- Учителю
- Методические рекомендации на тему 'Развитие логического мышления у учащихся 1-4 классов при обучении английскому языку
Методические рекомендации на тему 'Развитие логического мышления у учащихся 1-4 классов при обучении английскому языку
Развитие логического мышления у учащихся 1-4 классов при обучении английскому языку
Бернард Шоу как-то заметил: «Если просто учить чему-нибудь человека, он ничему не научится». Я согласна с Шоу. Учение - это активный процесс. Мы учимся на делах, в процессе. Поэтому, если мы хотим, чтобы ученики овладевали правилами, то нужно делать что-либо связанное с ними, применять их при каждом удобном случае, а если не придерживаться этого, то правила вскоре забудутся. Учение через ощущения - это основной принцип моей работы.
Также на уроках английского языка учитель должен приучать учащихся к умению ставить перед собой задачи в процессе работы, анализировать и синтезировать различные явления. Анализ и синтез тесно связаны друг с другом. Синтез - это сведение в единое целое данных, полученных в результате анализа. Одной из таких заданий я использую на уроках составление предложений из слов. Приучая учащихся анализировать и синтезировать, следует одновременно учить их сравнивать. Изучение иностранного языка даёт богатую возможность для сравнения. Сравнивать можно буквы и звуки родного и иностранного языка, строй родного и иностранного языка; можно сопоставлять отдельные грамматические явления в родном и иностранном языке, лексику с точки зрения её состава.
В начальной школе я осознанно редко использую ИКТ, так как считаю, что живое общение, деловое движение, игровые ситуации нельзя заменить ничем другим (за исключением лишь аудиокурса).
Развитие логики неразрывно связано с развитием моторики, слуховой и зрительной памятью учащихся младших классов. В связи с этим собственные рисунки детей с последующим их комментированием, яркие мягкие игрушки, которые можно не только потрогать, но и немного поиграть с ними, придумывая при этом их описание (имя, цвет, размер, возраст), карточки с буквами, которые «неуклюжий» учитель случайно может уронить, а УМНЫЕ помощники тут же помогут составить их по порядку, кубики с буквами или карточки, со словами, плакаты с изображением почты или комнаты и т.д. являются главными помощниками учителя.
Умению выделять главное, отличать важное от второстепенного, умению быть последовательным нужно учить всегда. Примерами заданий на уроках, посвящённых чтению и пониманию иностранной речи, могут быть следующие:
-
вскрыть в прочитанном основную идею, подтвердить цитатами;
-
составить предложения, описывающие картинки;
-
озаглавить части текста;
-
найти указанные словосочетания;
-
пересказ с опорой и т.д.
Делать умозаключения и выводы следует приучать учащихся постоянно в работе над любым аспектом языка. Например, при прохождении грамматической темы следует строить уроки так, чтобы учащиеся самостоятельно делали выводы, но постепенно усложнять этот процесс.
Нет такого аспекта языка, на котором нельзя было бы учить учащихся обобщать и систематизировать пройденное. Нужно показать учащимся, что путём обобщения, систематизации легче понять закономерности строя иностранного языка и сохранить в памяти учебный материал.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления учащихся, пожалуй, самое важное - научить ребят пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен при выполнении различных типов упражнений, которые требовали бы от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума.
Игра на занятиях по иностранному языку - это не развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения. У игры должен быть мотив, цель и результат. Применение игрового момента на уроках английского языка оказывает большое положительное влияние на процесс обучения и как нельзя лучше способствует формированию УУД учащихся.
Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка. Игра это способ мотивировать учеников к активной работе на уроке. Игра направлена на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету. В различных играх развиваются все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Существуют разные виды учебных игр:
Грамматические игры преследуют следующие цели:
- научить учащихся использовать в речи речевые образцы, вызывающие грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся
Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции при произнесении отдельных английских звуков.
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Лексические игры используются для активизации использования в речи новых слов и выражений.
Орфографические игры направлены на тренировку зрительной памяти учащихся.
Учебная игра плодотворно сказывается и на формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий особенно ярко представлены во время игровой деятельности на уроке. Когда имеются четкие правила игры, по которым учащимся предлагается достичь максимального результата, то взаимоконтроль друг друга всегда обеспечен. Ведь не секрет, что чувство справедливости у учеников в момент игры особенно обострено.
Особое внимание хочется уделить такому виду учебной деятельности как ролевая игра. Известно, что ролевая игра имеет огромное значение при обучении иностранному языку. Она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения, игра - это проекция жизненных ситуаций.
Ролевая игра подразделяется на несколько видов:
- контролируемая ролевая игра - участники получают необходимые реплики;
- умеренно-контролируемая игра - учащиеся получают общее описание сюжета и своих ролей;
- свободная ролевая игра - учащиеся получают обстоятельства общения;
- эпизодическая ролевая игра - разыгрывается отдельный эпизод;
- длительная ролевая игра - в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов.
Обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в ситуации, которая может возникнуть вне школы, в реальной жизни. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль.
Приведу несколько примеров игровой деятельности различной тематики, которые я активно применяю на своих уроках:
-
Угадай название животного (учитель расставляет на столе мягкие игрушки или на доске развешиваются картинки с изображением животных, ученик выходит к доске и рассказывает про одного из них при условии, не называя, а остальные учащиеся должны угадать о каком животном идет речь).
-
Угадай одноклассника (при прохождении темы «Одежда» учитель/ученик описывает классу одного из учащихся, а остальные угадывают о ком идет речь).
-
Магазин (по очереди ученики выступают в роли продавца, в качестве продаваемого товара выступают или мягкие игрушки, или различные картинки, в зависимости от тематики урока, обязательно создаю очередь у «прилавка», так как дети уже чувствуют определенную ответственность, видят весь «товар» и прицениваются. «Купленное» какое-то время остается у покупателя на парте).
-
Почта (при знакомстве с лексикой по теме «Почта» я применяю следующий метод, используя подручные материалы: мы как бы пишем письмо, кладем его в конверт, как бы пишем адрес, клеим марку и идем искать почтовый адрес и, наконец, как бы отправляем письмо. Детям очень интересно не просто сидеть за партой, но и двигаться по классу, с удовольствием знакомясь с новой лексикой).
-
Интервью (тематический спектр здесь очень широк, интервью не должно быть долгим, задается только 3-4 вопроса, иначе интерес у учащихся может пропасть).
-
В гостях (при изучении лексики по теме «Продукты» и структуры Would you like….? дети «приходят» друг к другу в гости и «хозяин» угощает от всей души «посетителя». В данной ситуации очень хорошо отрабатывается лексика этического характера).
-
Кто быстрее напишет (при закреплении пройденной лексики люблю устраивать диктанты на доске: ученики по очереди выходят к доске и пишут по одному слову, которое называет учитель. Если ученик не справляется, то выходит на помощь следующий, но первый остается у доски, наблюдает, как слово пишется, запоминает его, стирает и записывает его вновь. Ребята за партами работают в тетрадях. Игра проходит в быстром темпе, интересно).
-
Додумай предложение (учитель пишет на доске слово, а учащиеся, выходя по одному к доске, додумывают и дописывают предложение исходя из данного слова).
Хочу особо выделить несколько игровых моментов для учащихся первого класса.
-
Счет (считаем мы пальчики, подняв руки вверх и загибая пальчики при счете от 1 до 10, затем считаем от 10 до 1 разгибая пальчики).
-
Завтрак (познакомив учащихся с лексикой по теме "My family", учитель предлагает детям представить ситуацию, что они встали рано утром, приготовили завтрак и теперь громко созывают всех членов семьи позавтракать).
-
Алфавит (встаем в кружочек и пропеваем весь алфавит: каждый ученик пропевает одну букву, потом следующий и так по кругу).
-
Алфавит (выше я уже упоминала про «неуклюжую» учительницу и очень хороших помощников, которые всегда помогут составить буквы по порядку, называя их).
-
Звук - слово (учитель произносит звук, а учащиеся называют слова с этим звуком; на первых порах по одному-два, а затем устраиваю соревнование «Кто больше?»)
-
Названия животных (на доске развешаны картинки с животными, ученики выходят к доске и называют их; все проходит в форме соревнования «Кто больше?»)
-
Знакомство (в начале диалога всегда используем легкое рукопожатие, которое помогает сделать его более душевным. А когда произносим I'm, то кладем руку на грудь. Этот жест впоследствии помогает вспомнить структуру I'm)
-
Я могу (изучая глагол can, мы выполняем все действия, а затем ученик выходит к доске и хвастается, что он умеет делать; все показывает в движении).
-
Описание (все изучаемые прилагательные мы показываем жестами, затем описываем одноклассника или животного, используя эти же жесты. Здесь часто устраиваем конкурс «Угадай кто это?»).
Проблема логического мышления учащихся на уроках английского языка, как важного качества для полноценной реализации личности, является для современной школы одной из самых важных педагогических задач. Новизна данного проекта состоит в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей для развития логического мышления, как при командном способе работы, так и при самостоятельном. Однако, на мой взгляд, все новое - это хорошо забытое старое. Мой стаж педагогической деятельности составляет уже 21 год, и методом проб и ошибок к данному моменту я нашла для себя свой способ ведения уроков. Главное, чтобы учитель был энтузиастом своего дела.