7


  • Учителю
  • Ролевая игра в обучении английскому языку в 6 классах

Ролевая игра в обучении английскому языку в 6 классах

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Содержание Введение …………………………………………………………………………. 2Глава I. Ролевая игра в обучении иностранному языку………..41.1.         Обучающие возможности ролевой игры на уроках иностранного языка……………………………………………………….. 41.2.         Структура ролевой иг
предварительный просмотр материала

Глава I. Ролевая игра в обучении иностранному языку

  1. Обучающие возможности ролевой игры на уроках иностранного языка

Игра является видом деятельности, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими. Игры вообще и ролевые, в частности, представляют собой мощное образовательное средство. Одна из огромных проблем современного образования - это пассивность ученика. Любая игра, чтобы быть игрой, создает у игрока мотив, желание чего-то достичь.

Образовательная ролевая игра обычно меняет местами мотив и цель - те знания, овладение которыми является образовательной целью игры, рассматриваются как средство для достижения определенной игровой цели. Еще одна из проблем образования - это самоценность знаний, ведущая к ситуации «игры в бисер», когда ученик не рассматривает знания как что-то применимое к действительности. Игра - не действительность, но может заставить взглянуть на знания как на то, что может принести реальную пользу: математика - рассчитать трассы полетов в космосе, физика - придумать схему работы необходимого устройства и так далее. [21]

Одним из важнейших принципов современного образования является принцип субъектности ученика. Заключается он в том, что ученик должен быть активным участником, субъектом собственного образования - не мы его учим, а он учится. Игры работают не только с когнитивным пространством ребенка, но и в целом с его личностью, захватывая ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты. Как у любой технологии, у ролевых игр есть своя область применения, свои плюсы и минусы.

Недостатки являются продолжением их же достоинств. К ним можно отнести:

  1. Большие энергетические затраты не только учителей, но и учеников.

  2. Игра хороша скорее как средство освоения (усвоения, присвоения, овладения) уже имеющейся информации, но в качестве источника новой

информации она представляет собой значительно более медленное средство.

  1. Если говорить о традиционной триаде целей педагогики (обучение, развитие и воспитание), то игры более эффективны как средство развития (формирования новых способов деятельности или мышления, например) и воспитания.

  2. Игра не может являться единственным средством образования, но она является очень эффективным средством усвоения полученных традиционным путем знаний. [21]

Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Она дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы Почему? - мотив и Зачем? - цель, то есть нужно что - то сказать. Центром внимания становится содержание беседы. Кроме этого игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, общительность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Ещё одним положительным аспектом ролевой игры является то, что она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Ролевая игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей), это так же использование правильного слова в правильном месте и в правильное время. Игра способствует развитию познавательной активности учащегося при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало и делает процесс обучения иностранному языку радостным, веселым и коллективным, что способствует развитию коммуникативных навыков говорения.

По мнению таких ученых, как Элбконин Д.Б., [22;67] ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

  1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом.

  2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно - побудительного плана. В учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается -в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от учителей. На уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно: "Расскажи о своём друге", "Расскажи о своей семье", так как учителю хочется проверить, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий языковой материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если учащиеся вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные "предлагаемые обстоятельства" создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива.

  3. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Например, реплика «Did you do your home task?», часто воспринимается учащимися механически, приобретает значимость в ролевой игре. Ученик, играющий роль отца, обращается к другому ученику, выполняющему роль сына, с вопросом, который выражает упрек,

возмущение и даже угрозу. Эмоция, сопутствующая теперь этой реплике,

придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

  1. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства.

  2. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра.

Общение на уроке иностранного языка всегда занимает одно из первых мест. Вместе с тем известно, что ребенка легче научить читать, писать или воспринимать иноязычную речь на слух, чем говорить на языке. Порой нам трудно сформулировать высказывание на своем родном языке, а уж на иностранном тем более. В чем состоит проблема? В том, что у ученика недостаточный словарный запас? В этом, конечно, тоже. Но чаще даже в другом. На уроках английского языка очень часто между учителем и учеником (или между учениками) общение сводится к минимуму. Учитель задает простые вопросы, ученик дает простые ответы. Дети привыкают общаться просто. И самое парадоксальное то, что учитель довольствуется такими ответами и не предполагает, что на уроках иностранного языка может быть иначе.

Однако в средних классах необходимо давать учащимся задания разного

характера и содержания, больший акцент делать на различные ситуации. Ведь намного интереснее обсуждать какую-либо ситуацию (а лучше ее проиграть, да еще и в костюмах), чем просто сидеть за партами и отвечать на вопросы учителя или рассказывать монолог.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра представляет собой небольшую ситуацию. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

  1. Структура ролевой игры

В структуре ролевой игры - выделяются такие компоненты: роли,

исходная ситуация, ролевые действия[19; 55].

Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник). Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности. Для ребёнка роль-это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль-это образец того как надо действовать.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.

Выделяются следующие компоненты ситуации:

  1. субъект,

  2. объект (предмет разговора),

  3. отношение субъекта к предмету разговора,

  4. условия речевого акта.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевой игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся, как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

По мере развития умений школьников степень развернутости каждого из компонентов учебно-речевых ситуаций может уменьшаться. Выделяются три уровня развернутости[16;58]:

  • самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты;

  • промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися;

  • минимальный, где указывается отношение субъекта к предмету разговора.

Например:

  1. уровень: You are Tom Sawyer. You wish to travel to the desert island on the river Mississippi. Tell your friend about it.

  2. уровень: You are Huck Finn. You want to start on a journey to look for the treasure. Tell Tom about it.

Ill уровень: You'd like to go to the desert island. Agree upon a way of getting there.

Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:

- учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

- учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль. [21]

Учитывая все вышеизложенные факты, методисты разработали требования к ролевой игре[10]:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность.

Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Это совпадает с положениями дидактики о роли учителя в учебном процессе. В современной дидактике уделяется большое внимание организации активной самостоятельной деятельности школьников по усвоению новых знаний, формированию навыков и умений. Нельзя не согласиться с мнением Ю. К. Бабанского о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

  1. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доб­рожелательной атмосферы на занятии очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Участникам же ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы

все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли. Учебно-речевая ситуация как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства»; выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению

1.3. Классификация ролевых игр

Как известно, существует огромное количество ролевых игр, каждая из которых направлена на определенное формирование навыков и умений, будь то формирование умений связного высказывания с элементами доказательства и рассуждений, или составления цельного, связного, логичного монологического высказывания, или целью этой игры будет активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия, дискутирования, обсуждения и так далее.

Ролевая игра в парах - самый простой вид ролевых игр. Здесь можно

использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.

Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной подгруппы к другой. Но допускается и другой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне, когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы».

Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Обратная сторона карточки содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.

Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается использование каких-то лингвистических структур, то учащиеся должны быть с ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они должны либо вернуть её учителю, либо перевернуть её и обращаться к ней только тогда, когда им необходимо.

Несколько другую классификацию ролевых игр представляет Мильруд Р.П.Ролевая игра - вид учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. Мильруд Р.П. выделил пять видов ролевой игры:

  • контролируемая ролевая игра (controlled role-play): участники получают необходимые реплики. Такой вид ролевой игры является наиболее простым. Задача учащихся заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения;

  • умеренно контролируемая ролевая игра: учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Такой вид ролевой игры является более сложным. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует партнер, и принять соответствующие решение о собственной реакции;

  • свободная ролевая игра (free role-play): школьники получают

обстоятельства общения;

  • эпизодическая ролевая игра (small-scale role-play): разыгрывается

отдельный эпизод;

  • длительная ролевая игра (large-scale role-play): в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса или из деятельности предприятия)."[12]

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга. Примеры подобных ситуаций:

  • line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками);

  • rounds (участники «круга» произносят каждый свое слово так, чтобы

образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);

  • smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

  • merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

  • kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

  • reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);

  • respect (школьники говорят о своем уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами);

  • politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами); -rally (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг») -strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается занять свое место в «рассказе»)

  • conflict (школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера). [16;59]

К перечисленным заданиям можно добавить и ещё много других, но все они должны быть направлены на формирование у учащихся необходимых социальных умений.

Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока ещё ведущей формой деятельности ребёнка, то с её помощью следует обучать детей иностранному языку. Это является еще одним фактором повышения мотивации у школьников к изучению иностранного языка.

Другую классификацию игр предлагает Стариянбаум Т.В. Она предлагает разделить ролевые игры по их содержанию.

Итак, ролевые игры по содержанию могут быть спонтанными, тематически-центрированными, конфликтно-центрированными и личностно- центрированными, развивающими уверенность в себе.

Спонтанные ролевые игры возникают в группе, уже имеющей определённый опыт в проведении ролевых игр. Участники по собственной инициативе разыгрывают актуальную групповую ситуацию.[23]

Тематически-центрированные посвящены определённым темам, имеющим особое значение для данного состава участников. Примерный перечень тем устанавливается в начале, курса, при необходимости туда вносятся коррективы.

Конфликтно-центрированные ролевые игры эффективны при проработке микросоциальных конфликтов, например между пациентами клиники и персоналом, учащимися и преподавателями.

Личностно-центрированные ролевые игры фокусируются на проблеме отдельного участника, например, семейном конфликте. Обмен ролями даёт

возможность ему лучше понять позиции значимых других лиц, а членам

группы помогает пережить аналогичные конфликты.

В рамках данного исследования была рассмотрена еще одна классификация ролевых игр (табл. 1), разработанная Кузнецовой М. Н., в соответствии с уровнем владения учениками иностранным языком.


Таблица № 1

Классификация ролевых игр с учетом уровня владения ИЯ

Уровень владения ИЯ

Вид ролевой игры

Типовое содержание игры

А1, А2

«Копирование»

ситуативной модели

После неоднократного просмотра или

прослушивания диалога или серии диалогов, записанных на видео- или аудионоситель, предлагается разыграть диалог/диалоги по ролям,

копируя поведение персонажей.

В1, В2

«Развитие»

ситуативной модели

На базе ситуативной модели, зафиксированной в письменном источнике, предлагается инициировать дискуссию или презентацию, принимая роли персонажей.

С1, С2

«Проектирование»

ситуативной модели

После обсуждения обширной темы предлагается общая схема проведения ролевой игры, иллюстрирующей данную тему, для последующего после нескольких репетиций представления на публике (сценарий, роли, диалоги студенты придумывают

сами)[7].


Таким образом, в зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся, ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе. Также существуют различные виды ролевых игр и соответствующие им требования. Так же ролевая игра имеет определенную структуру и существует свод правил, которые необходимо учитывать при подготовке к ролевой игре.


1.4. Методика и этапы проведения ролевой игры

Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа: подготовительный, собственно игру и заключительный. Некоторые авторы предлагают более детальный план:

-подготовительный этап в классе;

-подготовительный этап дома;

-собственно игра;

-заключительный этап.

Подготовительный этап в классе - предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.

После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т.д.).[21]

Как было указано выше, подготовка к игре проходит в несколько этапов. Сначала вводилась лексика и речевые клише, рекомендуемые к употреблению в данной игре. Затем преподаватель знакомит учащихся с речевой ситуацией и проблемой, требующей разрешения хода игры. При этом использовались «ролевые карты» участника игры. В" ходе игры преподаватель либо совсем не участвовал, либо выполнял в ней второстепенную роль. И в том и в другом случае он наблюдает за участниками, но не прерывает игру с целью исправления ошибок. Это очень важно, так как боязнь сделать ошибку сковывает учащихся и противоречит естественной коммуникации. После проведения ролевой игры преподаватель анализирует ее ход, отмечает наиболее удачные и неудачные моменты, проводит работу над ошибками. После игры учащимся обычно дается задание, связанное с содержанием игры. Готовя игру, учитель четко формулирует тему, цель игры и урока. Он руководствуется требованиями программы, уровнем знаний и умений учащихся. Выбрав тему, учитель разрабатывает сюжет, конкретные и обобщенные роли, имея в виду конкретных учеников класса, учитывая их языковую подготовку, особенности характера. Здесь открывается самое широкое поле творчеству учителя и его деятельности.

На уроках учащиеся постигают посредством английского языка окружающий их мир и самих себя. В значительной степени этому способствуют ролевые игры, в ходе которых ученики:

  • выступают в конкретных социальных ролях;

  • вырабатывают цепочку решений;

  • подходят к результату, целью которого является нахождение правильного решения на поставленный вопрос в конкретной ситуации из реальной жизни.

Все это помогает ученикам адаптироваться в современном обществе. Таким образом, педагог пытается через ролевые игры стимулировать приобретение опыта, общение в различных ролях. Ролевые игры, применяемые на уроке, позволяют моделировать другие виды деятельности, приучают их к выполнению личностно-социальных ролей. Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные или обобщающие уроки, так как большинство учителей требует от учащихся свободного владения материалом, а также создание оригинального продукта, схемы проекта, коммуникативного общения.

На начальном этапе отработки материала необходимо использовать имитационную игру, которая имеет следующие признаки:

  • наличие модели конкретной ситуации;

  • наличие шаблона, схемы общения, доведенных до автоматизма;

  • наполнение этого шаблона лексическим и смысловым содержанием.[20;45] Приведем пример имитационной игры:

Из учебника берется диалог «В библиотеке», отрабатывается и обыгрывается в парах. После чего учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности (запрашивают именно ту книгу, которую они хотели прочитать, предлагают прочитать книгу, написанную определенным автором). Учащиеся воспроизводят знакомый текст, наполняя его новым содержанием, используя такие экстралингвистические средства как:

  • темп;

  • мимика;

  • интонация.

Доведение до автоматизации учитель осуществляет при помощи трансакционного общения, используя такие схемы, как:

  1. стимул-реакция

Can I help you?

Yes, please.

Такая схема позволяет процессу коммуникации проходить гладко, поскольку учащемуся не приходится задумываться над правильным ответом;

  1. схема постепенно усложняется, особенно в тех случаях, когда учитель задействует для обмена репликами разные психологические роли

You must be careful

I'm always careful! Don't worry!

  1. более сложные, требующие одновременного участия более чем двух состояний

Look! This pair of shoes is very nice, but it is expensive.

-1 haven't much money, but I like it so much? That I'll buy it.

Именно эта категория чаще используется учителем для основы игры.

Ролевая игра используется учителем на более продвинутом этапе. От имитационной она отличается тем, что роли учащиеся не заучивают, а используют материал, усвоенный ранее, дополняют его по-своему. Большое вниманием уделяется при этом использованию оценочных суждений, разговорных клише типа:

-1 think...

-1 guess...

To my mind...

Sure...

As for me...

При подготовке к ролевой игре учителем всегда учитываются следующие требования:

  1. Ситуация должна быть максимально приближена к жизни;

  2. Роли, выбираемые учащимися должны в наибольшей степени соответствовать данной ситуации;

  3. Участники ролевой игры должны учитывать наличие различных ролевых целей (если кассир продает билет и дает определенную информацию покупателю, то покупатель не только покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д.);

  4. Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера;

  5. Наличие общей цели у всего коллектива;

  6. Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого учащегося; куда поехать отдыхать, какую книгу прочитать и т.д.

  7. Наличие системы группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры. Каждый участник игры, в зависимости от выполнения заданной ролью задачи, оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.

  8. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создание

доброжелательной атмосферы.

Выводы по Главе I.

Проанализировав методическую и педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В структуре ролевой игры выделяют такие компоненты как роли, исходная ситуация, ролевые действия.

2. В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся, ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.

3. Существуют различные виды ролевых игр и соответствующие им требования, но разные авторы предлагают свои классификации. Процесс подготовки к ролевой игре разные методисты подразделяют на сходные этапы: процесс подготовки в классе и самостоятельно, собственно ролевая игра и заключительный этап. Итогом всей ролевой игры может выступать стенгазета на данную тему, письмо другу из Англии или статья в школьную газету.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал