7


  • Учителю
  • Ролевая игра и профессиональная ориентация подростков на уроках английского языка в основной школе.

Ролевая игра и профессиональная ориентация подростков на уроках английского языка в основной школе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Статья для 5-7 классов «Ролевая игра и профессиональная ориентация подростков на уроках английского языка в основной школе» и методические разработки ролевых игр в процессе профессиональной ориентации младших подростков на уроках английского языка в средней школе.На с
предварительный просмотр материала

Статья для 5-7 классов «Ролевая игра и профессиональная ориентация подростков на уроках английского языка в основной школе».

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей обучающихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого у средненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Учеными в области теории и практики профориентации сформулировано определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

В обучении иностранным языкам сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания языков, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.

Это достигается, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов. Присвоение каждому обучающемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль - маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой.

Методические разработки ролевых игр в процессе профессиональной ориентации младших подростков на уроках английского языка в средней школе по УМК «English» Кузовлева В.П. 5, 7 классах

5 класс.Unit 1.

"What famoues the books"

Lesson 10-11

"Do you head the books"

Игра: «Библиотека»

Дидактические задачи:

  1. Через разнообразие игровых ролей, дать возможность учащимся реализовать свои способности.

  2. Уметь работать со словарем.

  3. Уметь ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт.

  4. Уметь защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

Роли: Библиотекарь (Б) - 2 ученика

Читатель (Ч) - 2 ученика

Оформление: 2 парты сдвинуты рядом, на них лежат книги.

In the library

Ход игры

Teacher (распределяет роли): You are in the library. You want to take an interesting book and read it at home. Greet the librarian and ask her for a book. Thank her. Say good-bye.

Teacher (библиотекарю): You are librarians. Greet your clients, ask them what book them want, give the book to them and say good-bye.

Ведется диалог по формированию этикета:

Ч : Pupil 1(the reader): Good morning. How are you?

Б: Pupil 2 (the librarian): Good morning. I am fine, thank you. How are you?

Ч: Pupil 1: Very well, thank you.

Б: Pupil 2: What can I do for you?

Ч: Pupil 1: I'd like to read the book "…" by "…".

Б: Pupil 2: Just a moment, please. Here you are.

Ч: Pupil 1: Thank you very much. Good-bye.

Б: Pupil 2: You are welcome. Good-bye.

Методическая рекомендация по руководству игрой: учащиеся должны уметь общаться без посередника. Учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся правильно употребляли слова. В случае ошибки, он подсказывает.

Выводы:

Дети значительно лучше усваивают те темы, в которых используются игры, что помогает работе по профпросвещению.

Во время ролевых игр на уроках английского языка подростки учатся слушать и слышать, учатся отстаивать свои взгляды, убеждения; у них происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса, способностей, ответственности, чувства долга, учатся творчески подходить к решению той или иной проблемы.

В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках:

  • Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.

  • Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.

  • Умение вести диалог.

  • Умение слушать оппонента.

  • Научаются подключать весь свой жизненный опыт.

  • Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

5 класс.Unit 1.

"What famoues the books"

Lesson 10-11

«Who is your favourite writer».

Игра: «Писатель у издателя»

Дидактические задачи:

  1. Закрепить употребление артиклей «а» и «an»

  2. Совершенствовать диалогическую речь

  3. Дать возможность побывать в роли писателя и издателя.

Описание игры.

Учащиеся делятся на пары и разыгрывают диалог.

Писатель:Good morning! I am Conan Doyle a awriter.

Издатель: I am very glad to see you. You a favourite detective writere.

Писатель: My book is «Sherlock Holmes». The characters of it are Doctor Watson and Sherlock Holmes. They are brave and kind.

Издатель: Did we meet with Sherlock Holmes?

Писатель:It's O'K. Good-bye. Yes you did. This is another book about him.

Карточки с ключевыми фразами.

A. Conan Doyle, Ch. Bronte, Ch. Dickens, G.G. Byron, H.G Wells, A.J. Cronin.

What is your book. Good morning! Good Affernoon, My book is…, bye, Good-bye, What is your main characte? My characte is…

Методическая рекомендация по руководству игрой.

Для проведения этой игры нужен реквизит: рукопись книги. Ученики самостоятельно выбирают роль и разыгрывают диалог. Учитель может подсказывать, как построить диалог.

5класс. Unit 2.

"Howe you got any books ?"

Lesson 3-4.

I can read any English word.

Игра: «В магазине игрушек»

Дидактические задачи:

  1. Закрепить употребление в речи новой лексики apples, nuts, peaches, berries, plums, cherries.

  2. Совершенствовать употребление в речи грамматической конструкции It is on\in\at… и вопроса where is\are…

  3. Повторить притяжательные местоимения

  4. Развивать профессиональную ориентацию младших подростков.

Описание игры.

Покупатель: Good morning! Give me live apples.

Продавец: Oh, where are my apples. I wonder.

Покупатель: They are in the box.

Продавец: Oh, here they are them. Take it, please.

Покупатель: Thank you! Good bye!

Продавец: Bye!

Итак, в магазин заходит несколько покупателей.

Методические рекомендации по руководству игрой.

На столе, под столом, в коробке, на коробке, на стуле и под стулом раскладывается различный товар. Учитель дает возможность почувствовать себя в роли продавца и покупателя. Ситуация разыгрывается в парах.

"Where we live?"

5 класс.

Unit 3- Unit 4.

Final Role-play.

Игра: «In the plan».

Дидактические задачи:

  1. формировать интерес к языку через игровую деятельность

  2. учить детей представлять себя

  3. закрепить лексику, изученную в 5 классе

  4. выявить интерес учащихся к той или иной профессии.

Описание игры.

Учащимся выдаются карточки, которые содержат в себе следующие лексические единицы и речевые образцы.

A policeman, a pilot, a driver, a cook, a shop-assistant, a dancer, a doctor; to fly an airplane, to drive a bus, to cook tasty things, to sell toys, to dance, to help people, to work in the police, at the airport, in the garage, in the café, in the shop, at the theatre, in the hospital; Where do you work? What are you? I want to be; show the your passport; your passport; you go.

Игра представляет собой путешествие, в ходе которого дети «летят в самолете», «идут» в отель, в кафе, в магазин игрушек. В зависимости от активности детей, сюжет можно сократить на один-два момента, или увеличить за счет новых встреч. Учитель говорит как на русском, так и на английском языке, по возможности используя ситуацию для того, чтобы дети понимали новую лексику без перевода, по ситуации. Однако, сложные предложения необходимо говорить по-русски, чтобы дети не пугались и правильно понимали ход игры. Использование в игре песен также вариативно, так как однообразие в этом случае чревато потерей интереса детей к игре.

Педагог: We are a group of tourists. We are on board the plan going to London. I am the leader of your group. Мы - группа туристов. Мы находимся на борту самолета. Мы едем в Лондон. Я - лидер вашей группы. I am 30. Мне 30 лет. I am a teacher. Я учитель. I work at school. Я работаю в школе. I can teach children. Я могу учить детей. Please, introduce yourselves. Представьте себя, пожалуйста. Who are you? How old are you? Where do you live? What do you? Where do you work? What can you do?

Возможные ответы детей: I am a cook. I live in Moscow. My name is Boris. I work in the café. I cook tasty things.

Далее к детям выходит пилот, атрибутами которого является пилотка на голове и штурвал в руках.

Дети: What do you?

Пилот: I am a pilot.

Дети: Where do you work?

Пилот: I work at the airport.

Дети: What can you do?

Методическая рекомендация по руководству игрой: данную игру лучше проводить в конце учебного года. Она требует знаний всех тем, изученных в 5 классе. Сначала нужно показать учащимся, как заранее выбрать профессию, о которой они хотят рассказать.

"How are you?"

5 класс Unit 3.

Lesson 6. "What's your name?"

Игра: «Introduce Yourself!»

Дидактические задачи:

1. Познакомить учащихся с формулами знакомства.

2. Закрепить употребление в речи грамматических конструкций I am…/ My name is… и вопроса What is your name?

Описание игры.

Сначала учитель дает задание: «Каждый, должен придумать для себя английскую фамилию и имя. Представьте, что вы участники конференции. За время перерыва каждому желательно познакомиться со всеми участниками конференции. Выигрывает тот, кто быстрее всех познакомиться с остальными участниками. Вот холл перед конференц-залом (свободное место в аудитории). Идите сода. Внимание, начали!»

Учащиеся начинают знакомиться друг с другом. После того, как кто-то из учащихся заявил, что со всеми познакомился, необходимо поставить его перед всем классом и спросить: «Все знакомы с…?» Если возражений нет, то он объявляется победителем. (What is your name? My name is Olga).

Методическая рекомендация по руководству игрой.

Учащиеся должны знать формулы приветствия и знакомства без посредника.

Учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся соблюдали этикет знакомства и правильно употребляли закрепляемые конструкции. В случае ошибки он подсказывает.

7класс.

Unit 3. What are these celebrations for?

Lesson 5.

"What are there Celebrations for?"

Игра: « Interview about celebration»

Дидактические задачи:

  1. Совершенствовать употребление вопросов в Present simple. Tense: Do you…? How are you?

  2. Совершенствовать употребление грамматической конструкции Thank you for+gerund. Thank you for answering.

  3. Дать учащимся почувствовать себя в той или иной роли.

Описание игры.

One of pupils leaves to a board. It represents the journalist from other planet, arrived on our planet to learn, we now mark what holiday. Pupils think of any holiday. The alien should come into a class, be presented, inform the purpose of the visit, ask of the permission to set the pupil questions and to find out, they have thought of what holiday.

Методические рекомендации по руководству игрой.

В начале урока нужно спросить, какие праздники учащиеся помнят, повторить все необходимые дидактические игры, формулы и грамматические конструкции. Если инопланетянин угадал, то на его место становится тот, кто загадал этот праздник.

7класс. Unit 6.

"What happenes in your home town?"

Lesson 5.

«What's Special About the street you live in?»

Игра: «Hosts and Tourists»

Дидактические задачи:

  1. Совершенствовать употребление вопросов:How much/How often…? Have you got…? I 'd like to know…? Can you tell me…? Could you help me…?

  2. Ориентировать учащихся на выбор профессии

  3. Повторить географические названия и виды транспорта.

Описание игры.

Каждый выбирает себе достопримечательность Москвы и рассказывает о ней туристам. Туристы внимательно слушают и задают 1-2 вопроса.

Карточка с лексическими единицами и речевыми образцами.

Does it meat that… ? So am right in saying that…? I' m sorry, I didn 't catch…, What does the word «…» mean?

façade, the Tretyakov Gallery, The Palace of Arts, masterpiece, cathedral, design, build, transform, castles, decorate, measures.

Методические рекомендации по руководству игрой.

Для проведения игры понадобятся изображения с достопримечательностями Москвы. Перед началом игры необходимо повторить речевые клише, употребляемые в данном случае: there are, there is, have you got, I'd like to know, how much, how often.

В процессе игры учитель должен следить, чтобы учащиеся смогли играть определенную роль. После окончания игры можно обсудить с учащимися, кто лучше всех вошел в роль.

7класс. Unit 7.

"What makes you help other people?"

Lesson 7.

«How you honour famous people»

Игра: «Interviewing a famous actor»

Дидактические задачи:

  1. Совершенствовать грамматический навык употребления предложений с реальным условием.

  2. Развивать навык неподготовленной речи.

  3. Дать учащимся возможность играть ту или иную роль.

Описание игры.

Учащиеся выбирают актера, с которым они хотели бы провести интервью и ученика, который будет играть его роль. Актеру задаются различные вопросы, касающиеся определенной темы.

Примерный список вопросов (Вопросы о друге):

  1. Could you answer some of our questions?

  2. Have you got many friends?

  3. Have you got a true friend?

  4. When and where did you meet your best friend?

  5. Can you name yourself a true friend?

  6. What will you do if your friend lies you?

  7. What will you feel if your friend leave you for some years?

Методические рекомендации по руководству игрой.

Необходимо заранее подготовить учащихся к игре. В ходе игры учащиеся могут задавать самые разные вопросы.

7класс. Unit 7.

"What makes you help other people?"

Lesson 3. Do you admire?

Игра: «Interviewing a pop group»

Заключительная игра.

Дидактические задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка.

  2. Формировать интерес к профессии журналиста.

  3. Познакомить учащихся с некоторыми музыкальными группами Англии.

  4. Совершенствовать умение учащихся самостоятельно искать информацию.

Описание игры.

Класс делиться на две половины: английская поп-группа и журналисты, представляющие различные российские газеты и журналы. Учащиеся, представляющие прессу, должны узнать как можно больше информации о певцах: как началась их карьера, чем обоснован выбор направления музыки, биографию и т.д.

Примерные вопросы журналистов:

Place of your birth?

How your career has begun?

What direction of your music?

What plans at you on the future?

Методические рекомендации по руководству игрой.

На предыдущем уроке, детям было дано задание: найти информацию о какой-либо английской поп-группе. После игры можно обсудить ошибки. Домашним заданием может быть написание статьи, в которой учащиеся должны отразить всю полученную информацию. Игра рассчитана на 15-20 минут.

7класс. Unit 8.

How do you spend your file time?

Урок 2. «What's your hobby?»

Игра «За круглым столом»

«Любимые занятия и увлечения»

Дидактические задачи:

  1. Развивать умение спонтанной монологической речи

  2. Учить детей проявлять уважительное отношение к собеседнику

  3. Дать возможность учащимся представить себя в той или иной роли, профессии

Описание игры.

Сначала учитель объясняет задание: «Каждый придумайте себе увлечение или занятии. Любители книг рассказывают о любимых авторах и домашних библиотеках; спортсмены - о тренировках, соревнованиях и спортивных достижениях; умельцы - о поделках; коллекционеры - о собирании марок, монет; любители животных - о повадках кошек, собак, рыбок; повар - о рецептах блюд.

Прослушав сообщение одноклассника, например, о коллекционировании марок, можно задать вопросы, высказать замечания, пожелания:"And do you have English stamps?", "I like your collection", "I collect stamps too", "Please, show me your collection".

Методические рекомендации по руководству игрой.

Заранее объяснить учащимся ход игры. Придумать профессию или увлечение. Учитель внимательно следит за тем, чтобы приблизить учебную ситуацию к реальной, старается связать основную тему беседы с ранее освоенными темами, перевести общение в межтематический план. Учитель начинает так:

"Look, what a nice album Oleg has. What's in your album, Oleg?"

"Well, I see Natasha has brought a record. Natasha, do you like music?"

"As far as I know, your hobby is reading books, Marina. Am I right?"

Вывод. Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством профессиональной ориентации младших подростков на уроках английского языка. Сюжетно-ролевые игры имеют широкие возможности в обучении и воспитании младших подростков, проходят в благоприятной обстановке и способствуют формированию у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал