7


  • Учителю
  • Статья педагогические технологии на тему Игровые технология как средство формирования общих компетенций в информатике

Статья педагогические технологии на тему Игровые технология как средство формирования общих компетенций в информатике

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Игровые технологии как средство формирования общих компетенций на занятиях по информатике



О.Н. Королева, преподаватель ОГБПОУ УТЖТ



Сегодня в центре внимания студент, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного преподавателя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности студентов, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности студента.

Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения и способствуют активизации процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги: - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Пидкасистый П.И., Прутченков А.С. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Студенты, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает преподавателей, в том числе и преподавателей информатики.

Игровые технологии выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяет студенту быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Прежде чем использовать игровые технологию в учебном процессе необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с ее использованием; для какого состава студентов следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе занятия.

Потребность в быстром и эффективном овладении информатикой, а также вышеназванные причины привели меня к выбору данной темы исследования.

Целью исследования является разработка методических рекомендаций по применению игровых технологий.

Объект исследования - внедрение игровых технологий в процесс преподавания информатики.

Предмет исследования - игровые технологии на различных этапах занятия информатики.

В связи с целью определены следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

- изучить существующие в практике обучения информатике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

- предложить ряд игр, которые преподаватель может использовать на различных этапах занятия информатики.

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретическая значимость исследования: дано теоретическое обоснование использованию игрового подхода на занятиях информатики; конкретизировано понятие «игровые технологии» применительно к обучению студентов;

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по обучению студентов техникума с использованием игровых технологий.





Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Однако чтобы использовать игровые технологии на занятии необходимо знать, уметь подобрать педагогическую игру.

При этом необходимо учитывать некоторые моменты.

1) Предварительная подготовка студентов к игре.

На данном этапе важно добиться, чтобы все студенты понимали, что они должны делать входе подготовительной работы.

Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Надо больше доверять студентам, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Учебная игра должна иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Немаловажную роль на этом этапе играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.

В создании условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры важным является социально - психологическая готовность студентов к такому роду деятельности. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие завершаться получением определённого результата.

Применяя игру как форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение.

Участники игры также должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д.[6].

3). Введение в игру.

1) Предложение игры студентам.

Обычно достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в : «Название игры» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра:». Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры.

Участников можно выбирать самому, потому что студенты могут обидеться. Преподаватель может предложить головоломку. Кто быстрее решит, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или студенты с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для преподавателя важно включить каждого студента в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

4) Ход игры.

1) Начало игры.

Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

2) Развитие игрового действия (кульминация).

На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Здесь важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры.

Необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест студентам. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у студентов, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение студентов).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового студенты узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования.

Чтобы избежать конфликтых ситуаций, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

VI. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед преподавателем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по информатике;

- использование игры на занятиях - обязательное средство создания ситуации общения;

-выбор игры зависит от того, каких результатов хочет добиться педагог;

- проведение игр на занятиях по информатике позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Одна из задач преподавателя - научить культуре игры и культуре поведения вообще;

- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения на разных этапах обучения информатике;

-игры являются ценным средством воспитания умственной активности студентов, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор.

Данную технологию применяю на своих занятиях третий год в группах первого курса.

Применение игровых технологий на занятиях информатики, позволяет не только повысить интерес студентов к предмету, повысить качество знаний, но и является средством формирования общих компетенций студентов.

Это подтверждается результатами диагностики.

Результаты первичной диагностики. Таблица 1ОК 1

61%

36%

3%

ОК 3

66%

27,1%

6,9%

ОК 5

75%

20,3%

4,7%

ОК 6

70%

21%

9%

ОК 7

73%

22%

5%



Результаты повторной диагностики (Таблица 2)10,9%

14,1%

75%

ОК 3

6%

18%

76%

ОК 5

3,8%

17,2%

79%

ОК 6

9%

12%

79%

ОК 7

4,5%

25,5%

70%

2.

Автоматика и телемеханика (СШ 14.9)

ОК 1

5%

24%

71%

ОК 3

6,9%

22,8%

70,3%

ОК 5

10,9%

20%

69,1%

ОК 6

7,4%

21,6%

71%

ОК 7

6,8%

20,2%

73%

3.

Электроснабжение (СЭ 14.12)

ОК 1

6%

22%

72%

ОК 3

9,3%

18,4%

72,3%

ОК 5

4%

25,2%

70,8%

ОК 6

8,7%

18,3%

73%

ОК 7

5%

25,3%

69,7%



Таким образом, можно сделать выводы:

1. Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Существует множество классификаций игр: игры для изучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры, релаксационные игры - паузы. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности студентов, активизируют мыслительные процессы.

2. В техникуме, делающая ставку на активизацию и повышение учебного процесса, игровая деятельность на занятиях информатики используется в качестве элементов занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее рациональное ее применение на занятиях по закреплению, систематизации или повторению материала.

3. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяет стимулировать познавательную деятельность студентов. При планировании игры цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Окончательное и исчерпывающее изложение проблемы использования игровых технологий на различных этапах занятия по информатике, это довольно широкая тема, поэтому данная проблема может быть развита в направлениях: разработка методики внедрения игровых технологий на занятиях информатики, анализ использования игр как фактора повышения учебного процесса, ознакомление с опытом использования игровых технологий на занятиях информатики, выявление значения игры для становления нравственного поведения студентов.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал