7


  • Учителю
  • Формирование гуманистических ценностей студента в воспитательной системе вуза.

Формирование гуманистических ценностей студента в воспитательной системе вуза.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Шахназарян Д.Б.

Формирование гуманистических ценностей студента в воспитательной системе вуза.

Ключевые слова: гуманистические ценности, гуманизм, воспитание, личность.

Проблема воспитания молодежи в современных условиях может быть отнесена к категории наиболее сложных социальных проблем. Сложившаяся социальная ситуация вызывает острую необходимость создания новых, удовлетворяющих современным требованиям систем воспитания студентов.

В любом вузе воспитательная система должна реализоваться посредством объективного воспитательного процесса, которой представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие с окружающей средой, прежде всего с педагогами, воспитателями.

Под воспитательной системой вуза мы понимаем организационно- функциональную структуру, возникающие в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива по реализации общих целей воспитания личности, содержанием которой является формирование ценностного отношения к духовным и нравственным ценностям, детерминирующие формирование личностей композиции социально- ценностных отношений и социального опыта студентов.

Основной задачей воспитательной системы вуза является социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, появляющейся в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Одной из важнейших проблем современного образования, и прежде всего естественнонаучного, является воспитание у студентов гуманистического отношения к окружающему миру. Начала гуманистической педагогики связаны с именами П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, Дж. Дьюи, Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Философские основы гуманизма разрабатывались Н. А. Бердяевым, В. С. Библером, В. С. Соловьевым и др.; в психологии - А. Г. Асмоловым, Б. С. Братусь, Л. С. Выготским, А. В. Петровским, А. Маслоу, К. Роджерсом и др.

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание.

Гуманность в наши времена стала редким явлением, и в современной России - это злободневная тема. Причина этому - смена ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь.

Гуманизм, представляющий совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека на свободу, счастье, гармоническое развитие, проявление его граждан­ского долга и творческих способностей, является основополагаю­щим принципом подготовки и развития будущего учителя. Современные словари не дают определения категории «гуманистические ценности », однако следует отметить, что в научной литературе встречается определенный содержательный набор ценностей, приоритетов, многочисленные гуманистические представления, идеалы. Рассмотрим понятие «гуманизм» как составную часть понятия «гуманистические приоритеты ». «Humanus» с латинского языка - человечность, человеколюбие. В научной литературе (В.П. Бездухов, В.А. Блюмкин, В. Черкасов) подробно освещены вопросы, связанные с его возникновением, проанализированы этапы развития гуманистической мысли, исторические формы гуманизма. Гуманизм являлся центральной темой в античной этике, где рассматривался в качестве фундаментального принципа морали. С этической позиции в основе гуманизма лежат убеждения в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества (221, с 63). «Золотое правило» гуманизма выражено в словах Конфуция - «Не делай людям того, чего не желаешь себе».

В словаре С.И. Ожегова имеется близкое понятие «Гуманный» - направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый (177, с. 150).Это значит, что без таких ценностей, как личность, достоинство, права человека, принципы равенства, справедливости, блага человека, категория «гуманизм» теряет свою сущность и значение. Гуманность понимается как интегральная характеристика личности, которая включает в себя отношение человека к человеку. По мнению В.А. Кувакина, представителя современного гуманизма, гуманистические ценности основываются на ценности человека, человеческой

жизни, здоровья, достоинства и свободы личности, самостоятельности. В их структуре присутствует социальная и политическая природа. К социальным ценностям относятся общество, семья, народ, государство, социальные институты и структуры. К социальным гуманистическим ценностям относятся и юридические ценности (законность, правопорядок, правовая защищенность граждан, законопослушание, справедливый суд). Эти ценности вырастают из позитивных и нейтральных качеств личности (справедливость, терпимость, ответственность, долг, обязанность, свобода). К ценностям гуманистического мировоззрения относятся познавательные ценности (разум, чувства,

мышление), результаты познавательного процесса (истина, открытие, изобретение). К эстетическим гуманистическим ценностям относятся красота, гармония, отраженные в произведениях живописи, архитектуры, музыки и других видов искусства. Знакомясь с ними, человек становится еще человечнее и добрее, раскрываются его позитивные человеческие качества. В структуру гуманистических ценностей входят моральные ценности: добро и милосердие. Политические ценности гуманизма включают политическую свободу, ответственность, национальную безопасность, патриотизм, космополитизм, международную безопасность, мир, сотрудничество.

Тема гуманизма также является вечной в мировой литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок. Вопросы, поднимаемые писателями, разнообразны и сложны. На них нельзя ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска ответа. Проблему человечности поднял в своем бессмертном произведении «» гениальный немецкий . Он показал, что становится на самом деле счастливым лишь тогда, когда посвящает себя работе в пользу других. Итак, можно сказать, что гуманность - это чрезвычайно редкий дар, который надо беречь так как, имея его, человек действительно становится Человеком.

В педагогике признано, что личность должна обладать тремя качествами - активной жизненной позицией, нравственностью и желанием служить обществу. Студент может заниматься тем, к чему имеет большую склонность. Исходя из этого, вовлеченность студентов в социально значимую общественную деятельность, осуществляемую во внеучебное время является одной из организационных форм в формировании гуманистических ценностей. Социально значимая деятельность обращена вовне, к другим людям или сообществам, участие в ней должно быть только на добровольной основе. Именно в социальной деятельности происходит насыщенное накопление личного гуманного опыта.

В формировании гуманистических ценностей студентов имеет значение самостоятельная работа студентов в кружковой, клубной, студийной деятельности, в благотворительных программах во внеучебной деятельности, где студент является не просто участником, но и активным организатором и руководителем, педагогом. Студент вправе самостоятельно выбрать форму деятельности, возрастную группу, которая ему больше всего подходит. Участниками их деятельности могут быть школьники, студенты, взрослые люди, поэтому студент сам определяет, с кем ему будет интереснее и комфортнее заниматься. Помощь преподавателя в такой деятельности заключается в консультировании, педагогической поддержке, при необходимости в своевременной коррекции.

Важной в наше время является пропаганда гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным. В настоящее время многие активисты университетских центров проводят акции в поддержку больным СПИДом.

Также, одним из примеров проявления гуманизма является волонтерство. Добровольчество и волонтерство - это как раз те виды деятельности, которые позволяют молодым людям осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости. Кроме того, это прекрасная возможность профессионального самоопределения молодого человека, его адаптации и социализации в обществе. Занимаясь творческой и ответственной работой, студенты получают удовлетворение от своей значимости, расширяют кругозор, находят новых друзей и получают ценный жизненный опыт. Привлечение молодежи к волонтерской деятельности создает новые возможности для гуманного, трудового воспитания и развития личности.

Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей в целом всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Гуманистические ценности всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека, толерантного отношения к другим, в рамках определенных общественных отношений и форм общения людей.

Подводя итоги, можно сказать, что формирование гуманистических ценностей является неотъемлемой частью развития личности человека, так как ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида.

Согласно гуманистическому подходу, образование направлено на формирование базовой культуры личности, которая является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Таким образом, важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где студенты поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо­щи и поддержки, защиты нуждающегося.



Список литературы

1. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Антиномичность адаптивной и гуманистической

функций педагогической деятельности // Педагогика. - 2002. - № 9.

2. Григорьева-Голубева В. А. Ценностные ориентации современной молодежи // Человек и вселенная. - 2001. - № 9.

3. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

5.Черкасов О.В. Гуманистические школы ХХ века. - Самара: Самарский

университет, 2005. - 231 с.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал