7


  • Учителю
  • Программа элективного курса для 8 класса

Программа элективного курса для 8 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Шаран муниципального района

Шаранский район Республики Башкортостан»



Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики и информатики

Протокол №1 от 29.08.2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________

Л.Ф.Шарифуллина

«___»_______________2014 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

______________

Л.Р.Зиязетдинова

«___»_______________2014 г.



Программа


элективного курса по информатике для VIII класса


«Создание занимательных задач на компьютере»









Составила:

учитель информатики

МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

Шавалеева Галина Валерьевна


с. Шаран

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка


Место курса в образовательном процессе


В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: в наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников, учащиеся испытывают затруднения, нехватку времени. И для инновационных уроков, с точки зрения включения занимательности, места не находится, поэтому постепенно угасает интерес к учению. Для решения этой проблемы считаю необходимым применять в учебном процессе задания в занимательной форме (ребусы, кроссворды, сканворды, занимательные задачи) корректируя их количество и направленность, с учетом психологических и физиологических особенностей школьников. Решение таких задач связано с формированием определенной гибкости мышления, умением и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные учебные ситуации. Требует достаточно развитой культуры умственного труда.

Однако, очевидна тенденция использования элементов занимательности только с учащимися начальной школы. Хотя элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена. Данный элективный курс имеет главное направление: если в младших и средних классах при применении занимательных элементов учащиеся выступали объектами, на которые был направлен образовательный процесс, то теперь у них имеется реальная возможность выступить полноправными субъектами деятельности, когда они самостоятельно смогут разрабатывать занимательные материалы и апробировать их на окружающих. Подобный навык пригодится ученикам в дальнейшем обучении, а выработать его предлагается на элективном курсе «Создание занимательных задач на компьютере».


Концепция курса


Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обучаемых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при создании занимательных материалов. При изучении курса учащиеся узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.

Для этого из большого количества видов занимательных элементов постаралась выбрать те, которые думаю, вызовут наибольшую заинтересованность у учащихся. Материал планируется выдавать небольшими порциями, детально прорабатывая его, иначе велика вероятность потери у детей интереса к курсу. Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Самостоятельная работа учеников сводится к подбору занимательных материалов по различным темам и разработке заданий, которые они оформляют на занятиях курса или в домашних условиях (для тех учащихся, которые имеют компьютер дома).

Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графический редактор Paint, электронные энциклопедии и др.


Цели и задачи курса:

Цель: заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для создания задач в занимательной форме;

сформировать понятие безграничных возможностей разработки и создания занимательных материалов.

Задачи: Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных прикладных программных средств компьютера;

выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;

формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;

демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;

овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми в базовом курсе информатики.


Формы организации учебных занятий


Занятия курса проводятся в виде лекций и компьютерного практикума. В лекционной части учитель рассказывает о занимательных элементах и их специфике, подкрепляя рассказ примерами и разбором заданий, в которых присутствуют рассматриваемые занимательные элементы. Особое внимание уделяется способам создания и оформления занимательного материала на компьютере, подбираются и предлагаются к исполнению задания связанные с разными школьными дисциплинами. Сами задания выполняются на практических занятиях.

Вступительное занятие курса обязательно начинается мотивацией важности курса. Курс ведется блоками; каждый из которых охватывает материал по одному из занимательных элементов. Блок начинается с лекции. Отводимое на нее время зависит от вида занимательного элемента, программных средств, используемых для его создания и оформления. Формирование соответствующих первичных умений оперирования программным средством реализуется в рамках практических занятий. На практике отрабатываются навыки создания и оформления занимательных материалов. Каждый блок завершается творческим заданием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные и оформленные занимательные материалы.

Итогом курса является создание системы занимательных материалов по определенному разделу одной из школьных дисциплин. Наиболее интересные материалы, будут предлагаться на элективном курсе «Занимательная ИнфорМатика» учащимся 5б класса. Кроме того авторам будет предложено проводить мини-уроки в 5б классе.

Разработанные материалы планируется применять на предметных КВН и вечерах, в кружковой и факультативной работе, где авторы будут доводить их до окружающих, выступая в роли ведущих или консультантов.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса

Дата урока

Тема занятия

Основные понятия

Кол-во часов

Теор

Пр

Всего

06.09

Занимательность: учение через увлечение. ТБ в компьютерном классе

Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация.

1


1

13.09

20.09

Создание и оформление занимательных задач.


Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.

1

1

2

27.09

18.10

Кроссворды. Создание и оформление.

Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления.

Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

1

1

2

25.10

08.11

Создание кроссвордов

Оформление кроссвордов средствами текстового процессора.


2

2

15.11

22.11

29.11

Филворды и Файндворды. Создание и оформление.

Создание и оформление филвордов.

0,5

2,5

3

06.12

13.12

Файндворды. Создание и оформление.

Создание и оформление файндвордов.

0,5

1,5

2

20.12

27.12

Выполнение проекта

Разработка занимательного материала по собственному выбору.

0,5

1,5

2

17.01

Защита проекта

Апробация выполненной работы младшим школьникам.


1

1

24.01


Ребусы. Создание и оформление.

Создание и оформление ребусов.

Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и разгадывания ребусов.

1


1

31.01

07.02

Создание ребусов

Разработка ребусов - творческий процесс.

Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами гра­фических редакторов.


2

2

14.02

21.02

28.02

Антиподы, синонимы. Создание и оформление.

Разработка и оформление заданий для игр «Антиподы» и «Синонимы» по заданной теме. Примеры компьютерных антиподов и синонимов.

1

2

3

07.03

14.03

21.03

Третий лишний

Создание и оформление.

Разработка и оформление заданий для игры «Третий лишний».

1

2

3

04.04

11.04

Кодирование информации. Метод координат

Разработка и оформление заданий на кодирование изображений на координатной плоскости.

0,5

1,5

2

18.04

25.04

Попробуй прочитай.

Шифрование текстов с использованием названий клавиш, команд ОС, расширений файлов, операторов языков программирования, служебных слов.

1

1

2

02.05

16.05

Выполнение проекта

Разработка занимательного материала по собственному выбору.


2

2

23.05

30.05

Защита проекта

Апробация выполненной работы младшим школьникам.


2

2

ИТОГО:


9

23

32

Учащиеся должны:

иметь представление о способах обработки различных видов информации;

владеть навыками работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint;

знать роль программного обеспечения в работе компьютера.


Планируемые результаты курса


В результате изучения курса «Создание занимательных задач на компьютере»:

Учащиеся должны знать:

о понятии занимательности,

о элементах занимательности и их классификации,

видах занимательных задач,

правилах составления кроссвордов, ребусов.

Учащиеся должны уметь:

создавать и оформлять занимательные материалы с применением различных прикладных программных средств компьютера;

грамотно подавать занимательный материал окружающим,

демонстрировать возможности типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала.


Тематическое планирование занятий курса


Элективный курс «Создание занимательных задач на компьютере» рассчитан на 32 часа (1 час в неделю с учетом праздничных выходных дней): 9 часов - теоретических занятий, 17 практических работ, 4 часа выполнение проекта, 2 часа апробирование выполненного задания. Таким образом, 70% курса отводится на практические занятия. Курс рассчитан на учащихся, имеющих начальные навыки работы на компьютере.

В результате изучения данного курса повысится уровень познавательного интереса к изучаемому предмету и другим дисциплинам, инициативности и творчества в труде, развитие коммуникативной культуры.


Используемая литература:


Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Турин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб: Кристалл, 2000.

Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Зубрилин А. А. Викторины по информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.

Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информатики//Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2004. № 5.

Зубрилин А. А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001. № 3.

Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика и образование. 2001. №8-10.

Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий // Информатика и образование. 2002. №11.

Зубрилин А: А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний //Информатика и образование. 2002. № 8.

Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике, и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал