- Учителю
- Исследовательская работа 'Домовой в России и Великобритании'
Исследовательская работа 'Домовой в России и Великобритании'
-
Введение
"...зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы,
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.
А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот наконец у трубы остался
Последний в городе домовой..."
Пожалуй, нет такого дома, где не хозяйничал бы домовой. Существует множество рассказов, фотографий и других материалов, свидетельствующих о существование домовых.
В курсе изучения английского языка мы не раз сталкивались с изучением язычества, в 7 классе это коснулось изучения примет к счастью и несчастью, в процессе изучения материала мы проводили опрос и рейтинг примет, многие из которых были связаны с домовым духом. Заинтересовавшись этой темой, мы решили собрать и исследовать весь материал о домовых и узнать, существует ли он в других странах и как именуется, имеет ли общие черты с русским. Кроме того в работе представлено исследование мнения учеников школы, ответы на вопросы анкеты о домовом. Результаты исследования нас удивили.
Цель данной работы - познакомить с образом домового в России и Великобритании. Узнать осведомленность и убежденность в существовании домового у учеников школы, выяснить, сохранилась ли вера людей в домовых. Материалы работы уникальны.
Актуальность работы обусловлена крайне широким интересом к изучению различного вида духов в настоящее время, повсеместном их изучении или опровержении существования. Каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Материалы работы могут использоваться на уроках английского языка, истории и МХК.
Предметом исследования является вера людей в существование домовых.
Задачи исследования: познакомиться с историей происхождения домовых, изучить жизнь домовых, провести опрос и анкетирование.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что современные дети верят в существование домовых.
Методы исследования: сбор материала, наблюдение, опрос, анализ.
2.Основная часть
2.1 Легенды появления домового
Домовые - единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть, назвав его «представителем нечистой силы». Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали. Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее - ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких «духах», которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им «в тягость», ибо постоянно напоминают о наказании - жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый - «приглашали». Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его, любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.
Вы думаете, домовые - это какие-то специальные духи, близкие родственники леших, русалок, водяных. Домовые - это покинувшие землю люди, имевшие при жизни в облике человека определённые недостатки.
Некоторые люди после смерти поселяются в наших домах, становятся домовыми, чтобы исправить некоторые черты своего характера. Это те люди, которые при жизни были слишком ленивыми, или чересчур деятельными в своём доме, которые могли месяцами лежать на диване или не могли сидеть без дела ни минуты. Чересчур пассивные или чересчур активные люди своими действиями или бездействием нарушают гармонию окружающего пространства, потому-то их и отправляют поработать домовыми, чтобы они научились чувствовать меру и действовать, создавая и укрепляя, а не разрушая гармонию окружающего пространства.
Программа домовых связана со знаком зодиака Рак - знаком дома, семьи, родственников. И часто домовыми становятся люди, в прошлом рождённые под знаком Рака, но это происходит только тогда, когда «Раки» не справляются с задачей своего знака: не могут наладить семейную жизнь, сохранить семейный очаг, или излишне много внимания уделяют проблемам семьи, или вообще не интересуются ими, разрывают отношения с родственниками.
Очень многие из домовых в человеческом облике жили в суете, часто ездили в командировки, не имели своего дома или очень редко в нём бывали, редко виделись с родственниками. Факт отсутствия человека дома не всегда причиняет неудобство домочадцам, но домовыми становятся именно те, чьё невнимание к близким, к проблемам семьи чувствительно нарушало гармонию отношений.
Часто домовыми становятся те, кто женился не по любви и оттого не мог насаждаться семейной жизнью и сделать счастливым свою вторую половинку.
Домовой - это нечистая душа человека, а нечистая потому, что портила жизнь близким людям, несла им не свет радости, а проблемы.
Стать домовым после физической смерти - это не наказание, а благо, ведь в роли домового можно приобрести массу полезных навыков.
Каждый человек имеет определённые достоинства и недостатки. Некоторые люди имеют такие недостатки, которые приводят их после физической смерти на работу домового. Долго ли проработает душа человека невидимым хозяином дома - это зависит от количества и степени запущенности её недостатков, но никогда душа не работает домовым более 30 лет, поэтому и срок жизни домового не превышает 30 лет.
30 лет - это цикл Сатурна, планеты, управляющей противоположным от Рака знаком Козерог. Домовые выполняют программу, соответствующую Раку, но путь эволюции Рака направлен в противоположный от него Козерог. Козерог во главе со своим управителем строгим Сатурном ставит условия, создаёт ограничения. За 30 лет Сатурн проходит весь зодиак и возвращается в прежнюю точку, вот и домовой за 30 лет должен успеть исправить свои недостатки и получить возможность, оставив свой пост, вновь воплотиться в теле человека.
Вопреки законам плотноматериального мира, они рождаются не младенцами, а стариками или взрослыми, могут быть после рождения лохматыми, морщинистыми. Тело домового со временем меняется в обратном порядке: не от молодости к старости, а от старости к молодости. Внешний вид новорождённого невидимого хозяина дома соответствует тем его недостаткам, из-за которых он стал домовым. Если эти недостатки незначительные, тогда новорождённый похож на подростка, если они серьёзные, тогда он получает тело взрослого человека, если серьёзных недостатков очень много, тогда - тело зверя-человека, старое и покрытое шерстью.
Облик тела новорожденного домового показывают количество работы, которое придется сделать ради совершенствования, и отведенный на это срок. Старое тело означает, что этому домовому предстоит пробыть на своём посту долго, может быть все 30 лет.
Домовые бывают активные, деятельные, желающие поскорее исправиться и вернуться к человеческой жизни, бывают и медлительные, меланхоличные домовые, который никуда не спешат. Поэтому домовые, получившие при рождении старое тело, но любящие всё делать быстро, могут обогнать в своём самосовершенствовании неспешных собратьев, получивших молодое тело.
На Севере России даже существовали различные поверья о домовом, приговоры. Чтобы домовой не заездил коня, надо было на шею коню привязать кнут и лапти: домовой подумает, что это сидит сам хозяин, и коня уже не тронет» Чтобы узнать, как исправить дело, надо на ночь сесть в угол клети и накрыться бороною, чтобы он не достал сидящего там. Когда он натешится над животным, тогда его можно спросить, что надо сделать, и он ответит.
Домового опасались 30 марта по старому стилю, или 12 апреля - по новому. Считалось, что в этот день он не узнает своих хозяев. Весь год живет смирно, о хозяйстве радеет, скотину бережет и холит пуще самого хозяина и лешего даже приструнит. А тут вдруг взбесится, скотину распугает, солому развеет, сани по двору раскидает и даже собак перекусает. То ли нечистая сила с ним за целый год расправляется за все то доброе, что он людям сделал, то ли по весне вдруг жениться захотелось, а некоторые считают, что он в это время шкуру старую сбрасывает - вот и злится от боли. На этот день домового закармливали. Ему оставляли еду с приговорами: «Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку веди».
«Дедушка-соседушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».
При новоселье домового тоже приглашали в новое жилище. Из протопленной печи нагребали горшок углей, накрывали его скатертью и, открыв дверь, обращались к заднему углу со словами: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Или, раскланиваясь на все четыре угла, говорили: «Хозяинушка-господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество». После чего несли накрытый горшок в новый дом, скатерть стряхивали по всем углам - выпускали домового, а угли высыпали в печь. Переехав в новый дом, первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом, зарывали в правом углу на чердаке со словами: «Кормильчик, кормильчик, приходи в новый дом, хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать».
В иных местах считалось, что при переезде в новый дом хозяин должен положить в подполье небольшой, но целый хлеб, соли и чашку молока. Ночью в одной рубашке, пятясь задом, он должен прийти в старый дом и сказать: «Кланяюсь тебе, хозяин-батюшко, и прошу тебя пожаловать к нам в новые хоромы: там для тебя и местечко тепленькое и угощеньице маленькое сделано».
Чтобы домовой в новом доме был добр к хозяевам, еще в старом доме надо было замесить тесто из белой муки, вместе с кошкой или котом принести в новый дом и испечь из него булку. Ели ее на третий день за ужином. На стол полагалось поставить закусок побольше, всем налить вина, в том числе и рюмку для домового, и все должны были с нею чокаться. Булку разрезали на всех, оставляя горбушку для домового. Затем эту горбушку, посолив три раза, вместе с наполненной до краев рюмкой оставляли на печке, приговаривая при этом: «Хозяин-батюшка, сударь домовой, меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощенье прими и вина отпей из полной чаши». После этого следовало поклониться печке с трех сторон по три раза и поднести к ней кошку в подарок домовому, говоря: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».
2.2 Нрав и внешний вид домового
Во всем мире в феврале домовые празднуют свой День. Обычно праздник проводится в ночь с 9 на 10 февраля, но любая ночь этого месяца считается магической и может стать днем рождения домового. Как поздравить его? Очень просто: поставьте в укромный уголок угощение (например, сладкую булочку), а затем громко поздравьте «дедушку». Можно даже попросить его о чем-то, что входит в круг домашних забот, дать наказ: «Береги наш дом и нас в нем! Добро умножай, а зло отражай!». Можно подарить «дедушке» игрушку: домовые обожают блестящие пуговицы, шарики, бусинки. И помните, что подарено - нельзя отбирать! А еще говорят, что в доме одинокого мужчины живет домовой мужского пола, а в доме женщины - женского. При семье живет семейство домовых, а когда люди обзаводятся детьми, появляются на свет и домовята.
Конечно, домовые - первейшие помощники по дому: и в делах, и в создании атмосферы. Уж если домовой вас любит, тарелки-чашки у вас не бьются, утюг на блузке дыру не выжжет, дети понапрасну не хнычут, муж сигареты на пол не бросает. И вам домой с работы бегом бежать хочется. Ну, а если не хочется? Если куда угодно - только не в свою постылую квартиру? Тогда одно из двух: либо вас домовой не любит, либо его у вас вообще нет. Если говорить по науке - вы живете без гения домашнего очага.
Знайте: не в характере домовых не любить хозяев. Ведь по старинному преданию, когда-то эти духи жили на Небе, но разгневали Высшее Начальство - и оно их из небесного жилья выписало. Вот бедняги и пристроились к людям. А чтобы заслужить право жить на одной территории, стали всячески помогать. Так что если ваш домовой вдруг вам вредить начал - вы сами чем-то виноваты.
Домовые (по-научному, «элементали») в «детском» возрасте выглядят как шары раза в два больше футбольного мячика, покрытые длинной (около 10 см), жесткой на ощупь шерсткой, на которой выделяются большие желтые глаза и рот, полный мелких блестящих зубов. Руки у домовых маленькие, с мягкими пальчиками, а ног нет вовсе - потому что передвигаются они по воздуху, паря в десятке сантиметров от пола. При виде человека они обычно становятся почти прозрачными и неподвижно зависают под потолком, но порой начинают очень быстро летать по комнате, оставляя за собой сероватый след. В «ребяческом» возрасте домовенок не имеет пола, но долгое время живя рядом с человеком, он постепенно приобретает облик, характер и пол своего хозяина.
Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».
Когда домовому надоедает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год облагораживать и нейтрализовывать одни и те же разрушительные влияния человека, он резко изменяет энергетику дома, отчего резко меняется и внутреннее состояние его жильцов. Резким изменением атмосферы дома невидимый хозяин не навредит жильцам, ведь он не способен на плохие поступки. В действительности игры домового - очень серьёзная и ответственная работа, но для него это ещё и интересное зрелище, ведь он видит, как под влиянием изменённой им атмосферы меняются люди.
Не имея плотного физического тела, домовые не могут питаться плотной пищей, но еда им нужна. Они питаются духом пищи, впитывают ее запах, получают энергию от самого ее вида. Пища животного происхождения слишком груба для домового, ее энергию он не сможет впитать.
Домовые имеют право обзавестись семьей, то есть домовой может предложить домовихе стать его подругой, и они будут проводить свободное время вместе. Выбор невест в обществе домовых ограничен, ведь только один из шести домовых - женщина, к тому же домовой может связать свою жизнь только с той домовихой, которая живет не дальше 3 километров.
Надо сказать, что жену домового вряд ли можно можно назвать кикиморой, как называют ее народные мифы и легенды. В народных мифах кикимора слывет злобным, несущим людям неприятности существом, а жена домового служит людям добрыми делами, как и сам домовой.
Каждый год тот день, когда домовой впервые заступил на свою работу, - особенный для него. Это день его рождения, в который он отчитывается перед силами природы, отправившими его на работу домовым, о своих успехах и неудачах по самоисправлению.
Как правило, в день рождения домового в доме бывает тихо. В такой день силы природы уводят домочадцев их дома, создают им сонливое состояние, чтобы те были менее активными и не успели разрушить гармонию своего дома.
2.3 Домовой в Великобритании
В данном пункте речь пойдет о домовом в Великобритании. Мы изложим отличия, характерные черты домового в этой стране.
Брауни - шотландский домовой дух. Это добрые и покорные духи. Людям они видятся в облике маленьких человечков, бурого или коричневого цвета, откуда, собственно и их название.
Сказки про маленьких брауни найдутся в любой европейской мифологии. Знаменитый писатель Роберт Луис Стивенсон утверждал, что ему удалось приспособить своих брауни к литературному делу. Когда он спит, они, мол, внушают ему фантастические сюжеты, например удивительное превращение доктора Джекилла в демонического Хайда, и тот эпизод в "Олалье", где юноша, потомок древнего испанского рода, кусает руку своей сестры.
Брауни - родственники славянских домовых, только живут они не в домах или дворах, а отдельно, неподалёку от человеческого жилья. Днём брауни прячутся, а по ночам бесшумно и осторожно крадутся, стараясь, чтобы их не заметили. Если их не обижать и подкармливать молоком, то они не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь им, особенно тем, кто нуждается в помощи и просит о ней.
В Шотландии они любят посещать амбары и, пока семья хозяев спит, исполняют разные домашние работы. Подобный сюжет мы найдем в одной из сказок Гриммов.
Брауни бурого цвета (отсюда и их название) брауни, браун. Днем они не появляются, а по ночам люди иногда видели, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь чтобы его не заметили. Но они никогда никому не вредят. Ведь все брауни, если их не обижают, не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи. Живут брауни в норах.
Чтобы брауни помог, его надо позвать на ужин, для этого за порог выставляют чашку молока, и лучше налить самое густое, жирное молоко да еще добавить к нему ложку сливок. "Это был крошечный волосатый уродец с длинной бородой, красными веками, широкими плоскими ступнями - точь-в-точь жабьи лапы - и длинными-предлинными руками, доходившими до земли, даже если он стоял прямо".
Ростом брауни примерно с ребенка лет семи-восьми, одет в какие-то невзрачные лохмотья, да и лицо не имеет четких очертаний, и что-то в нем обязательно не так - то ли нос не на месте, то и брови.
Каждому, у кого в доме завелись брауни, следует помнить: брауни невероятно честны и больше всего на свете гордятся своим бескорыстием.
Если предложить им в награду за труды какую-нибудь другую еду, кроме сливок и хлеба с медом, или, не дай Бог, подарить новую одежду взамен лохмотьев - брауни покинут дом, потому что решат, что их пытаются подкупить. Но все-таки чаще всего брауни относятся к людям со всем возможным дружелюбием.
Домовой, лишившийся дома или хозяев, представляет собой душераздирающее зрелище, а иной раз может стать опасным, если слишком долго продолжается его сиротство.
3.Заключение
Прямо на уроках английского языка во время изучении примет и поверий мы провели опрос учащихся 5,6,7 х классов. Целью было выявить знания о домовом, интерес учащихся к существованию языческих духов. Текст анкеты можно найти в приложении. В ходе исследования было выяснено, что 98% опрошенных учащихся слышали о домовых. Причем большая часть узнает от родителей и бабушек, дедушек. Таким образом, можем говорить преемственности поколений, их верований и убеждений. Но 0% обучающихся знают о существовании домовых в других странах, как пример была выбрана страна изучаемого языка - Великобритания. Ни один учащийся не вспомнил ни одного примера, как называют домового в этой стране, хотя большинство узнали, когда мы объявили наименования домовых в Англии. 98 % же верят в существование домового.
Кроме этого, ребята вспомнили мультфильм, героем которого является домовой. Это «Домовенок Кузя».
Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовенка Кузи в одноименном мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова. Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к темным, дьявольским силам. Православие призывает людей освящать свои дома и квартиры, чтобы прогнать всякую нечисть, и сурово порицает тех, кто заигрывает с демонами.
В романах Дж.К.Роулинг «Гарри Поттер» упоминаются «домовые-эльфы». Они служат в богатых волшебных семьях и получить свободу могут лишь тогда, когда хозяин подарит им одежду. Но к настоящим домовым эти существа отношения не имеют - это чистые эльфы, а «домовыми» они стали из-за неправильного перевода с houseman- elf - это калька с houseman/maid - слуга, служанка.
Иными словами, описывают домовых в обеих странах одинаково, приписывая им функции совершенно разные. В России это функция защиты жилища и всей семьи, а в Великобритании более услужливы эти существа.
Наше исследование показало, что современное поколение знает традиции от старшего поколения, но проявляет слабый интерес к знаниям такого характера. Происходит это на уровне «сказки».
4.Библиографический справочник
1. Берегова О. Символы славян. М.: «Эксмо», 2007, с. 5-8
-
Мазова Е. «Домовой. Хранитель домашнего очага». - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
-
Максимов С.В. Русские обряды и суеверия. М.: 2006, с. 4-5
-
Мамонова А.А. «Архитектура Северной крестьянской избы»
-
Мария Семенова «Мы - славяне». - Санкт-Петербург: Азбука, 1997.
-
Мокшина Н. Боги и сказания мордвы.- Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007.
-
Семёнова А.Н. Магия родного дома. - СПб.: Невский проспект, 2000.
-
Энциклопедии славянской мифологии.
-
Юдин А. В. Русская народная духовая культура. - М.: Высшая школа, 1999.
-
Ястребова Г.Д. Незримая сила, 2000. - 37с.
11