7


  • Учителю
  • Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности

Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

























Как игра помогает учиться?



(информационно-математическая область)



















Выполнила

Николаева О.В.

Учитель

информатики и ИКТ

ГБОУ СОШ № 141



Санкт-Петербург

2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.









  1. Введение стр.3



II. Основная часть

1.Цели и задачи использования игр стр.4

2.Виды игр стр.5

3.Функции игр стр.10

4.Структура и проведении урока-игры стр.10

5.Игра «Путешествие в Цифроляндию» стр.12



  1. Заключение стр.13



  1. Используемые источники стр.14



































ВВЕДЕНИЕ.



Вы когда-нибудь задумывались, что может делать игра?

Игра может принести радость, печаль, но также может дать знания и опыт. Игра помогает детям лучше познавать мир. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. Исследователь народной культуры В. М. Григорьев отмечает, что игра - это занятие, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но может во многом воспроизводить абсолютно любые из них; в игре создается на определенное время особый, условный мир, со своими законами.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности, выдвинулась в ряд наиболее важных вопросов. Интерес к этой проблеме из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества.

Тема игры в учебном процессе очень актуальна, т. к. игра - это пространство «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что не принимать в окружающем мире.

Сейчас практически все дети играют в компьютерные игры! И многие учителя пользуются возможностью преподнести сложный, скучный материал в игровой форме.

Они создают разнообразные интерактивные игры, презентации, наглядные пособия и многое другое, что может одновременно и увлечь детей, и помочь усвоить новый материал.

Цель этой работы показать разнообразие игр и возможность их использования в учебном процессе.















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.



  1. Цели и задачи использования игр.



Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.

Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.

Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе и в институте, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для людей из их прежнего опыта.

Так как игра - основной вид деятельности человека. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе человека. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? . На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы человек подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре человек стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре человек получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с человеком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения со студентами.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития человека, игра позволяет установить, к чему человек стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.



  1. Виды игр.



Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребёнка.

В младшем школьном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребёнка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра -экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры - сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребёнка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр "питается" опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.





В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам.



Какие же виды компьютерных игр бывают:



«Ролевые, стратегии»

Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности



Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. Эти игры помогают продумывать действия на несколько ходов вперёд, также развивают логическое мышление.



«Головоломки»

Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности



Они развивают сообразительность и логику. Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются Myst, Neverhood.

«Шутеры»

Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности



И «Аркады»

Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности

3D-шутеры, «бродилки-стрелялки»

3D-шутер (англ. 3D Shooter) - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия ближнего боя (как правило холодного) и стрелкового оружия (чаще всего огнестрельного оружия и энергетического), для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты (напр. Max Payne), нацисты (напр. в Return to Castle Wolfenstein) и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры (напр. Doom, Half-life, Duke Nukem 3D, Serious Sam).

В зависимости от сюжета игры арсенал игрока может включать как современные виды оружия, так и их футуристические аналоги, а также виды оружия, не имеющие аналогов на сегодняшний день. Как правило, типичный набор оружия содержит: холодное оружие ближнего боя (ножи, кастеты, кусок трубы, бейсбольная бита, монтировка, мечи, сабли, копья, кинжалы, палицы, кистени и т. д.), луки и арбалеты, пистолеты, автоматы или автоматические винтовки, дробовик («шотган»), снайперскую винтовку, многоствольный роторный пулемёт или одноствольный, а также гранаты или бутылки с зажигательной смесью. И пистолеты, и автоматы, и винтовки могут быть как огнестрельные так и энергетические (бластеры, плазмометы, лучеметы). Часто оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оснащено оптическим прицелом с возможностью изменения кратности или без такового. Также игрок может наносить удары при помощи ног, или бить врагов прикладом или рукоятью пистолета. В «реалистичных» играх (например, в FarCry и F.E.A.R.) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных (напр. Unreal Tournament, Quake) можно было использовать все виды оружия, доступные в игре. Также в «реалистичных» шутерах более совершенная модель повреждений, как самого игрока, так и его противников, в частности попадание в голову в «реалистичном» шутере вполне может вызвать мгновенную смерть персонажа игрока (Operation Flashpoint: Cold War Crisis), тогда как в аркадных у персонажа обычно отнимается ненамного больше «хитпойнтов» (от англ. hitpoints), чем при попадании в туловище.

Шутеры от первого и от третьего лица

В шутерах от первого лица (англ. First person shooter, FPS) игрок не видит персонажа со стороны - он наблюдает за происходящим от лица персонажа - «глазами персонажа» (англ. First person look), и наблюдаемая игроком картина совпадает с тем, что «видит» персонаж. В шутерах от третьего лица (англ. Third person shooter, TPS) игрок видит персонаж со стороны с фиксированной (обычно со спины) или произвольной точки зрения (англ. Third person look). В ряде игр реализована возможность переключения первое/третье лицо и фиксированная/произвольная камера.

Примеры шутеров от первого лица:

серия Doom, серия Quake, серия Unreal Tournament, серия Call of Duty, серия Medal of Honor

Примеры шутеров от третьего лица:

серия Tomb Raider, серия Max Payne

Тактические шутеры

Принципиальное отличие тактических шутеров от классических состоит в том, что персонаж не изображает героя-одиночку, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздаётся деятельность отрядов - взаимодействие между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и её вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, в сетевом - через взаимодействие живых игроков.

Примеры:

Battlefield, Counter-Strike: Condition Zero, Counter-Strike, Star Wars: Republic Commando



Некоторые из таких игр можно использовать в учебном процессе. Например, квесты или приключения. Они напоминают, часто проходящие в школе игры по станциям и викторины, которые так нравятся детям.

Один из таких игр, стратегия «Герои Магии и Меча». Эта игра учит распределять ресурсы, торговать, планировать строительство зданий и состав армии, выбирать удобные и кратчайшие маршруты передвижения.



  1. Функции игры в учебном процессе



Игра - явление сложное и многогранное.

Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях

Коммуникативная функция - объединение учеников и преподавателей, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения - стремление реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.



  1. Структура проведения урока - игры



Уроки - игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными лекциями, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1. Ориентация: преподаватель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3. Проведение игры: преподаватель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

. Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все преподаватели в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.



























  1. Игра «Путешествие в Цифероляндию»



Использование логических компьютерных игр на уроках информатики позволяет формировать логико-алгоритмический стиль мышления у обучающихся. Дидактический потенциал таких компьютерных игр позволяет сделать учебные занятия увлекательными, интересными, а учебную деятельность мотивированной. Использование компьютерных игр позволяет моделировать деятельность обучающихся и при этом получать конкретный результат.

На внеурочных занятиях по информатике для 5-х классов «Занимательная информатика» моим учащимся была предоставлена возможность самостоятельно выбрать итоговый проект. Например: придумать игру в среде ЛогоМиры 3.0, так как основная работа на этих занятиях проходит по программе ЛогоМиры3.0. В результате свободного выбора итогового проекта по курсу появилась игра "Путешествие в Цифроляндию". Ее можно использовать как тренажёр для усвоения навыков перевода чисел из десятичной системы исчисления в двоичную. Этот проект выполнил самостоятельно учащийся 5 Г класса Ступин Михаил в программе ЛогоМиры3.0. и представляет собой игру в жанре «приключения, бродилки».



Дракон Ники выходит из своего домика в поисках приключений.

Сначала он решает пойти в «страну Безделья»

Но оказывается, в стране безделья ничего нет, поэтому он возвращается на развилку и идёт в «Цифроляндию».

Там он проходит через поле двоичного кода и выходит в красивый сад с лошадьми, птицами, деревьями и цветами.

Тут же он видит правило перевода чисел из десятичной системы исчисления в десятичную и выполняет задания. Потом возвращается домой и говорит «УРА Я ДОМА!»

Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе. С помощью игры преподавателям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся - феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре студенты делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных людей, и ещё для многого другого. Если учащиеся в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее.



P.S.

Миша Ступин: «Мне самому очень нравиться играть в разные игры. А ещё больше нравиться эти игры придумывать. Когда я разбираюсь с какой - нибудь новой игрой или программой, то запоминаю гораздо больше информации, чем читаю журналы или учебники. Поэтому, мне кажется, что за компьютерными технологиями в школе огромное будущее.».



















ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:





ЛИТЕРАТУРА





  • Агеева, И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие / И.Д. Агеева. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Фринланд А.Я. Информатика. - М., 2005.

  • Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. / Общ. ред. [пер.] Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1983.

  • Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002г.

  • Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь 2000. №2.

  • Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Ака

  • Пидкасистый П.И. "Технология игры в обучении" - М.Просвещение, 1992г.

  • Радюк Л. Алгоритм перевода в двоичную и из двоичной системы счисления.// Наука и жизнь. 2005. №1

  • Создание проектов в интерактивной творческой среде ЛогоМиры (версия 3.0): (методические рекомендации) / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т раз- вития образования, Центр информатизации и оценки качества образования; [cост.: Е.Ю. Пирогова]. - Вологда: ВИРО, 2013.





ИНТЕРСНЕТ-РЕСУРСЫ



https://ru.wikipedia.org

wobla.ru/infomat/games.aspx

xn--c1apibbbh.xn--p1ai/logo-miri_30/

lavka.int-edu.ru/main/view/10</</u>







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал