. И. Негневицкая, Изд-во "Наука,", 1981, c.101
8. http://ru.wikipedia.org/wiki
9. The Communicative Approach to Language Teaching/Ed. By Brumfit,K.Johnson.-Oxf.:Oxf.Iniv.Pr.,1981.-243p.
10. Stern H.H. Fundamental Concepts of language Teaching.-Oxf.: f.Univ.Pr.,1984.-122p.
11. Widdowson H.G. Learning Purpose and Language Use.- xf.:Oxf.Univ.Pr.,1984-582p.
12. Higgins H.,Johns T. Computers in Language Learning.-Lnd: Collins Edicational,1984.-192-195p.
13. Davies Gr.Using Computers in Language Learning: a Teacher`s Guide.-Lnd.:CILT,1985.-164.
14. Jones K.,Fortescue S. Using Computers in the Language Classroom.-Lnd:Logman,1987.-154p.
15. Higgins J. The Computer and Grammer Teaching//Computers in English Language Teaching and Research/Ed. by G.Leech and Chr.Candlin.-Lnd and NY: Longman,1986.-P.31-45.
16. Kenning M.J., Kenning M.-M. Introduction to Computer Assisted Language Learning.-Oxf.: Oxf. Univ.Pr., 1984.-195 p.
17.Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компютерной игры/Новые методы и средства обучения.-М.:Знание, 1988. -Вып.1.-С.30-66.
18. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. Книга для учащихся старших классов средней школы.-М.:Просвещение, 1984.-144с.
19. Евдокимова М.Г. Проблема использования компьютерных языковых игр в работе над рецептивной лексикой (английский язык, неязыковой вуз): Авторев. дис. ... канд. Пед. Наук.-М.,1992.-25c7
20. Жаксимбетова К.К. " Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку"//Шетел тілің оқыту әдістемесі - Методика обучения иностранному языку,2007, № 2, с. 8-15;
21. Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы, от 6 августа 2001 года № 1037;
22. Актуальные проблемы учебниковедения/А.К. Кусаинов, У.А. Асылов. М.: Просвещение, 2003. - 86
23. Кадырова А.С. Особенности моделирования электронного учебника в системе профессионально-педагогического образования// Автореф. дис….канд. пед. Наук, Усть-каменогорск, 2000
24.Нургалиева Г.К., Кадырова А.С. Принципы отбора содержания электронного учебника //Тез.докл. IX научн. конф. ≪Наука и образование Казахстана на пороге третьего тысячелетия≫. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2000. - С. 17-18.
25.Озганбаев О.О., Бельгибаев Б.А., Кадырова А.С. Обучение на базе электронного учебника по педагогике, как основа информатизации профессиональной подготовки учителя.// Республиканская научно-практическая конференция ≪Экономическое образование на рубеже нового тысячелетия: проблемы взаимодействия языка и экономики≫. 23-24 ноября2000 г.- Алматы: КазГУМОиМ
Приложение 1
Анкетирование учащихся 5 - 6 классов по теме:
" Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?"
№
Вопросы анкеты.
Ответы анкеты в процентах
1
С какого возраста вы начали играть в компьютерные игры?
A) 5 лет
Б) 6 лет
В) 8 лет
Г) 10 лет
2
Как долго вы играете в компьютерные игры в течение дня?
А) 1 час
Б) 2 часа
В) 4 часа
3
Ваши родители разрешают вам играть в компьютерные игры?
А) Да
Б) Нет
4
Почему вы любите играть в компьютерные игры?
А) интересно
Б) развлекательно
В) нравятся
5
Какие жанры игр вам нравятся больше всего?
А) приключенческие
Б) ролевые
В) логические
Г) стратегии
Д) симуляторы
Е) 3D - Action
6
Какой язык вы обычно используете?
А) русский
Б) английский
7
Какие игры позволяют вам общаться с другими игроками?
А) Football
Б) Farm
В) Hitman
Г) Veks
8
О чем вы общаетесь?
А) о игре
Б) 0 героях
9
Какие слова вы обычно используете ?
А) next
Б) go
В) yes
Г) no
Д) play
Спасибо за внимание!
Приложение 2
Список самых популярных компьютерных игр 2015 года.
Название
Жанр
Приложение 3
Памятка для учащихся,
которые долго работают за компьютером
Основные упражнения:
Каждое упражнение следует повторять от 30 до 60 секунд.
- Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо-налево, вверх-вниз, рисуем восьмёрку и т. п. Это упражнение снимает болезненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает «смазку» глаз.
- Движение открытыми глазами вверх-вниз и справа- налево.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение и доступ кислорода к глазам и лицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.
-Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
-Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец посмотрите на него.
-Частое моргание глазами. Это упражнение облегчает затрудненность мигательных движений, расслабляет глазные мышцы.
-Перемещение взгляда с близкой точки на отдаленную.
-Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз
Приложение 4
Памятка для родителей обучающихся
"Профилактика компьютерной зависимости у ребенка"
1.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.
2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.
3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.
4.Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.
5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете.
6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".
7.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).
9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
10.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
11.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- провел хотя бы одну ночь у компьютера;
- прогулял школу - сидел за компьютером;
- приходит домой и сразу садится за компьютер;
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
- пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.