7


  • Учителю
  • Открытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителя

Открытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителя

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пименова Людмила Владимировна, учитель информатики МБОУ «Покровский лицей» Абдулинский район Оренбургской области



Разработка открытого урока в 7 классе по информатике на тему:

«Алгоритм - модель деятельности исполнителя».

Учитель информатики: Пименова Л.В.

Цель урока:

Систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов;

Дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.

Задачи:

  • Образовательные

-Рассмотреть проблему определения понятия «алгоритм»;

-Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;

-История термина;

-Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма;

- Рассмотреть виды алгоритмов;

- Исполнитель алгоритма, система команд алгоритма;

- Изучить формы записи алгоритмов;

-Формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);

  • Развивающие

- Формирование устойчивой познавательной учебной деятельности:

-Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

-Развитие у школьников умения правильно излагать мысли;

-Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

-Развитие навыков самостоятельной работы;

-Способствовать развитию коммуникативности;

-Развивать алгоритмическое, логическое мышление, память, внимание.

  • Воспитательные

-Воспитать умение работать в группе;

-Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность пользоваться дополнительной литературой;

-Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность.

Тип урока: изучение нового материала.

Материальное обеспечение:

  • мультимедиа проектор;

  • презентация по теме;

  • кроссворд по теме;

  • карточки с д/з.

Ход урока:

  1. Организационный момент и постановка цели урока

- Здравствуйте, ребята! Урок сегодня у нас не совсем обычный, на нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их, улыбнувшись им, а также улыбнемся друг другу, пожелав хорошего настроения на весь урок.

И мы должны с вами активизировать свою мыслительную деятельность и продемонстрировать хорошие знания и умения.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлых уроках вы познакомились с темой «Информационное моделирование», рассмотрели различные виды моделей.

Я предлагаю вам проверить свои знания по этой теме, выполнив задания по группам.

Задания для первой группы (Карпаев П., Комаров А., Харламова К.)

… - это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.

Уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений даёт нам ….

… - условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размера, получаемое методом проецирования.

… - один из наиболее наглядных способов записи алгоритмов.

Самопроверка на слайде 1.

Схема - это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.

Уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений даёт нам географическая карта.

Чертёж - условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размера, получаемое методом проецирования.

Блок-схема - один из наиболее наглядных способов столбцов, записи алгоритмов.

Задания для второй группы (карточки) (Поздеев Р., Сираев Р., Сергеев А.)

Вставьте пропущенные слова.

1)Можно узнать незнакомого человека, если есть ... его внешности.

план

описание

макет

муляж

таблица

2)Наглядно продемонстрировать признаки различных фруктов и обо­им и позволяет ...

План

Описание

Макет

Муляж

таблица

3)Выполненный в определенном масштабе ... делает наглядными предложения архитектора по застройке района.

план

описание

макет

муляж

таблица

4) ........ расписания является моделью движения поездов.

План

Описание

Макет

Муляж

таблица

5) Всегда следует продумывать ... решения задачи.

план

описание

макет

Задание для третьей группы (Григорьев В., Кириллова В., Евстафьев И.)

Отметьте истинные высказывания:

ООткрытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителябъект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется моделью.

Открытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителя

Модель содержит меньше информации, чем объект-оригинал.



МОткрытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителяодель содержит больше информации, чем объект-оригинал.



МОткрытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителяодель содержит столько же информации, что и объект-оригинал.



МОткрытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителяожно создавать и использовать разные модели объекта.



МОткрытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителяожно создать и использовать единственную модель объекта.



МОткрытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителяожно создавать и использовать только натурные модели объекта.

Класс делится на две команды.

конкурс "100 Мбайт с препятствиями"

Каждой команде в течение минуты я задаю вопросы, за правильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите "дальше", чем быстрее вы будете отвечать, тем больше очков вы сможете набрать. Кто из команд начнет первым решит жребий.

Вопросы для 1 команды:

  1. Процесс построения моделей называется: (моделированием)

  2. Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да)

  3. Информационная модель, состоящая из строк и называется: (таблицей)

  4. Назовите программу, с помощью которой можно создавать описательные модели. (текстовый редактор)

  5. Схема электрической цепи является материальной или информационной моделью? (информационной)

  6. Что является материальной моделью Земли? (глобус)

Вопросы для 2 команды:

  1. Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется :. (моделью).

  2. Модели, объекты и свойства которых представлены виде списки, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются: (табличными).

  3. Назовите программу, с помощью которой можно создавать графические модели. (графический редактор)

  4. Анатомический муляж является материальной или информационной моделью? (материальной)

  5. Назовите инструмент для компьютерного моделирования. (компьютер)

  6. Как называется граф , предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования между объектами? (деревом)



Наш урок сегодня будет посвящен изучению новой темы, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (слайд 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы:

  1. Знания, сведения, которые получает человек из различных источников.

  2. Некоторое упрощенное подобие реального объекта.

  3. Указание на последовательность действий, которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

  4. Центральное устройство компьютера, отвечающее за обработку информации всех видов.

  5. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

  6. Американский математик, основатель кибернетики.

  7. Универсальное техническое устройство, предназначенное для работы с информацией.

  8. Устройство хранения информации на компьютере.

Открытый урок Алгоритм - модель деятельности исполнителя

2. Изучение нового материала (компьютерная презентация)

- Молодцы! А теперь запишите в тетрадь число и тему урока: «Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов» (слайд 3).

Цели урока: слайд 4

Откуда появилось слово «алгоритм»? (выступление ученика)

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми.

Ал-Хорезми жил и творил в IX веке в г.Хива Хорезмской области Узбекистана.

Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века, по которому Западная Европа познакомилась с десятичной позиционной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий (слайд 5).

Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в веке когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения), было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах такой стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит» (слайд 6).

Итак, слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий

В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики (слайд 7).

Наша учеба, работа, личные дела - это каждодневное, ежечасное решение различных задач. Каждая задача требует для своего решения выполнения определенных действий. Многократно решая задачи, можно заметить, что необходимые действия должны выполняться в строго определенном порядке. В таких случаях принято говорить об алгоритме решения задач. Понятие алгоритма считается одним из древнейших. Оно возникло задолго до появления ЭВМ, но с развитием вычислительной техники его роль значительно возросла.

Определения алгоритма

«Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи».

Алгоритм можно записать:

  • на естественном языке;

  • в виде нумерованного списка;

  • в виде блок-схемы.

Программа - это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.

(слайд 8).

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд (слайд 9).

СКИ (система команд исполнителя) - перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель (слайд 10).

Типы исполнителей - формальные и неформальные (слайд 11).

В роли неформального исполнителя чаще всего выступает человек. Неформальный исполнитель сам отвечает за свои действия.

В роли формального исполнителя чаще всего выступает техническое устройство. За действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект (слайд 12).

Неформальный исполнитель не всегда может выполнять одни и те же команды совершенно одинаково (слайд 13).

Формальный исполнитель всегда одинаково выполняет одну и ту же команду. Для каждого формального исполнителя можно указать:

  • круг решаемых задач;

  • среду;

  • систему команд;

  • систему отказов;

  • режимы работы (слайд 14).

Ответы на вопросы 1,2 (стр.119, учебника).

Круг решаемых задач. Каждый исполнитель создается для решения определенного класса задач (слайд 15).

Среда исполнителя - область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель (слайд 16).

Система отказов исполнителя.

Отказ «Не понимаю» возникает, если подается команда, не входящая в СКИ.

Отказ «Не могу» возникает, если команда из СКИ не может быть выполнена в конкретных условиях среды (слайд 17).

Для большинства исполнителей предусмотрены режимы непосредственного и программного управления. В первом случае исполнитель ожидает команд от человека и каждую поступившую команду немедленно выполняет. Во втором случае исполнителю сначала задается полная последовательность команд, а затем он выполняет все эти команды в автоматическом режиме (слайд 18).

Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие (слайд 19).

Физминутка (слайд 20-21 ).



3.Практическая работа. Слайд 22.

Приложение 2.

Результаты практической работы. Слайд 23-24

4. Анализ и рефлексия.



Слайд 25. Дайте ответы на следующие вопросы:

  • Что нового мы изучили на уроке?

  • Зачем нужны алгоритмы?

  • Какую практическую значимость имеют полученные знания?

  • Что вам удалось сделать на уроке?

  • Были ли вы успешны во время урока?

Слайд 26. Рефлексия.

5.Отметки за урок с комментариями.



6.Домашнее задание. Слайд 27.



</ Домашнее задание: §3.1

. Составить алгоритм (на выбор):

  • Алгоритм чтения параграфа;

  • Алгоритм повторения (через 15 минут, 6 часов и день);

  • Алгоритм подготовки и выступления.



Слайд 28. Спасибо за урок!

Вопросы:

  1. Знания, сведения, которые получает человек из различных источников.

  2. Некоторое упрощенное подобие реального объекта.

  3. Указание на последовательность действий, которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

  4. Центральное устройство компьютера, отвечающее за обработку информации всех видов.

  5. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. (Кибернетика)

  6. Американский математик, основатель кибернетики. (Винер)

  7. Универсальное техническое устройство, предназначенное для работы с информацией.

  8. Устройство хранения информации на компьютере.



Вопросы:

  1. Знания, сведения, которые получает человек из различных источников.

  2. Некоторое упрощенное подобие реального объекта.

  3. Указание на последовательность действий, которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

  4. Центральное устройство компьютера, отвечающее за обработку информации всех видов.

  5. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. (Кибернетика)

  6. Американский математик, основатель кибернетики. (Винер)

  7. Универсальное техническое устройство, предназначенное для работы с информацией.

  8. Устройство хранения информации на компьютере.



Вопросы:

  1. Знания, сведения, которые получает человек из различных источников.

  2. Некоторое упрощенное подобие реального объекта.

  3. Указание на последовательность действий, которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

  4. Центральное устройство компьютера, отвечающее за обработку информации всех видов.

  5. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. (Кибернетика)

  6. Американский математик, основатель кибернетики. (Винер)

  7. Универсальное техническое устройство, предназначенное для работы с информацией.

  8. Устройство хранения информации на компьютере.



Вопросы:

  1. Знания, сведения, которые получает человек из различных источников.

  2. Некоторое упрощенное подобие реального объекта.

  3. Указание на последовательность действий, которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

  4. Центральное устройство компьютера, отвечающее за обработку информации всех видов.

  5. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. (Кибернетика)

  6. Американский математик, основатель кибернетики. (Винер)

  7. Универсальное техническое устройство, предназначенное для работы с информацией.

  8. Устройство хранения информации на компьютере.



Вопросы:

  1. Знания, сведения, которые получает человек из различных источников.

  2. Некоторое упрощенное подобие реального объекта.

  3. Указание на последовательность действий, которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

  4. Центральное устройство компьютера, отвечающее за обработку информации всех видов.

  5. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. (Кибернетика)

  6. Американский математик, основатель кибернетики. (Винер)

  7. Универсальное техническое устройство, предназначенное для работы с информацией.

  8. Устройство хранения информации на компьютере.

4





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал