7


  • Учителю
  • Методическая разработка вне классного мероприятия 'Юные прогаммисты делфи'

Методическая разработка вне классного мероприятия 'Юные прогаммисты делфи'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КВН «Юные программисты Delphi»

Преподаватель: Гимранова Фирая Эсхатовна

Цели урока:

  • закрепление знаний и навыков по работе со структурой программы и проекта в Delphi;

  • овладение навыком работы с программой, компонентами, свойствами, событиями;

  • повышение интереса к процессу программирования в информатике.

Задачи:

  • создать ситуацию для развития умения "слушать - делать - понимать";

  • научить учащихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;

  • выработать культуру умственного труда, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;

  • закрепить умение применять правила общения, правила поведения на уроке и правила работы в паре и группе

План урока

  • Организационный момент

  • Актуальность темы

  • Постановка темы и цели урока

  • Вступительная часть.

  • Практическая часть 1. Выполнение заданий командами

  • Практическая часть 2. Защита команд своих проектов

  • Итоги урока.

Оборудование:

  • компьютеры с установленным программным обеспечением Borland Delphi любой версии;

  • проектор, экран.


Организационный момент


Вступительная часть

Дельфы - это древнегреческий город на берегу Коринфского залива. Город Дельфы связан с именем бога мудрости и покровителя искусств Аполлона. Этот город населяли жрицы, которые всех, кто к ним обращался, превращали в оракулов. Сейчас - это развалины древнего города, но имя города сохранено в самой современной системе для разработки программ. Система Delphi воплощает в себе лучшие достижения современной теории программирования. Она объединяет в себе множество полезных инструментов и готовых компонентов, из которых, как дом из кирпичиков, собираются проекты - ваши программы. Delphi - это визуальная среда разработки программ, это означает, что внешний вид каждой программы создается простым перемещением компонентов, как в конструкторе Лего, но чтобы вся конструкция ожила и заработала, необходимо написать программу ее поведения.


Практическая часть 1. Выполнение заданий командами

  1. "Приветствие команд": (капитаны представляют своих игроков, приветствуют соперников).


  1. "Надо подумать…": (капитаны команд получают лист с кроссвордом; задача отгадать кроссворд и назвать ключевое слово; за правильно выполненное задание 1 балл).


3. "Умная ромашка": (капитаны по очереди вытягивают по лепестку из ромашки и, посоветовавшись с командой, отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ - 1 балл).


Лепесток № 1

  1. Какие пять окон появляются после запуска Delphi? (главное окно, окно стартовой формы, окно редактора свойств объектов, окно промотра списка объектов, окно редактора кода)

  2. Для чего используются свойства Top Left? (положение левого верхнего угла компонента в пикселах относительно того же угла контейнера)

  3. Что такое событие? (особое , позволяющее связывать с компонентом обработчик события - процедуру, которая вызывается в определенной ситуации)

  4. Перечислите целые типы данных, которые используются в ЯП Delphi? (Integer, Shortint, Smallint, Longint, Byte, Word, Cardinal)

  5. Для чего предназначены компоненты CheckBox и Button ? Какие у них основные свойства?(Button - кнопка, CheckBox - флажок-переключатель. )

Лепесток № 2

  1. Для чего предназначено окно Object Inspector? (окно редактора свойств объектов предназначено для редактирования значений свойств объектов)

  2. Что задается свойством Caption стартовой формы? (заголовок компонента)

  3. Как можно задавать свойства компонентов? Приведите примеры (в инспекторе объектов или программным путем)

  4. Перечислите вещественные типы данных, которые используются в ЯП Delphi? (Read, Single, Double, Extended, Comp, Currency)

  5. Для чего используются функции преобразования? (чтобы указать, что результатом той или иной операции должны стать данные определенного типа, а не типа, заданного по умолчанию )

Лепесток № 3

  1. Когда срабатывает событие Click и KeyPress? (click наступает, когда кнопка указывающего устройства (например мышь) кликнута на элементе; Событие keypress вызывается, когда на клавиатуре была нажата какая-либо клавиша)

  2. Как сохранять проект Delphi? (File - SaveAll)

  3. Какие компоненты ЯП Delphi вы знаете? (button, label, edit, memo, checkbox, radiobutton)

  4. Для чего используется свойство WordWrap компонента Label? (признак того, что слова, которые не помещаются в текущей строке, автоматически переносятся на следующую строку )

  5. Для чего предназначено окно редактора кода? (редактирование и добавление кода)

Лепесток № 4

  1. Для чего предназначено окно Object Tree View? (для наглядного отображения связей между отдельными компонентами, размещенными на активной форме или в активном модуле данных)

  2. Данные какого типа можно выводить в компоненты формы? (строковый, string)

  3. Для чего предназначены компоненты Memo и Label? Какие у них основные свойства? (предназначены для показа текста на форме; Caption​, Name, Lines )

  4. Для чего используется свойство Showhint? (пределяет возможность компонента отображать всплывающую подсказку для компонента, заданную в его свойстве )

  5. Как помещаются компоненты на форму? (Установить курсор мыши на нужный значок компонента в Палитре Компонентов и щелкнуть левой кнопкой мыши,переместить курсор в нужное место формы и еще раз щелкнуть мышь; щелкнуть на нужный компонент и удерживая его перетащить на нужное место в форме)

Лепесток № 5

1. Проект включает в себя множество файлов. Наиболее важными являются три файла. Какие? (файл формы, файл кода и файл проекта )

2. Какой компонент используют для работы с несколькими строками используют ? (Memo)

3. В каком свойстве хранятся строки компонента Memo? (Lines)

4. Какой компонент предназначен для выбора текста из нескольких альтернатив? (ComboBox )

5. В каком окне показывается список свойств, связанный с текущим элементом, выделенным на форме ? (инспектор объектов)

  1. "Конкурс капитанов": (капитаны команд получают два набора карточек; необходимо к карточкам с понятиями подобрать карточки с соответствующими им пояснениями; за каждый верный ответ - 2 балла).


  • Инспектор объектов (object inspector)

элемент интегрированной среды Delphi, позволяющий настраивать и и на этапе проектирования программы.

  • Класс (классовый тип, class)

структурный тип, состоящий из фиксированного числа элементов - , и . Описывается с помощью ключевого слова class.

  • Метод (method)

процедура или функция, включенная в описание . Их совокупность определяет «действия», которые могут выполнять данного класса.

  • Модуль (unit)

текстовый файл с расширением PAS, содержащий фрагмент программного кода. Играет роль «библиотеки», которую можно подключать к

  • Событие (event)

особое , позволяющее связывать с компонентом обработчик события - процедуру, которая вызывается в определенной ситуации (например, при получении компонентом фокуса или щелчке на нем мышью).

  • Форма (form)

, порожденный от класса TForm, а также этого класса. Представляет собой объектную реализацию окна операционной системы Windows.

  • Наследование

при создании новых объектов способность получить все свойства и методы от своих предков

  • Полиморфизм

это методы различных объектов, которые могут иметь одинаковые имена, но по внутреннему содержимому отличаются друг от друга

  • ShowMessage

вывод сообщения

  • Массив

это структурированная совокупность ячеек памяти, хранящих элементы данных под единым общим именем


  1. «Собери проект» (участникам команд даются карточки с результатом готового проекта; необходимо создать этот проект за компьютерами. Команде быстрее всех собравшему этот проект дается 5 баллов, последующим по баллу снижается)


Практическая часть 2. Защита команд своих проектов


«Домашнее задание» (Участники команд демонстрируют свои проекты)

Итоги урока.


  • Объявление итогов игры

  • Награждение команд грамотами

  • Подведение итогов урока



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал