7


  • Учителю
  • Урок по информатике Оператор присваивания, ввод и вывод данных

Урок по информатике Оператор присваивания, ввод и вывод данных

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Возгрина Наталья Александровна учитель информатики

Класс: 10

Тема урока: «Оператор присваивания, ввод и вывод данных»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с операторами ввода и вывода данных в языке Паскаль;

  • формирование умения грамотного использования операторов ввода и вывода при написании программ;

Развивающие:

  • формирование приемов логического и аналитико-синтезирующего мышления

  • развитие внимания, памяти;

  • развитие интереса к изучению программирования

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся;

  • воспитание культуры работы за ПК и организации рабочего места

Тип урока по дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом

Тип урока по форме проведения: комбинированный урок с элементами практикума

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, практическая работа

Средства обучения:

  1. Аппаратное обеспечение: мультимедиапроектор, , компьютеры.

  2. Программное обеспечение: операционная система Windows, офисная программа Microsoft Power Point, среда программирования Pascal АВС.

  3. Раздаточный материал

  4. Презентация Power Point.

  5. Этапы урока:

1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

2. подготовка к изучению нового материала;

3. ознакомление с новым материалом;

4. физминутка

5. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения путем применения полученных знаний на практике;

6. постановка задания на дом;

7. подведение итогов урока, рефлексия.


Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Притча о знаниях.

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. - Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Объявление плана урока.


Для реализации данного урока Вам даётся возможность создать собственную фирму (сообщество программистов). Для этого необходимо:

  1. Заработать стартовый капитал (отвечая на вопросы).

  2. Получить «Свидетельство» о создании фирмы.

  3. Опробовать себя в качестве сотрудника фирмы (получив должность по итогам ответов на вопросы.)

  4. Проанализировать целесообразность своей работы и работы конкурирующей фирмы.

  5. Подвести итоги работы.


Актуализация знаний учащихся.

Итак, сейчас 1 этап - формирование стартового капитала:


1.Учитель задает вопросы: (за каждый правильный ответ бал)

  • 1). Из каких разделов состоит программа на ? (Раздел заголовка, раздел описаний, раздел операторов).
    2). С какого служебного слова начинается программа? (Program)
    3). Как описываются переменные? (Var список переменных: тип переменных).
    4). С чего начинается основная программа? (Begin)

    8). Чем заканчивается программа? (End.)
    2) Найди соответствие. Структура программы на языке Pascal.


1

Program <���������������

�����

�����������������

����

�����������������������������

�����

����������������������

����

��������������������������������

�����

����������������������

�����

�������

�����

�����������

��

�������������������

����

����������������


�����

��������


�����

��������������������������


��������������������������������


�����������������������������������������������������������������������

  • ���������������

  • �����������������

���������������������������������������������������

�����������������������

����������������������������������������������������������

�����������������������������������

�������������������������������������������������������������

����������������

�������������������������������������

����ическая основа урока. (объявляется тема и цели урока)

Ознакомление с новым материалом

Выполни цепочку присваиваний, чему равно а и b:

  1. с:=5

d:=-3,5

a:=5*d

b:=c

a:=d-b


  1. a:=1

c:=18

d:=a*с/9

b:=a-d

a:=c

  1. a:=7

b:=9

a:=b-a

b:=7*b

a:=0,1*a


  1. a:=-8

c:=a*5

d:=c-a

b:=4*d

a:=c


  1. с:=5

d:=12

a:=5*d

b:=c*0,3

a:=d-b


Ответы: 1) а= -8,5 и b=5; 2) а= 18 и b=-1;

3) а= 0,2 и b=63; 4) а= -40 и b=-192;

5) а= 10,5 и b=1,5;


Взаимопроверка - Обмен карточками, за правильный ответ 1 балл (итого 5 баллов),


.Ознакомление с новым материалом. Дети самостоятельно работают с ЭОР.
(http://mif.vspu.ru/books/pascal/writeln.html)
Отвечают на вопросы и создают конспект.
Вопросы конспекта:
1. Для ввода исходных данных чаще всего используется оператор …
2. Для вывода результатов работы программы на экран используется оператор: …
4). Как записывается вывода? (Writeln ('текст', список переменных))
5). Как записывается оператор ввода? (Readln(список переменных))


Операторы ввода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.

Формат:

Read (список переменных);

Readln (список переменных);


где <������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������


�����������

����������

����gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.


Операторы вывода

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN.

Формат:

Write (список выражений);

Writeln (список выражений);


Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln. Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение. Например, оператор write (10:3, 55:6) займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 - шесть позиций на экране.

При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия. Например, x = 3,14159, то оператор write (x:6:2) займет для вывода переменой х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробный части х (т. е. значение х будет округлено до 3,14).

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки (апострофы). Например, при выполнении фрагмента программы

х: = 3.5;

Write ( 'Ответ ', х: 4,'км/с');


на экране будет выведено:

Ответ: 3.5 км/с

  1. Что появится на экране после выполнения следующих команд:

a := 4;

write (a);

write ('a');

2.Что будет выведено на экран после выполнения программы?

Program Task_2;

Var a, b, c: integer;

Begin

Write (1);

Write (2, 3);

Writeln (4);

Write (5);

Writeln (6,7);

Writeln;

Write (8);

End.


  1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a := 5;

b := 2;

writeln ('Сумма a и b =', a + b);

Физкультминутка: я называю команды - вы выполняете.

  1. Зажмурить глаза - открыть (5 раз)

  2. Посмотрели на пол, потолок, влево, вправо, перед собой(5 раз)

  3. Посмотрите на соседа по парте - подмигните ему правым глазом, подмигните левым(5 раз)

Первичное закрепление материала.

«На ошибках учатся» - индивидуально каждый игрок может получить по 5 очков,

найдено 5 ошибок - «5»; найдено 4 ошибки - «4»; найдено 3 ошибки - «3»

Найдите ошибки в программе: (Найдите периметр пятиугольника)

program ком1;
var a, b, c, d, e, P: integer;
begin
writeln ('введите стороны пятиугольника');
readln (a,b,c,d,e);
P:=a+b+c+d+e;
writeln ('периметр пятиугольника =', P);
end.


Найдите ошибки в программе:(Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого значения х )
programm ком2;
var x, y: real;
begin;
writeln ('введите любое число');
readln (х);
y:=5*х*х-10*х+2;
writeln ('значение выражения =', y);
end.

Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске, выставляют оценки.

Практическая работа.

Составь программу вычисления идеального веса человека по его росту при условии, что идеальный вес (кг) = рост (см) - 100.

program B;

var v,r: integer;

begin

writeln;

write ('Введи свой рост - ');

read (r);

v:= r-100;

writeln;

write ('Идеальный вес - ', v);

readln;

end.

Уровень С

Составь программу вывода на экран рисунка белки из псевдографических символов.

program C;

uses crt;

begin

clrscr;

writeln('$$$$$ ________________________________$$$$$');
writeln ('__$$$$$$$$___ ___________________,,$$$$$$$');
writeln ('___$$$$$$$$$$,,_____________,,$$$$$$$$$$');
writeln ('__$$$$$$$$$$$$___ _______ ___$$$$$$$$$$$$');
writeln ('___$$$$$$$$$$$$$__ _____ __$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('____$$$$$$$$$$$$$__ ____ __$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('____$$$$$$$$$$$$$$$_@_$$$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('______$$$$$$$$$$$$$@@$$$$$$$$$$$$$$***');
writeln ('______________*$$$$$@$$$$$$___________');
writeln ('______$$$$$$$$$$$$* @ *$$$$$$$$$$$$');

writeln ('____$$$$$$$$$$$$$ * @ *$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('___$$$$$$$$$$$$$$* _@@_ * $$$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('__*$$$$$$$$$$$$$$4___@___$$$$$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('_*$$$$$$$$$$$$$$____*_____$$$$$$$$$$$$$$$');
writeln ('*___$$$$$$$$$$$$$___________$$$$$$$$$$$$**');
writeln ('________$$$$$$_________________**$$$$$');
writeln ('_________$*$$**_________________**$$**');

writeln (' * *');

readln;

end.


Домашнее задание. А теперь запишите домашнее задание:

Задача 1. Напишите программу, которая подсчитывает площадь круга по формуле s=*r2. Радиус круга известен. Ответ вывести на экран.

Задача 2. Написать программу, которая выводит на экран четверо­стишие:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А. С. Пушкин

Подведение итогов. Выставление оценок.


Рефлексия «Шесть шляп»


БЕЛАЯ - Тебя интересуют только факты! /Что ты уже знаешь? Какая информация тебе еще необходима? Как можно получить недостающую информацию?/


ЧЁРНАЯ - Ты ворчун - пессимист, ты все критикуешь!!! /Что тебе не понравилось? Что вызывает сомнения?/


ЖЁЛТАЯ - Ты обаятельный оптимист, ты всем доволен! / Что тебе понравилось больше всего? Почему это стоит знать и применять?/


ЗЕЛЕНАЯ - Ты невероятно творческий человек, ты фантазер! /Какие новые идеи у тебя возникают? Как можно еще применять полученные знания?/


СИНЯЯ - Ты размышляешь о пользе, которую несут новые знания, ты мудрец! /Чего ты достиг? Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?/


КРАСНАЯ - Ты не думаешь, ты чувствуешь, тебя переполняют эмоции! /Что ты чувствуешь: страх, радость, угрозу, восхищение, желание действовать?/






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал