7


  • Учителю
  • Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.

Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Доклад был представлен на очередном заседании учителей английского языка в 4 четверти текущего года. Выступление подготовила учитель английского языка Карева Е. А.
предварительный просмотр материала

Культура государства - это сочетание культур его регионов в целом. Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых - внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума, а второй - взаимодействие с другими культурами, что позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий.

Под региональной культурой с педагогической позиции следует понимать систему материальных и духовных элементов, составляющих бытие жителей того или иного региона (составными частями её являются география региона, его история, политическая жизнь, искусство, спорт, фольклор, бытовые реалии …), используемых в качестве содержания языкового образования студентов в процессе соизучения с региональной культурой части страны изучаемого языка, и благодаря ряду выполняемых ею дидактических функций, являющуюся тем педагогическим пространством, в котором происходит формирование личности этих студентов, ведущее к их самодетерминации в окружающей социальной действительности.

В процесс обучения иностранному языку региональная культура входит

Как региональный компонент содержания обучения: «региональный компонент содержания обучения иностранному языку - часть содержания обучения иностранному языку, направленная на развитие у студентов способности к межкультурному взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами иностранного языка в ситуациях непосредственного и опосредованного общения, способствующая полноценному личностному развитию и активному вовлечению учеников в диалог культур».

Понимание значимости краеведения в учебно - воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно - воспитательном процессе. Региональная культура выполняет следующие дидактические функции:

- является средством нравственного и патриотического воспитания;

- знакомит с методами и приёмами научного познания,

- развивает исследовательские навыки и умения;

- способствует интеграции предметных полей и формирует новое мышление в основе целостного представления о мире;

- обеспечивает «диалог культур» на российском уровне;

- способствует становлению исторического сознания;

- создаёт содержательную основу обучения иностранному языку;

- готовит к профессиональной педагогической деятельности;

- является средством поддержания мотивации.

Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания ИЯ значительное место отводится родной национальной культуре. Н.В. Барышников справедливо подчёркивает, что доминирование иноязычной культуре в процессе обучения ИЯ в средней школе может сослужить плохую службу учащимся - они неизбежно окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнёров по общению. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи. Такая оценка краеведения приводит нас к тому, что это часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому. Такой эмоциональный компонент необходимо использовать для повышения эффективности обучения ИЯ.

Педагоги справедливо придают большое значение изучению родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта - всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Это, в сущности, и есть краеведение: изучить, изведать, познать малую родину, где человек появился на свет и вырос.

Владение ИЯ специалисты квалифицируют как компонент общей культуры, посредством которого личность приобщается к мировой культуре.

При этом межкультурная коммуникация как «диалог культур» может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, родном языке, освоенных личностью. Представляется, что именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира.

Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. В соответствии с дидактическим принципом о неразрывной связи процессов обучения и воспитания детям предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности.

Однако в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения ИЯ учителя испытывают серьёзные затруднения, связанные с неразработанностью данной проблемы, с отсутствием практических методических материалов и системообразующего начала. Таким образом, представляется актуальной проблема научно - методического обоснования использования краеведческих материалов в обучении ИЯ.

Преподавателями Пятигорского ГЛУ разработана систематизированная модель использования краеведческого материала как средства обучения ИЯ в средней школе, имеющая универсальный характер для массовой школы, но требующая предметной конкретизации для каждого случая. Использование этой модели основывается на некоторых принципах, вытекающих из общедидактических требований к организации обучения, однако учитывающих особенности краеведения как эффективного средства обучения межкультурной коммуникации. К этим принципам относятся:

К этим принципам относятся:

  • принцип междисциплинарности;

  • принцип систематичности;

  • принцип тематичности;

  • принцип учёта возрастных особенностей школьников;

  • принцип технологизации;

  • принцип когнитивности;

  • принцип толерантности;

  • принцип компаративности.

Процесс изучения культуры разных народов и сообществ вряд ли можно признать эффективным в полной мере, если он приводит лишь к формированию у обучаемых конкретных культуроведческих представлений о странах изучаемого языка, а не стимулирует формирование и развитие у школьников стрптегий по изучению любой другой культуры. Поэтому важно не только, что изучается на занятиях по иностранному языку, но и как это делается.

Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Включение краеведческого компонента в содержание обучения ИЯ и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся.

Таким образом, говоря о профессиональном направлении образования студентов языковых факультетов, можно утверждать, что процесс формирования личности будущего специалиста и её дальнейшей самодетерминации должен проходить путём вхождения в культуру своей страны и страны изучаемого языка:» … вхождение человека в мир этих культур происходит через посредство языка; в каждом языке - портрет национальной культуры; понять, познать и принять её можно только через языковой образ. Значит, языковое образование в процессе вхождения в мир родной и иноязычной культур является средством современного языкового образования».


Выполнила:

Учитель английского языка

МБОУ СОШ п. Рощинский

Карева Е. А.

Карева Е.А.

2010 г


2015 г



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал