- Учителю
- Доклад 'История Джидинского района в легендах'
Доклад 'История Джидинского района в легендах'
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «Бурятская гимназия № 29»
IX Республиканская научно-практическая
конференция учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Номинация «История родного края»
«История Джидинского района»
Автор: Дашиев Батор, ученик 6 «А» класса
Домашний адрес: г.Улан-Удэ,
Окт. район,111 квартал, 3-28
Моб. тел: 89503955284
Руководитель: Балданова Татьяна Бумудоржиевна,
учитель английского языка
Моб. тел: 89149856681
2014 г.
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть. 1. История сёл Джидинского района в легендах и преданиях.
2. История Джидинского района в научной литературе.
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
V. Приложения.
Введение
Актуальность темы:
История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления. Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие нашему народу. Происхождение легенд и преданий обусловлено потребностью людей передать собственный жизненный опыт, знания другим.
Объект исследования: история сёл Джидинского района
Предмет исследования: исторические легенды о сёлах Джидинского района
Цель: создать сборник легенд об истории сёл Джидинского района
Задачи:
• Вести поисковую работу по сбору материалов;
• Систематизировать материалы и сделать тематические папки;
• Изучить историю своего края по материалам СМИ;
Методы исследования: изучение литературных источников, сбор информации из СМИ (газет, журналов, Интернета), погружение в тему, частично-поисковый, анализ собранного материала, метод обобщения.
Основная часть
1. История сёл Джидинского района в легендах и преданиях.
Во второй половине 17 века, большие группы монгольских племен, бывшие подданные Сайн-хана, Сэцэн-хана, Тушету-хана во времена феодальной раздробленности, перешли на север и закрепились на этой территории. Селенгинские буряты состоят из выходцев 8 западных (найман баруун) родов Монголии и 6 восточных (зуун зургаан) родов Добайкалья. К 8 западным родам относятся сартулы, которые в 1630 году самыми первыми перебрались сюда, убегая от маньчжурских притеснений. О переселении сартулов есть много легенд. Вот одна из них: к побегу готовились долго и тайно. Наконец, в одну из ночей двинулись в путь, оседлав коней задом наперед. Таким образом, они обманули астрологов, которые смотрели в свои зеркала ( « толи»), и видели , что беглецы возвращаются назад, а не уходят вперед. Поэтому за ними сразу и не была отправлена погоня. Первые сартулы расселились по побережью реки Джиды и ее притокам. В родословных записях джидинцев повествуется о том, что предки прибыли сюда из окрестностей Лунной горы (Сарата уула) в Монголии и свое племенное название «сартул» они связывают с названием этой горы.
О происхождении названий сел и рек в Джидинском районе также существуют различные легенды.
Легенда о том, как прибыли к нам сартуулы.
В стародавние времена, в 17 веке, сартуулы прибыли к нам из внутренней Монголии из-под горы Сарта-Уула, что значит Лунная гора. Говорят, что на склонах этой горы лежат большие круглые камни и при лунном свете они таинственно отражают лунный свет.
Племя сартуулов прибыло в нашу долину через Желтуру. В какой-то момент их продвижение остановила маленькая бурливая речка. Вперед выступил лама, начал читать молитву, бить в хэнгэрэг - литавры. Речка на опредленное время угомонилась и люди смогли перейти через неё. Эту речку они назвали Хэнгэрэг. Перебравшись через речку, они разошлись в разные стороны. Два брата направились в нашу долину. По пути они зашли к людям, которые жили в бургалтайской долине. Радушные хозяева пригласили их отведать кровяной колбасы, которую начали варить. Братья, подождав, когда сварится кровь, угостились и вышли, провожаемые хозяевами. Когда они вышли, увидели, что у коновязи не оказалось коней, они стали искать. Искали долго и с трудом нашли в одной пади. Конь стоял, запутавшись уздечкой за крайнее ребро гурана. Ребро еще называют «γншэн хабирга», что значит «сиротливое ребро». Братья взобрались на холм, у которого нашли коня и присягнули, что отныне во веки веков наш род, наши потомки не будут употреблять кровь. Братья приехали к нам на желтом и рыжем жеребцах, поэтому племя делится на сартуулов желтого и рыжего жеребца.
О происхождении названия сел существует много легенд различных вариантов, в с. Бургалтай у Баинова Гармы Лубсановича записан рассказ, где повествуется следующее: «Один знаменитый батор охотился за драгоценной желтой (эрдэни шара) лисой. Гоняясь за ней он прошел по всем сартульским долинам, начиная с долины Хадхалдоч, расположенной в 3 километрах от большого русского села Армак, с. Алцак - это название он связал со словом аллаха (убить).
Говорят, что здесь произошло убийство и якобы это место названо алцаком. И вот в с. Алцак этот батор потерял лису и в поисках ее сделал большой круг, поэтому название местности Тори (Торей) произошло от глагола тойро - кружиться, обходить. Когда батор шел по месту где был сильный буран - он дал название этой местности «Бургултай» (бурган, буран, бургаха - снегопад с ветром).
Название «нарин» (западный и восточный) происходит от слова нарин - узкий, тонкий. Когда батор подъехал к долине Гэгэтуй. Только забрезжила утренняя заря, т.е. гэгэтээ. В следующей долина «Цагатуй» - было уже светло, цагаан - литературное выражение саган - белый, светлый. Долина Ичетуй - учooрхэ (ушоорхэ) время приближалось к полудню. Боргой - боро (серый, боро хараан - сумерки). В с. Инзагатуй батор встретил множество козлят (инзага - дикий козленок). Легенда заканчивается тем, что батор убил лису где - то в Аге.
Легенда о происхождении названия села "Гэгэтуй". Она связана с легендой о лисице воина самого Чингисхана. В те далекие времена одна шаманка-удаган поссорилась с великим ханом и, боясь мести, обернулась рыжей лисицей и пустилась наутек на север. Рассерженный хан послал вдогонку одного воина с приказом догнать и убить лису. Чтобы легче было преследовать рыжую, воин прихватил с собой собаку. Долго воин гонялся за лисой, пока не добрался до реки Джиды. По пути следования он стал давать имена местностям, через которые проезжал. Так местность, где увидел козлёнка косули, назвал "Инзагата" что переводится как "козлёнок или детёныш косули". Местность, где запорошило снегом "Боргой" или "Бургой" от бурятского слова "бургаха", что в переводе "порошить снегом". К тому же в старомонгольском письме буквы "у" и "о" пишутся одинаково. Местности, где он передневал "Ушоотэй", что со временем трансформировалось в "Учоотэй" от бурятского слова "унжэхэ", т.е. "передневать" или "провести сутки". Местность, где рассветало, где встретил рассвет - "Гэгээтэй" от бурятского слова "гэгээрхэ", т.е. "рассветать", "утренняя заря".
Легенда о селе Гэгэтуй
В с. Гэгэтуй есть священные горы, о происхождении которых гласит следующая легенда:
Давным - давно жил был Хаан Хонгор Уула, была у него жена красавица Хатан Уула и дочь. Хатан Уула влюбилась в Шулэг Баабай и решила убежать к нему, взяв с собой дочь, но речка Гэгэтуйка не пустила её. После ссоры со своим супругом, Хатан убежала со своей дочерью из дома. Она хотела найти защиту у Шулэг Баабай, но по дороге потеряла свою дочь и не смогла дальше уйти. С тех пор в центре села, на месте, где она потеряла дочь, появилась маленькая гора «Ухин-Толгой». В том месте, где осталась она сама, образовалась гора «Хатан Уула». Она располагается на юго-востоке села . «Хонгор Уула» высоко возвышается на северо-западе села. .
Легенда о скалах-братьях в селе Гэгэтуй
Два брата поспорили о том, кто где будет владеть охотничьими угодьями: за Хамар-Дабаном, где долина богата дичью или южнее Хамар-Дабана. И начали они созтязаться в беге до гор Гунзана и обратно. Кто прибежит врперёд, должен был овладеть этой территорией. Устав на обратном пути, одини из них замертво упал и превратился в скалу «Обоо Чулуун». А другой батыр добежал до хребта «Малый Хамар-Дабан», не достигнув цели, превратился в скалу «Субарган Чулуун». Эта легенда говорит о том, что природа дана для всех общая, её нельзя разделить.
Легенда о происхождении рода Солового жеребца племени сартуулов.
Светлый хан Самаргаан во время войны Галдан Бошогто, возвращаясь на родину, остановился в гостях у богача Доржо, отца Дошонхо, и собираясь поесть кровяную колбасу (шуhа), упустил своего солового жеребца. Долго он искал и гонялся за ним , и наконец поймал своего солового коня в местности Бурада, где тот застыл, как вкопанный.
Когда Доржо поймал своего жеребца, говорят , он молвил так: « Из поколения в поколение запрещаю сыновьям своего рода есть кровяную колбасу, а есть ее могут только женщины». И вправду, до недавних пор мужчины этого рода не ели кровяную колбасу, когда забивали скот и никому не давали.
В 1633 году группа представителей этого рода явилась к иркутскому губернатору с просьбой о том, чтобы русский царь («сагаан хаан») взял их ( сартулов) под свою защиту. В ответ им сказали - сами найдите земли и обживите их. Через устье Убэр Зоохэй Атаган переплыл реку Селенгу на западную сторону Боргоя и обосновался на берегу озера. Род сартулов , табангутов остался в степи Ичетуя. Из этой группы один из 3-х сыновей в поисках родного уголка дошел до местности Хамни Шабарта, где и обосновался. Позже он говорил, что отыскал именно тот уголок с красивой природой и горной местностью.
Этот сартул Бужаган из рода Солового жеребца обосновал здесь своих 7-х сыновей. Трое сыновей остановились в Алцаке, в местностях Очир, Дабаан, Хунды, Эрлэн-Дабаан, а остальные четверо сыновей, согласно легенде, остались в Бургултае, Гэгэтуе, Ичетуе и Верхнем Торее.
Легенда о горе Капитанка.
Недалеко от с. Армак возвышается гора Капитанка, она имеет высоту 1030 м. и является частью южных отрогов малого Хамар - Дабана. Закаменские буряты называют эту гору Армагай - Дабан, т.е Армакский перевал.
Много легенд связано с этой горой: по одной легенде говорится о том, что в древние времена, когда устанавливалась русско - монгольская граница, вокруг этой горы располагались казачьи караулы. Однажды по перевалу ехал начальник со своей женой, на вершине горы, лошадь на которой ехала жена капитана испугалась чего - то и понеслась вниз, она вылетела из седла, ударилась головой о камень и умерла, начальник назвал эту безымянную высоту в честь жены, так как его звание капитан, а его жена - капитанша.
Вторая легенда гласит о том, что когда в эти места был направлен военный топограф в звании капитана с небольшим отрядом. Стараясь выгадать, топограф - капитан вступил в тайную связь с местными бурятами, он попросил у них 60 выделанных шкур ягнят, по тем временам имеющим большую ценность, но буряты ответили отказом, тогда рассердившись, топограф - капитан велел своим подчиненным установить каменный столб на перевале Кита, который находится в нескольких километрах от нынешней горы «Капитанка» - земли отведенные по тому столбу были непригодны, как для людей так и для скота. Когда капитан - топограф уехал, буряты откопали каменный столб и перенесли его на вершину горы, ближе к реке Джида. Вот с этого времени названа гора Капитанка в память о несправедливом разделе земли.
«Преданье о собольем одеяле»
По рассказам старожилов села Бальчуговой С.И., Воронина А.Ф., Будаева Ц.Б. и др. существует легенда о том, что Армакские охотники подарили царице Екатерине соболье одеяло или шубу, это подтверждение мы находим в книге нашего земляка писателя из с. Ходхулдочи Даши - Дымбрыла Дугарова «Черный соболь» - Улан - Удэ, 1986 г. - «К западу от Нургустая вся пространная область Малого и Большого Хамар - Дабана и лучшие соболиные угодья по реке «Удалха» были закреплены царским указом за армакскими охотниками северного тунгусского племени. Лет сто назад охотники Армака преподнесли царице Екатерине соболье одеяло и сто белых лошадей в дар и выпросили себе во владения эти богатые зверьем места.
Предание гласило, что написанная на выделанной шкуре сохатого царская грамота хранится под священным алтарем северных охотников. С тех пор из поколения в поколение Армакская тайга и угодья по рекам Темник, Удалха, Снежная считались за тунгусами. Так же находим подтверждение этому преданию в книге Г.Р.Галдановой «Закаменские буряты» - о том, что армакские охотники имеют исключительное право охоты на богатых охотничьих угодьях, и то, что в казаки и рекруты вольных охотников не забирать.
Предания и легенды говорят о том, что сартулы по прибытии из Монголии расселились по долинам девяти маленьких рек, впадающих в реку Джида.
Названия рек совпадают с названиями населенных пунктов расположенных у этих рек: Армак, Алцак, Торей, Бургалтай, Нарин, Гэгэтуй, Цагатуй, Боргой. Наиболее компактным и сохранившим свой быт является население с. Бургалтай и Ичетуй.
2. История Джидинского района в научной литературе.
В научной литературе часто встречаются противоречивые высказывания о происхождении сартулов. Впервые в исторической хронике термин « сарт», « сартагул»,
« сартогол» встречается в послемонгольский период у Рашид-ад-Дина, П.Карпини, на известном « Чингисовом камне», у средневекового поэта и историка А.Навои.
Во второй половине 19 века был высказан ряд противоречивых мнений по поводу происхождения слова «сарт». Одни ученые считали сартов народом арийского происхождения (индоевропейского) с примесью монгольской расы, т.е. потомками переселенцев из Персии, вывезенных на территорию Средней Азии и Монголии в эпоху войн Чингис-хана. Это были в основном искусные ремесленники, ученые, строители. Другие полагали, что сарты - часть автохтонного населения Средней Азии, третьи, в частности, Г. Потанин, называли сартов «динлинами», ушедшими в Центральную Азию. Некоторые ученые понимали под словом « сарт» исключительно тюркизированную часть местного оседлого населения Ферганы и под «сартским» языком подразумевали преимущественно тюркский. Грум-Гржимайло писал ,что « под именем сартагол, сартагул, сартол у монголов эпохи Чингис-хана подразумевались жители обоих Туркестанов» и что « пленные, уведенные в Монголию, вероятно, и образовали там эту народность, получившую данные названия». Эту версию подтверждает предание о том, что некогда сартулы жили около Бухары (там и сейчас есть местность под названием Сартул ). Эту же версию поддерживал и наш великий земляк, первый бурятский ученый Доржи Банзаров.
Дальнейшая судьба взятых в плен сартулов связана с Монголией и Россией. Часть сартулов в 17 веке бежала в Забайкальскую область, где и поселилась, часть осталась жить в долине Дзабахан ( Монголия). В Забайкалье, по архивным документам, они числились то монголами, то бурятами, то тунгусами. По всему видно, что, сартулы, живущие в разных районах Забайкалья, составляли некогда единую этническую монголоязычную группу. На такое единство указывают работы исследователей, обнаруживших у сартулов один из сохранившихся древних среднеазиатских мусульманских обычаев - не употреблять в пищу кровь. Этот обычай до последнего времени сохранился только у сартулов и отличал их от всех других монгольских племен.
В окрестностях Алцака проходит часть Игумновского тракта. В 1834 г. известный кяхтинский купец Н.М. Игумнов подал царскому правительству прошение на прокладку через Хамар-Дабан частной дороги и принял первоначальные расходы на свой счет.
В 1871 году правительство узаконило право кяхтинских купцов на владение новой дорогой от Кяхты до Байкала. Несмотря на тяжелые географические условия, из-за чего на сооружение тракта было потрачено много средств, «игумновская дорога» была все же построена. По ней ездили многие десятки лет, пока не была построена новая дорога. По этой дороге представители монгольских родов, джидинцы провожали Доржи Банзарова (первый бурятский ученый) в Иркутск, встречали в 1891 г. на станции Мысовая наследника российского престола Великого князя Николая. До сих пор сохранились остатки бревенчатых настилов игумновского тракта в болотистых местах Ара Алцака и Темника.
С 18 века часть джидинских бурят была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. Благодаря усилиям русского дипломата Саввы Рагузинского в 1727 году был заключен Буринский договор, установивший границу между Россией и Монголией. Первоначально казаки- буряты несли службу без огнестрельного оружия, имея лишь луки и стрелы. Только при генерал-губернаторе Муравьеве -Амурском, буряты-казаки были приравнены в штатах и вооружении к русскому казачеству. Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. Сенат учредил 4 бурятских конных казачьих полка: Ашабагатский, Цонгольский, Атагановский и Сартульский. Главным атаманом Бурятского казачьего войска был назначен зайсан Ашабагатского рода Цырен Бадалуев, который на этом посту находился 38 лет. В ашабагатском полку начинал свою службу дед Доржи Банзарова - Боргон. Его сын Банзар, отец Доржи, служил пятидесятником шестой сотни Ашабагатского полка. Казаки нашего полка несли караульную службу в Харацае. Служба была очень трудной и обременительной для семьи. Семья должна была полностью снарядить сына для службы : полное воинское обмундирование на 4 года службы, хороший конь со снаряжением ,шпага. Для этого надо было сдать государству 10 рублей - по тем временам это были очень большие деньги. Иногда на службу родственники или односельчане -казаки сообща снаряжали казака. С 1861 г. провели разделение земель между казаками и оседлым населением, по правому берегу речки Алцак стали жить казаки, а по левому берегу - оседлое. Казаки получали участки земли с 18 лет, а оседлое население - с рождения. Женщинам наделы земель не выделялись. На своих участках земли и казаки, и оседлые строили свои дома, а в летнее время жили на летниках.
Нередко были споры между братьями, родственниками из-за земельных участков, и на многие годы они теряли дружеские отношения.
Среди джидинцев было много образованных людей, они работали в дацанах, в Селенгинской Степной Думе. Эти легенды и предания сохранились благодаря таким людям, как Буянтуев Олзо Ринчинович из Алцака, Норбоев Жимбэ Ванчикович из Малого-Нарына, Норбоев Даши-Доржи Ванчикович из Гэгэтуй и многим другим жителям сёл Джиды.
Заключение
Таким образом, легенды и предания занимают одно из главных мест в истории духовной жизни бурят и являются важнейшим источником для познания его древней культуры. М.И. Калинин писал: "Несомненно, одно: самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что народ пронёс через столетия... народ - это всё равно, что золотоискатель, бриллиантоискатель: он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное". На этой основе можно сделать заключение, что легенды и предания, как произведения искусства, имеют историческую, познавательную и художественную ценность. Также передают особенность языковой культуры нашего народа, его мировоззрение и отношение к действительности и являются одним из источников народной мудрости.
Список использованной литературы:
-
Бабуев С. Легенды о горе Капитанка / С. Бабуев // Джидин. правда. - 1988. - 22 окт. - С.3.).
-
Батуев Б.Б., Батуева И.Б., «Очерки истории селенгинских бурят»
-
Бураева И.Д., Исследование бурятских говоров, вып. I., Улан - Удэ, 1965 г. раздел Сартульский говор, под ред. С. 108-151).
-
Дабаина Б.Б., Сыдеева В.М., «Моя Джида, долина богатырская»
-
Санджэ - Сурун (Раднаева Г.Ж.), Эхо времён, Изд. «Нова Принт», Улан-Удэ, 2013
-
Цаганов М.Д., «Здравствуй, земля джидинская»
http://dzhida-bibl.narod.ru/dets tvo/toponimika.htm
http://dzhida.com/photo/22/#
Приложение
The legends about Dzhida
Long time ago "sartuly" came to Buryatiya from Mongolia, from the place " Sarta Uula", which means "Moon Mountain". And now I will tell you the legend about that in the old times the name of sartulsky valleys were given by Chinghis Khan. While hunting he had found a silver fox and began its persecution. Looking around he saw from the top of the highest mountain the beauty of the countryside and commanded to call it "Burin-Khan". Then he came down after the fox and saw two deers with large horns. As soon as he raised his bow and arrow to shoot them from somewhere appeared three young deer̕s and as if protecting father and mother, they began to run and jump around him. Chinghis Khan was very surprised and he didn̕ t fired and bowed to the sacred mountain of Burin Khan, gave this lowland name "Inzagatuy". On the way to this village now we can see the beautiful monument of these young running animals.
Late in the evening they were in the valley, which by the will of Chinghis Khan was called Ichetuy. Further, when it was a little dawning (tzayraga echiley), they reached the next valley Tsagatuy. It was clear up when the Khan ordered to call the next valley Gegetuy. The buryat word "gegerche" means "early morning". In the middle of the day, when started to snow (borgozho echilley), they were on the land of the next valley. It was awarded the title "Burgultay". Hunters had to follow fox and also to make a semi-circular movement (toyrobo). And the valley was awarded by Chinghis Khan as (Torey Goll) Torey. The fox managed to climb on top of it and hide in a big cave (Amazag). Here, finally, it was caught pursued by hunters. The valley was very picturesque. Chinghis Khan wished to continue for many years valley will be the habitat of various wild animals and place of six most medicinal sources-Arshans. And he named this place Amazag. Later it was called as Alzak.
Now I will tell you The legend of the village Gegetui. Bayan babay had a daughter Chatan who was married Chongor. In the young family was born the daughter Ukhin. One night, after a quarrel with her husband, Chatan went out of the house. She wanted to find protection from Shulyuk, but along the way she lost her daughter, and couldn̕t continue the way. Since then in the place where she lost a daughter was appeared a small mountain "Ukhin-Tolgoi. In the place where she had left her, formed a mountain "Chatan Uula". It is located in the South-East of the village . Now these mountains are sacred places.
Now The legend of the rocks- batyrs near the village Gegetuy.
Two men were arguing about who will own hunting grounds from the Khamar-Daban mountain range in the northern part of the village to Gunsan in the southern board on Mongolian. And they have started to compete in the run up and back. Who will win that must own the territory. On the way back one of them dropped dead and turned into rock: "Oboo chuluun" and the other Batyr reached the ridge small Khamar-Daban, and also didn̕ t reach the goal and turned into rock "Suburgan Chulun". This legend says that the nature can̕ t be separated because it is given for all public. There is a legend that a hundred years ago, hunters of Armak gave to Empress Catherine sable blanket, and a hundred of white horses in a gift and asked to borrow possession of these rich wild places.
The living legend of this district are the fist buryat scientist Dorshi Bansarov and the first Herou of the Sovyet Union in the Second World War Garmashap Ayurovich Garmayev. Here was born also the Buryat writer Galina Radnayeva who presented her new book - "the Echo of times" with history and legends about Dzhida a few years ago. It is written in Russian and buryat languages. In my opinion it will be very interesting and useful for many people not only nowdays but in the future also.
As for me I decided to study buryat language better and I want to travel to Dzhida because it is very rich and prosperious valley now. Welcome to Dzhida!
Long time ago "sartuly" came to Buryatiya from Mongolia, from the place " Sarta Uula", which means "Moon Mountain". And now I will tell you the legend about that in the old times the name of sartulsky valleys were given by Chinghis Khan. While hunting he had found a silver fox and began its persecution. Looking around he saw from the top of the highest mountain the beauty of the countryside and commanded to call it "Burin-Khan". Then he came down after the fox and saw two deers with large horns. As soon as he raised his bow and arrow to shoot them from somewhere appeared three young deer̕s and as if protecting father and mother, they began to run and jump around him. Chinghis Khan was very surprised and he didn̕ t fired and bowed to the sacred mountain of Burin Khan, gave this lowland name "Inzagatuy". On the way to this village now we can see the beautiful monument of these young running animals.
Late in the evening they were in the valley, which by the will of Chinghis Khan was called Ichetuy. Further, when it was a little dawning (tzayraga echiley), they reached the next valley Tsagatuy. It was clear up when the Khan ordered to call the next valley Gegetuy. The buryat word "gegerche" means "early morning". In the middle of the day, when started to snow (borgozho echilley), they were on the land of the next valley. It was awarded the title "Burgultay". Hunters had to follow fox and also to make a semi-circular movement (toyrobo). And the valley was awarded by Chinghis Khan as (Torey Goll) Torey. The fox managed to climb on top of it and hide in a big cave (Amazag). Here, finally, it was caught pursued by hunters. The valley was very picturesque. Chinghis Khan wished to continue for many years valley will be the habitat of various wild animals and place of six most medicinal sources-Arshans. And he named this place Amazag. Later it was called as Alzak.
Now I will tell you The legend of the village Gegetui. Bayan babay had a daughter Chatan who was married Chongor. In the young family was born the daughter Ukhin. One night, after a quarrel with her husband, Chatan went out of the house. She wanted to find protection from Shulyuk, but along the way she lost her daughter, and couldn̕t continue the way. Since then in the place where she lost a daughter was appeared a small mountain "Ukhin-Tolgoi. In the place where she had left her, formed a mountain "Chatan Uula". It is located in the South-East of the village . Now these mountains are sacred places.
Now The legend of the rocks- batyrs near the village Gegetuy.
Two men were arguing about who will own hunting grounds from the Khamar-Daban mountain range in the northern part of the village to Gunsan in the southern board on Mongolian. And they have started to compete in the run up and back. Who will win that must own the territory. On the way back one of them dropped dead and turned into rock: "Oboo chuluun" and the other Batyr reached the ridge small Khamar-Daban, and also didn̕ t reach the goal and turned into rock "Suburgan Chulun". This legend says that the nature can̕ t be separated because it is given for all public. There is a legend that a hundred years ago, hunters of Armak gave to Empress Catherine sable blanket, and a hundred of white horses in a gift and asked to borrow possession of these rich wild places.
The living legend of this district are the fist buryat scientist Dorshi Bansarov and the first Herou of the Sovyet Union in the Second World War Garmashap Ayurovich Garmayev. Here was born also the Buryat writer Galina Radnayeva who presented her new book - "the Echo of times" with history and legends about Dzhida a few years ago. It is written in Russian and buryat languages. In my opinion it will be very interesting and useful for many people not only nowdays but in the future also.
As for me I decided to study buryat language better and I want to travel to Dzhida because it is very rich and prosperious valley now. Welcome to Dzhida!